Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Особенности эстетического способа ценностного освоения действительности 3 страница




Даосизм - философско-религиозное течение традиционного Китая, одно из его главных «трех учений», являвшее собой в этой триаде основную альтернативу конфуцианству как философии и буддизму как религии. Впервые как целостное идейное формирование под именем «школа Пути и благодати», воспроизводящем название основополагающего даосского трактата Канон Пути и благодати (Дао дэ цзин), было определено в ряду шести философских школ Сыма Танем (II в. до н.э.).

Дедукция (от лат. deductio - выведение) - переход от общего к частному; в более специальном смысле термин «дедукция» обозначает процесс логического вывода, т.е. перехода по тем или иным правилам логики от некоторых данных предложений - посылок к их следствиям (заключениям), причём в некотором смысле следствия всегда можно характеризовать как «частные случаи» («примеры») общих посылок.

Деизм - философский принцип, утверждающий Бога в качестве первопричины мира и при этом отрицающий его вмешательство в дальнейшее существование мироздания

Действительность (произв. от слова «действие») - осуществленная реальность во всей своей совокупности - реальность не только вещей, но и овеществленных идей, целей, идеалов, общественных институтов, общепринятого знания. В отличие от реальности, действительность включает в себе также все идеальное, которое приняло вещественный, материальный характер в виде различных продуктов человеческой деятельности - мира техники, общепринятого знания, морали, государства, права. Понятие «действительности» противоположно не понятиям «иллюзия», «фантазия», которые также могут быть осуществлены, а понятию «возможность». Все возможное может стать действительным.

Деконструкция - особая стратегия по отношению к тексту. Термин «деконструкция» предложил французский философ Жак Деррида.

Демиург (греч. demiourgos - «творящий для народа», т.е. ремесленник, мастер-создатель) - субъект миротворения в теологических, религиозно-философских и ранне-натурфилософских космогониях. В философский оборот термин «Д.» был исходно введен в античной натурфилософии (Филолай, Критий и др.) для выражения творческого характера космогенеза; использован Платоном для интегрального обозначения идеальных сущностей, выступающих в качестве инициирующих факторов космогенеза, и структурирующих косную материю начал: от «нуса» у Анаксагора и «ума» у Крития до комплекса целевой и формальной причин у Аристотеля.

Демократия - «власть народа» (др. греч.); форма власти (по Платону и Аристотелю), признающая народ первым и основным источником власти, право граждан участвовать в решении государственных дел, пользоваться широким кругом прав и свобод.

Деспотизм - жестокое подавление прав и свобод; политический произвол; форма неограниченной самодержавной власти

Детерминанты  (от лат. determino - определяю) - определяющие начала; события или явления, оказывающие причинное или иное влияние на другие события или явления

Детерминизм - онтологический принцип, утверждающий всеобщую обусловленность явлений и событий и всеобщий характер причинности

Дефиниция - краткое определение какого либо понятия, отражающее существенные признаки предмета или явления; лингв. толкование слова

Диалектика - 1. (греч. dialegomai - веду беседу, рассуждаю). Первоначально этим термином (dialektike techne - «искусство диалектики») обозначались: А) способность вести спор посредством вопросов и ответов; Б) искусство классификации понятии, разделения вещей на роды и виды. Аристотель считает изобретателем Д. Зенона Элейского, который подверг анализу противоречия, возникающие при попытке мыслить. А) Искусство ведения спора. Б) Теория и метод познания и преобразования действительности, берущейся во всем многообразии ее форм и во всей ее противоречивости. Как способ мышления учитывает многообразие связей исследуемого явления, взаимодействие противоположных тенденций в процессе его развития.

Диалектический материализм - разновидность материализма, в котором материалистические принципы объединяются с диалектикой. Материя, которая понимается как любая вообще объективная реальность, развивается, взаимодействия в мире происходят в соответствии с законами диалектики. Основными системообразующими принципами Д.м. являются: принцип единства и целостности бытия как развивающейся универсальной системы, включающей в себя все проявления, все формы действительности от объективной действительности (материя) до субъективной действительности (мышление); принцип материальности мира, утверждающий, что материя первична по отношению к сознанию, отражается в нем и определяет его содержание; принцип познаваемости мира; принцип развития, утверждающий, что все явления в мире и мир в целом находятся в непрерывном, постоянном, диалектическом развитии, источник которого - возникновение и разрешение внутренних противоречий, ведущие к отрицанию одних состояний и образованию принципиально новых качественных явлений и процессов.

