Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Проблема ответственности инженера.




Профессиональная ответственность инженера – это ответственность перед сообществом за качество проводимых работ, за добросовестное выполнение своих профессиональных ролей. Особенностью ответственности в профессиональных кодексах является ее коллективный характер и целенаправленная разработка. Ответственность инженера как субъекта технической деятельности первоначально существовала только перед работодателем. Многочисленные этические кодексы, призванные регулировать и анализировать этическую составляющую технической деятельности, нередко оказывались связанными с материальными интересами, с законодательным регулированием и соображениями престижа. Но основная причина неэффективности этических кодексов, согласно Х. Ленку, кроется в их абстрактности, когда инженеру приписывается тотальная ответственность «за все на свете». Ответственное измерение деятельности инженера возникает только с принятием ролевой ответственности, которая предполагает, что с каждой профессиональной ролью и спектром входящих в нее задач возникают соответствующие формы ответственности. Например, ученый или техник ответствен перед начальством, фирмой, организацией за свои действия или бездействия. Ответственность за выполнение задач и ролевая ответственность в содержательном смысле строго определены носителями ответственности, в этом отношении они имеют определенные рамки и ограничения.

Профессиональная ответственность инженера всегда связана и с социальной ответственностью. О социальной ответственности см. §3, Тема 5.

Нередко эти два вида ответственности противоречат друг другу.

Выводы: современные философы фиксируют разрыв между научно-технологическим развитием общества и его духовно-нравственным развитием. Наша цивилизация, построенная на системе научно-технических знаний и научном подходе к исследованию и познанию мира, став технологически и информационно могущественной, все же не осознала свою ответственность перед будущим. Экономизм, материализм, редукционизм, присущий индустриализму, ведут к углублению кризиса современной цивилизации. В этой связи философия науки, забив тревогу, обратила внимание человечества на проблемы этики науки, и в частности, на проблему ответственности ученого за результаты исследований.

Контрольные вопросы.

  1. Что такое научно-техническая политика?
  2. В чем заключается стратегия научно-технической политики в РФ?
  3. Что такое научный потенциал?
  4. Для чего нужна социальная оценка техники?
  5. Является ли социальная оценка техники приложением философии техники или новой междисциплинарной областью науки?
  6. Какую роль играет социальная оценка техники в анализе проблемно ориентированных исследований?
  7. Что такое социальная ответственность субъекта технической деятельности?
  8. Кто является носителем социальной ответственности за техническую деятельность?
  9. Какие существуют концепции социальной ответственности субъекта технической деятельности?
  10. Что такое «эвристика страха» и какова ее методологическая роль и значение?
  11. Что такое гуманизация техники?
  12. Какую роль играет философия в гуманизации современной техники?
  13. Что такое экологизация техники?
  14. В чем заключается «экологический императив»?
  15. Что такое экологическая этика и экологическая культура?
  16. Что такое профессиональная этика и «профессиональный кодекс»?
  17. Всегда ли совпадают требования профессиональной этики и социальная ответственность инженера?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Философия техники сегодня стремительно развивается. Обозначившись как философская дисциплина в конце XIX века, она за столь недолгий срок обрела свою предметность, свой статус, свои подходы в исследовании, научные школы. Философия техники становится все более и более востребованной, входит в междисциплинарные исследования техники не на правах «служанки», но как важная, собирающая воедино все знания о социотехнической реальности рефлексия.

Данная философская дисциплина обращена к осмыслению системы техника-человек-природа-общество-культура, т.е., по сути, она изучает всю реальность (био-социо-антропо-техническую). Она направлена на выявление существующих в нашей цивилизации проблем и противоречий, вызванных неуемным и бездушным использованием техники. Эти проблемы, например, глобальные проблемы, обусловлены внедрением человека в наши недра, биосферу, гидросферу, необдуманной трансформацией и конструированием человека (изменением пола, генной инженерией и пр.), изменением самих основ существования общества как социальной системы (речь идет об атомизации общества, «конце социального»). Ученые и мыслители предрекают нам наступление технологической сингулярности – точки, когда человечество перестанет контролировать технику. Это будет связано, возможно, с созданием и внедрением искусственного интеллекта.

