Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Проблема ответственности инженера.
Профессиональная ответственность инженера – это ответственность перед сообществом за качество проводимых работ, за добросовестное выполнение своих профессиональных ролей. Особенностью ответственности в профессиональных кодексах является ее коллективный характер и целенаправленная разработка. Ответственность инженера как субъекта технической деятельности первоначально существовала только перед работодателем. Многочисленные этические кодексы, призванные регулировать и анализировать этическую составляющую технической деятельности, нередко оказывались связанными с материальными интересами, с законодательным регулированием и соображениями престижа. Но основная причина неэффективности этических кодексов, согласно Х. Ленку, кроется в их абстрактности, когда инженеру приписывается тотальная ответственность «за все на свете». Ответственное измерение деятельности инженера возникает только с принятием ролевой ответственности, которая предполагает, что с каждой профессиональной ролью и спектром входящих в нее задач возникают соответствующие формы ответственности. Например, ученый или техник ответствен перед начальством, фирмой, организацией за свои действия или бездействия. Ответственность за выполнение задач и ролевая ответственность в содержательном смысле строго определены носителями ответственности, в этом отношении они имеют определенные рамки и ограничения. Профессиональная ответственность инженера всегда связана и с социальной ответственностью. О социальной ответственности см. §3, Тема 5. Нередко эти два вида ответственности противоречат друг другу. Выводы: современные философы фиксируют разрыв между научно-технологическим развитием общества и его духовно-нравственным развитием. Наша цивилизация, построенная на системе научно-технических знаний и научном подходе к исследованию и познанию мира, став технологически и информационно могущественной, все же не осознала свою ответственность перед будущим. Экономизм, материализм, редукционизм, присущий индустриализму, ведут к углублению кризиса современной цивилизации. В этой связи философия науки, забив тревогу, обратила внимание человечества на проблемы этики науки, и в частности, на проблему ответственности ученого за результаты исследований. Контрольные вопросы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Философия техники сегодня стремительно развивается. Обозначившись как философская дисциплина в конце XIX века, она за столь недолгий срок обрела свою предметность, свой статус, свои подходы в исследовании, научные школы. Философия техники становится все более и более востребованной, входит в междисциплинарные исследования техники не на правах «служанки», но как важная, собирающая воедино все знания о социотехнической реальности рефлексия. Данная философская дисциплина обращена к осмыслению системы техника-человек-природа-общество-культура, т.е., по сути, она изучает всю реальность (био-социо-антропо-техническую). Она направлена на выявление существующих в нашей цивилизации проблем и противоречий, вызванных неуемным и бездушным использованием техники. Эти проблемы, например, глобальные проблемы, обусловлены внедрением человека в наши недра, биосферу, гидросферу, необдуманной трансформацией и конструированием человека (изменением пола, генной инженерией и пр.), изменением самих основ существования общества как социальной системы (речь идет об атомизации общества, «конце социального»). Ученые и мыслители предрекают нам наступление технологической сингулярности – точки, когда человечество перестанет контролировать технику. Это будет связано, возможно, с созданием и внедрением искусственного интеллекта. «Общество риска» - так охарактеризовал современную цивилизацию У. Бек. Мы сами закладываем основы почти всем рискам, с которыми в дальнейшем и сталкиваемся. Вмешиваясь в геном человека, мы, возможно, лишаем наших потомков способности естественного оплодотворения и нарушаем естественный отбор. «Общество риска» – это рукотворное образование. Орудия, машины, приборы, технологии, - все то, чем орудует современный человек, что он создает, но что в процессе жизнедеятельности и эксплуатации отчуждается от него и начинает противостоять человечеству. Так, создав смартфоны, планшеты, мы, с одной стороны, облегчили себе жизнь, создали прекрасное средство для коммуникации, получения и обмена информацией. Но вместе с тем, мы обрекли наших детей на статус «потерянного поколения», потому что они разучились общаться вживую, играть в игры, чувствовать и переживать природу. Безусловно, дело не в самой технике, а в ее применении. Но ведь прежде, чем ее создать, надо осуществить глубокую философскую рефлексию и социальную экспертизу возможных последствий ее внедрения. Именно этому и служит философия техники. Она учит технических специалистов, инженеров, конструкторов и всех тех, кто создает различные технологии ориентироваться на этическое, антропологические и аксиологическое измерение техники, соотносить свою техническую деятельность и ее результаты с миром человеческих ценностей. В этом и есть настоящее призвание философии техники! СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ Абстрактный технический объект -результат идеализации и схематизации экспериментальных объектов. Автоматизация(вшироком смысле) - переложение какой-либо функции технологического процесса с человека на те или иные технические устройства и системы. Агротехника - технология земледелия, система приемов возделывания сельско-хозяйственных культур. Антисциентизм -мировоззрение, в рамках которого акцентируется внимание на негативных сторонах и последствиях развития науки. Антитехницизм - мировоззренческая установка относительно функций и значимости техники в системе культуры, согласно которой техника и научно-техническое знание в целом объявляются негативной альтернативой культурным ценностям, а научно-технические достижения вызывают страх как возможные орудия порабощения человека. Аппрокимация - процедура решения инженерных задач на теоретических схемах с помощью ряда их эквивалентных замен и упрощений. Артефакт –(арс – ремесло, искусство, фактум – сделанное) то, что сделано человеком, искусственно изготовленное. Биологизация техники– создание технических систем, функционирующих на основе использования фундаментальных биологических принципов, а также использование биологических систем как части технических систем и их встраивание в технические системы. Бионика– область техники, возникшая в конце 50-х, начале 60-х годов на стыке электроники, биологии и теории технических систем. Она провозгласила основной принцип “живые прототипы – ключ к новой технике”. Биотехнология - дисциплина, изучающая возможности использования живых организмов, их систем или продуктов их жизнедеятельности для решения технологических задач, а также возможности создания живых организмов с необходимыми свойствами методом генной инженерии. Гибкое автоматизированное производство - гибкая, производственная система, состоящая из одного или нескольких гибких производственных комплексов, объединенных автоматизированной системой управления производством и автоматизированной транспортно складской системой. Гипертехницизм –мировоззренческая установка относительно функций и значимости техники в системе культуры, согласно которой техника и научно-техническое знание объявляются главенствующими и возводятся в ранг предельных основ бытия. Глобальная этика -это новое гуманистическое мировоззрение, динамично развивающееся, вбирающее в себя универсальный консенсус этического плюрализма культур, религий, науки, образования, экономики, политики и т.д. Глобальные проблемы –это проблемы, которые затрагивают жизненные интересы всего населения планеты и требуют для своего решения совместных усилий всех государств мира. Гуманизм – ценностный принцип и учение, признающее и отстаивающее право человека на свободу, творчество, самоопределение, развитие и счастье. Гуманизация техники – утверждение принципов и идеалов гуманизма в качестве главных и всеобщих критериев оценки роли техники в жизни человека. Единая научно-техническая политика - система целенаправленных мер, обеспечивающих комплексное развитие науки и техники и внедрение их результатов в экономику. Изобретательская деятельность - полный цикл инженерной деятельности изобретатель устанавливает связи между всеми основными компонентами инженерной реальности – функциями инженерного устройства, природными процессами, природными условиями, конструкциями (при этом все эти компоненты находятся, описываются, рассчитываются). Инженер (от латинского слова ingenium - хитроумный, остроумный, изобретательный) - специалист, осуществляющий инженерную деятельность. Инженерная этика- раздел прикладной этики и система моральных принципов, которые применяются на практике в инженерном деле. Инженерное сооружение -возводимый на местности объект, предназначенный для управления, охраны, обороны или прочих целей. Инженерное проектирование -вид деятельности человека по решению технических задач, который научно обоснован и учитывает потребности общества при реализации результата. Инженерная деятельность -самостоятельный специфический вид технической деятельности всех научных и практических работников, занятых в сфере материального производства; техническое применение науки, направленное на производство техники и удовлетворение общественных технических потребностей. Инновационная политика– это совокупность научно-технических, производственных, управленческих, финансово-бытовых и других мероприятий, связанных с продвижением новой или улучшенной продукции на рынок сбыта. Инновация – универсальный метод, набор инструментов обеспечения оптимального технологического прогресса организации путем планируемого управленческого воздействия на социальную структуру предприятия. Информационное общество - общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации. Комбинационно-синтезирующий метод технических наук – метод создания новых технических систем, новых материалов и технологических процессов на основе объединения, использования отдельных естественных, природных законов, сил, свойств, процессов и материалов. Конструирование – это неполный цикл инженерной деятельности при котором связи между основными компонентами инженерной реальности уже установлены в изобретательской деятельности. Конструктивно-технические знания –знания, преимущественно ориентированные на описание строения (или конструкции) технических систем. Концепция устойчивого развития - модель развития цивилизации, которая исходит из необходимости обеспечить мировой баланс между решением социально-экономических проблем и сохранением окружающей среды. Коэволюциячеловека и биосферы – это такое взаимоотношение природы и общества, которое допускает их совместное развитие. Креативное мышление - это революционное и созидательное мышление, носящее конструктивный характер. Культура –это способ самоосуществления человека, включающий создание им различных идей, образов, материальных объектов, технологий, а также установившиеся формы взаимоотношений между людьми, институты, нормы, традиции, правила. Математическое моделирование - это средство изучения реального объекта, процесса или системы путем их замены математической моделью. Машина -устройство, выполняющее механические движения для преобразования энергии, материалов и информации. Машинная техника – это вид техники, представленный как большой и многоуровневый механизм. Мегамашина -понятие, употребляемое для обозначения обезличенной, технократически оптимизированной, предельно централизованной организации, сливающей в единое целое в качестве равнозначных компонентов машины (механизмы) и работающих при них людей (Мэмфорд). Междисциплинарные исследования – исследования, представляющие собой изучение некоторого явления несколькими дисциплинами притом, что каждая из них сохраняет собственную систему базисных идеализаций и методологию, так что подходы различных дисциплин сотрудничают, т.е. взаимодополняют друг друга. Метод(путь исследования, прослеживание)– способ достижения цели, совокупность приемов и операций познания объекта, обусловленная гипотезой (теорией) и задающая логику исследования Метод декомпозиции - Методология– учение о способах организации и построения познавательной и практической деятельности человека, а также сама система этой организации и построения. Если гносеология акцентирует внимание на содержании и сущности знания, то методология – на путях и способах его достижения, на конструировании и преобразовании схем познавательной деятельности. Механизм -это сравнительно простая и даже элементарная машина. Монотехника (авторитарная техника) – вид техники и технической деятельности, ориентированной, главным образом, на экономическую экспансию, материальное насыщение и военное превосходство (власть). Мысленный эксперимент — особая теоретическая процедура, заключающаяся в получении нового или проверке имеющегося знания путем конструирования идеализированных объектов и манипулирования ими в искусственно, условно задаваемых ситуациях. Наука– социальная система, состоящая из профессиональных сообществ, основной целью которых является получение, распространение и применение научного знания. Научная деятельность– специфический вид когнитивной активности, предметом которой является множество любых возможных объектов (эмпирических и теоретических), целью – производство знания о свойствах, отношениях и закономерностях этих объектов, средствами – различные методы и процедуры эмпирического и теоретического исследования. Научное знание– знание, получаемое и фиксируемое специфическими научными методами и средствами (абстрагирование, анализ, синтез, вывод, доказательство, идеализация, систематическое наблюдение, эксперимент, классификация, интерпретация, сформировавшийся в той или иной науке или области исследования ее особый язык и т.д.). Научно-техническая политика — система целенаправленных мер, обеспечивающих комплексное развитие науки и техники и внедрение их результатов в экономику. Научно-техническая (техническая) рациональность - категория технического знания, отражающая соблюдение при достижении поставленной цели обусловленных эффективностью методологических установок по созданию и использованию технологий и технических изделий. Научно-технический потенциал - совокупность кадровых, материально-технических, информационных и организационных ресурсов, предназначенных для решения стоящих перед обществом задач научно-технического развития. Научно-технический прогресс (НТП)– единое, взаимообусловленное, поступательное развитие науки и техники; основа социального прогресса. Научно-техническая революция (НТР) — понятие, используемое для обозначения тех качественных преобразований, которые произошли в науке и технике во второй половине XX в. Ноосфера– преобразованные человеческим разумом и деятельностью условия существования человека, оболочка Земли, охваченная разумной человеческой деятельностью. Общая технология – вторая ступень рационального обобщения в технике, связанная с систематизацией всех имеющихся областей ремесленной техники. Органопроекция (принцип органопроекции) – утверждение Э. Каппа, согласно которому человек во всех своих созданиях бессознательно воспроизводит свои органы и сам познает себя, исходя из этих искусственных созданий. «Осевое время» – философско-историческая категория, введенная Ясперсом как средство осмысления единства истории и являющаяся одной из опорных в современной исторической мысли. Ответственность - рефлексивная позиция человека, способного просчитать последствия своей деятельности и осознавать все возможности, вытекающие из его поступков. Открытие – выявление ранее неизвестных свойств и явлений материального мира, вносящих коренные изменения в уровень нашего познания. Политехника (или биотехника) - это первоначальная форма делания, вид техники, который находится в гармонии с многообразными потребностями и устремлениями жизни и функционирует как бы в демократической манере при реализации самых разнообразных человеческих потенций. Постав – это способ раскрытия потаенности, который заставляет человека выводить действительное из его потаенности (М. Хайдеггер). Поточная схема (схема функционирования) – вид теоретической схемы, описывающей естественные процессы, протекающие в технической системе и связывающие ее элементы в единое целое – схему естественного процесса. Праксиология (от греч. praktikos - деятельный, активный) - концепция, описывающая механизмы эффективной организации практической деятельности человека. Предмет познания - это часть действительности, которая к настоящему времени уже выделена наукой и стала содержанием научного познания, т.е. некоторая ограниченная целостность, выделенная из мира объектов в процессе человеческой деятельности и познания. Проблемно ориентированное исследование - тип исследования, ориентированный не просто на постановку проблемы с методологической точки зрения или с позиций научной политики, но прежде всего на социокультурное понимание науки. Проективно-прагматический метод – метод, который дает исследователю общую схему действия и строится на практических выводах, подчинении информации о средствах ее достижения поставленной научно-технической цели. Производительная сила – совокупность средств производства и людей, занятых в производстве, система субъективных (человек) и вещественных элементов, осуществляющих «обмен веществ» между человеком и природой в процессе общественного производства. Профессиональная ответственность инженера - это ответственность перед сообществом за качество проводимых работ, за добросовестное выполнение своих профессиональных ролей. Ремесленная техника - особая форма технической деятельности, основанная не на науке и теоретических расчетах, но на традиционных знаниях и практических навыках поколений. Системное проектирование – метод технических наук, комплексно решающий поставленные задачи на основе выявления взаимодействия и взаимосвязи отдельных объектов-систем и их частей как между собой, так и с внешней средой, а также на основе учета социально-экономических и экологических последствий их функционирования. Системно-структурный метод – метод, ориентированный на изучение строения и состава системы. Системный анализ - научный метод познания, представляющий собой последовательность действий по установлению структурных связей между переменными или элементами исследуемой системы. Системотехника – вид деятельности по комплексному теоретическому обобщению всех знаний различных отраслей современной техники и технических наук при ориентации не только на естественнонаучное, но и гуманитарное образование инженеров, то есть при ориентации на системную картину мира. Социальная ответственность субъекта технической деятельности – позиция инженеров или инженерного сообщества, строящаяся на идее безопасности применения технологий, предотвращения или минимизации возможных негативных последствий их применения. Социальная оценка техники- прикладная сфера философии техники, построенная на рефлексивной позиции по отношению к научно-технической деятельности. Структурная схема – разновидность технических схем, построенная на фиксации конструктивного расположения элементов и связей (т. е. структуры) данной технической системы и предполагающая определенный способ ее реализации. Сциентизация техники – процесс все большего «онаучивания» технического знания, применения к технике научных теорий. Сциентизм - (от лат. и англ. наука) – 1) общекультурная и философская ориентация на науку как высшую ценность, эталон духовной деятельности, способ решения всех социальных и человеческих проблем; 2) мировоззрение, абсолютизирующее роль науки и научного знания в социокультурном процессе; 3) течение в социальной науке ХIХ-XX вв., ставившее задачей уподо бить социальные науки по методам и теоретическому обоснованию естественным наукам (узкий смысл). Творческие способности– способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить. Творческая деятельность- форма деятельности человека или коллектива - создание качественно