Диалектический метод - см. Диалектика.

Дискурс (франц. discours, англ. discourse - речь; рассуждение) - организация речевой деятельности (письменной или устной), характерная для той или иной дисциплины («философский дискурс», «научный дискурс») или присущая обсуждению той или иной проблемы («дискурс глобализации»).

Добро - моральное, этическое понятие для обозначения положительных ценностей личности или общества.

Догма - положение, принимаемое за непреложную, непререкаемую истину, признаваемое бесспорным и неизменным без доказательства, некритически, без учета конкретных условий; догма права - формально-логическое истолкование действующего права.

Доксография - описание взглядов какого-либо философа (часто в терминах другой философской системы), в противоположность дословным цитатам из его сочинений. В истории античной философии доксография имеет важное значение для реконструкции учений тех философов, сочинения которых утрачены - в особенности это относится к философам-досократикам, а также к ряду представителей эллинистической философии. Доксографы - (от греч. doxa - мнение, и grapho - описываю) - античные историки философии, работавшие в жанре «описаний мнений» философов. Термин введен в употребление в сер. XIX в. Г. Узенером и Г. Дильсом.

Доктрина (лат. doctrina) - учение, научная или философская теория, система представлений, руководящий теоретический принцип.

Долг - моральное, этическое понятие, для обозначения приверженности человека моральным ценностям, осознания безусловной необходимости исполнения того, что следует из морального идеала.

Досократики (нем. Vorsokratiker; франц. Presocratiques; англ. Presocratics) - новоевропейский термин для обозначения ранних греческих философов VI-V вв. до н.э. Сочинения досократиков известны только по фрагментам, сохранившимся в виде цитат у позднейших античных авторов

Достоинство - 1. Положительная ценность, совокупность высоких моральных качеств в единстве с уважительным отношением к ним. 2. Самоуважение, нравственное совершенство личности, осмысление себя и своего места в мире.

Древнегреческий Олимп - 1. Мифическая резиденция верховных греческих богов, «олимпийцев», жилище царя богов Зевса. 2. Избранная верхушка общества.

Древняя Эллада - другое наименование Греции, эллины - самоназвание греков.

Дуализм - философский принцип, утверждающий в качестве равноправных исходных начал мира две субстанции: материальную и духовную.

Духовная эмансипация (от лат. emancipatio - букв. «освобождение сына из-под власти отца») - освобождение от какой-либо зависимости, ограничений в правах и т.п.

Душа (греч. ψυχή, лат. anima) - в религиозной философии нематериальная сущность, которой свойственно сознавать, мыслить, чувствовать и свободно действовать. Душа человека отличается от его духа тем, что дух ориентирован на Высшее или выражает жизнь человека в его предстоянии перед Высшим, в жажде Бога и устремлении к Нему, тогда как душа определяет внутреннюю жизнь человека, раскрытие его индивидуальности и ориентацию на окружающий мир. Душа начала рассматриваться в качестве философского понятия, доступного рациональному анализу, у древних греков. В XX веке преобладает тенденция интерпретации души как мистического понятия, несмотря на работы таких ученых, как Брентано, Фрейда (с понятием ид), Юнга, Ясперса и Г. Марселя, утверждающих, что любой человек переживает внутри себя импульсы и творческие жизненные стремления, не связанные напрямую со сферой рассудка.

Европоцентризм - исследовательская установка, признающая историческое развитие экономики, государственности и культуры Европы в качестве «нормы» или «Образца» и рассматривающая аналогичные исторические процессы в других регионах как «отклонения от нормы».

Единство и борьба противоположностей - всеобщий закон природной и общественно-исторической действительности, выступающий и как закон её познания, выражающий суть, «ядро» диалектики. Этот закон занимает центральное место в материалистической диалектике, имеет универсальное методологическое значение. В мире нет таких явлений, которые бы находились вне процесса бесконечного развития, процесса возникновения внутри всякой целостности противоположных моментов, их превращения друг в друга, вне противоречивых отношений между ними. Характеристика всякого объекта как подчинённого закону Е. и б.п. указывает на источник всеобщего движения и развития не где-то вне его самого, не в метафизических или сверхъестественных силах, а в самом объекте, в его самодвижении и развитии. Этот закон ориентирует на раскрытие внутреннего механизма и динамики саморазвития. Он позволяет понять всякую целостность как сложную и расчленённую систему, заключающую в себе элементы или тенденции, непосредственно друг с другом несовместимые.

Естественное право - философское и юридическое понятие, означающее совокупность принципов и прав, вытекающих из природы человека и независимых от социальных условий. Идеи естественного права получили развитие в античном мире (Аристотель, Цицерон). Особое социальное значение концепция естественного права приобрела в XVII-XVIII вв. как идеология борьбы буржуазии против абсолютизма. Развивалось в произведениях Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Д. Дидро, В.С. Соловьева и др.

Заблуждение - уклонение от истины, принимаемое нами за истинное суждение; основывается всегда на неверности по существу самих посылок, а потому его надо отличать от ошибки, которая представляет нарушение лишь формальной стороны мышления.

Закон - существенная, необходимая, устойчивая, повторяющаяся связь (отношение) между явлениями. Категория З. выражает в своем содержании тот, не зависящий от нашего сознания, факт, что предметы и явления окружающего мира функционируют и развиваются в соответствии с присущими им существенными, необходимыми, повторяющимися, устойчивыми отношениями (связями). Важнейшие черты З. - необходимость, всеобщность, повторяемость и инвариантность.

Зло - моральное, этическое понятие для обозначения отрицательных ценностей.

Знание - селективная (1), упорядоченная (2), определенным способом (методом) полученная (3), в соответствии с какими-либо критериями (нормами) оформленная (4) информация, имеющая социальное значение (5) и признаваемая в качестве именно 3. определенными социальными субъектами и обществом в целом (6). В зависимости от названных критериев 3. может быть разделено на два типа по уровню его функционирования: обыденное 3. повседневной жизни и специализированное 3. (научное, религиозное, философское и т.д.), а также «перекрывающее» границу уровней профессональное и практическое 3. различных социальных общностей и групп. Можно также говорить о личностном 3. (и структурах личностного 3., присутствующих в иных модификациях 3., в частности, согласно Полани, научном). Различают также структуры явного, предъявленного, рационально (или иным образом) оформленного (выражаемого), и неявного (латентного) 3., локализуемого в структурах накопленного социокультурного опыта и подсознании субъектов. Кроме того, в явном, как правило, специализированном, реже профессиональном и в специфическом виде в некоторых случаях — практическом 3. можно выделять «предметное», направленное на объекты, процессы, явления (как на уровне ситуативной данности, так и на уровне глубинных инвариантов), 3. и метазнание (3. о 3. и возможностях работы со 3.).

Игра - понятие, фиксирующее процессуальность, самодостаточную как в онтологическом (поскольку механизмом реализации И. является свободное самоизъявление соответствующего субъекта или - в постнеклассике - феномена), так и в аксиологическом (И. не имеет внешней цели, отличной от процессуальности собственного протекания, и ее ценность является принципиально автохтонной, - в частности, независимой от так называемого «результата» И.) отношениях, и, вместе с тем, реализующуюся по соответствующим правилам, носящим объективированно-нормативный характер.

Идеализм - философская теория, согласно которой Вселенная представляет собой выражение или воплощение Духа (разума). В истории мысли эта теория принимала две главные формы соответственно двум совершенно разным подходам - эпистемологический идеализм и метафизический идеализм.

Идеализм свободы - идеализм, которому, в первую очередь, присуще этическое рассмотрение свободы и нравственной автономии личности.

Идеалистический монизм - философская теория, предполагающая первичность идеального по отношению к материальному.

Идеальное - 1) нечто существующее не в действительности, а только в сознании; способ бытия предмета, отражённого в сознании; в этом плане И. обычно противопоставляется реальному; 2) результат процесса идеализации - абстрактный объект, который не может быть дан в опыте, например идеальный газ, точка, абсолютно чёрное тело; 3) нечто совершенное, соответствующее идеалу. Многообразные концепции И. тяготеют к двум полюсам: материализму и идеализму. Идеализм трактует И. как самодовлеющее начало, которое находится вне материального мира, и не может быть выведено из материи и объяснено с её помощью. В различных системах идеалистического мировоззрения И. истолковывается в виде изначальных нематериальных сущностей - «идей» как прообразов всех вещей (объективный идеализм платоновского типа), в виде деятельности абсолютного духа или мирового разума (объективный идеализм гегелевского типа), в виде особой субстанции наряду с материальной (дуализм картезианского типа), в виде непосредственных данностей индивидуального сознания, превращенных в нечто первичное и исходное (субъективный идеализм), в виде особого мира ценностей и значений (современный критический реализм и феноменология). По характеристике К. Маркса «... идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 21). Диалектический материализм исходит из понимания И., как явления общественно-исторического по своей природе и происхождению и рассматривает его прежде всего как отражение предметного, материального мира в сознании человека, как субъективный образ объективной действительности, опосредствованный социальной практикой. И. представляет собой, таким образом, определённый аспект человеческого сознания, характеризующий специфический способ его бытия, несводимость его к каким-либо материальным процессам и явлениям (физическим, физиологическим и т.п.).

Идеация - термин феноменорогии Э. Гуссерля, обозначающий направленность сознания непосредственно на «всеобщее» («сущность», «эйдос», «априори»), а также метод созерцания всеобщего.

Идеология - система взглядов-убеждений, выражающих самосознание какой-н. социальной группы, класса, политической партии, общества в целом.

Идентичность(лат. identificare - отождествлять, позднелат. identifico - отождествляю) - соотнесенность чего-либо («имеющего бытие») с самим собой в связности и непрерывности собственной изменчивости и мыслимая в этом качестве («наблюдателем», рассказывающим о ней себе и «другим» с целью подтверждения ее саморавности).

Идея - понятие, широко используемое в различных философских системах для обозначения наиболее развитых форм духа (позднее - знания).

Изменение - становление иным, превращение в другое, переход из одного состояния в другое. Изменение измеряется объемом и направленностью, длительностью и скоростью.

Иллюзия - искаженное восприятие действительности, нечто кажущееся.

Имманентный(лат. immanens - пребывающий внутри) - понятие, обозначающее свойство, внутренне присущее предмету, процессу или явлению; то, что пребывает в самом себе, не переходя в нечто чуждое, не трансцендируя. Метод исследования, определяемый исключительно самим его предметом, равно как и критика системы идей на основе ее собственных посылок, являются И.

Императив (от лат. imperativus - повелительный) - повеление, настоятельное требование.

Императивность - категоричность.

Импликация - 1. Логическая операция, связывающая два высказывания в одно сложное высказывание с помощью логической связки, соответствующей союзу «если…, то…». 2. Сама логическая связка «если…, то».

Имясла́вие, или имябо́жничество (в документах Святейшего Синода - имябо́жие), также называемое ономатодоксия, - догматическое движение в Русской православной церкви (РПЦ), утверждающее, что Имя Божие есть Сам Бог (автор этого выражения - о. Иоанн Кронштадтский). Термин появился в начале XX столетия. Как его сторонники, так и противники утверждают о наличии у него древних истоков (сторонники связывают его с Отцами Церкви, в то время как противники связывают его с древними ересиархами - еретическими религиозными общинами, движениями).

Индетерминизм (от лат. in - приставка, означающая отрицание, и детерминизм) - философское учение и методологическая позиция, которые отрицают либо объективность причинной связи (онтологический И.), либо познавательную ценность причинного объяснения в науке (методологический И.).

Индивид (лат. individuum - неделимое) - 1) Человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного, носитель индивидуально своеобразных черт (задатки, влечения и т.д.). 2) Отдельный представитель человеческой общности; выходящее за рамки своей природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами. Оба значения термина «И.» взаимосвязаны и описывают человека в аспекте его отдельности и обособленности. Наиболее общие характеристики И.: целостность психофизиологической организации; устойчивость во взаимодействии с окружающим миром; активность.

Индифферентность - равнодушие, безучастность, безразличие.

Индифферентность стоиков - мужественное (с опорой на ресурсы внутреннего мира человека) противостояние неизбежности, судьбе, року.

Индукция (латин. inductio - наведение) - форма умозаключения от частного к общему; метод мышления, при к-ром из частных суждений выводится общее.

Индустриальное общество - общество, характеризующееся созданием крупного машинного производства на основе применения науки и техники. Ценностно-нормативная система таково общества всецело ориентирована на личную инициативу, свободу и творчество человека, на эффективность и рациональность всего его жизненного уклада.