«Общество риска» - так охарактеризовал современную цивилизацию У. Бек. Мы сами закладываем основы почти всем рискам, с которыми в дальнейшем и сталкиваемся. Вмешиваясь в геном человека, мы, возможно, лишаем наших потомков способности естественного оплодотворения и нарушаем естественный отбор. «Общество риска» – это рукотворное образование. Орудия, машины, приборы, технологии, - все то, чем орудует современный человек, что он создает, но что в процессе жизнедеятельности и эксплуатации отчуждается от него и начинает противостоять человечеству. Так, создав смартфоны, планшеты, мы, с одной стороны, облегчили себе жизнь, создали прекрасное средство для коммуникации, получения и обмена информацией. Но вместе с тем, мы обрекли наших детей на статус «потерянного поколения», потому что они разучились общаться вживую, играть в игры, чувствовать и переживать природу. Безусловно, дело не в самой технике, а в ее применении. Но ведь прежде, чем ее создать, надо осуществить глубокую философскую рефлексию и социальную экспертизу возможных последствий ее внедрения. Именно этому и служит философия техники. Она учит технических специалистов, инженеров, конструкторов и всех тех, кто создает различные технологии ориентироваться на этическое, антропологические и аксиологическое измерение техники, соотносить свою техническую деятельность и ее результаты с миром человеческих ценностей. В этом и есть настоящее призвание философии техники!

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ

Абстрактный технический объект -результат идеализации и схематизации экспериментальных объектов.

Автоматизация(вшироком смысле) - переложение какой-либо функции технологического процесса с человека на те или иные технические устройства и системы.

Агротехника - технология земледелия, система приемов возделывания

сельско-хозяйственных культур.

Антисциентизм -мировоззрение, в рамках которого акцентируется внимание на негативных сторонах и последствиях развития науки.

Антитехницизм - мировоззренческая установка относительно функций и значимости техники в системе культуры, согласно которой техника и научно-техническое знание в целом объявляются негативной альтернативой культурным ценностям, а научно-технические достижения вызывают страх как возможные орудия порабощения человека.

Аппрокимация - процедура решения инженерных задач на теоретических схемах с помощью ряда их эквивалентных замен и упрощений.

Артефакт –(арс – ремесло, искусство, фактум – сделанное) то, что сделано человеком, искусственно изготовленное.

Биологизация техники– создание технических систем, функционирующих на основе использования фундаментальных биологических принципов, а также использование биологических систем как части технических систем и их встраивание в технические системы.

Бионика– область техники, возникшая в конце 50-х, начале 60-х годов на стыке электроники, биологии и теории технических систем. Она провозгласила основной принцип “живые прототипы – ключ к новой технике”.

Биотехнология - дисциплина, изучающая возможности использования живых организмов, их систем или продуктов их жизнедеятельности для решения технологических задач, а также возможности создания живых организмов с необходимыми свойствами методом генной инженерии.

Гибкое автоматизированное производство - гибкая, производственная система, состоящая из одного или нескольких гибких производственных комплексов, объединенных автоматизированной системой управления производством и автоматизированной транспортно складской системой.

Гипертехницизм –мировоззренческая установка относительно функций и значимости техники в системе культуры, согласно которой техника и научно-техническое знание объявляются главенствующими и возводятся в ранг предельных основ бытия.

Глобальная этика -это новое гуманистическое мировоззрение, динамично развивающееся, вбирающее в себя универсальный консенсус этического плюрализма культур, религий, науки, образования, экономики, политики и т.д.

Глобальные проблемы –это проблемы, которые затрагивают жизненные интересы всего населения планеты и требуют для своего решения совместных усилий всех государств мира.

Гуманизм – ценностный принцип и учение, признающее и отстаивающее право человека на свободу, творчество, самоопределение, развитие и счастье.

Гуманизация техники – утверждение принципов и идеалов гуманизма в качестве главных и всеобщих критериев оценки роли техники в жизни человека.

Единая научно-техническая политика - система целенап­равленных мер, обеспечивающих комплексное развитие науки и техники и внедрение их результатов в экономику.

Изобретательская деятельность - полный цикл инженерной деятельности изобретатель устанавливает связи между всеми основными компонентами инженерной реальности – функциями инженерного устройства, природными процессами, природными условиями, конструкциями (при этом все эти компоненты находятся, описываются, рассчитываются).

Инженер (от латинского слова ingenium - хитроумный, остроумный, изобретательный) - специалист, осуществляющий инженерную деятельность.

Инженерная этика- раздел прикладной этики и система моральных принципов, которые применяются на практике в инженерном деле.

Инженерное сооружение -возводимый на местности объект, предназначенный для управления, охраны, обороны или прочих целей.

Инженерное проектирование -вид деятельности человека по решению технических задач, который научно обоснован и учитывает потребности общества при реализации результата.

Инженерная деятельность -самостоятельный специфический вид технической деятельности всех научных и практических работников, занятых в сфере материального производства; техническое применение науки, направленное на производство техники и удовлетворение общественных технических потребностей.

Инновационная политикаэто совокупность научно-технических, производственных, управленческих, финансово-бытовых и других мероприятий, связанных с продвижением новой или улучшенной продукции на рынок сбыта.

Инновацияуниверсальный метод, набор инструментов обеспечения оптимального технологического прогресса организации путем планируемого управленческого воздействия на социальную структуру предприятия.

Информационное общество - общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации.

     Комбинационно-синтезирующий метод технических наук – метод создания новых технических систем, новых материалов и технологических процессов на основе объединения, использования отдельных естественных, природных законов, сил, свойств, процессов и материалов.

Конструирование – это неполный цикл инженерной деятельности при котором связи между основными компонентами инженерной реальности уже установлены в изобретательской деятельности.

Конструктивно-технические знания –знания, преимущественно ориентированные на описание строения (или конструкции) технических систем.

Концепция устойчивого развития - модель развития цивилизации, которая исходит из необходимости обеспечить мировой баланс между решением социально-экономических проблем и сохранением окружающей среды.

Коэволюциячеловека и биосферы – это такое взаимоотношение природы и общества, которое допускает их совместное развитие.

Креативное мышление - это революционное и созидательное мышление, носящее конструктивный характер.

Культура –это способ самоосуществления человека, включающий создание им различных идей, образов, материальных объектов, технологий, а также установившиеся формы взаимоотношений между людьми, институты, нормы, традиции, правила.

Математическое моделирование - это средство изучения реального объекта, процесса или системы путем их замены математической моделью.

Машина -устройство, выполняющее механические движения для преобразования энергии, материалов и информации.

Машинная техника – это вид техники, представленный как большой и многоуровневый механизм.

Мегамашина -понятие, употребляемое для обозначения обезличенной, технократически оптимизированной, предельно централизованной организации, сливающей в единое целое в качестве равнозначных компонентов машины (механизмы) и работающих при них людей (Мэмфорд).

Междисциплинарные исследования – исследования, представляющие собой изучение некоторого явления несколькими дисциплинами притом, что каждая из них сохраняет собственную систему базисных идеализаций и методологию, так что подходы различных дисциплин сотрудничают, т.е. взаимодополняют друг друга.

Метод(путь исследования, прослеживание)– способ достижения цели, совокупность приемов и операций познания объекта, обусловленная гипотезой (теорией) и задающая логику исследования

Метод декомпозиции -

Методология– учение о способах организации и построения познавательной и практической деятельности человека, а также сама система этой организации и построения. Если гносеология акцентирует внимание на содержании и сущности знания, то методология – на путях и способах его достижения, на конструировании и преобразовании схем познавательной деятельности.

Механизм -это сравнительно простая и даже элементарная машина.

Монотехника (авторитарная техника) – вид техники и технической деятельности, ориентированной, главным образом, на экономическую экспансию, материальное насыщение и военное превосходство (власть).

Мысленный эксперимент — особая теоретическая процедура, заключающаяся в получении нового или проверке имеющегося знания путем конструирования идеализированных объектов и манипулирования ими в искусственно, условно задаваемых ситуациях.

Наука– социальная система, состоящая из профессиональных сообществ, основной целью которых является получение, распространение и применение научного знания.

Научная деятельность– специфический вид когнитивной активности, предметом которой является множество любых возможных объектов (эмпирических и теоретических), целью – производство знания о свойствах, отношениях и закономерностях этих объектов, средствами – различные методы и процедуры эмпирического и теоретического исследования.

Научное знание– знание, получаемое и фиксируемое специфическими научными методами и средствами (абстрагирование, анализ, синтез, вывод, доказательство, идеализация, систематическое наблюдение, эксперимент, классификация, интерпретация, сформировавшийся в той или иной науке или области исследования ее особый язык и т.д.).

Научно-техническая политика — система целенап­равленных мер, обеспечивающих комплексное развитие науки и техники и внедрение их результатов в экономику.

Научно-техническая (техническая) рациональность - категория технического знания, отражающая соблюдение при достижении поставленной цели обусловленных эффективностью методологических установок по созданию и использованию технологий и технических изделий.

Научно-технический потенциал - совокупность кадровых, материально-технических, информационных и организационных ресурсов, предназначенных для решения стоящих перед обществом задач научно-технического развития.

Научно-технический прогресс (НТП)– единое, взаимообусловленное, поступательное развитие науки и техники; основа социального прогресса.

Научно-техническая революция (НТР) — понятие, использу­емое для обозначения тех качественных преобразований, кото­рые произошли в науке и технике во второй половине XX в.

Ноосферапреобразованные человеческим разумом и деятельностью условия существования человека, оболочка Земли, охваченная разумной человеческой деятельностью.

Общая технология – вторая ступень рационального обобщения в технике, связанная с систематизацией всех имеющихся областей ремесленной техники.

Органопроекция (принцип органопроекции) – утверждение Э. Каппа, согласно которому человек во всех своих созданиях бессознательно воспроизводит свои органы и сам познает себя, исходя из этих искусственных созданий.

«Осевое время» – философско-историческая категория, введенная Ясперсом как средство осмысления единства истории и являющаяся одной из опорных в современной исторической мысли.

Ответственность - рефлексивная позиция человека, способного просчитать последствия своей деятельности и осознавать все возможности, вытекающие из его поступков.

Открытие – выявление ранее неизвестных свойств и явлений материального мира, вносящих коренные изменения в уровень нашего познания.

Политехника (или биотехника) - это первоначальная форма делания, вид техники, который находится в гармонии с многообразными потребностями и устремлениями жизни и функционирует как бы в демократической манере при реализации самых разнообразных человеческих потенций.

Постав – это способ раскрытия потаенности, который заставляет человека выводить действительное из его потаенности (М. Хайдеггер).

Поточная схема (схема функционирования) – вид теоретической схемы, описывающей естественные процессы, протекающие в технической системе и связывающие ее элементы в единое целое – схему естественного процесса.

Праксиология (от греч. praktikos - деятельный, активный) - концепция, описывающая механизмы эффективной организации практической деятельности человека.

Предмет познания - это часть действительности, которая к настоящему времени уже выделена наукой и стала содержанием научного познания, т.е. некоторая ограниченная целостность, выделенная из мира объектов в процессе человеческой деятельности и познания.

Проблемно ориентированное исследование - тип исследования, ориентированный не просто на постановку проблемы с методологической точки зрения или с позиций научной политики, но прежде всего на социокультурное понимание науки.

       Проективно-прагматический метод – метод, который дает исследователю общую схему действия и строится  на практических выводах, подчинении  информации о средствах ее достижения поставленной научно-технической цели.

Производительная сила – совокупность средств производства и людей, занятых в производстве, система субъективных (человек) и вещественных элементов, осуществляющих «обмен веществ» между человеком и природой в процессе общественного производства.

Профессиональная ответственность инженера - это ответственность перед сообществом за качество проводимых работ, за добросовестное выполнение своих профессиональных ролей. 

Ремесленная техника - особая форма технической деятельности, основанная не на науке и теоретических расчетах, но на традиционных знаниях и практических навыках поколений.

Системное проектирование – метод технических наук, комплексно решающий поставленные задачи на основе выявления взаимодействия и взаимосвязи отдельных объектов-систем и их частей как между собой, так и с внешней средой, а также на основе учета социально-экономических и экологических последствий их функционирования.

Системно-структурный метод – метод, ориентированный на изучение строения и состава системы.

Системный анализ - научный метод познания, представляющий собой последовательность действий по установлению структурных связей между переменными или элементами исследуемой системы.

Системотехника – вид деятельности по комплексному теоретическому обобщению всех знаний различных отраслей современной техники и технических наук при ориентации не только на естественнонаучное, но и гуманитарное образование инженеров, то есть при ориентации на системную картину мира.

Социальная ответственность субъекта технической деятельности – позиция инженеров или инженерного сообщества, строящаяся на идее безопасности применения технологий, предотвращения или минимизации возможных негативных последствий их применения.

Социальная оценка техники- прикладная сфера философии техники, построенная на рефлексивной позиции по отношению к научно-технической деятельности.

Структурная схема – разновидность технических схем, построенная на фиксации конструктивного расположения элементов и связей (т. е. структуры) данной технической системы и предполагающая определенный способ ее реализации.

Сциентизация техники – процесс все большего «онаучивания» технического знания, применения к технике научных теорий.

