Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Курсовой работы, статьи, тезисов.




Факультет экономики и менеджмента

Кафедра общей и прикладной экономики

И. Г. Завойчинская

ЭКОНОМИКА

 

Киров


УДК хх.ххх.хх

ББК хх.хх

З хх

 

 

Рекомендовано к изданию методическим советом
факультета экономики и менеджмента ФГБОУ ВПО «ВятГУ»

 

 

Рецензент: зав. кафедрой сервиса и торгового дела,

кандидат экономических наук, доцент,

Юхнева Н.А.

 

 



Завойчинская И.Г.

  З хх Экономика:учебно-методическое пособие. Методические указания для самостоятельной работы по дисциплине «Экономика»  для студентов  всех форм обучения / И.Г.Завойчинская. — Киров: ПРИП ФГБОУ ВПО «ВятГУ»,.- 56с. — Электронный ресурс.
   

В издании излагаются методы, формы,  задания  для самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины «Экономика» .

УДК хх.ххх.хх

ББК хх.хх

 

 

© ФГБОУ ВПО «ВятГУ»

 

Содержание

 

1. Методические указания по самостоятельной работе студентов.

2. Тематический план курса……………………………………………………

3. Методические указания для написания реферата, статьи, тезисов. Методологические параметры научного исследования для написания реферата, статьи, тезисов ………….……………...……….………………..

4. Примерные темы рефератов..……………………………………….………

5. Задания для изучения работы фирм (предприятий)………………………..

6. Задания для изучения семейного бюджета………………………………….

7. Примеры решения задач по разделам курса……………………….

8. Вопросы для текущего контроля…………….…………………………….

9. Вопросы к итоговому экзамену (зачёту) по экономике…………...

10. Список рекомендуемой литературы………………………………..

 

 

Методические указания по самостоятельной работе

Студентов

В процессе изучения экономики, студенты выполняют определённый Министерством образования объём самостоятельной работы.

Основная задача самостоятельной работы студентов (СРС) - подготовка к семинарским занятиям и лекциям. Задания СРС должны выполняться до лекции. На лекциях же знания, полученные самостоятельно, должны углубляться и расширяться. На семинарское занятие выносятся основные вопросы темы. Однако объем вопросов, выносимых на семинарское занятие, не охватывает полное содержание темы. Поэтому необходима дальнейшая работа студента по углублению и расширению своих знаний, что осуществляется в процессе СРС. Поэтому на СРС выносятся дополнительные вопросы, задачи, упражнения и т.д., при помощи которых полностью раскрывается содержание темы.

Виды самостоятельной работы студентов (СРС).
В учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы:
- аудиторная – выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.
- внеаудиторная – выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

СРСвключают в себя изучение различных тем курса; составление тестов, задач и презентаций; изучение конспектов лекций, данных преподавателем;
подготовка к семинарскому занятию конспекта лекции по основному учебнику;

подготовка реферата по определенной теме;
взаимное рецензирование рефератов, эссе, докладов;
составление глоссария и кроссвордов по терминам курса;
анализ статистических данных;
участие в групповом проекте;
выступление с презентацией по выбранной теме;
подготовка обзора по теме, решение задач; подготовка докладов к семинарам, написание научных статей, тезисов; выступления, доклады на студенческих научных конференциях, обсуждение проблем экономической деятельности  и др.

Рекомендации студенту для эффективной
организации СРС .

Тематический план семинарского занятия, перечень основной и дополнительной литературы, методические указания к темам семинарских занятий отвечают на вопросы, что и как надо делать. Внимательно изучив методические советы к темам семинарских занятий, самостоятельно подготовьте ответы на вопросы тематического плана семинарского занятия. В ходе подготовки каждого вопроса кратко, схематично фиксируйте основные положения и тезисы ответа, формулировки, запишите формулы и символы в тетрадь для СРС. После завершения подготовки проверьте свои знания при помощи вопросов самопроверки. Вопросы, вызвавшие затруднения при самостоятельной работе, запишите и постарайтесь найти на них ответы в дополнительной литературе, Интернет – ресурсах, задайте их преподавателю.

Проработка пройденного материала.Проработка пройденного лекционного материала является наиболее важным видом самостоятельной работы. Чем глубже и полнее проработан материал, тем легче при выполнении других видов самостоятельной работы. Систематическая, регулярная работа над пройденным лекционным материалом, начиная с первого занятий, является необходимым условием для понимания материалов последующих лекций и усвоения материалов практических и лабораторных занятий.
Приступая к проработке материала необходимо:
иметь конспект лекции;
иметь программу курса;
иметь рекомендуемую литературу (учебник, пособия, задачник), доступ к Интернет – ресурсам.

Метод работы:целесообразно материал лекции прорабатывать «по свежей памяти»;работая над конспектом, полезно делать ссылки на литературу (это понадобится при подготовке к экзаменам) и вносить необходимые дополнения, а возможно, и исправления;
работа над темой должна продолжаться до полного понимания и запоминания материала; работа над темой завершается разбором примеров и задач, приведенных в учебниках и пособиях, до полного освоения метода их решения;
если после работы над темой останутся неясные вопросы, необходимо разобрать их с преподавателем на очередной лекции.

Подготовка к коллоквиумам.По некоторым дисциплинам для оценки степени усвоения теоретической части раздела курса, проводится коллоквиум (собеседование). Следовательно, теоретический материал по вопросам, вносимым на коллоквиум, должен быть еще раз повторен.

Подготовка к контрольным работам.Целью проведения контрольных работ являются: проверка текущей успеваемости студентов;
выяснение подготовленности студентов группы;
организация методики работы с отстающими студентами. Необходимо знать тему контрольной работы;
освежить в памяти теоретический материал, основные формулы и методы решения задач на данную тему;
вновь просмотреть примеры и задачи, разобранные в учебнике, и задачи, рассмотренные на практических занятиях.
Если студент систематически работает над пройденным материалом, начиная с первой лекции, то подготовка к контрольной работе не вызовет затруднений и много времени на нее не понадобится.

Формы контроля выполнения самостоятельной работы: устный и письменный опросы, тестирование, обсуждение, коллоквиум, проверка текстов докладов, рефератов, статей, тезисов; индивидуальные и групповые беседы; проверка выполненных заданий на электронных носителях.























Тематический план курса «Экономика».

Раздел 1. Введение в экономическую теорию.

1. Тема. Предмет, методы, категории и законы экономики.

2. Тема. Становление, основные этапы, школы и направления развития экономической мысли.

3. Тема: Экономические потребности, блага и ресурсы. Экономический выбор.

4. Тема. Экономические отношения, системы, модели

5. Тема. Собственность в экономической системе.

6. Тема. Теория общественного производства.

7. Тема. Производство нематериальных услуг. Понятие экономики социокультурной сферы.

Раздел 2. Микроэкономика

8.Тема. Рынок и механизм его функционирования.

9.Тема. Теория спроса и предложения. Эластичность.

10.Тема. Потребительские предпочтения и предельная полезность.

11.Тема. Понятие фирмы (предприятия) в условиях рыночных отношений.

12.Тема. Издержки предприятия и экономическая эффективность производства.

13.Тема. Теория конкуренции и монополии в условиях рыночной экономики.

14.Тема. Особенности рынка факторов производства. Рынок труда.

15.Тема. Особенности рынка факторов производства. Рынок капитала. Рынок природных ресурсов

Раздел 3. Макроэкономика.

16.Тема. Национальная экономика. Макроэкономические показатели. Экономический рост и развитие.

17.Тема. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение.

18.Тема. Макроэкономическая нестабильность. Экономические циклы. Кризисы. Стабилизационная политика государства.

19.Тема. Инфляция. Безработица.

20. Бюджет и налоги. Бюджетно – налоговая политика.

21.Тема. Банковская система. Денежно – кредитная политика.

22.Тема. Распределение доходов в рыночном хозяйстве. Доходы населения и социальная политика.

23.Тема. Государственное регулирование экономики (ГРЭ).

24.Тема. Международные экономические отношения.

25.Тема. Особенности переходной экономики России.

Методические указания длянаписания реферата,

курсовой работы, статьи, тезисов.

Работа должна состоять из следующих разделов: 1.Название. 2.План. 3.Текст ответа в соответствии с разделами плана и ссылками на использованную литературу. 4.Список литературы в алфавитном порядке.

    Содержание работы выбирается из учебной и дополнительной литературы по экономике. При этом обязательно в тексте работы делается ссылка на использованную литературу. Для этого в конце абзаца ставятся квадратные скобки и в них указывается номер книги из Вашего списка литературы и номер страницы книги, из которой взят текст. Ссылки на использованную литературу могут быть также постраничными.

    В конце работы дается пронумерованный список использованной литературы в алфавитном порядке с указанием всех выходных данных текстовых книг или электронных ресурсов. При этом обязательно в тексте  работы делается ссылка на использованные источники.

        

Методологические параметры научного исследования

для написания реферата, статьи или тезисов

1. Обоснование актуальности темы (необходимость и своевременность изучения данной темы). Краткий анализ уже имеющихся в науке достижений по данной проблеме с упоминанием ведущих учёных.

