Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ТЕМА V.СОЦИАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕХНИКИ
§1. Научно-техническая политика и проблема управления научно-техническим прогрессом общества. §2. Социальная оценка техники. §3. Социальная ответственность субъекта технической деятельности. §4. Проблемы гуманизации и экологизации современной техники. §5. Техника и этика. Проблема ответственности инженера и инженерная этика.
Научно-техническая политика и проблема управления научно-техническим прогрессом общества. Основные понятия:единая научно-техническая политика, научно-технический потенциал, тектология, системотехника, гибкое автоматизированное производство, биотехнология.
Реальные возможности, которыми обладает общество для осуществления научных исследований и использования их результатов в социальной политике, составляет его научный потенциал, который требует определенного контроля и мониторинга. Любое государство, чтобы обеспечить эффективную экономику и не отстать в своем развитии от других стран, должно проводить единую государственную научно-техническую политику. Единая научно-техническая политика — система целенаправленных мер, обеспечивающих комплексное развитие науки и техники и внедрение их результатов в экономику. Она позволяет управлять и направлять научно-технический прогресс в нужное для человечества русло. Мировое сообщество периодически пытается определить уровень научного потенциала в мире в целом и в отдельных государствах. Так, например, в 1960-е гг. в документах Организации европейского экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и в материалах ЮНЕСКО с целью учета научных ресурсов стран были предприняты подобные попытки. Была выработана и методика подсчета. В соответствии с ней в научный потенциал включается совокупность ресурсов, которыми суверенно располагает страна для научных открытий, а также для решения национальных и межнациональных проблем, выдвигаемых наукой. Критерии оценки научного потенциала страны: 1. Количественные показатели и достижения: обеспеченность страны научно-техническими кадрами и материально-техническое обеспечение научно-исследовательской деятельности. 2. Качественные показатели и достижения: организация системы управления наукой; обеспеченность научно-технической информацией и пр. Эти показатели составляют сущность понятия научно-технического потенциала [58]. Научно-технический потенциал - совокупность кадровых, материально-технических, информационных и организационных ресурсов, предназначенных для решения стоящих перед обществом задач научно-технического развития. Структура научно-технического потенциала: 1. Носители научного потенциала: люди, научные кадры, вместе с системой их подготовки. 2. Материально-вещественные элементы науки, образующие ее материальный фундамент: здания, оборудование, вспомогательные службы, приборы, компьютерная и вычислительная техника, без которых немыслима современная наука. 3. Деньги, т. е. размер финансирования. 4. Четкое планирование, определение актуального направления в развитии науки, организационные факторы и т.д. Особую роль в науке играет информационное обеспечение научной деятельности, ее организация и управление. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 207. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |