Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

РАБОТА ПО УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ 




Работу по укреплению здоровья (цянь яжуан гун) дополнил Аю Драгоценная Жемчужина. Это один из методов статического цигун, используемый в клинической практике в Таншаньском городском цигун - санатории в Бэйдайхэ.

Метод действия, приведенный в «Материалах по обследованию группы занимающихся цигун» в сентябре 1960 года, состоит в следующем.

Позы

Сидячие позы. Одиночное скрещивание ног, двойное скрещивание ног или естественное скрещивание коленей.

Стоячие позы. По первому варианту стоят прямо и голову держат ровно. Ноги расставлены на ширину плеч и слегка согнуты в коленях, кисти слегка подогнуты и помещены перед низом живота центрами ладоней друг к другу на расстоянии 3—4 цуня (Цуни бывают двух видов: индивидуальный, зависящий от роста, в среднем равный 2см, и обычный, 1/30 м., т. е. 33,3 мм. Здесь, видимо, речь идет о втором). По второму варианту кисти слегка подогнуты и помещены перед грудью, как бы обнимая шар. Остальное — как в первом варианте. По третьему варианту ступни ставят носками внутрь буквой «Л», ноги слегка согнуты в коленях и поданы вперед, кисти расположены перед грудью или животом, как бы поднося некий дар. Остальное — как в предыдущих вариантах.

Методы дыхания

Тихое дыхание (цзин хуси фа): выполняется естественно, как обычное дыхание. Выдыхать и вдыхать нужно равномерно, тонко и мягко. Больше подходит для только начинающих заниматься и для молодых и ослабленных.

Глубокое дыхание. На основе естественного дыхания дышат немного глубже, постепенно отрабатывая легкость и тонкость, глубину и долготу, равномерность дыхания. Более подходит для страдающих запорами, отсутствием аппетита, слабым пищеварением, плохим сосредоточением мыслей.

Обратное дыхание. Брюшное дыхание в сочетании с движениями, обратными обычному дыханию: на вдохе живот втягивается, на выдохе расширяется.

Хранение мысли в даньтянь

В процессе развития сознания сосредоточиваются на даньтянь (внизу живота). Нужно как бы иметь и как бы не иметь мысли, нельзя дух (цзиншэнь) вводить в даньтянь с напряжением.

Целительное назначение работы по укреплению здоровья то же, что у работы по внутреннему взращиванию.

Рис. 37. Стояние столбом

РАБОТА СТОЯНИЕ СТОЛБОМ 

Стояние столбом (чжаньчжуан) раньше была основной работой практикующих ушу, предназначенной для укрепления поясницы и ног, поэтому было создано много различных вариантов практики. Приведенные здесь методы собрал мастер ушу Ван Сянчжай. Раньше их называли столб взращивания жизни (яншэн чжуан), столб хаотического первоначала (хун юань чжуан), и произошли они из стояния столбом в целях взращивании мысли (ицюань). Это одиниз видов статического цигун, при котором одновременно оказывают воздействие на тело и душу. С 1958 г. Ван Сянчжай трижды публиковал материалы, знакомящие с методом работы стояние столбом {чжаньчжуан гун). Применение этого метода в ряде больниц показало несомненный лечебный эффект.

Целительное действие

Работа стояния столбом выполняется главным образом стоя, при этом корпус и конечности сохраняют определенную позу, мышцы находятся в непрерывном статическом напряжении, сознание сконцентрировано. Поэтому, с одной стороны, она позволяет ЦНС (центральной нервной системе) отдыхать, а с другой, — способствует кровообращению, улучшению обмена веществ в различных системах организма. Когда ЦНС получает полный отдых, восстанавливаются ее регулирующие функции, кровообращение ускоряется, метаболизм происходит интенсивнее, при этом пять плотных и шесть полых органов, четыре конечности и сто костей получают полноценное питание. Если жидкости в теле не застаиваются, то жизненно важные органы процветают и можно достичь поставленной цели — избавления от болезней и продления жизни.

Способы стояния

Подготовительная позиция. Стопы расставлены буквой «Л» на ширину плеч, ноги сохраняют некоторый изгиб в коленях, бедра находятся в положении полуприседа, грудь подобрана и соответственно спина растянута, кисти скрещены на поясе, глаза мягко закрыты или полуприкрыты. В описанной позиции дышат естественно 2—3 минуты, чтобы внимание постепенно сосредоточилось, затем 3 минуты занимаются расслаблением всего тела сверху вниз, после чего выбирают один из следующих способов (рис. 37).

Поза удержания и обнимания (тибао ши). Стопы расставлены буквой «Л» на ширину плеч, подошвы полностью касаются земли, чтобы на них можно было равномерно распределить нагрузку, вес всего тела помещают на пятки, ноги слегка согнуты, но колени не выходят далее носков стоп (если стоять тяжело, сгибают поменьше или вообще выпрямляют). Корпус держат прямо, руки образуют полукруг, подмышки приоткрыты, плечи слегка отведены назад, чтобы грудь была расправлена. Образующуюся позу можно назвать «пустая-подвижная-выпрямленная-вытянутая». Пальцы рук помещаются друг против друга на уровне чуть ниже пупка, расстояние между ними составляет примерно три кулака, центры ладоней направлены вверх, как бы обнимая большой воздушный шар. Голову держат прямо или слегка отклоняют назад. Глаза закрыты или естественно раскрыты (чаще на начальном этапе освоения), рот слегка приоткрыт. Все тело расслаблено, но расслабление не означает вялости.

Поддерживается состояние внутренней улыбки (рис. 38).

Рис. 38. Поза удержания и обнимания (тибао ши)

Поза поддержки и прижимания (фуань ши). Плечи слегка приподняты, пальцы разведены, немного подогнуты и направлены вперед с наклоном, обе кисти  расположены перед пупком, центры ладоней направлены вниз и чуть наружу, как бы обнимая и прижимая большой воздушный шар, плавающий по воде под ветром. Остальное — как в предыдущем упражнении (рис. 39).

Рис. 39. Поза поддержки и прижимания (фуань ши)

Поза упирания и обнимания (чэнбао ши). Руки поднимают до уровня груди, плечи расслабляют, локтевые суставы немного свешивают, расстояние от кистей до груди составляет одну треть метра (10 цуней), пальцы разведены, центры ладоней направлены  внутрь, как в позе обнимания шара, или наружу, как бы упираясь во что-то. Остальные требования те же, что для позы удержания и обнимания (рис. 40).

Рис. 40. Поза упирания и обнимания (чэнбао ши)

Поза «водораздел» (фэнь-шуй ши). Руки слегка согнуты и естественно вытянуты влево и вправо, кисти ниже пупка, пальцы разведены, центры ладоней направлены вниз, как бы разделяя воду. Остальные требования те же (рис. 41).

Рис. 41. Поза водораздел (фэньшуй ши)

Поза отдыха (сюси ши).

Первый вариант. Кисти перевернуты и тыльной стороной ладоней прижаты к пояснице или засунуты в карманы верхней одежды большим пальцем наружу. Остальные требования те же.

Второй вариант. Руки подняты и согнуты; локти свисают, опираясь на поручни на высоте груди. Стопы расставлены вперед и назад на ширину четырех пальцев, передняя стопа всей подошвой касается земли, задняя — только носком.

Выставленную вперед ногу через какое-то время можно поменять на другую.

Третий вариант. Ягодицами слегка опираются на край стола и выполняют первый вариант позы отдыха или позу удержания и обнимания, или составляют ступни вместе, а пятки приподнимают, руки засовывают в карманы верхней одежды большим пальцем наружу.

Четвертый вариант. Левая кисть опирается на стол или спинку стула, правая вывернута и прижата тыльной стороной ладони к поясу. Левая стопа впереди, всей

подошвой касается земли, стоит прямо или слегка боком, правая нога сзади и немного согнута в колене, пятки слегка приподняты — ноги как бы идут и не идут. Голова слегка наклоняется влево (максимально на один кулак), вес тела в основном переносится на левую сторону, чтобы правая была расслаблена и свободно расправлена. Через какое-то время положение рук и ног сменяют.

 Важные моменты в работе стояния столбом

Ежедневно повторяют упражнение два-три раза, вначале по 10 минут, постепенно доводя примерно до 40 минут.

Если поначалу чувствуется нытье в ногах и усталость, нужно немного потерпеть. Если же в процессе стояния столбом начинает кружиться голова, становится плохо с сердцем, выступает пот от пустоты, то нужно прекратить практику, посидеть или полежать. Не нужно паниковать: это дает о себе знать недостаточное кровоснабжение мозга — через несколько минут состояние придет в норму. Однако впоследствии следует сократить продолжительность стояния. Завершив практику, можно немного походить. Если же после стояния столбом все тело ноет и немеет, можно сделать самомассаж конечностей или похлопывание. Не проявляйте усиленного внимания к дыханию и сосредоточению мыслей на даньтянь, равно как и беспорядочные мысли лучше предоставить их свободному течению.

Назначение в клинической практике

Главное предназначение — для случаев неврастении и гипертонии. Можно использовать при язве и артритах. Здоровые люди выполняя стояние столбом, существенно укрепляют организм.                                                

ШЕСТЬ ЦЕЛИТЕЛЬНЫХ ЗВУКОВ 

Шесть целительных звуков — сюй, кэ, ху, сы, чуй, си — впервые упоминаются в книге Тао Хунцзина «Записки о взращивании природы и продлении жизни». Позже во многих произведениях, относящихся к древнему цигун, приводится их описание, а наиболее подробно — в книге жившего при династии Сунн (960—1274 гг.) Цзоу Поуаня «Тайна ци шести звуков, касающихся великого подъема и яшмовой оси» («Таи шан юи чжоу лю цзи цы цзюэ»). Первоначально операции, необходимые для произнесения шести звуков, касались только методов статического цигун, где главным было развитие выдоха, но начиная с династии Мин (1368—1644 гг.), появились данные о сопровождающих движениях.

Так, в книгах Гао Аяня «Восемь заметок о следовании жизни» и Ху Вэньхуаня «Важные секреты сходного строительства» («Лэй сю яо цзюэ») дается название, «способ из шести звуков для изгнания болезней и продления жизни», причем поясняется, что выговаривание ртом и набирание носом сопровождают соответствующие движения. В книгах, специально посвященных глазным болезням — «Тщательное рассмотрение Вашего письма» («Шэнь ши яо хань») и очагам в легких при туберкулезе — «Пятна снега в красной печи» («Хун лу дянь сюэ») говорится даже про «секрет продления жизни из шести звуков, касающихся динамической работы». Однако в современной клинической практике данный метод не сопровождают никакими движениями и используют только в статической работе, поэтому здесь движения будут описаны частично и без особых подробностей.

 ЗАПИСИ О ДРЕВНИХ МЕТОДАХ

Записи о методе из шести звуков для изгнания болезней и продления жизни имеют следующий вид.

Полное упражнение

Печень: когда медленно выдыхают (сюи), глаза вытаращивают.

Легкие: ци вдыханья (сы) узнают, кисти — обе подпирают [небо].

Сердце: дыханием (кэ) макушку согревают, скрещивая наверху, кисти соединяют [при выполнении «кэ ци» (согревающего выдоха ци) кисти идут по кругу, и одна из них подпирает небо].

Почки: дуют (чуй), обнимая подтянутые колени и держа голову ровно [сидят ровно, обхватив кистями колени].

Селезенка: с выдохом-ху нужно округлить губы и выдыхать ци (ху ци).

Три обогревателя: пребывая в тепле, лежа выполнять си в покое [лежать ровно на спине или на боку и, произнося «си» или «си-си», выпускать ци].

Частное применение

Дуновение (чуй) на почечную ци. Почки — главные ворота для проникновения болезней воды.

Страдающий подобными заболеваниями всегда ослаблен, его ци истощенная, цвет лица темный, брови сморщены, в ушах стоит звон, и все эти симптомы сопровождаются худобой. При дуновении, направленном на почки, негативная энергия изгоняется.

Согревание дыханием (кэ) сердечной ци. Сердце — источник беспокойств, суеты и торопливости, требует согревающего дыхания кэ. Данный способ в сочетании с пропусканием шэнь является наилучшим. Когда в горле или во рту образуется нарыв, всегда возникает боль от воспаления, но после применения этого способа возвращаются покой и гармония.

Медленное выдыхание (сюи) на ци печени. Печень командует драконовым путем, расположение которого устанавливается по ритму сердца. Болезнь приходит и возвращается, ощущения — как кислое и терпкое, в глазах — цветовые пятна, а также часто текут слезы. Когда же медленно выдыхаешь в печень, болезнь уходит, уступая духу-шэнь.