2. Выявление противоречий между потребностями в знаниях по теме исследования и их недостатке в науке. Формулировка проблемы (выражает основное противоречие, которое можно разрешить средствами науки) и темы исследования.

3. Определение объекта (то, на что направлен процесс исследования, что содержит в себе противоречия и порождает проблемную ситуацию) и предмета (часть, сторона объекта, которая подлежит непосредственному изучению),

4. Цели (переформулированная проблема) и задачи (направлены на проверку рабочей гипотезы) исследования.

5. Выдвижение рабочей гипотезы (теоретически обоснованные предложения, истинность которых подлежит проверке).

6. Теоретико – методологическая основа исследования (труды учёных с упоминанием фамилий и основных научных направлений). Общие и специальные методы научного познания. 

7. Организация и база исследования.

8. Обоснование научной новизны, теоретической и практической значимости исследования.

9. Текст самой работы – решение поставленных проблем.

10. Список использованных источников.

 

Примерные темы рефератов

1. Лауреаты Нобелевской премии по экономике и их вклад в развитие

экономической мысли.

2. Организация предпринимательской деятельности. Проблемы ее

реализации на современном этапе развития.

3. Роль малого бизнеса в развитии экономики РФ (региона,

муниципального образования).

4. Фискальная (налоговая) политика и ее роль в стабилизации экономики.

5. Бюджетный дефицит и концепции его регулирования.

6. Уровень жизни: понятие и факторы, его определяющие.

7. Экономика социально – культурной сферы и её проблемы.

8. Экономические кризисы в истории России.

9. Центральный банк и его роль.

10. Особенности миграционных процессов во 2-й половине ХХ в.

11. Проблемы вступления России в ВТО.

12. Россия на рынке технологий.

13. Финансовый кризис 1998 года в России.

14. Проблемы европейской интеграции: углубление и расширение ЕС.

15. Электронные рынки как феномен мировой экономики.

16. Офшорный бизнес и его роль в экономике России.

17. Внешний долг России и проблемы его урегулирования.

18. Мировой опыт свободных экономических зон.

19. Возникновение и эволюция денег на Руси.

20. Международные валютно-финансовые организации.

21. Теории глобализации (Т. Левитт, Дж. Стиглиц, Ж.-П. Аллегре,П.Даниелс)

22. Институционализм и его роль в хозяйственной жизни.

23. Человек хозяйствующий, его ценностные и культурные ориентации.

24. Материальное, идеальное и духовное в хозяйственной жизни общества.

25. Идейная, нравственная, социальная, политическая и психологическая составляющие хозяйственной жизни.

26. Региональный рынок образовательных услуг как экономическая составляющая хозяйственной жизни общества.

27. Нравственно – экономические основы самореализации личности руководителя.

28. Управленческая деятельность как средство самореализации личности руководителя на рынке образовательных услуг.

29. Философско – хозяйственная гносеология (теория познания) и её роль в развитии экономики.

30. Роль мышления в хозяйственной деятельности.

 

   

 

 

Задания для изучение работы фирм (предприятий )

малого бизнеса.

В соответствии с указанными вопросами (см. пример ниже) деятельность каждой из трёх фирм оценивается в баллах от 0 до 5. Высчитывается средний балл по каждому показателю и по каждой фирме. Полученные данные записываются в виде таблицы, сравниваются и анализируются. На их основе строятся графики по баллам каждой фирмы в отдельности.

Пример.

Анализ работы фирм, учреждений малого бизнеса

Выполнили: Князева Я. В., Шихова А. А. гр. С-41

Объект №1 – Аптека «36,6»

Объект №2 – Аптека «Не болей’ка»

Объект №3 – Бережная аптека

 

 

Критерий оценки Объект №1 Объект №2 Объект №3 Средний балл
1. Место расположения в городе 5 4 3 4
2. Внешнее оформление 5 5 4 4,6
3. Удобство входа и выхода 5 4 4 4,3
4. Наличие уголка покупателя 4 4 4 4
5. Внутреннее оформление 5 4 3 4
6. Удобство расположения товара 4 4 4 4
7. Ассортимент товаров 5 4 4 4,3
8. Качество товара 5 5 5 5
9. Цены 3 4 5 4
10. Качество работы персонала 5 5 5 5
11. Реклама 5 4 3 4
12. Режим работы 5 5 5 5
Итого: 56 52 50  

 

График

 

 

Вывод: среди рассматриваемых объектов лучшим, по нашему мнению, стала аптека «36,6» по таким критериям, как ассортимент товара, качество работы персонала, внешнее и внутреннее оформление, удобный режим работы. Ни в одном рассмотренном магазине не обнаружено уголка покупателя.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 362.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...