Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ТЕМА V.СОЦИАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕХНИКИ




§1. Научно-техническая политика и проблема управления научно-техническим прогрессом общества.

§2. Социальная оценка техники.

§3. Социальная ответственность субъекта технической деятельности.

§4. Проблемы гуманизации и экологизации современной техники.

§5. Техника и этика. Проблема ответственности инженера и инженерная этика.

 

Научно-техническая политика и проблема управления научно-техническим прогрессом общества.

Основные понятия:единая научно-техническая политика, научно-технический потенциал, тектология, системотехника, гибкое автоматизированное производство, биотехнология.

 

Реальные возможности, которыми обладает общество для осуществления научных исследований и использования их результатов в социальной политике, составляет его научный потенциал, который требует определенного контроля и мониторинга. Любое государство, чтобы обеспечить эффективную эконо­мику и не отстать в своем развитии от других стран, должно проводить единую государственную научно-техническую по­литику.

Единая научно-техническая политика — система целенап­равленных мер, обеспечивающих комплексное развитие науки и техники и внедрение их результатов в экономику. Она позволяет управлять и направлять научно-технический прогресс в нужное для человечества русло.

Мировое сообщество периодически пытается определить уровень научного потенциала в мире в целом и в отдельных государствах. Так, например, в 1960-е гг. в документах Организации европейского экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и в материалах ЮНЕСКО с целью учета научных ресурсов стран были предприняты подобные попытки. Была выработана и методика подсчета. В соответствии с ней в научный потенциал включается совокупность ресурсов, которыми суверенно располагает страна для научных открытий, а также для решения национальных и межнациональных проблем, выдвигаемых наукой.

Критерии оценки научного потенциала страны:

1. Количественные показатели и достижения: обеспеченность страны научно-техническими кадрами и материально-техническое обеспечение научно-исследовательской деятельности.

2. Качественные показатели и достижения: организация системы управления наукой; обеспеченность научно-технической информацией и пр.

Эти показатели составляют сущность понятия научно-технического потенциала [58].

Научно-технический потенциал - совокупность кадровых, материально-технических, информационных и организационных ресурсов, предназначенных для решения стоящих перед обществом задач научно-технического развития.

Структура научно-технического потенциала:

1. Носители научного потенциала: люди, научные кадры, вместе с системой их подготовки.

2. Материально-вещественные элементы науки, образующие ее материальный фундамент: здания, оборудование, вспомогательные службы, приборы, компьютерная и вычислительная техника, без которых немыслима современная наука.

3. Деньги, т. е. размер финансирования.

4. Четкое планирование, определение актуального направления в развитии науки, организационные факторы и т.д. Особую роль в науке играет информационное обеспечение научной деятельности, ее организация и управление.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 207.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...