нового, никогда ранее не существовавшего. Творчество –деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Тектология -это общая теория организации и дезорганизации, наука об универсальных типах и закономерностях структурного преобразования любых систем (А. Богданов). Теория– наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности. Теоретическая схема – некая связь идеальных объектов, которая создается для того, чтобы что-то прояснить (интересующие данную теорию свойства и стороны реальных объектов). Теоретический уровень – уровень познания, где ключевым является выявление закономерностей изучаемых объектов, построенных на основе логического мышления. Технизация науки– процесс применения в науке все большего количества технических устройств, приборов. Техника– совокупность технических устройств, различных видов технической деятельности по созданию этих устройств и совокупность технических знаний. Техникознание -система технических наук, которая направлена на описание и изучение соответствующих технических объектов, т. е. предметов орудийной деятельности социума. Техническая теория - система обобщенного знания о технических объектах и их системах. Техницизм – мировоззренческая позиция, полагающая технический прогресс безусловно позитивным фактором социально-исторического процесса. Техне– в античности широкое представление о технике как искусстве, ремесле. Техногенная цивилизация - исторический этап в развитии западной цивилизации на индустриальной и постиндустриальной ступени общественного развития, генезис которой осуществляется преимущественно на основе науки, техники, технологий и производства (то есть наукотехники) и создаваемой ими предельно урбанизированной среды — техносферы. Техносфера- совокупность всех функционирующих и старых, недействующих технических объектов и всех продуктов их деятельности, возникших на Земле и в космосе. Технический оптимизм - идеализация техники, переоценка возможностей ее развития: техника рассматривается как единственный или как первостепенный детерминирующий фактор социального прогресса. Технический пессимизм - отрицание, демонизация и мистифицирование техники. Технический эксперимент – это деятельность по производству технических эффектов, квалифицированная как инженерная деятельность, т.е. как конструирование машин, как попытка создать искусственные процессы и состояния, однако с целью получения новых научных знании о природе или подтверждения научных законов, а не исследования закономерностей функционирования и создания самих технических устройств. Техницизм -это мировоззренческая установка относительно функций и значимости техники в системе культуры. Техногенная цивилизация -исторический этап в развитии западной цивилизации на индустриальной и постиндустриальной ступени общественного развития, генезис которой осуществляется преимущественно на основе науки, техники, технологий и производства (то есть наукотехники) и создаваемой ими предельно урбанизированной среды — техносферы. Технократизм- распространенный в западной общественной мысли принцип объяснения общественного развития, согласно которому власть в обществе должна принадлежать технократам - носителям технического прогресса, высшим слоям технических специалистов. Технологическая революция– качественные изменения технологических способов производства, сущность которых состоит в коренном перераспределении основных технологических форм между человеческими и техническими компонентами производительных сил общества. Технология– способы и средства создания искусственного мира. Технологический «алармизм»(от фр. слова «alarmiste» — «беспокойство», «тревога»), напротив, в указанном «прогрессе» не видит ничего позитивного, сводя его, таким образом, к одним только негативным последствиям. Технологический детерминизм - теоретико-методологическая установка в философских и социологических концепциях, исходящая из решающей роли техники и технологии в развитии социально-экономических структур. Технологический «эвдемонизм» (от греч. слова «eudaimonia» — «блаженство») фактически элиминирует все негативные последствия технической деятельности человека и поэтому в техническом прогрессе видит одни только позитивные моменты. Технотронное(постиндустриальное, информационное) общество – концепция современной западной социологии и социальной философии, основанная на принципе технологического детерминизма. Согласно данной концепции, технотронное общество является принципиально новой стадией развития общества, основанной на применении высоких, прежде всего информационных, технологий. Технофобия – концептуальная установка, согласно которой техника рассматривается и трактуется как основная причина (источник) отчужденности человека как от природы, так и от самого себя, а, стало быть, и как главная опасность, угрожающая его собственному существованию. Техноэтика– нормы поведения людей, ориентированные на техническую деятельность человека и общества. Традиционная культура– устойчивая, нединамичная культура, характерной особенностью которой является то, что происходящие в ней изменения идут слишком медленно и поэтому практически не фиксируются коллективным сознанием. Традиционное общество - общество, которое регулируется традицией. Трансцендентальный - (от лат. transcendens — перешагивающий, выходящий за пределы), термин, возникший в схоластической философии и обозначающий такие аспекты бытия, которые выходят за сферу ограниченного существования, конечного. Универсальный эволюционизм– представление о том, что все эволюционные процессы, происходящие в мире, начиная с возникновения Вселенной, образования вещества, звезд и галактик и до социокультурной динамики как целостный процесс самоорганизации всего сущего, подчиняющийся общим фундаментальным закономерностям и развивающийся в целостном многомерном онтологическом пространстве. Философия науки -направление в западной и отечественной философии, ориентированное на осмысление феномена науки как духовного явления. Философия техники — одно из значимых проблемных полей современной философии, основанное на комплексном системном анализе техники как социального феномена в историко-цивилизационном контексте. Философская рефлексия (от позднелат. reflexio — обращение назад) - принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок; предметное рассмотрение самого знания. Фундаментальные и прикладные исследования– типы исследований, различающиеся по своим социально-культурным ориентациям, по форме организации и трансляции знания, а соответственно, по характерным для каждого типа формам взаимодействия исследователей и их объединений. Фундаментальные исследования направлены на усиление интеллектуального потенциала общества (страны, региона …) путем получения нового знания и его использования в общем образовании и подготовке специалистов практически всех современных профессий. Прикладные исследования направлены на интеллектуальное обеспечение инновационного процесса как основы социально-экономического развития современной цивилизации. Знания, получаемые в прикладных исследованиях, ориентированы на непосредственное использование в других областях деятельности (технологии, экономике, социальном управлении и т.д.). Функциональная схема – вид теоретической схемы, фиксирующей общее представление о технической системе и являющейся результатом идеализации технической системы на основе принципов определенной технической теории. Футурошок- шок будущего, психологическая реакция человека или общества на стремительные и радикальные изменения в его окружении, вызванные ускорением темпов технологического и социального прогресса (Э. Тоффлер). Частные технологии– первый этап рационального обобщения техники, характеризующийся обучением в рамках каждого отдельного вида ремесленной технологии. Эвристика –наука о творческом мышлении. «Эвристика страха» -принцип, введенный Х. Йонасом,утверждающий преимущество плохого прогноза перед хорошим, содержащий требование предоставления максимума информации и указывающий на недопустимость сокрытия возможных последствий. Эврология –наука о творчестве во всех его формах (П. Энгельмейер). Экологизация техники –научно-техническая деятельность, направленная на совершенствование техники в направлении биосферосовместимости с целью оптимального подключения производственных процессов к природным. Экологическая культура –часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся гармоничного взаимоотношения человека и природы. Экологическое мышление – рефлексивная позиция, основанная на системе взглядов на мир, отражающих проблемы взаимодействия человечества и природы в аспекте их гармонизации и оптимизации. Экология (от греч. οικος - дом, обиталище и λόγος — учение) - совокупность понятий и явлений, связанных со взаимоотношениями между человеком и окружающей средой, а также наука, занимающаяся этой сферой. Экологическая безопасность - допустимый уровень негативного воздействия природных и антропогенных факторов экологической опасности на окружающую среду и человека, научная дисциплина. Экологическая политика -это целенаправленная деятельность государства по обеспечению экологической безопасности и сохранению естественных ресурсов. Экологическая этика- прикладная дисциплина, являющаяся результатом междисциплинарного синтеза и располагающаяся на стыке этики и экологии. Экстраполяция -особый тип аппроксимации, при котором функция аппроксимируется вне заданного интервала, а не между заданными значениями. Эмпирический уровень (технического знания) – система знаний, полученных из опыта, на основе которой выявляются определенные обобщающие характеристики технического объекта или процесса. Этика ответственности - проект универсальной этической теории Х. Йонаса, построенный на возможной ответственности человечества перед нынешними и будущими поколениями за поступки в развивающемся мире. Этика ученого - область профессиональной этики, определяющая моральные отношения ученого с его коллегами и учениками. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 270. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |