Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Творческое мышление (креативность).




Современные психологи пока не пришли к единому определению термина творческое мышление (креативность). Однако многие из них понимают под креативностью способность видеть вещи в новом и необычном свете и находить уникальные решения проблем. Креативность является полной противоположностью шаблонного мышления (ограниченность выбора при поиске возможных решений и тенденций одинаково подходить к разным проблемам). Она уводит в сторону от банальных идей и скучного, привычного взгляда на вещи и рождает оригинальные решения. Креативность делает процесс мышления увлекательным и помогает находить новые решения старых проблем. Психологи единодушны в том, что креативность и интеллект – не одно и то же. Согласно многочисленным результатам компетентных исследований, не все люди с высоким IQ обладают креативностью. Некоторые исследователи при оценке креативности человека основываются на его результатах или достижениях. Признаками креативности они считают такие общественно-полезные результаты, как изобретения, создание произведений искусства или сочинение музыкальных произведений. Хотя между достижениями и творческими способностями существует некоторая связь, по данным Бэррона и Харрингтона она весьма слаба.

По мнению известного английского кибернетика У. Эшби, творческое мышление есть способность проводить селекцию гипотез. Сила гения состоит в способности не только создавать новые идеи, но и в том, чтобы определить, какая из них действительно гениальна. И здесь важна творческая интуиция. Специально изучавший механизмы научного открытия Ж.Адамар утверждал, что изобретать – значит выбирать... Чем разнообразнее число идей, гипотез, чем шире набор вариантов и ассоциаций, тем больше возможностей для отбора и тем вероятнее ожидание удачи. Современные исследователи Мадиган и Элвуд подчеркивают важное значение таких качеств для изобретательства, как любознательность и упорство. Они описали, как швейцарский изобретатель Жорж де Местраль изобрел застежку-“липучку”. Однажды к его одежде пристали головки репейника. Стараясь отодрать их, де Местрель заинтересовался, почему они так крепко прилипают к ткани. Он рассмотрел репьи под микроскопом и обнаружил, что на каждой головке имеются сотни маленьких крючочков. Много лет он настойчиво пытался найти способ крепления подобных крючочков к ленте из ткани. В конце концов, у него получилась “липучка.

Эвристика как наука о творческом мышлении.

Применительно к науке и техническому творчеству одной из продуктивных методик изобретательства является эвристика - наука о творческом мышлении. Характерным представителем так называемого эвристического направления за рубежом является американский ученый Д. Пойа, который понимает эвристику как "искусство изобретательства" (ars inveniendi). Однако он придерживается мнения, что разработка безотказно действующих правил, применимых для решения всех возможных задач, - это задача неосуществимая. Эвристика может стремиться изучить типичные приемы и процессы - умственные операции, ходы, шаги, полезные при решении задач. Такие приемы могут подсказываться определенными стереотипными советами и вопросами, которые новаторы задают сами себе, а хорошие учителя - своим ученикам. Совокупность таких советов и вопросов, в достаточной мере обобщенных, является искусством применения этой методики в конкретных условиях [10].

Правила эвристики, по Б. Больцано:

1) определение цели и отсечение непродуктивных направлений поисков.

2) выяснение основного вопроса задачи, анализ известного знания и определение выводов из этого знания.

3) выдвижение пробных предположений и гипотез, попытки решить задачу разными методами, критическая проверка собственных и чужих суждений и решений, отбор наиболее ценных суждений, оценка суждения, решения и ситуации.

       Условия и предпосылки технического творчества:

1)Свобода.

2)Осознание факта, что область технического творчества доступна каждому, хотя уровень решения технических задач зависит от опорных знаний, психических качеств индивида и овладения методами и навыками творческой работы.

3)Преодоление страха перед решением совершенно новой задачи.

4)Развитие технического творчества в школах, университетах, клубах, кружках.

Выводы: творчество – основа любой формы деятельности и условие развития общества. Техническое творчество представлено двумя формами – изобретательством и открытием. Зачастую они связаны: открытие, скажем в технической теории, является условием какого-то изобретения (прибора, машины, технологии). Условием творчества выступает свобода, преодоление страха перед новым. Творческий процесс строится на воображении (схватывании образов и дальнейшей рационализации этих образов), интуиции, креативности.

Техника и техногенная цивилизация. Противоречия техногенной цивилизации.

 

Основные понятия:техника, техногенная цивилизация, техносфера, традиционное общество, экология, экологическая этика, глобальная этика, экологическая политика, экологическая безопасность.

Современный тип цивилизации называется техногенным. Техногенная цивилизация -исторический этап в развитии западной цивилизации на индустриальной и постиндустриальной ступени общественного развития, генезис которой осуществляется преимущественно на основе науки, техники, технологий и производства (то есть наукотехники) и создаваемой ими предельно урбанизированной среды — техносферы. Наукотехника и техносфера, взаимодействуя с социумом и биосферой, подчиняют, трансформируют и разрушают их и тем самым изменяют качественные характеристики традиционного (земледельческого) общества и биосферной природы. Техногенная цивилизация зародилась с XVII века, когда наука, рациональность стали определять западноевропейское общество [26].

Предпосылки техногенной цивилизации:

  • возникновение теоретической науки и опыта демократической регуляции социальных отношений в античности;
  • возникновение христианской традиции со свойственным ей пониманием человека как созданного по образу и подобию Бога, с культом любви к человекобогу Христу, с трактовкой человеческого разума как малой копии божественного разума, способного понять замысел божественного творения.

Синтез достижений античной культуры и христианской культурной традиции в эпоху Ренессанса и последующее развитие этих идей в эпоху Реформации и Просвещения сформировали систему ценностей техногенной цивилизации, ее мировоззренческих ориентиров. Они составляют своего рода «культурную матрицу», нечто вроде генома данного типа цивилизации, обеспечивающего воспроизводство и развитие социальной жизни на определенных основаниях. Они выражены в новом осмыслении того, что есть человек, природа, пространство и время, космос, мысль, человеческая деятельность, власть и господство, совесть, честь, труд и т. п. [59].

Техногенная цивилизация качественно отличается от культуры традиционного общества.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 223.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...