Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопросы по философским проблемам




1. Предмет философии и основные аспекты философского знания.

2. Мировоззрение, знание, вера.

3. Мифология, религия, философия о происхождении и сущности мира.

4. Понятия “мир”, “реальность” и “картина мира”. Условия формирования картины мира и ее изменения.

5. Понятие идеального. Идеальное и реальное, идеальное и идеал.

6. Категория бытия в философии.

7. Идея развития и модификации ее философского воплощения.

8. Пространство и время как философские категории.

9. Закон и закономерность. Детерминизм и индетерминизм, волюнтаризм и фатализм.

10. Проблема жизни, смерти и бессмертия в духовном опыте человечества.

11. Сознание и бессознательное. Сознание и язык.

12. Человек как объект философского осмысления. Природное и социальное в человеке.

13. Человек, индивид, личность. Свобода и ответственность как условия существования личности.

14. Основные этапы и формы процесса познания.

15. Истина и заблуждения. Достоверность знания. Критерии истинности.

16. Наука, ее особенности и социальные функции. Философия науки.

17. Методы и формы научного познания.

18. Предсказание и прогноз. Научный прогноз. Особенности социального прогнозирования.

19. Понятия “общество” и “социальные отношения”. Система социальных отношений.

20. Проблема типологии исторического процесса (О. Шпенглер, К. Маркс, А. Тойнби).

21. Культура и цивилизация: многообразие их форм, особенности взаимодействия.

22. Понятие духовной жизни общества. Закономерности формирования и функционирования духовной жизни общества.

23. Техника: ее специфика и закономерности развития. Техника и технические науки. Философия техники.

24. Понятие “информация”. Информатизация: тенденции в изменении сознания, мышления, культуры.

25. Глобальные проблемы, причины их возникновения и основные признаки. Классификация глобальных проблем.

Вопросы на понимание курса:

1. В чем состоит роль философии в культуре?

2. Почему нельзя понять философию без знакомства с ее историей?

3. Имеется ли у философии свой язык? Чем он отличается от обычного языка и от языка науки?

4. Прокомментируйте суждение Аристотеля: «Удивление побуждает людей философствовать».

5. «Философский камень» - что за словосочетание? Что означает выражение «поиски философского камня»?

6. «Знание есть только путь к силе» (Т. Гоббс) В чем сила философского знания?

7. Какова польза философских знаний? При ответе используйте известные Вам учения философов.

8. «Философия прирождена человеку» (И.Г. Фихте). Согласны ли Вы с этим? Что такое природа человека и включает ли она философию?

9. Прокомментируйте высказывание А. Шопенгауэра: «Истинное философское воззрение на мир, т.е. то, которое учит нас познавать его внутреннюю сущность и, таким образом, выводит нас за пределы явления, не спрашивает, откуда и куда, и зачем, а всегда и всюду интересует его только чтомира…»

10. Прокомментируйте высказывание М. Хайдеггера: «Метафизика есть вопрошание, в котором мы пытаемся охватить своими вопросами совокупное целое сущего и спрашиваем о нем так, что сами, спрашивающие, оказываемся поставлены под вопрос».

11. Сравните употребление понятия «диалектика» в античной и современной философии.

12. Сравните представление о Боге с точки зрения античной и средневековой философии.

13. Почему в любом философском учении возникает вопрос о бытии?

14. Какое свойство мира отмечали мыслители всех эпох при формировании понятия «бытие»?

15. В чем состоит специфика различных типов бытия? Можно ли утверждать существование бытия духовного?

16. Обладают ли свойством бытия фантастические образы и галлюцинации?

17. Существует ли развитие и как его понимать?

18. Как вы понимаете высказывание Гераклита: «В ту же реку вступаем и не вступаем. Существуем и не существуем?»

19. Как вы понимаете высказывание Сократа: «Я знаю то, что ничего не знаю»?

20. Чьим детищем является атомарная гипотеза - философов или физиков? Чем отличается древний атомизм от современного?

21. По мнению К. Поппера, философия Платона вредна для демократического общества. Справедливо ли это мнение?

22. Как понимать суждение Аристотеля: «Счастье есть благосостояние, соединенное с добродетелью».

23. Античные стоицизм, эпикуреизм, скептицизм - какое учение Вам более симпатично?

24. Каковы философские истоки теоцентризма?

25. Действительно ли в средние века философия была служанкой богословия?

26. Какие черты средневековой философии сохранили свою актуальность сегодня?

27. В чем состоит философский смысл заповедей Христа?

28. Пробуйте опровергнуть Фому Аквинского: «Все, что движется, имеет причиной своего движения нечто иное... Следовательно, необходимо дойти до некоторого перводвигателя - «Бога».

29. Что имел ввиду Августин, утверждая: «Лучше быть смиренным гражданином, чем гордым праведником»?

30. Как понимать вопрос, поставленный в Евангелии от Луки: «Что пользы человеку, если он приобретет весь мир, а душу свою потеряет?»

31. На каких христианских идеях основано поучение Л.Н. Толстого: «С грехом ссорься, с грешником мирись. Ненавидь дурное в человеке, а человека люби»?

32. Почему доминирующим аспектом философии Возрождения является эстетический?

33. Действительно ли главным принципом философии Возрождения является антропоцентризм?

34. Каковы истоки ренессансного гуманизма?

35. Как научная революция конца XVI - начала XVII вв. повлияла на предмет философии?

36. Что объединяет и противопоставляет философские рассуждения Ф. Бэкона и Р. Декарта?

37. Каково философское значение открытий Галилея и Ньютона?

38. Каковы философские основания юридического мировоззрения Нового времени?

39. Что означает высказывание Вольтера «Природа разумна, разум естественен»?

40. Объясните понимание свободы Вольтером: «Когда я могу делать то, что хочу, это значит - я свободен, но то, что я хочу, я хочу в силу необходимости»?

41. Как соотносятся знание и вера в философии И. Канта?

42. Можно ли руководствоваться принципами этики Канта сегодня?

43. В чем состоит «коперниканский переворот» Канта в философии?

44. В чем Вы видите основные достоинства и недостатки идеализма Гегеля?

45. «Все действительное разумно и все разумное действительно» (Гегель). Так ли это?

46. В чем Вы видите основные достоинства и недостатки философии Маркса?

47. В чем отличие классического марксизма и его ленинского варианта?

48. Какие идеи Маркс получило развитие в философии 20 века?

49. Каковы достоинства философии жизни?

50. Прокомментируйте высказывание Ф. Ницше: «Человек - это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком - канат над пропастью. В человеке ценно то, что он мост, а не цель».

51. Прокомментируйте слова Ф. Ницше: «Ты называешь себя свободным. Свободным от чего или для чего?»

52. Какое отношение имеет психоанализ к философии?

53. В чем особенность подхода к проблеме бытия в экзистенциализме?

54. Как соотносятся сущность и существование в философии экзистенциализма?

55. Как Вы понимаете высказывание Ж.-П. Сартра: «Человек осужден быть свободным. Осужден потому, что не сам себя создал, и все-таки свободен, потому что однажды брошенный в мир, отвечает за все, что делает»?

56. Как соотносятся понятия «свобода выбора» и «свободный выбор»? Проанализируйте взаимосвязь понятий «свобода» и « ответственность».

57. Какой философский смысл заключен в призыве М. Хайдеггера: «Пойми самого себя! Сбудься! Свершись! Посвяти себя собственной судьбе, а не (трансцендентному) возвышающемуся над тобой и не соизмеримому с тобой историческому процессу?»

58. Чем отличается русская философия от философии западноевропейской?

59. Каковы общие черты философии западников и славянофилов?

60. Сохранила ли свою актуальность философия всеединства?

61. Прокомментируйте высказывание Л.Н. Толстого: «Если добро имеет побудительную причину, оно уже не добро; если оно имеет своим последствием награду, оно тоже не добро. Добро вне цели, причин и следствий».

62. Прокомментируйте высказывание В. Соловьева: «Человек должен быть нравственным свободно, это значит, что ему должна быть предоставлена и некоторая свобода быть безнравственным».

63. Как, на ваш взгляд, соотносятся современная научная, философская и религиозная картины мира?

64. Каковы основные ценности и идеалы науки?

65. Стоит ли наука вне этики?

66. Какие проблемы рассматривает философия науки?

67. С чем связано возникновение дилеммы «сциентизм - антисциентизм»?

68. Существует ли истина в гуманитарных науках? В каких философских направлениях разрабатываются гносеологические проблемы гуманитарных наук?

69. Что изучает философия техники?

70. Каково соотношение науки и техники?

71. Как проводится оценка техники?

72. Каковы основные принципы инженерного отношения к миру?

73. Каковы философские истоки экологических бед человечества?

74. Почему противоречие между природой и обществом приобрело в XX веке глобальный характер?

75. Существует ли смысл и цель в истории?

76. В чем проявляется единство и многообразие исторического процесса?

77. Существует ли прогресс в истории?

78. Можно ли говорить о прогрессе в духовной жизни человека? Если да, то каковы критерии этого прогресса?

79. Можно ли говорить о прогрессе нравственности?

80. Что имел виду О. Шпенглер, утверждая: «Культура и цивилизация - это живое тело душевности и ее мумия?

81. Прокомментируйте высказывание: «Цивилизация как завершение культуры, как оцепенение после развития, как смерть после жизни, как ставшее после становления»?

82. В чем проявляется кризис современной цивилизации?

83. Какой мировоззренческий смысл имеют высшие ценности?

84. Способно ли человечество создать новую систему ценностей? Какова здесь роль философии?

85. Каковы гуманистические ориентиры современной философии?

3.2. Тесты по всему курсу

При ответе на тестовые задания внимательно прочитайте вопрос и предлагаемые варианты ответов, а затем обведите номер правильного ответа кружком.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 376.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...