Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Эволюция естественных систем




Особого внимания заслуживает созданная в рамках философии теория эмерджентной эволюции.

{32}

«Emergo» по-латыни — появляюсь, возникаю. В этой теории разли­чают два типа изменений, возникающих в процессе эволюции: ре­зультанты и эмердженты. Первые суть закономерные и предсказуемые следствия внешних воздействий, они не содержат ничего качественно нового, т.е. такого, чего в принципе нельзя было бы предвидеть при анализе исходного состояния системы. Вторые, эмердженты, — каче­ственно новые свойства и признаки, они несводимы к исходным и непосредственно не обусловлены ими, их появление невозможно предсказать.

Смысл различия нетрудно показать на примерах, которые исполь­зовались при обсуждении свойств систем. Основные уровни сущест­вования и организации систем — неживая материя, жизнь, психика Формами существования неживой материи являются элементарные частицы и поля. Современная наука знает: живые существа состоят из тех же элементарных частиц, что земля, вода и воздух. Однако, пользуясь только теми представлениями, которые разработаны в фи­зике и химии, разгадать тайну жизни не удается. Аналогичным об­разом психику невозможно разглядеть, исследуя способы соединения нейронов в сети или как-то иначе комбинируя элементы предыдущего уровня организации систем, психическое так же не сводится к живо­му, как живое — только к материальному. Эмерджентность означает именно несводимость системных качеств целого к свойствам его эле­ментов и невыводимость свойств целого из свойств элементов.

В последние десятилетия сформировалась новая дисциплина вы­сокой степени общности, рассматривающая процессы развития с учетом всего накопленного в естественных науках опыта исследова­ния разного рода систем. Она называется синергетикой (от греч. синергетикос — совместный, согласованно действующий). Синерге­тика пытается построить модели процессов возникновения более высоких уровней организации из более низких. В этой дисциплине выдвинуты такие интересные концепции, как самоорганизация и возникновение порядка из хаоса, подчеркивается естественный, спонтанный характер механизмов самоорганизации (Илья Романо­вич Пригожий).

Процессы самоорганизации характерны для сложных систем, вза­имодействующих с миром по законам вероятности: системы самоза­рождаются, поддерживают присущий им уровень сложности организации и способны развиваться путем накопления и переработ­ки прошлого опыта. Своеобразие развития сложных систем состоит

{33}

в том, что происходящие в них изменения нередко являются резуль­татом стремления системы к сохранению достигнутого уровня орга­низации. Живым и социальным системам свойственно стремиться к сохранению культуры — системы моделей, уже доказавшей свою достаточно высокую адекватность внешнему миру.

Навязать системе путь развития, который не соответствовал бы ее внутренней структуре, нельзя; можно лишь способствовать или пре­пятствовать ее собственным тенденциям развития. В связи с этим воздействия на систему бывают парадоксальными по эффекту: силь­ные (большой энергии) воздействия могут не оказать никакого вли­яния или оказаться разрушительными, а слабые, но резонансные (соответствующие структуре, тенденциям развития системы) могут быть чрезвычайно продуктивны в плане развития. Случайное резо­нансное воздействие на систему в период неустойчивости состояния может существенно повлиять на ее дальнейший путь. («Проблема управляемого развития принимает, таким образом, форму проблемы самоуправляемого развития» — Людмила Николаевна Князева, Сер­гей Павлович Курдюмов.)

Особенно важно, что процесс развития сложных естественных систем является необратимым: после того как изменения произошли, вернуться к исходному состоянию системы уже невозможно. (Созда­тель кибернетики Норберт Винер иллюстрировал эту ситуацию с помощью притчи об обезьяньей лапке, исполняющей желания. По­желав богатство, ты его получишь, только исполнение этого желания может оказаться сопряженным, например, со смертью близких.) Каждое воспринятое системой сообщение меняет ее способность к восприятию новых сообщений, поэтому эволюционный или истори­ческий процесс невозможно вернуть к пройденной фазе развития — уже изменился сам объект. «Искусственное может быть детермини­рованным и обратимым, естественное же непременно содержит эле­менты случайности и необратимости» (Илья Романович Пригожий, Изабелла Стенгерс).

Развитие и образование

В философии образования принято раз­личать образование естественное, идущее в процессе повседневного общения и взаимодействия людей, и образование организованное, которым занимаются специально выделенные и подготовленные люди — работники образования: учителя, воспитатели и другие многочисленные представители системы образования. (Л.Н. Толстой

{34}

говорил об образовании «бессознательном, жизненном» и образова­нии «школьном, сознательном», которые всегда шли и идут рядом, пополняя одно другое.) Как указывал Джон Дьюи, одна из тяжелей­ших проблем, с которой должна справиться философия образова­ния, — найти способ поддержания должного равновесия между неформальной и формальной, случайной и преднамеренной состав­ляющими образования.

В естественном развитии человека в семье и обществе в целом ве­лика роль случая. В рамках системы образования более существенна роль преднамеренности, роль порядка, организованности, целена­правленности. Человечество еще не научилось поддерживать равно­весие между этими аспектами образования, и построить образователь­ную систему, оптимально способствующую развитию всех ее участ­ников, до сих пор, в сущности, невозможно. Есть, однако, немало об­разовательных систем (учреждений), которые стремятся на практике решить проблему, поставленную Дьюи. Что же касается ее теорети­ческого решения, то оно по-прежнему составляет основную задачу философии образования.

Поведение

Общая характеристика

Согласно словарю Даля, поведение — образ, каким ведет себя человек; нравственный род жизни, правила и поступки человека. Однако поведение присуще не только человеку: «...поведение — это та часть функционирования организма, которая занята взаимодействием с внешним миром и воздействием на него» (Беррес Фредерик Скиннер). Действительно, когда говорят о поведе­нии, обычно подразумевают внешнее выражение довольно сложной совокупности видов деятельности, обеспечивающих жизнь: существо принимает, хранит и перерабатывает информацию, откликается на нее, в целях самосохранения приспосабливается к своему окружению и вносит в среду какие-то изменения. Все это возможно благодаря наличию у животных и человека нервной системы.

Организация поведения

Насколько сейчас известно нейрофизио­логии, на разных этапах эволюции поведение живых организмов регулируется различными нервными структурами. На элементарных биологических уровнях имеется диффузная нервная система, в кото­рой мерцают временные доминирующие очаги. Поведение при этом

{35}

представляет собой небольшой набор реакций на внешние раздражи­тели. У насекомых передний ганглий (нервный узел) является органом реализации довольно сложного врожденного поведения, которое по­зволяет организму эффективно действовать в условиях стабильной внешней среды. Однако этот орган не обладает достаточной пластич­ностью, чтобы приспосабливаться к сильно меняющимся условиям; такое гибкое, богатое внутренними связями образование, как голов­ной мозг, впервые появляется у позвоночных. И только у млекопи­тающих ведущее место занимает кора, способная справляться со сложными, индивидуально изменчивыми программами поведения.

Кора устроена так, что способна создавать и хранить схематичес­кий образ окружающей действительности. Первичные (проекцион­ные) зоны принимают в себя огромную совокупность показаний ор­ганов чувств в самых мелких деталях; вторичные (ассоциативные) зоны отвечают за целостные образы восприятия; третичные зоны, не связанные напрямую с показаниями органов чувств, исполняют ин­тегрирующие функции, они связывают отдельные образы среды в систему моделей мира. Третичные зоны в коре появляются впервые лишь у обезьяны, а вполне развитыми становятся только у человека: почти несомненно, что именно с появлением этих зон и связана воз­можность возникновения сознания.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 219.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...