Выдыхание (ху) на ци селезенки. Дворец селезенки относится к почве и определяется по пульсу великого склада. Когда воспаления и болезни наступают и побеждают лекарства, тогда наблюдаются расстройство желудка, дизентерия, урчание в кишечнике и жидкая рвота. Но если воспользуешься звуком ху, то избежишь возникновения бед.

Всхлипывание (си) на три обогревателя. Если три обогревателя сдались болезни — немедленно требуется си. Древние святые оставили поучение об исцелении самой  серьезной болезни. При продолжительной болезни следует удалять загрязнения и пробки, если же не воспользоваться этим способом, то другие не помогут.

Песнь об избавлении от болезней четырех сезонов

Весной медленно выдыхают (сюи), ясные глаза — основа поддержки печени. Летом подходят к согреванию дыханием (кэ) — сердечный огонь самоограждается. Осенью вздыхают (сы), добиваясь увлажнения металла легких. Почечное, дуновение (чуй) лишь требует покоя в сезон кань [зимой]. Три обогревателя и всхлипывание (си) — уйдут беспокойство и жар. Если все четыре сезона растягивать выдох, то селезенка будет хорошо переваривать пищу. Особо опасайся издавать звуки, а также воспринимать негативную энергию ртом и ушами.

Такая работа особенно плодотворна, сохраняет дух-шэнь и пилюлю бессмертия.

ОСНОВНЫЕ БОЛЕЗНИ

Дуновение (чуй) и почки, согревание дыханием (кэ) и сердце, медленное выдыхание (сюи) и печень, вздыхание (сы) и легкие, выдыхание (ху) и селезенка, всхлипывание (си) и три обогревателя или желчный пузырь — это сочетание шести целительных звуков и внутренних органов. Хотя болезни, которым подвержены плотные органы, выше уже описаны, однако фактически этим методом пользуются преимущественно при болезнях избытка, а именно: когда для телосложения и патологических функций пациента характерны избыточность, прочность, расцвет сил. В связи с этим в Минскую династию Гун Цзюйчжун в книге «Пятна снега в красной печи» указывал: «Согревание дыханием (кэ) проходит в сердце; медленное выдыхание (сюи) проникает в печень, изгоняет из канала печени всю теплом собранную ци; дуновение (чуй) проникает в почки, изгоняет из почек всю ци пустоты и тепла; вздыхание (сы) проникает в легкие, изгоняет из легочной обители всю скопившуюся ци; выдыхание (ху) проникает в селезенку, изгоняет из обители селезенки все мутные ци; всхлипывание (си) проникает в желчный пузырь, изгоняет из него всю загостившуюся ци тепла».

Это все заболевания избытка, поэтому выдохи для них эффективны. Но среди пациентов немало таких, у которых в пустоту вклинена полнота, в полноте присутствует пустота, верх полный — низ пустой, низ полный — верх пустой и т. п. Поэтому на занятиях нельзя требовать слишком продолжительных усилий, нужно следовать указанному в книге «Общие записки о священной помощи» («Шэн цзи цзун лу») принципу: «болезнь прекратилась — остановись».

Болезни полноты для каждого из шести звуков и связанные с ними плотные и полые органы, в основном, следующие.

Медленное выдыхание (сюи): главное — печень, относится к стихии дерево. Болезни полноты: головная боль, покраснение глаз, боль в боку, гневливость.

Согревание дыханием (кэ): главное — сердце, относится к стихии «огонь». Болезни полноты: возникновение нарывов во рту и на языке, беспокойство на сердце, бессонница.

Выдыхание (ху): главное — селезенка, относится к стихии почва (земля). Болезни полноты: в полости живота ощущается вспучивание и давление, пища накапливается, не перевариваясь.

Вздыхание (сы): главное — легкие, относятся к стихии металл. Болезни полноты: обилие мокроты, препятствующей проходу воздуха, сухость во рту, боль в горле.

Дуновение (чуй): главное — почки, относятся к стихии вола. Почечные болезни проявляются главным образом в виде чрезмерной пустоты, поэтому данный звук не следует использовать в отдельности.

Всхлипывание (си): главное — три обогревателя. Болезни полноты: пучение живота, непрохождение мочи и кала.

Методы воздействия

Цзоу Пуань относительно подготовительной работы указывает: «Постучи зубами 36 раз и закрепи дух-шэнь, сначала приведи в движение рот и в середине взмути слюну, пополощи ею рот до 200—300 раз, после чего во рту образуется чистая вода, тогда наклони голову влево и проглоти ее, проведи сознание вниз, затем ощути плескание до промежутка живота». Таким образом, до выполнения шести звуков нужно выполнить относящиеся к динамической работе постукивание зубами, взмутить море, проглотить слюну [см. гл. V].

Относительно метода дыхания, Цзоу Пуань указывает: «Опускают голову, открывают рот и произносят слово кэ, чтобы выпустить находящуюся в сердце ядовитую ци. Во время произнесения уши не должны слышать звук; услышал — значит, ци грубая, она обратно поражает ци сердца. Окончил произносить — голова опущена, рот закрыт, носом потихоньку вдыхаешь чистую ци Неба и Земли, чтобы восполнить ци сердца. Во время дыхания уши тоже не должны слышать звук вдоха, услышал — значит, ци грубая, снова поражает ци сердца». Таким образом, ртом выдыхают, а носом вдыхают ци, в то же время, произнося звук, вдох после выдоха возвращается как одно дыхание. Когда произносят звук, а также выдыхают и вдыхают ци, нужно, чтобы не было слышно ни звука. Так для каждого из шести звуков.

Клиническое использование

Цзоу Пуань считает, что каждый целительный, звук нужно повторять шесть раз, причем 6x6 = 36, что составляет малый небесный круг. Затем, в зависимости от того, в каком плотном или полом органе поселилась болезнь, произносят два звука, относящихся к ним, по 18 раз каждый, вместе тоже 36 раз, а всего будет 72 раза.

Таков средний небесный круг. После этого снова произносят шесть звуков, каждый по шесть раз, так что всего получается 108 раз и составляет большой небесный круг. Если болезнь тяжелая, нужно еще добавить. Кроме того, в книге «Тысяча золотых важных рецептов для экстренной помощи» есть еще подразделение на большой выдох (да ху) и тонкий выдох (си ху). Лю Ваньсу в книге «Сувэнь и скрытые механизмы-формулы источников болезней» («Сувэнь сюань цзи юань бин ши») указывает, что можно поступать следующим образом: «Поскольку существуют шесть ци, относящихся к плотным и полым органам, то в случае полноты следует вести звук, изменяющий ее основу, и послаблять ее, а в случае пустоты вести звук, безусловно наполняющий, и восполнять ее».

Согласно опыту древних и клинической практике, шесть целительных звуков можно использовать следующим образом.

Метод общего лечения пяти плотных органов. Следуя общему порядку звуков (сюй, кэ, ху, сы, чуй, си), каждый произносят по 6 раз, причем выдох и вдох по длине одинаковы. Это базовый, общий метод.

Метод лечения плотных органов в зависимости от болезни. Используют звук, относящийся к конкретному пораженному органу. Например, для ци печени, огня печени, ян печени произносят слово сюй (медленное выдыхание) от 12 до 36 раз, причем выдох длинный, а вдох короткий.

Метод раздельного лечения холода (хань) и жара (жэ). Если болезненное состояние четко идентифицируется по признаку холода или жара, то в случае симптома жара можно произносить звук «кэ» (согревание дыханием), а в случае симптома холода — звук «чуй» (дуновение), каждый от 12 до 36 раз.

Метод изгнания одного и преодоления другого. Базируется на принципе превосходства плотных и полых органов по пяти стихиям. Произносится звук органа, управляющего органом, пораженным болезнью. Например, болезнь селезенки-желудка с рвотой закисшей жидкостью означает, что печень — дерево в расцвете преодолевает почву [земля — стихия желудка], и чтобы ослабить ци печени нужно произносить звук «си» (вздыхание) 12—36 раз.

Метод одновременного изгнания источника болезни и порожденных последствий. Базируется на принципе взаимного порождения органов по пяти стихиям. Звуки, относящиеся как к органу-матери так и к органу-ребенку, произносят вместе. Например, печень-дерево может породить сердце-огонь, и когда видят, что сердце-огонь процветает, то повторяют два звука: си (всхлипывание) и кэ (согревание дыханием), каждый 12—36 раз, с намерением, собрав на дне котла, извлечь хворь.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 304.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...