Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА ВАЗ 2108-09




 

На автомобиле применена рабочая тор­мозная система с диагональным разделени­ем контуров (рис.5), что значительно повы­шает безопасность вождения автомобиля. Один контур гидропривода обеспечивает ра­боту правого переднего и левого заднего тор­мозных механизмов, другой - левого перед­него и правого заднего. При отказе одного из контуров рабочей тормозной системы ис­пользуется второй контур, обеспечивающий остановку автомобиля с достаточной эффек­тивностью. В гидравлический привод включе­ны вакуумный усилитель 6 и двухконтурный регулятор 9 давления задних тормозов. Стоя­ночная тормозная система имеет привод на тормозные механизмы задних колес.

Вакуумный усилитель.Резиновая диа­фрагма 10 (рис.4) вместе с корпусом 21 кла­пана делят полость вакуумного усилителя на две камеры: вакуумную А и атмосферную В. Камера А соединяется с впускной трубой дви­гателя. Корпус 21 клапана пластмассовый. На выходе из крышки он уплотняется гофриро­ванным защитным чехлом 13. В корпусе клапа­на размещен шток 1 привода главного цилинд­ра с опорной втулкой, буфер 20 штока, пор­шень 12 корпуса клапана, клапан 18 в сборе, возвратные пружины 16 и 17 толкателя и клапа­на, воздушный фильтр 14, толкатель 15. При нажатии на педаль перемещаются толкатель 15, поршень 12, а вслед за ними и клапан 18 до упора в седло корпуса клапана. При этом камерыА и В разобщаются. При дальнейшем перемещении поршня его седло отходит от клапана и через образовавшийся зазор ка­мераВ соединяется с атмосферой. Воздух, поступивший через фильтр 14 в зазор между поршнем и клапаном и канал D, создает давле­ние на диафрагму 10. За счет разности давле­ния в камерах А и В корпус клапана перемеща­ется вместе со штоком 1, который действует на поршень главного цилиндра. При отпущен­ной педали клапан отходит от своего корпуса, и через образовавшийся зазор и канал С ка­меры А и В сообщаются междусобой.

 

                                                     

Рис.4. Вакуумный усилитель:

1 - шток; 2 - уплотнитель­ное кольцо фланца главного цилиндра; 3 - чашка корпуса усилителя; 4 - регулировочный болт; 5 - уплотнитель штока; 6 - возвратная пружина диафрагмы; 7 - шпилька усилителя; 8 - уплотнительный чехол; 9 - корпус усилителя;

10 - диа­фрагма; 11 - крышка корпуса усилителя; 12 - поршень; 13 - защитный чехол корпуса клапана; 14 - воздушный фильтр; 15 - толкатель; 16 - возвратная пружина толкателя;

В17 - пружина клапана; 18 - клапан; 19 - втулка корпуса кла­пана; 20 - буфер штока;

21 - корпус клапана; А - вакуумная камера; В- атмосферная камера; С, D- каналы

 

 


 

Рис 5. Схема гидропривода тормозов:

1 - тормозной механизм переднего колеса; 2 - трубопровод контура левый передний-правый задний тормоз; 3 - главный цилиндр гидропривода тормозов; 4 - трубопровод контура пра­вый передний-левый задний тормоз; 5 - бачок главного цилиндра; б - ваку­умный усилитель; 7 - тормозной механизм заднего колеса; 8 - упругий рычаг привода регулятора давления;

9 - регулятор давления; 10 - рычаг привода ре­гулятора давления; 11 - педаль тормоза;

А - гибкий шланг переднего тормо­за; В - гибкий шланг заднего тормоза

Регулятор давлениярегулирует давление в гидравлическом приводе тормозных меха­низмов задних колес в зависимости от нагруз­ки на заднюю ось автомобиля. Он включен в оба контура тормозной системы, и через не­го тормозная жидкость поступает к обоим задним тормозным механизмам.

 

Рис. 6. Привод регулятора давления:

1 - регулятор давления; 2,16 - болты крепления регулятора давления; 3 - кронштейн рычага привода регулятора давления; 4 - штифт; 5 - рычаг привода регулятора давления;

6 - ось ры­чага привода регулятора давления; 7 - пружина рычага; 8 - кронштейн кузова;

9 - кронштейн крепления регулятора давления; 10 - упругий рычаг привода регулятора давления; 11 - серьга; 12 - скоба серьги; 13 - шайба; 14 - стопор­ное кольцо; 15 - палец кронштейна; А, В, С – отверстия

 

Регулятор давления 1 (рис. 6) прикреплен к кронштейну 9 двумя болтами 2 и 16. При этом передний болт 2 одновременно крепит вильчатый кронштейн 3 рычага 5 привода ре­гулятора давления. На пальце этого крон­штейна шарнирно штифтом 4 закреплен дву­плечий рычаг 5. Его верхнее плечо связано с упругим рычагом 10, другой конец которого через серьгу 11 шарнирно соединен с крон­штейном рычага задней подвески.

Кронштейн 3 вместе с рычагом 5 за счет овальных отверстий под болт крепления мож­но перемещать относительно регулятора дав­ления. Таким образом,  регулируется усилие, с которым рычаг 5 действует на поршень регу­лятора

 

                 

 

Рис. 7.Регулятор давления:

1 - корпус регулятора давления; 2 - поршень; 3 - защитный колпачок; 4,8 - сто­порные кольца; 5 - втулка поршня; б - пружина поршня; 7 - втулка корпуса; 9, 22 - опорные шайбы; 10 - уплот­нительные кольца толкателя; 11 - опорная тарелка; 12 - пружина втулки толкателя; 13 - кольцо уплотнительное седла клапана; 14 - седло клапана; 15 - уплотнительная прокладка; 16 - пробка; 17 - пружина клапана;18 - кла­пан; 19 - втулка толкателя;

20 - толкатель; 21 - уплотнитель головки поршня; 23 - уплотнитель штока поршня;

24 - заглушка; A, D - камеры, соединенные с главным цилиндром; В, С - камеры, соединенные с колесными цилин­драми задних тормозов; К, М, Н - зазоры; Е - дренажное отверстие

 

В «регуляторе четыре камеры: А и D (рис. 7) соединяются с главным цилиндром, В - с правым, С - с левым колесным цилинд­ром задних тормозов.

В исходном положении педали тормоза пор­шень 2 поджат рычагом 5 (см. рис. 6) через пластинчатую пружину 7 к толкателю 20 (см. рис.7), который под этим усилием поджимает­ся к седлу 14 клапана 18. При этом клапан 18 от­жимается от седла, в результате чего образует­ся зазор Н, а также зазорК между головкой пор­шня и уплотнителем 21. Через эти зазоры каме­рыА и D сообщаются с камерами В и С.

При нажатии на педаль тормоза жидкость через зазорыК и Н и камеры В и С поступает в колесные цилиндры тормозных механизмов. При увеличении давления жидкости возраста­ет усилие на поршне, стремящееся выдвинуть его из корпуса. Когда усилие давления жидкости превысит усилие упругого рычага, пор­шень начинает выдвигаться из корпуса, а вслед за ним перемещается под действием пружин 12 и 17 толкатель 20 вместе с втулкой 19 и кольцами 10. При этом зазор М увеличи­вается, а зазорыИиК уменьшаются. Когда за­зор Н выберется полностью и клапан 18 изо­лирует камеру D от камерыС, толкатель 20 вместе с расположенными на нем деталя­ми перестает перемещаться вслед за порш­нем. Теперь давление в камереС будет изме­няться в зависимости от давления в камере В. При дальнейшем увеличении усилия на педали тормоза давление в камерах D, В и А возрас­тает, поршень 2 продолжает выдвигаться из корпуса, а втулка 19 вместе с уплотнитель­ными кольцами 10 и тарелкой 11 под усилива­ющимся давлением в камере В сдвигается в сторону пробки 16. При этом зазор М начи­нает уменьшаться. За счет уменьшения объе­ма камерыС давление в ней, а значит и в при­воде тормоза, нарастает и практически будет равно давлению в камере В. Когда зазор К станет равен нулю, давление в камере В, а значит и в камере С, будет расти в меньшей степени, чем давление в камере А за счет дросселирования жидкости между головкой поршня и уплотнителем 21. Зависимость меж­ду значениями давления в камерахВ и А опре­деляется отношением разности площадей го­ловки и штока поршня к площади головки.

При увеличении нагрузки автомобиля упру­гий рычаг 10 (см. рис. 8.3) нагружается больше , и усилие от рычага 5 на поршень увеличивает­ся, т.е. момент касания головки поршня и уплот­нителя 21 (см. рис. 8.4) достигается при боль­шем давлении в главном тормозном цилиндре. Таким образом, эффективность задних тормо­зов с увеличением нагрузки увеличивается.

При отказе контура тормозов правый передний-левый задний тормоз уплотнительные кольца 10 и втулка 19 под давлением жидкости в камере В сместятся в сторону пробки 16 до упора тарелки 11 в седло 14. Давление в заднем тормозе будет регулироваться частью регулятора, которая включает в себя поршень 2 с уплотнителем 21 и втулкой 7. Работа этой ча­сти регулятора при отказе названного контура аналогична работе при исправной системе. Характер изменения давления на выходе регу­лятора такой же, как и при исправной системе.

