Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Особенности эстетического способа ценностного освоения действительности 6 страница




Регресс - необратимое качественное изменение объекта, сопровождающееся понижением уровня его организации

Редукционизм (лат.Reductio - возвращение) - методологический принцип, согласно которому высшие формы материи могут быть полностью объяснены на основе закономерностей, свойственных низшим формам.

Релевантный - уместный, относящийся к делу, значимый в данной конкретной ситуации.

Религиозная метафизика - Метафизические учения, исходящие из признания истинности основоположений какой-либо религии.

Религия - мировоззрение и поведение (отдельного человека, группы, общества в целом), основанные на вере в сверхъестественное и возможность той или иной коммуникации с ним.

Релятивизм (от лат. relativus - относительный) - методологический принцип, состоящий в метафизической абсолютизации относительности и условности содержания познания. Р. проистекает из одностороннего подчёркивания постоянной изменчивости действительности и отрицания относительной устойчивости вещей и явлений. Гносеологические корни Р. - отказ от признания преемственности в развитии знания, преувеличение зависимости процесса познания от его условий (например, от биологических потребностей субъекта, его психического состояния или наличных логических форм и теоретических средств). Факт развития познания, в ходе которого преодолевается любой достигнутый уровень знания, релятивисты рассматривают как доказательство его неистинности, субъективности, что приводит к отрицанию объективности познания вообще, к агностицизму.

Реляционная концепция пространства и времени - согласно этой концепции, пространство и время не являются абсолютными и неизменными, их метрические свойства зависят от характера протекающих в них материальных процессов. Вблизи тяжелых объектов свойства пространства и времени отклоняются от предполагаемых геометрией Евклида

Рефлексия - (лат. reflexio - обращение назад) - термин, означающий отражение, а также исследование познавательного акта. В различных философских системах он имел различное содержание. Локк считал Р. источником особого знания, когда наблюдение направляется на внутренние действия сознания, тогда как ощущение имеет своим предметом внешние вещи. Для Лейбница Р. не что иное, как внимание к тому, что в нас происходит. По Юму идеи - это Р. над впечатлениями, получаемыми извне. Для Гегеля Р. - взаимное отображение одного в др., напр. в сущности - явления. Термин « рефлектировать « означает обращать сознание на самого себя, размышлять над своим психическим состоянием.

Ригоризм - суровое, непреклонное соблюдение каких-либо принципов, правил, преимущественно в вопросах нравственности.

Риторика - (греч. rhetorike «ораторское искусство»), научная дисциплина, изучающая закономерности порождения, передачи и восприятия хорошей речи и качественного текста.

Сакрализация - процесс придания некоторым объектам внешнего мира статуса священных.

Самоорганизация - процесс, в ходе которого создаётся, воспроизводится или совершенствуется организация сложной динамической системы.

Самореализация - деятельное выявление и развитие личностных способностей и качеств индивида.

Самосознание - способность человека одновременно отображать явления и события внешнего мира и иметь знание о самом процессе сознания на всех его уровнях

Сверхчеловек - метафорический концепт, фиксирующий образ человека, преодолевшего самообусловленность собственной естественной природой и достигшего состояния качественно иного существа. В качестве легендарных и исторических персонажей, изоморфных (либо так характеризуемых) образу С., в рамках традиции выступали: 1) »герои» - фигуранты древнегреческих мифов; 2) обожествляемые харизматические лидеры античности; 3) персонажи мистических культов, ориентированных на стирание «граней» между человеком и богами; 4) Иисус Христос, апостолы и приобщенные святые (ср. Павел: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною»); 5) культовые фигуры христианских ересей (праведник, вошедший в царство Божье, обозначался в текстах монтанитов - II в. - как С); 6) идеал эпохи Возрождения - чело век как «хозяин», «мастер» храма Природы; 7) личности-гении - герои творчества немецкого романтизма и философской классики (Гердер призывал устранить общественные условия, превращающие основную массу индивидов в «полулюдей», а одного из них - в С); 8) »выдающиеся личности», способные, согласно марксизму, предвидеть осевой век тор истории и, содействуя его осуществлению, реализующие «освобождающий весь мир подвиг»; 9) в концепции футуризма - возвышающийся над взаимозаменяемыми «штифтиками» социальной машины носитель суперволи, свободный от биологической ограниченности и социально-нравственных ограничений («футурист Мафарка» у Маринетти); 10) персонифицированная несущая конструкция учения Ницше, репрезентирующая идею, согласно которой, по оценке Фуко, «следует освободить жизнь в самом человеке, потому что человек сам является своего рода ее тюремщиком». Как умозрительный носитель поворотного философского дискурса термин «С.» у Ницше был ориентирован на идеал радикального и многомерного освобождения человека посредством самотворения - овладения им его же пробужденными иррациональными силами.

Свобода - универсалия культуры субъектного ряда, фиксирующая возможность деятельности и поведения в условиях отсутствия внешнего целеполагания.

Свойство - философская категория, выражающая такую сторону предмета, которая обусловливает его различие или общность с другими предметами и обнаруживается в его отношении к ним. Всякое С. относительно: С. не существует вне отношений к другим С. и вещам. С. вещей внутренне присущи им, существуют объективно, независимо от человеческого сознания.

Сенсуализм (лат. sensus - чувство, ощущение) - учение в гносеологии, признающее ощущение единственным источником познания.

Сентенция - Мысль, изречение, приговор, как правило, нравоучительного характера.

Сила - физическое воздействие, приводящее или стремящееся привести к изменению состояния покоя или движения материального тела. Действие любых сил на тело подчиняется трем основным законам, сформулированным И. Ньютоном (1643-1727). Согласно первому из них, покоящее тело остается в покое, а движущееся тело продолжает двигаться прямолинейно с постоянной скоростью, если на него не действует внешняя сила. Согласно второму закону, движение тела изменяется пропорционально приложенной к нему силе. Согласно третьему закону Ньютона, действие любой силы вызывает равное и противоположное ей противодействие. Силовое воздействие возможно и без прямого соприкосновения с движущимся телом. Примером могут служить силовые поля, такие, как электрическое, гравитационное и магнитное.

Силлогизм (греч. syllogismós) - вид дедуктивного умозаключения, две посылки и заключение которого имеют одну и ту же субъектно-предикатную структуру. Наименование «С.» прилагают чаще всего к так называемым категорическим С., посылки и заключения которых суть высказывания (суждения), выраженные посредством простых предложений, предикатами которых (в обычном грамматическом смысле, т.е. попросту сказуемыми) служит глагол-связка «есть» (в изъявительном наклонении, единственном или множественном числе, с отрицанием или без такового), связывающий термины данного предложения: субъект (подлежащее) и предикат (в логическом смысле слова; в данном случае - наименование некоторого класса), причём предложения эти образованы с помощью т.н. кванторных слов «все» (или «всякий», «каждый», «любой» и т.п.) и «некоторый» (или «имеется», «существует» и т.п.).

Символ - уУсловный чувственно-воспринимаемый объект, вещественный, письменный или звуковой знак, которым человек обозначает какое-либо понятие - (идею, мысль), предмет, действие или событие

Синергетика (греч. sinergeia - совместное действие) - научная теория о самоорганизации в природе и обществе как открытых системах. Предметом С. являются механизмы спонтанного образования и сохранения сложных систем, особенно находящихся в отношении устойчивого неравновесия со средой (к последним относятся, в частности, все биотические и социальные организмы). Т. о., в сферу внимания С. попадают нелинейные эффекты эволюции систем любого типа, кризисы и бифуркации – неустойчивые фазы существования, предполагающие множественность сценариев дальнейшего развития.

Синкретизм - нерасчлененность, слитность. Одна из характеристик мифа.

Синкретический - (от греч. synkretismos - соединение). Нерасчлененный, характеризующийся неразвитым состоянием какого-либо явления (например, искусства на первоначальных стадиях человеческой культуры, когда музыка, пение, поэзия, танец не были отделены друг от друга).

Синтез (от греч. synthesis - соединение, сочетание, составление) - соединение различных элементов, сторон объекта в единое целое (систему), которое осуществляется как в практической деятельности, так и в процессе познания.

Система - множество закономерно связанных друг с другом элементов, представляющее собой определенное целостное образование, единство.

Скептицизм - философское направление, созданное в IV в. до н.э. Пирроном из Элиды. Продолжая традиции софистов, скептики указывали на относительность человеческого познания, на его формальную недоказуемость и зависимость от различных условий (обстоятельств жизни, состояний органов чувств, влияния традиций и привычек и т.п.). Сомнение в возможности общепризнанного доказательства знания легло в основу этической концепции античного скептицизма. Античные скептики проповедовали воздержание от суждений (как утверждающих, так и отрицающих что-либо) с целью достижения душевного спокойствия (атараксии) и тем самым счастья.

Славянофилы - славянофильство - многоплановое направление в русской общественной мысли и культуры XIX в, проявившееся и в философской сфере. Сущность славянофильства была выражена одним из современников и оппонентов В.Г. Белинским следующим образом: «Явление славянофильства есть факт, замечательный до известной степени, как протест против безусловной подражательности и как свидетельство потребности русского общества в самостоятельном развитии».

Смиренно-стоический смысл жизни - смысл жизни, состоящий в стойкости и мужестве перед лицом Необходимости и Судьбы.

Смысл - 1. Одна из основных характеристик человеческой материальность и духовной деятельность, то, что отвечает на вопросы «для чего? «, «зачем? «, «ради какой цели? «. 2. В логике - одна из характеристик знака.

Смысл жизни - разумное (не исключено, что и сверхразумное) основание человеческого существования, отвечающее на вопрос, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить.

Соборность - понятие русской философии, выработанное Хомяковым в рамках его учения о Церкви как органическом целом, как о теле, главой которого является Иисус Христос. Церковь прежде всего есть духовный организм, целостная духоносная реальность, а потому все члены Церкви органически, а не внешне, соединены друг с другом, но внутри этого единства каждая личность сохраняет свою индивидуальность и свободу, что возможно только в том случае, если единство зиждется на бескорыстной, самоотверженной любви. Идея С. стала основной идеей всего славянофильства, хотя и по-разному интерпретировалась. Так у К.С. Аксакова понятие С. социологизируется посредством фактического ее отождествления с общиной, где «личность свободна как в хоре». Хотя изначально в понятие С. включался социальный смысл, однако данная интерпретация была шагом назад по сравнению с Хомяковым, который С. понимал скорее не как данность, а как заданность. У В.С. Соловьёва, отказавшегося от термина «С.», данная идея трансформировалась в учение о всеединстве. Термин «С.» возродил С.Н. Трубецкой в своем учении о «Соборной природе сознания». Углубляя идеи славянофилов с учетом концепции всеединства В. Соловьёва, Трубецкой интерпретирует С. как совпадение религиозного, нравственного и социального начал, противостоящее как индивидуализму, так и социалистическому коллективизму. Социально-философскую интерпретацию понятия С. дал Франк, рассматривая ее в качестве внутреннего, органического единства, которое «лежит в основе всякого человеческого общения, всякого общественного объединения людей». К первичным и основным формам С. относятся, согласно Франку, брачно-семейное единство, религиозная жизнь, общность судьбы и жизни всякого объединенного множества людей. Эти три формы С. в реальности неразрывны и не могут существовать отдельно друг от друга. К признакам С., по Франку, относятся следующие: 1) это органически неразрывное единство «я» и «ты», вырастающее из первичного единство «мы», причем «мы» не внешне «я», а имманентно присутствует в каждом из них; 2) соборное единство образует жизненное содержание самой личности; 3) »соборное целое, частью которого чувствует себя личность и которое вместе с тем образует содержание последней, должно быть столь же конкретно-индивидуально, как сама личность», «само есть живая личность»; 4) и как наиболее существенный признак - сверхвременное единство, выражающее сверхвременность, присущую сознанию и душевной жизни отдельного человека. Строгое церковно-бо-гословское значение термину С. возвращают С. Булгаков и Флоренский, рассматривая С. (или «кафоличность») как душу православия, означающую вселенскость, единую жизнь в единой истине, причем Флоренский, следуя Хомякову, подчеркивает в содержательном плане не столько действительность, сколько возможность кафоличности как задачи, идеала для членов Церкви.

Совесть - способность личности осуществлять моральный самоконтроль, чувствовать нравственную ответственность за свое поведение, делать свободный выбор между добром и злом - в пользу добра.

Сознание - целенаправленное отображение действительности, на основе которого осуществляется регулирование поведения человека, те психические проявления человека, которые подаются контролю воли

Софиология (учение о Софии) - религиозно-философское направление, в русской философии представленное именами В.С. Соловьева, С.Н. Булгакова, П.А. Флоренского и др.

Софизм (от греч. sóphisma - уловка, ухищрение, выдумка, головоломка) - умозаключение или рассуждение, обосновывающее какую-нибудь заведомую нелепость, абсурд или парадоксальное утверждение, противоречащее общепринятым представлениям. Аристотель называл С. «мнимые доказательства», в которых обоснованность заключения кажущаяся и обязана чисто субъективному впечатлению, вызванному недостаточностью логического или семантического анализа. Убедительность на первый взгляд многих С., их «логичность» обычно связана с хорошо замаскированной ошибкой - семиотической: за счёт метафоричности речи, омонимии или полисемии слов, амфиболий и пр., нарушающих однозначность мысли и приводящих к смешению значений терминов, или же логической: подмена основной мысли (тезиса) доказательства, принятие ложных посылок за истинные, несоблюдение допустимых способов рассуждения (правил логического вывода), использование «неразрешенных» или даже «запрещенных» правил или действий, например деления на нуль в математических С. (Последнюю ошибку можно считать и семиотической, т.к. она связана с соглашением о «правильно построенных формулах».)

Софист - (от греч. sophistes искусник, мудрец) - в Др. Греции профессиональный учитель философии и красноречия. (Протагор, Горгий, Гиппий, Продик и др.). С. стремились к выработке прагматических рецептов поведения человека «без предрассудков» в обществе (критика традиционной морали, скептическая теория познания, риторическая, логическая и лингвистическая теория «убедительной речи»).

Софиология - учение о Софии Премудрости Божией русских религиозных философов XIX-XX вв. Восходит к библейской книге Притчей Соломоновых (8. 1-36; 9. 1-12), вбирает многие элементы гностицизма, каббалы, европейской мистики, в особенности немецкой. В С. тесно переплетаются начала теологии и философии в силу обращения к существенной для нее проблеме взаимоотношения Бога и мира, происхождения несовершенного мира из совершенного Бога. В догматическом плане С. представляет собойвесьма спорную концепцию, особенно относительно тринитарного догмата, что вызывало достаточно напряженные дискуссии в православных теологических кругах, особенно в 1930-е. Идеи С. развивали в русской философии В. Соловьёв, Булгаков, Флоренский, Карсавин и др. Проблема Софии становится центральной в миросозерцании Соловьёва, связывая все его как философское, так и поэтическое творчество и выражая, в конечном счете, наиболее существенные элементы философии всеединства («София», «Чтения о Богочеловечестве», поэма «Три свидания» и др.). С трудом уходя от гностических мифологем, Соловьёв постоянно уточнял свои софиологические идеи, неоднозначность которых вызвала в последующем самые различные интерпретации. Чаще всего у Соловьёва отмечается посредствующий характер Софии, отнесенной в разных аспектах и к Божественному, и к тварному миру. В самом Абсолюте София - второй полюс, непосредственная возможность бытия, первая материя, в мире это тело Богочеловека Иисуса Христа, собирающего в единый богочеловеческий организм все человечество. София в этом смысле является идеальным человечеством, социальным идеалом, определяющим цель и направленность исторического процесса как процесса Богочеловеческого. В «Смысле любви» Соловьёва София предстает в аспекте Вечной женственности, достаточно двусмысленной идеи, поскольку так и остается неясным, есть ли София нетварное женское начало в лоне самого Божества, или это тварное начало, приобретающее образ Божий. Вечная женственность, согласно Соловьёву, совершенная для Бога, должна реализоваться и воплотиться в многообразии форм и степеней как «живое духовное существо» для человечества. Концепция Вечной женственности оказала значительное влияние на творчестве русских поэтов-символистов. Критически перерабатывая учение Соловьёва, Е.Н. Трубецкой («Миросозерцание В.С. Соловьёва», «Смысл жизни») относит Софию только к области трансцендентного, отвергая ее раздвоение на тварную и нетварную и связывая прежде всего с вопросом о свободе воли человека. София - не посредника между Богом и миром, а творческий замысел Божий о мире, который есть и его цель, живая творческая сила, по отношению к которой каждый волен самоопределиться. Отказываясь быть сотрудником Софии, человек отсекает себя от полноты бытия. Для Флоренского («Столп и утверждение Истины») София - не метафизическая сущность, логически определяемая, но религиозная реальность, постигаемая интуитивно. В самом широком понимании София - это тварное бытие с точки зрения божественного замысла о нем, субстантивированный образ, который реально может быть представлен в виде софийной иерархии восхождения к Богочеловеку. В наиболее систематической форме С. представлена у Булгакова («Философия хозяйства», «Свет невечерний», трилогия «О Богочеловечестве»). Булгаков рассматривает Софию как соединяюще-разъединяющее, посредствующее между Богом и миром начало, имеющее ипостасную природу. В обращении к Богу София есть его образ, идея, имя. В отношении к миру - вечная основа мира, горний мир умопостигаемых вечных идей. В поздних трудах Булгаков постулирует существование тварной Софии, воспроизводя во многом гностические идеи, за что в свое время он критиковал Соловьёва. Философско-историческую интерпретацию С., где личность Софии как всеединая тварно-человеческая личность мыслится в качестве потенции становления твари, а история человечества выступает тем самым в качестве индивидуации высшей всеединой души, дает Карсавин («Философия истории»). Неразвернутая модель интерпретации С. в духе имеславия и символизма представлена Лосевым.

