Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Системы в сфере образования




Самое непосредственное использо­вание понятия «система» в сфере образования связано с деятельностью специального социального института — системы образования, которая разрабатывает и осуществляет на практике различные образовательные программы. Эта система включает ясли, детские сады, школы, институ­ты, университеты, академии, исследовательские институты, органы уп­равления образованием. Характерные особенности системы образо­вания и способ ее существования в обществе в большой мере определя­ются государственным устройством и приоритетами данной страны. Некоторые страны (в частности, Голландия) тратят на образование боль­ше трети национального бюджета, что позволяет им создать в высшей степени разнообразную и современную систему образования.

Обращаясь к другому аспекту понятия «система», надо отметить, что каждое образовательное учреждение руководствуется какой-то своей системой принципов деятельности, которая не обязательно выражена в виде определенного набора утверждений (хотя иногда бывает и так), но может просто опираться на традицию и не фикси­роваться документально.

Руководствуясь теми или иными принципами, данная школа, институт или другое образовательное учреждение существует как живая социальная система, в состав которой входит ряд подсистем: все ее учащиеся; учителя, обслуживающий персонал и руководители; все возможные виды деятельности учащихся и педагогов; множество различного рода текстов, хранящих память о пути данного учрежде­ния, и т.д. Образовательные процессы, протекающие в такой соци-«альной системе, можно рассматривать как разнообразное и многосоставное взаимодействие естественных систем самого высоко­го уровня сложности: личность, группа, сообщество.

Среда

Общая характеристика

Слово «среда» буквально означает «сере­дина». В современном русском языке так называется и то, что нахо­дится «посредине», т.е. занимает промежуточное положение между

{19}

рассматриваемыми объектами и является посредником между ними. Английское слово «medium» также означает одновременно «среда» и «посредник». Среда, таким образом, есть субстанция, которая в отли­чие от пустого, незаполненного пространства (вакуума) обладает определенными свойствами, влияющими на перенос взаимодействия между данными объектами. (В современной физике вакуум в некото­ром смысле тоже является средой, так как обладает определенными свойствами и влияет на перенос взаимодействий.)

В науке понятие «среда» первоначально было связано только с ма­териальными взаимодействиями неживых систем. Затем представле­ние о среде связалось с представлением о системе: как только мы вы­деляем для рассмотрения некую реальную систему (не теоретическую, а обладающую физической протяженностью), все, что к ней не от­носится, становится ее внешней средой, а все, заключенное в пре­делах системы, составляет ее внутреннюю среду. Природа составляет среду обитания для организма, а для человека средой является его психическое, духовное, социальное, культурное окружение. (Заметим, что по-английски одно из значений понятия «среда» выражается сло­вом «context» — контекст.)

Внутренняя среда организма

Устойчивость живой системы, сохра­нение ее качественной определенности связано с характеристиками внешней и внутренней среды очень тесно: например, такие характерис­тики внутренней среды теплокровного организма, как температура и кровяное давление, имеют довольно незначительный интервал совмес­тимых с жизнью изменений — при температуре тела свыше 40° и, ска­жем, ниже 30° человек жить не может. Стремясь к сохранению жизни, его организм вынужден регулировать свои внутренние характеристики, отвечать на изменения внешней среды соответствующими (т.е. обеспе­чивающими сохранение) изменениями внутренней среды.

Идея регуляции внутренней среды оказала огромное влияние на все представления о жизни и поведении животных и человека, а от­части и на различные теории общественной жизни. Регуляция харак­теристик внутренней среды как условие существования живого орга­низма составляет содержание концепции гомеостазиса, которую соз­дал Клод Бернар — основатель экспериментальной физиологии и выдающийся теоретик. Самое знаменитое высказывание Клода Бернара: «Постоянство внутренней среды — условие свободной и неза­висимой жизни».

{20}










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 191.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...