При отказе контура тормозов левый передний-правый задний тормоз давлением тормоз­ной жидкости толкатель 20 с втулкой 19, уплот­нительными кольцами 10 смещается в сторону поршня, выдвигая его из корпуса. Зазор М уве­личивается, а зазор Н уменьшается. Когда кла­пан 18 коснется седла 14, рост давления в ка­мереС прекращается, т.е. регулятор в этом слу­чае работает как ограничитель давления. Однако достигнутого значения давления доста­точно для надежной работы заднего тормоза.

В корпусе 1 выполнено отверстие, закры­тое заглушкой 24. Течь жидкости из-под за­глушки при ее выдавливании свидетельствует о негерметичности колец 10.

 



                                            

8    7  6                                                               Рис.8. Главный цилиндр с бачком:

1 - корпус глав­ного цилиндра; 2 - уплотнительное кольцо низкого дав­ления; 3 - поршеньпривода контура левый переднийправый задний тормоз; 4 - распорное кольцо; 5 - уплотнительное кольцо высокого давления; 6 - при­жимная пружина уплотнительногокольца; 7 - тарелка пружины; 8 - возвратная пружина поршня; 9 - шайба; 10 - стопорныйвинт; 11 - поршень привода контура правый передний-левый задний тормоз; 12 -соедини­тельная втулка;13 - бачок; 14 - датчик аварийного уров­ня тормозной жидкости. А – зазор

                                 

Главный цилиндр(рис.8) с последова­тельным расположением поршней. На корпу­се главного цилиндра крепится бачок 13, в на­ливной горловине которого установлен дат­чик 14 аварийного уровня тормозной жидкости. Уплотнительные кольца 5 высокого давления и кольца заднего колесного цилинд­ра взаимозаменяемы.

 


Тормозной механизм переднего колесадисковый, с автоматической регулировкой за­зора между колодками и диском, с плаваю­щей скобой.

Скоба образуется суппортом 3 (рис.9) и колесным цилиндром 5, которые стянуты болтами. Подвижная скоба крепится болтами к пальцам 9, которые установлены в отверсти­ях направляющей колодок. В эти отверстия закладывается смазка, между пальцами и на­правляющей колодок установлены резиновые чехлы 8. К пазам направляющей поджаты пру­жинами тормозные колодки 4.

В полости цилиндра 5 установлен поршень 6 с уплотнительным кольцом 7. За счет упругости этого кольца поддерживается оптимальный за­зор между колодками и диском. В вариантном исполнении на автомобили устанавливаются колодки с сигнализатором ее износа.

 

Рис. 9. Тормозной механизм переднего колеса:

 

1 - тормозной диск; 2 - направляющая колодок; 3 - суп­порт; 4 - тормозные колодки;

5 - цилиндр; б - поршень; 7 - уплотнительное кольцо; 8 - защитный чехол направ­ляющегопальца; 9 - направляющий палец; 10 - защит­ный кожух


 

                                                     

 

                                  

 


Тормозной механизм заднего колеса(рис.10) барабанный, с автоматической регу­лировкой зазора между колодками и бараба­ном. Устройство автоматической регулировки зазора расположено в колесном цилиндре.

 

 


Его основным элементом является разрез­ное упорное кольцо 9, установлен­ное на поршне 4 между буртиком упорного винта 10 и двумя сухарями 8 с зазором 1,25-1,65 мм.

Упорные кольца 9 вставлены в цилиндр с натягом, обеспечивающим усилие сдвига кольца по зеркалу цилиндра не менее 343 Н (35 кгс), что превышает усилие на поршне от стяжных пружин 3 и 7 (см. рис.10) тормоз­ных колодок. 

Когда из-за износа накладок зазор 1,25-1,65 мм полностью выбирается, бур­тик на упорном винте 10 при­жимается к буртику кольца 9, вследствие чего упорное кольцо сдвигается вслед за поршнем на величину износа. С прекра­щением торможения поршни усилием стяжных пружин сдвигаются до упора су­харей в буртик упорного кольца. Таким образом, автоматически поддерживается оптимальный зазор между колодками и ба­рабаном.

 

            Рис. 11

         

 

 

Рис.10. Тормозной механизм заднего колеса:

 1-гайка крепления ступицы; 2 - ступица колеса; 3 - нижняя стяжная пружина колодок;

4 - тормозная колодка; 5 - направляющая пружина; 6 - колесный цилиндр; 7 - верхняя стяжная пружина; 8 - разжимная планка; 9 - палец рычага привода стояночного тормоза;

10 - ры­чаг привода стояночного тормоза; 11 - щит тормозного механизма

 

 

 


      

 

 

Стояночная тормозная система с механическим приводом, действует на тормозные механизмы задних колес.