Интеллигибельный(лат. intelligibilis - умопостигаемый) - философская категория, образующая пару понятий с категорией сенсибельный. Термином И. обозначают такой объект, который является предметом интеллектуального созерцания. Термином «сенсибельный» (лат. sensibilis - чувственно воспринимаемый) обозначают объект, который может быть предметом чувственного созерцания.

Интенциональный - имеющий отношение к интенциональности.

Интенциональность (лат. intentio - стремление) - направленность (устремленность) сознания на предмет.

Интериоризация (от лат. interior - внутренний) - превращение внешних «стимулов» (социальных форм общения, реальных действий, свойств предметов и т.д.) в устойчивые внутренние качества личности, ее ценности, верования, установки.

Информация (лат. informatio - разъяснение, изложение, осведомленность) - сведения, воспринимаемые человеком и (или) спец. устройствами как отражение фактов материального или духовного мира в процессе коммуникации. Одно из наиболее общих понятий науки, обозначающее некоторые сведения, совокупность каких-либо данных, знаний и т.п.

Интуиция (лат. intueri - пристально, внимательно смотреть) - способность сознания непосредственно постигать предмет познания без опосредствующего влияния знаково-символического и доказательно-логического инструментария.

Иррационализм (лат. irrationalis - бессознательное, неразумное) - философские течения, провозглашающие примат неразумного начала и делающие его основной характеристикой как самого мира, так и его миро-понимания.

Иррациональное (от лат. irrationalis - неразумный, бессознательный) - находящееся за пределами разума, алогическое или неинтеллектуальное, несоизмеримое с рациональным мышлением или даже противоречащее ему.

Исихазм (от греч. - молчание, безмолвие) - мистическое подвижническое течение в православном монашестве.

Искусственный интеллект - раздел информатики, изучающий принципы действия интеллектуальных машин. Исследователи, работающие в этом направлении, надеются достичь такого понимания механизмов интеллекта, при котором можно будет составлять компьютерные программы с человеческим или более высоким уровнем интеллекта. Теоретические исследования направлены на изучение интеллектуальных процессов и создание соответствующих математических моделей. Экспериментальные работы ведутся путем составления компьютерных программ и создания машин, решающих частные интеллектуальные задачи или разумно ведущих себя в заданной ситуации. Систематические исследования в области искусственного интеллекта начались лишь с появлением цифрового компьютера. Первая научная статья по искусственному интеллекту была опубликована в 1950 г. А. Тьюрингом.

Искусство - художественное творчество в целом, все формы человеческой деятельности по отражению действительности в образно-художественных формах.

Истина - 1. Особая характеристика знания, выражающая его соответствие действительности. 2. Соответствие мыслей действительности, понятия - своему предмету.

Историософия - понимание истории, выраж. в символах, смыслах, экзистенциалах и смыслообразах. Этим И. отличается от философии истории в собств. значении слова как метафизики истории, данной в понятиях. Познание истории в понятиях (гносеологич. аспект) предполагает выявление ее логики, «объективного закона» (онтологич. аспект) и требует максимальной абстрагированное от личности познающего. И. претендует на познание тайн истории, являясь в этом плане ее мистикой, и требует от познающего переживания истории как своей личной духовной судьбы.

Историцизм - стратегия исторического (и - шире - гуманитарного) познания, предполагающая постижение истории с парадигмальной позиции снятия субъект-объектной оппозиции внутри когнитивной процедуры.

Исторический материализм(материалистическое понимание истории) - парадигма философии истории, созданная и разработанная Марксом и Энгельсом. В основе И.М. лежит методологическая процедура апплицирования диалектической схемы развития по Гегелю на тенденции развития социально-экономической структуры человеческого общества. И.М. объясняет внутренние взаимозависимости общественных структур по универсальной системообразующей формуле: «Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание».

Историчность - противоположность сказанию (например, историчность воскрешения), его антонимом выступает понятие неисторичности. В качестве философского термина оно подразумевает исторический способ бытия человеческого духа и употреблено в этом смысле впервые Дильтеем и Йорком, которые подчеркнули решающее историческое положение человека по отношению ко всей метафизической догматике.