Сциентизм - (от лат. и англ. наука) – 1) общекультурная и философская ориентация на науку как высшую ценность, эталон духовной деятельности, способ решения всех социальных и человеческих проблем; 2) мировоззрение, абсолютизирующее роль науки и научного знания в социокультурном процессе; 3) течение в социальной науке ХIХ-XX вв., ставившее задачей уподо бить социальные науки по методам и теоретическому обоснованию естественным наукам (узкий смысл).

Творческие способности– способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.

Творческая деятельность- форма деятельности человека или коллектива - создание качественно нового, никогда ранее не существовавшего.

Творчество –деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.

Тектология -это общая теория организации и дезорганизации, наука об универсальных типах и закономерностях структурного преобразования любых систем (А. Богданов).

Теория– наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности.

Теоретическая схема – некая связь идеальных объектов, которая создается для того, чтобы что-то прояснить (интересующие данную теорию свойства и стороны реальных объектов).

Теоретический уровень – уровень познания, где ключевым является выявление закономерностей изучаемых объектов, построенных на основе логического мышления.

Технизация науки– процесс применения в науке все большего количества технических устройств, приборов.

Техника– совокупность технических устройств, различных видов технической деятельности по созданию этих устройств и совокупность технических знаний.

Техникознание -система технических наук, которая направлена на описание и изучение соответствующих технических объектов, т. е. предметов орудийной деятельности социума.

Техническая теория - система обобщенного знания о технических объектах и их системах.

Техницизм – мировоззренческая позиция, полагающая технический прогресс безусловно позитивным фактором социально-исторического процесса.

Техне– в античности широкое представление о технике как искусстве, ремесле.

Техногенная цивилизация - исторический этап в развитии западной цивилизации на индустриальной и постиндустриальной ступени общественного развития, генезис которой осуществляется преимущественно на основе науки, техники, технологий и производства (то есть наукотехники) и создаваемой ими предельно урбанизированной среды — техносферы.

Техносфера- совокупность всех функционирующих и старых, недействующих технических объектов и всех продуктов их деятельности, возникших на Земле и в космосе.

Технический оптимизм - идеализация техники, переоценка возможностей ее развития: техника рассматривается как единственный или как первостепенный детерминирующий фактор социального прогресса.

Технический пессимизм - отрицание, демонизация и мистифицирование техники.

     Технический экспериментэто деятельность по производству технических эффектов, квалифицированная как инженерная деятельность, т.е. как конструирование машин, как попытка создать искусственные процессы и состояния, однако с целью получения новых научных знании о природе или подтверждения научных законов, а не исследования закономерностей функционирования и создания самих технических устройств.

Техницизм -это мировоззренческая установка относительно функций и значимости техники в системе культуры.

Техногенная цивилизация -исторический этап в развитии западной цивилизации на индустриальной и постиндустриальной ступени общественного развития, генезис которой осуществляется преимущественно на основе науки, техники, технологий и производства (то есть наукотехники) и создаваемой ими предельно урбанизированной среды — техносферы.

Технократизм- распространенный в западной общественной мысли принцип объяснения общественного развития, согласно которому власть в обществе должна принадлежать технократам - носителям технического прогресса, высшим слоям технических специалистов.

Технологическая революция– качественные изменения технологических способов производства, сущность которых состоит в коренном перераспределении основных технологических форм между человеческими и техническими компонентами производительных сил общества.

Технология– способы и средства создания искусственного мира.

Технологический «алармизм»(от фр. слова «alarmiste» — «беспокойство», «тревога»), напротив, в указанном «прогрессе» не видит ничего позитивного, сводя его, таким образом, к одним только негативным последствиям.

Технологический детерминизм - теоретико-методологическая установка в философских и социологических концепциях, исходящая из решающей роли техники и технологии в развитии социально-экономических структур.

     Технологический «эвдемонизм» (от греч. слова «eudaimonia» — «блаженство») фактически элиминирует все негативные последствия технической деятельности человека и поэтому в техническом прогрессе видит одни только позитивные моменты.

     Технотронное(постиндустриальное, информационное) общество – концепция современной западной социологии и социальной философии, основанная на принципе технологического детерминизма. Согласно данной концепции, технотронное общество является принципиально новой стадией развития общества, основанной на применении высоких, прежде всего информационных, технологий.

Технофобия – концептуальная установка, согласно которой техника рассматривается и трактуется как основная причина (источник) отчужденности человека как от природы, так и от самого себя, а, стало быть, и как главная опасность, угрожающая его собственному существованию.

Техноэтика– нормы поведения людей, ориентированные на техническую деятельность человека и общества.

Традиционная культура– устойчивая, нединамичная культура, характерной особенностью которой является то, что происходящие в ней изменения идут слишком медленно и поэтому практически не фиксируются коллективным сознанием.

Традиционное общество - общество, которое регулируется традицией.

Трансцендентальный - (от лат. transcendens — перешагивающий, выходящий за пределы), термин, возникший в схоластической философии и обозначающий такие аспекты бытия, которые выходят за сферу ограниченного существования, конечного.

Универсальный эволюционизм– представление о том, что все эволюционные процессы, происходящие в мире, начиная с возникновения Вселенной, образования вещества, звезд и галактик и до социокультурной динамики как целостный процесс самоорганизации всего сущего, подчиняющийся общим фундаментальным закономерностям и развивающийся в целостном многомерном онтологическом пространстве.

Философия науки -направление в западной и отечественной философии, ориентированное на осмысление феномена науки как духовного явления.

Философия техники — одно из значимых проблемных полей современной философии, основанное на комплексном системном анализе техники как социального феномена в историко-цивилизационном контексте.

Философская рефлексия (от позднелат. reflexio — обращение назад) -  принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок; предметное рассмотрение самого знания.

Фундаментальные и прикладные исследования– типы исследований, различающиеся по своим социально-культурным ориентациям, по форме организации и трансляции знания, а соответственно, по характерным для каждого типа формам взаимодействия исследователей и их объединений. Фундаментальные исследования направлены на усиление интеллектуального потенциала общества (страны, региона …) путем получения нового знания и его использования в общем образовании и подготовке специалистов практически всех современных профессий. Прикладные исследования направлены на интеллектуальное обеспечение инновационного процесса как основы социально-экономического развития современной цивилизации. Знания, получаемые в прикладных исследованиях, ориентированы на непосредственное использование в других областях деятельности (технологии, экономике, социальном управлении и т.д.).

Функциональная схема – вид теоретической схемы, фиксирующей общее представление о технической системе и являющейся результатом идеализации технической системы на основе принципов определенной технической теории.

Футурошок- шок будущего, психологическая реакция человека или общества на стремительные и радикальные изменения в его окружении, вызванные ускорением темпов технологического и социального прогресса (Э. Тоффлер).

Частные технологии– первый этап рационального обобщения техники, характеризующийся обучением в рамках каждого отдельного вида ремесленной технологии.

Эвристика –наука о творческом мышлении.

«Эвристика страха» -принцип, введенный Х. Йонасом,утверждающий преимущество плохого прогноза перед хорошим, содержащий требование предоставления максимума информации и указывающий на недопустимость сокрытия возможных последствий.

Эврология –наука о творчестве во всех его формах (П. Энгельмейер).

Экологизация техники –научно-техническая деятельность, направленная на совершенствование техники в направлении биосферосовместимости с целью оптимального подключения производственных процессов к природным.

Экологическая культура –часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся гармоничного взаимоотношения человека и природы.

Экологическое мышление – рефлексивная позиция, основанная на системе взглядов на мир, отражающих проблемы взаимодействия человечества и природы в аспекте их гармонизации и оптимизации.

Экология (от греч. οικος - дом, обиталище и λόγος — учение) - совокупность понятий и явлений, связанных со взаимоотношениями между человеком и окружающей средой, а также наука, занимающаяся этой сферой.

Экологическая безопасность - допустимый уровень негативного воздействия природных и антропогенных факторов экологической опасности на окружающую среду и человека, научная дисциплина.

Экологическая политика -это целенаправленная деятельность государства по обеспечению экологической безопасности и сохранению естественных ресурсов.

Экологическая этика- прикладная дисциплина, являющаяся результатом междисциплинарного синтеза и располагающаяся на стыке этики и экологии.

Экстраполяция -особый тип аппроксимации, при котором функция аппроксимируется вне заданного интервала, а не между заданными значениями.

Эмпирический уровень (технического знания) – система знаний, полученных из опыта, на основе которой выявляются определенные обобщающие характеристики технического объекта или процесса.

Этика ответственности - проект универсальной этической теории Х. Йонаса, построенный на возможной ответственности человечества перед нынешними и будущими поколениями за поступки в развивающемся мире.

Этика ученого - область профессиональной этики, определяющая моральные отношения ученого с его коллегами и учениками.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 270.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...