Социальная философия - раздел или область философии, занимающаяся выявлением «предельных оснований « триединого комплекса «общество - история - человек «.

Социально-онтологический - Относящийся к триединому комплексу «общество - история - человек» как особому, субъект-объектному типу реальности.

Социальный - 1. Общественный, связанный с жизнью и отношениями людей в обществе (социуме). 2. Относящийся к социальной сфере общества - сфере, в которой удовлетворяется потребность человека в принадлежности и общности.

Социоморфизм - наделение общественными и человеческими свойствами предметов и явлений неживой природы, небесных тел, животных, мифических существ.

Способ производства - исторически конкретное единство производительных сил и производственных отношений. Место и значение способа производства в общественной жизни К. Маркс определял следующим образом: «Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще».

Справедливость - должное соответствие между практической ролью и социальным положением, трудом и вознаграждением, заслугами и их общественным признанием, преступлением и наказанием.

Становление - движение к бытию, причастность к бытию, поступательный шаг к тому, чтобы быть; результат самодвижения материи, представляю-щий собой процесс возникновения принципиально новых, непосредственно не выводимых из «исходных материалов» объектов, процессов и явлений..

Стоик - последователь стоицизма (см. Cтоицизм)

Стоицизм - школа древнегреческой философии, призывавшая освободиться от страстей и влечений и жить, повинуясь разуму и «справедливой суровости».

Сублимация - в марксистской социологии - исторически конкретное единство производительных сил и производственных отношений. Место и значение С.П. в общественной жизни К. Маркс определял следующим образом: «Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще».

Субстанция - первооснова, сущность всех вещей и явлений.

Субъект - индивид или социальная группа, выступающие носителем предметно-практической деятельности и познания, источник активности, направленной на объект.

Сущность (лат. haecceitas - этовость и quidditas - чтойность) и явление - философские категории, обозначающие: С. - совокупность существенных свойств и качеств вещи, субстанциональное ядро самостоятельного сущего; Я. - чувственно воспринимаемую характеристику вещи, выражение наличия сенсорно не заданной С. В ряде философских систем С. («сущее-в-себе») и Я. жестко противопоставляются (например, в учении Шанкары). В христианстве противоположенность посю- («Я.») и потустороннего («С.») начал - несущая конструкция модели мировосприятия. По Канту, Я. - понятие-коррелят «вещи-в-се-бе», посредством Я. последняя предстает познающему субъекту (Я. как представление, порожденное С. в трансцендентальном субъекте). С. у Канта объективна (как «вещь-сама-по-себе») и неисчерпаема в собственном самобытном существовании. Кант был убежден в том, что то, чем вещь является для нас («феномен») и то, что она представляет собой на самом деле («ноумен»), - это принципиально различные характеристики мира. Н.Гартман трактовал взаимосвязь С. и Я. следующим образом: сущее в себе есть являющееся в Я. В противном случае Я. было бы правомерно сводимо к простой «видимости». Я. же вещей - атрибут процесса познания человеком окружающего мира. В современных философских системах «С.» и «Я.» как понятийные средства отображения мира постепенно вытесняются такими категориями, как «Смысл» и «Текст» (герменевтика и феноменология) либо «Структура» (структуралистские учения).

Существование (позднелат. ex (s) istentia, от лат. ex (s) isto - существую) - в диалектико-материалистической философии синоним бытия материи и сознания. В истории философии понятие «С.» употреблялось обычно для обозначения внешнего бытия вещи, которое, в отличие от сущности вещи, постигается не мышлением, а опытом.

Сущность человека - см. человек.

Схоластика (греч. scholastikоs - школьный) - средневековая «школьная философия», представители которой стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение. Для решения этих задач они использовали ряд идей античной философии, в частности, логику Аристотеля.

Сциентизм - философско-мировоззренческая позиция, согласно которой наука является центральным компонентом культуры и ее высшим достижением. Предполагается, что наука может дать ответы на все вопросы бытия человека и устройства мира. В сциентизме рациональность отождествляется только с научной рациональностью в ее классической форме

Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.

Теизм (греч. theos - бог) - религиозно-философское учение, которое признает существование личного бога как сверхъестественного существа, обладающего разумом и волей и таинственным образом воздействующего на все материальные и духовные процессы. Происходящее в мире Т. рассматривает как осуществление божественного промысла. Естественная закономерность в Т. ставится в зависимость от божественного провидения. В отличие от деизма. Т. утверждает непосредственное участие бога во всех мировых событиях, а в отличие от пантеизма, отстаивает существование бога вне мира и над ним.

Телеология (греч. telos - завершение, цель; teleos - достигший цели и logos - учение) - учение о целесообразности как характеристике отдельных объектов или процессов и бытия в целом. Термин введен немецким философом Вольфом в 1740, однако основы Т. как парадигмальной установки в философии были заложены еще в античности в качестве антитезы механическому натурфилософскому детерминизму.

Темпорально - т.е., осуществляясь с течением времени.

Теология - богословие, религиозная доктрина о сущности и проявлениях Бога (в иудаизме, христианстве, исламе)

Теория относительности - специальная и общая теории относительности - физические теории, рассматривающие пространственно-временные свойства физических процессов. Созданы А. Эйнштейном. В этих теориях свойства пространства и времени зависят от полей тяготения или гравитационных полей, действующих в данной области пространства-времени

Теория отражения - теория познания, согласно которой ощущения, представления и понятия представляют собой формы отражения материального мира в сознании человека.

Техногенный - детерминированный (вызванный или обусловленный) техникой и технологией.

Технотронный - термин идет от З.Бжезинского, выдвинувшего в 1970 гг. теорию вступления американского общества в технотронную эру - один из вариантов постиндустриального общества. Согласно этой теории, новые технологии и электроника являются революционным фактором социально-экономических изменений и общественного прогресса

Типология - классификация предметов или явлений по общности каких-либо признаков.

Тирания - извращенная, неправильная, деспотическая форма монархии (по Аристотелю)

Толерантность (от лат. tolerantia - терпимость) - качество, характеризующее отношение к другому человеку как к равнодостойной личности и выражающееся в сознательном подавлении чувства неприятия, вызванного всем тем, что знаменует в Другом иное (внешность, манера речи, вкусы, образ жизни, убеждения и т.п.).

Томизм - учение Св. Фомы (Томаса) Аквинского, направление католической теологии и философии, соединившее христианскую догматику с методом Аристотеля

Тоталитаризм - (от ср.-век. лат. totalis весь, целый, полный): 1. одна из форм государства (тоталитарное государство), характеризующаяся его полным контролем над всеми сферами жизни общества, фактической ликвидацией конституционных прав и свобод, репрессиями в отношении оппозиции и инакомыслящих (напр., различные формы тоталитаризма в фашистской Италии, Германии, коммунистический режим в СССР, франкизм в Испании и др. с кон. 20-х гг. XX в.). 2. Направление политической мысли, оправдывающее этатизм, авторитаризм.

Тотемизм - древнейшая форма религии раннеродового строя, характеризующаяся верой в сверхъестественную связь и кровную близость данной родовой группы с каким-либо тотемом - животным или растением, считающимся предком данной группы и потому священным для нее.

Традиционное общество - доиндустриальное общество, характеризующееся преобладанием аграрного сектора в экономике, сословной иерархией и традиционным (традиция) способом социокультурной регуляции всей жизни.

Традиция - 1. Обычай, установившийся порядок в поведении. 2. Идеи, взгляды, вкусы, образ действий и т.д., унаследованные от предшествующих поколений и сохраняющиеся в течение длительного времени.

Трактат - Научное сочинение в форме рассуждения (часто полемически заостренного), ставящего своей целью в принципе определить подход к предмету.

Трансцендентальный(лат. transcendere - переступать) - то, что предшествует опыту априори, но имеет целью сделать возможным опытное познание; в схоластической философии то, что возвышается над всеми категориями и родовыми понятиями; свойство осн. определений (трансцеденталий) сущего, неотъемлемых от него и вытекающих из его сущности непосредственно и с необходимостью.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 241.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...