История философии - 1. Процесс развития философии со времени ее возникновения до наших дней. 2. Особая философская дисциплина, занимающаяся описанием и теоретическим осмыслением данного процесса.

Итеративность(санскр. itéra - другой) - понятие, введенное в дисциплинарный оборот современной философии Деррида, для обозначения повторяемости как таковой; повторяемости «вообще»; повторяемости, безотносительной и безучастной к присутствию/отсутствию повторяемого.

Калокагатия (греч. kalos kai hagatos - красивый и хороший) - этико-эстетический идеал древнегреческой культуры, предполагающий гармонию телесного и душевного совершенств, вызревающую в смене поколений (в отличие от внезапной вспышки красоты, таланта или добродетели, взятых в отдельности); в философии Платона - идеал гармонического сочетания физических и духовных способностей человека, естественно дополняемых его богатством и благородством души.

Кантианство - философия И. Канта и его последователей.

Катарсис (греч. katharsis - очищение) - связанные с получением удовольствия, процесс и результат очищающего, облегчающего и облагораживающего воздействия на человека различных факторов, вызывающих соответствующие переживания и эффекты. Понятие К., по-видимому, впервые использовалось в древнегреческой культуре для характеристики некоторых элементов мистерий и религиозных праздников. Было унаследовано древнегреческой философией и употреблялось в ней в различных значениях (магическом, мистериальном, религиозном, физиологическом, медицинском, этическом, философском и др.). В философской литературе понятие К. имеет более 1,5 тысяч различных толкований. Традиционалистски трактуется как категория древнегреческой философии и эстетики, обозначающая сущность и эффект эстетического переживания, связанного с «очищением души» («очищением от аффектов»). Иногда понятие К. квалифицируется как категория психологии искусства. Использовалось в философии Пифагора, Гераклита, Платона, Аристотеля и др., обращавших внимание на катартическое («очищающее») действие музыки (Пифагор), сценической трагедии (Аристотель) и т.д.

Категория (от греч. kategoría - высказывание, обвинение; признак) - наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания. К. возникли и развиваются как результат обобщения исторического развития познания и общественной практики.

Категории этики - наиболее общие понятия этики.

Категорический императив - безусловный, не ограниченный каким-либо условием, например целью, и не предписываемый как некое средство императив (повеление). В философии И. Канта (1724-1804) - безусловное нравственное веление, вечное и неизменное, которое присуще каждому человеку как существу, обладающему разумом. Категорический императив Канта имеет следующие формулировки: 1) «...поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом «; 2) «...поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству».

Каузальность (лат. causalis - причинный, causa - причина), или причинность, понятие, использовавшееся в философии традиционного типа для обозначения необходимой генетической связи явлений, из которых одно (причина) обусловливает другое (следствие).

Качество и количество - философские категории, впервые проанализированные в таком статусе Аристотелем в «Категориях» и «Топике». Качеству (предикаменту, отвечающему на вопрос «какое?») Аристотель приписывал четыре возможных контекста: наличие либо отсутствие врожденных, исходных способностей и характеристик; наличие как преходящих, так и стабильных свойств; свойства и состояния, присущие вещи и явлению в процессе их существования; внешний облик вещи либо явления. Количеству (вопрос «сколько?») Аристотель приписывал ипостаси «множества» и «величины» в русле главной, с его точки зрения, мыслительной функции данной категории: выяснения «равенства» либо «неравенства». Гегель, трактовавший качество как определенность тождественную с бытием, а количество как внешнюю, безразличную для бытия определенность, понимал их как некие этапы определения и самоопределения бытия. Качество выступало у Гегеля ступенью трансформации бытия через наличное бытие к «для-себя-бытию», а количество - как ступень перехода от чистого количества через определенное количество к степени. Синтезом качества и количества у Гегеля выступала мера. Гегельянизируя марксистскую парадигму миропонимания, Энгельс трансформировал учение Гегеля о противоположенности качества и количества и их синтезе в мере и придал данной схеме прочтение и статус закона «перехода количественных изменений в качественные и обратно». Появление и развитие совокупности математизированных эмпирических наук, основанных на процедуре измерения количественных параметров вещей и явлений, на соотнесении и сопоставлении этих параметров с качественными характеристиками элементов бытия, сохраняют и актуализируют философскую значимость категорий «качество» и «количество».










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 277.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...