Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ТЕОРИЯ «ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ»
Разработка системного и ситуационного подходов обусловила возникновение принципиально новой концепции управления персоналом – теории «человеческих ресурсов», котораявстраивается в систему стратегического менеджмента и предполагает, что функция управления персоналом является компетенцией высших должностных лиц организации, в связи с чем меняется и характер кадровой политики, которая становится более целенаправленной и активной. Положения теории «человеческих ресурсов» являются самостоятельной системой взглядов на управление персоналом в организации, где впервые была обобщена специфика человеческого ресурса управления (его отличие от других ресурсов - материальных, финансовых, информационных и др.) Эта специфика состоит в следующем: 1) в обладании интеллектом, поэтому процесс взаимодействия субъектов и объектов управления (т.е. руководителя и работника) является двусторонним и осмысленным; 2) из-за обладания интеллектом люди способны к постоянному развитию и совершенствованию, что делает человеческий ресурс долговременным источником повышения эффективности организации и общества; 3) люди сопряжены с определённым видом деятельности и целями, поэтому нужно предоставлять возможности и условия для мотивации людей к труду. 4) человеческие ресурсы являются конкурентным богатством любой организации. На основе этих особенностей человеческого ресурса в 70-е годы ХХ века за рубежом шёл поиск механизмов управления персоналом, что отразилось на стратегическом управлении и кадровой политике, разработке программ развития персонала. При этом отделы кадров менялись на отделы управления человеческими ресурсами, им вменялись дополнительные задачи и функции. В основе теории человеческих ресурсов – с одной стороны – лежат существенные достижения науки о человеке. С другой стороны – неизменно присутствуют принципы экономического прагматизма и детерминизма, направляющие управленческие усилия на максимальную реализацию возможностей человека. Согласно технологии управления человеческими ресурсами организация вправе требовать от своих работников высокой эффективности, ответственности и лояльности, так как организация инвестирует достаточно средств в кадры (совершенствует технологию отбора персонала, организует обучение, реализует программы карьерного роста, хорошо оплачивает работу и заботится о работниках). Такая кадровая политика является основой для реализации успешной. конкурентоспособной стратегии, строится на взаимном учёте интересов руководителей и персонала и их взаимной ответственности, открывает возможность вовлечения работников в принятие управленческих решений, проведение взаимных консультаций, обеспечение доступа к информации о делах организации и др. Но теория человеческих ресурсов не является панацеей решения всех проблем управления. Критический анализ применения этой технологии управления показал, что есть существенный разрыв между установками теории и их практической реализацией. Так, например, являются несовместимыми такие элементы управления человеческими ресурсами как командная работа и индивидуальная оплата труда в зависимости от его эффективности. Другим недостатком является максимизация изощрённых приёмов сверх эксплуатации, являясь инструментом нейтрализации влияния профсоюзов. Кроме того, нет данных о позитивном влиянии технологии управления человеческими ресурсами на морально-психологический климат в организациях. И более того, при любых социально-организационных нововведениях редко удаётся избежать негативных последствий. Все эти подходы являются универсальными в менеджменте.
Вопрос. СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОДХОДОВ К УПРАВЛЕНИЮ Среди подходов, позволяющих понять сущность управления, выделяют: 1) универсальные подходы,к которым относят: а) системный, б) комплексный; в) процессный, г) ситуационный. 2) и предметные подходы, к которым относят: а) социологический, б) психологический. а) СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД - это универсальный метод исследования, основанный на восприятии исследуемого объекта как единого целого, состоящего из взаимосвязанных частей и одновременно являющегося частью системы более высокого порядка. СИСТЕМНОСТЬ заключается в стремлении исследовать объект с разных сторон и во взаимосвязи с внешней средой. Системный подход позволяет: - строитьмногофакторные модели, характерные для социально-экономических систем, к которым относятся организации. - формировать системное мышление, которое необходимо руководителям и работникам предприятия (организации) для повышения эффективности принимаемых решений. Таким образом, системный подход предполагает целостный взгляд на организационное поведение и трактует взаимоотношения «личность-организация» на уровне личности, группы и организации в целом, взаимодействующей с внешней средой. И в системном подходе всесторонний характер представляет один из методологических принципов. б) КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД – заключается во всестороннем исследовании объекта. Для этого к исследованию следует привлекать специалистов разного профиля, поскольку исследуемый объект всегда многогранен и поэтому требует комплексного подхода. При этом всесторонний характер исследований в комплексном подходе выражает частное требование. КОМПЛЕКСНЫЙ (т.е.всесторонний) подход используется для разностороннего рассмотрения исследуемого объекта с различных точек зрения. Признаки и свойства2-х подходов (системного и комплексного) рассмотрены подробно в таблице 1. Таблица 1. - Сопоставление комплексного и системного подходов. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 967. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |