Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ЕСТЕСТВЕННОЕ РАССЛАБЛЕНИЕ И ПОКОЙ  




Естественность расслабления и покоя означает, что в процессе выполнения конкретных действий в цигун всегда необходимо подчеркивать важность таких факторов, как расслабление тела и успокоение психики. Нужно избегать напряженности, избавляться от закрепощения, преодолевать множество возникающих мыслей, сохранять спокойствие.

Расслабление в первую очередь предполагает избавление от всякого напряжения в процессе практики. Расслабление и напряжение (сун и цзинь) стремятся к равновесному проявлению. Говоря о расслаблении, имеют в виду, что во время занятий нужно непрерывно снимать патологические состояния — как душевные, так и физиологические,— избегать в своем настроении мысленного беспокойства, вызванного болезненным состоянием организма, тем самым переходя к очень приятному и легкому самочувствию. Конкретный процесс избавления от различного рода напряжений и есть расслабление.

Методы расслабления можно разделить по их содержанию на внутренние, внешние, глубокие и поверхностные. Если говорить о статической работе, то нужно избегать напряженности при принятии позы, дыхательных упражнениях и использовании сознания. Например, сдвинутые брови, выпяченная грудь, поднятые плечи — все это говорит о неестественности принятой позы. Или все упражнения выдерживают в одной позе, и даже если не в состоянии сохранять ее долго, все же крепятся, стараясь удержаться, вплоть до того, что после занятий появляются боли в пояснице и спине, ощущается телесная усталость. Всё это напряжения при принятии позы.

Рассмотрим теперь дыхание. Жестко растягивать выдохи и вдохи, прилагая значительные усилия, или надувать живот как барабан, доводя дело до появления болей в мышцах груди и боков — это напряжение в дыхании. Терпеливо вникать в ситуацию, складывающуюся в организме при выдохах и вдохах, не предъявляя субъективных требований к форме дыхания, но в естественных условиях сознательно формировать определенное дыхательное состояние, значит овладеть расслаблением дыхания.

Наконец, обратимся к сознанию. Субъективно требовать, чтобы сосредоточение внимания на определенном участке тела продолжалась долго, жестко подавлять беспорядочно возникающие мысли, добиваясь глубокого погружения в покой или протекания какого-то мыслительного процесса, вплоть до того, что между бровей постепенно образуется напряженная складка,— все это признаки тяжести и напряженности в использовании сознания. Расслабление при использовании сознания предполагает легкость сосредоточения.

Избавление от указанных напряжений в туловище, конечностях, мышцах, дыхании, возникающих во время практики, говорит о проявлении внешнего расслабления, а избавление от напряжений в мышлении, настроении, сосредоточении внимания относится к проявлению внутреннего расслабления. Обычно внешним расслаблением овладеть гораздо легче, чем внутренним. Здесь также существуют два различных этапа освоения: от внешнего к внутреннему и от грубого к тонкому. Выполняя какой-то один вид работы над собой, на начальном этапе важнее овладеть внешним расслаблением, а позже, опираясь на созданную таким образом основу, приступают к внутреннему расслаблению. По мере обретения определенных навыков, внешнее расслабление будет требовать все меньше времени, так что опытные практикующие говорят: «Только сел — и все тело сразу расслабилось».

В процессе занятий также можно в зависимости от потребности и различных обстоятельств напрягать отдельные части тела, чтобы сопоставить с достигнутым расслаблением в других местах. Например, принимая позу стоя или сидя со скрещенными ногами, напрягают нижние конечности, что помогает расслабить голову и корпус.

Покой (цзин) означает, что в процессе практики необходимо сохранять ровное настроение, в которое можно входить постепенно. Покой — понятие относительное, абсолютного покоя не существует. Покой, который необходим занимающемуся цигун, имеет две стороны: внутренний комфорт (успокоение мышления и тихое настроение) и внешняя обстановка. На занятиях необходимо правильно поддерживать баланс между внутренним и внешним покоем.

Причины беспокойства в процессе практике следующие: неполностью проведена подготовительная работа, добиваются ощущений, жестко тянут выдохи и вдохи, резко подавляют беспорядочные мысли, неестественность позы; возможно, также влияют какие-то болезненные состояния. Разрешение этих проблем способствует успокоению. Иногда отсутствие покоя односторонне приписывают влиянию внешней обстановки. В древности говорили: «Покой на земле несравним с покоем тела, покой тела несравним с покоем сердца (души)». Покой сердца — это внутренний покой. Чтобы избежать влияния внешней среды, можно «выключить глаза, уши и рот: глазами смотреть и не видеть, «свесить занавески» (опустить веки), оставив щелочку для света; ушами слушать и не слышать, не привлекать внимание к посторонним звукам; рот тихонько сомкнуть». Однако по мере обретения мастерства (гунфу) воздействие обстановки будет снижаться. Нужно дойти до такой степени совершенства, чтобы «из беспокойства извлекать покой», то есть приспосабливаться к любой обстановке. Хотя, конечно, когда кто-то занимается, окружающие должны насколько возможно сохранять спокойствие, особенно недопустимы произвольные неожиданные резкие звуки.

Можно воспользоваться некоторыми назиданиями древних. Например, в книге «Тысяча золотых важнейших советов» находим следующий: «Обычный человек не может без мыслей, следует постепенно оставлять их и избавляться от них». В «Сборнике Ван Янмина» сказано: «Если не сидеть в покое (цзинцзо), то, хотя есть рассеяние в беспорядке, но сам совсем не сознаешь этого. Если уже сознаешь рассеяние в беспорядке, то сразу исключаешь возможность продолжения пребывания в этом состоянии». В «Толковании истины», в главе о сердце, приводятся рассуждения о пустоте(сюй) и покое (цзин): «Не беспокойся о появляющихся мыслях: только страдания чувств продляются; мысль возникает — это болезнь, не продолжается — это лекарство». Другими словами, человек всегда думает, и если на занятиях возникают различные беспорядочные мысли, это неудивительно. Главное как постнпенно избавиться от них, чтобы они не надоедали. Однако расслабление и успокоение способствуют друг другу. Хорошо овладевшие расслаблением непременно легко успокаиваются, а после успокоения становится проще достичь расслабления.

Когда говорят о естественности, то подразумевают, что возможность расслабиться и успокоиться должна закономерно осуществляться в процессе практики. Соблюдая требование  естественности позы, дыхания и осознания, непременно сможешь расслабиться и успокоиться. Конечно, цигун-закалка проводится осознанно. Поэтому естественность, о которой здесь говорится, отнюдь не следует понимать, как необходимость прислушиваться к естеству и следовать спокойному течению, отбросив активные действия.

СОЧЕТАНИЕ ДВИЖЕНИЯ И ПОКОЯ

Сочетание движения и покоя, с одной стороны, говорит о тесном единстве статической и динамической работ в процессе практики ради непрерывного укрепления организма и восстановления сил; с другой стороны, занимаясь динамической работой, нужно овладеть «статикой в динамике», а занимаясь статической работой, — «динамикой в статике». Как сказано в «Брошюре о лазоревой пустоте», следует «в движении добиваться покоя, в покое осуществлять действие, движение и покой взаимодействуют». Отсюда следует вывод: «Можешь двигаться — можешь и успокоиться. Поэтому проживешь долго».

Только сочетание динамики и статики позволяет всесторонне улучшить состояние здоровья занимающегося и восстановить работоспособность. Известно, что статическая работа главным образом укрепляет внутренние органы, но не сопровождается движениями конечностей, мышц и костей, поэтому если заниматься только статической работой, то восстановление и укрепление физических сил происходит относительно медленно. Динамическая работа сопровождается движениями конечностей, мышц и суставов, однако если заниматься только динамической работой, то ослабевает внутреннее сопротивление организма. Сочетание обоих видов практики позволяет избежать недостаточности каждой стороны.

При правильном сочетании движения и покоя они могут стимулировать друг друга, непрерывно повышая качество практики. Обычно перед статическими занятиями проводятся несколько этапов работы по сохранению здоровья. Прежде всего, внимание сосредоточивают на движениях, что облегчает успокоение мышления. Например, упражнение стучать зубами в древности называли «стучать зубами и собирать дух (шэнь)». Если во время статической практики налетают беспорядочные мысли, то необходимо переходить к динамической работе и, добившись покоя в движении, вновь возвращаться к занятиям статикой, тогда будет легче сконцентрировать сознание. Кроме того, при освоении методов статической работы внутренние силы возрастают, и переход к динамическим практикам уже не составляет особого труда.

На занятиях следует сочетать обе стороны: движение в покое и покой в движении. Занимаясь динамической работой, выполняя движения внешней формы, нужно сохранять покой ума, следить за производимыми действиями, мысленно вести подсчет упражнений и дыхательных циклов. При занятиях статической работой, когда по мере успокоения растет расслабление, движение ци-крови может проявляться все отчетливее, некоторые ощущения становятся более явными, и правильное овладение и понимание этих процессов также способствуют концентрации внимания, избавлению от беспорядочного мышления и повышению качества практики.

Сочетание динамики и статики на практике осваивают следующим образом. Практикующие, которые способны двигаться, непременно должны двигаться. Физически слабые могут двигаться понемногу, а более сильные — активнее, однако не до крайней усталости.

В случае относительно тяжелого заболевания и ослабленности можно за основу взять статическую работу, дополняя ее динамической, а по мере улучшения состояния следует постепенно увеличивать динамическую работу. Те, кому статическая работа не подходит, берут за основу динамическую работу.

Утро начинают со статических упражнений, а затем переходят к динамическим комплексам, чтобы включиться в дневную деятельность. Вечером же следует сначала заниматься динамикой, затем статикой, что способствует спокойному погружению в сон.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 247.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...