Привод стояночного тормоза состоит из ры­чага 2 (рис.12), регулировочной тяги 4, урав­нителя 5, троса 8, рычага 10 (см. рис.10) руч­ного привода колодок и разжимной планки 8.

 

 

Рис.12. Привод стояночной тормозной системы:1 - кнопка фиксации рычага; 2 - рычаг привода стояночного тор­моза; 3 - защитный чехол; 4 - тяга; 5 - уравнитель троса; 6 - регулировочная гайка; 7 - контргайка; 8 - трос; 9 - обо­лочка троса

 

 

Датчик аварийного уровня тормозной жид­кости механического типа.

Корпус 2 (рис.13) датчика с уплотнителем 4 поджимается к основанию 3 зажимным коль­цом 5, которое навинчивается на горловину бачка. Одновременно к торцу горловины под­жимается фланец отражателя 6. В этом положении зажимное кольцо удерживается двумя фик­саторами, изготовленными на основании 3.

Через отверстие основания проходит тол­катель 7, соединенный с поплавком 9 при помощи втулки 8. На толкателе расположен по­движный контакт 11, а на корпусе датчика - неподвижные контакты 10. Полость контактов герметизируется защитным колпачком 1. При понижении уровня тормозной жидкости в бач­ке до предельно допустимого,  подвижный кон­такт опускается на неподвижные контакты и замыкает цепь лампы аварийной сигнализа­ции в комбинации приборов.

 

     

 

 

                                                    

 

Рис.12 Датчик аварийного уровня тормозной жид­кости:

1 - защитный колпачок; 2 - корпус датчика; 3 - основание датчика; 4 - уплотнительное кольцо; 5 - зажимное кольцо; 6 - отражатель; 7 - толкатель; 8 - втулка; 9 - поплавок;

10 - неподвижные контакты; 11 - подвижный контакт

 








ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ

Прокачать тормоза без помощника можно двумя способами. Первый - самый надежный: закажите токарю алюминиевую или бронзо­вую крышку на главный тормозной цилиндр, заверните в нее вентиль от камеры и допол­нительным шлангом соедините с запасным колесом; давление воздуха не должно превы­шать 0,05-0,07 МПа (0,5-0,7 кгс/см2). Вто­рой - не очень надежный, но допустимый: подсоедините резиновую грушу к штуцеру ко­лесного цилиндра - соединение должно быть очень плотным. Сожмите грушу, отверните штуцер; когда груша заполнится наполовину, заверните штуцер. Повторите процедуру 3-4 раза. При пробном торможении проверь­те работу тормозов.

Свободный ход педали тормоза при нерабо­тающем двигателе должен быть 3-5 мм. Слиш­ком малый свободный ход свидетельствует о заедании колесного цилиндра и обусловли­вает повышенный расход топлива и ускоренный износ тормозных колодок, слишком большой свободный ход - признак сверхнормативных зазоров в механизме педали или негерметичности тормозной системы. Если свободный ход уменьшается при неоднократном нажатии на педаль, т.е. она становится «жестче» - в сис­теме воздух. Если полный ход педали начинает увеличиваться - система негерметична.

Если при торможении педаль тормоза на­чинает вибрировать - чаще всего дело в ко­роблении тормозных дисков. К сожалению, в такой ситуации их надо только менять, при­чем сразу оба.

Если при торможении машину начинает тя­нуть в сторону, проверьте колесные цилиндры: возможно, потребуется их ремонт или замена.

Если в передней подвеске появился стук, пропадающий при торможении, проверьте затяжку двух болтов крепления суппорта.

После замены тормозных колодок до нача­ла движения обязательно несколько раз на­жмите педаль тормоза - поршни в колесных цилиндрах должны встать на место.

 

ВАКУУМНЫЙ УСИЛИТЕЛЬ

При выходе из строя вакуумного усилителя значительно возрастает усилие на педали тор­моза, что негативно сказывается на управле­нии автомобилем. Для ремонта вакуумного усилителя требуется специальный инструмент, поэтому рекомендуется заменять его в сборе.

Для проверки работы вакуумного усилителя при неработающем двигателе нажмите педаль тормоза 5-6 раз. Удерживая педаль тормоза в нажатом положении, пустите двигатель. Пе­даль тормоза должна переместиться вперед. Если этого не произошло, первым делом про­верьте герметичность соединений вакуумного шланга и работу обратного клапана.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 756.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...