Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ТЕМА 2.ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ НАУЧНОГО МЕНЕДЖМЕНТА, ЕГО ШКОЛЫ




Понятие менеджмента и его развитие

     Менеджмент в переводе с английского языка означает – руководство, управление. 

Можно считать, что развитие менеджмента началось около 5000 года до н.э., когда шумерами была изобретена письменность, которая позволила донести до наших дней информацию о развитии управления.

Так в 4 в. до н.э. были такие функции управления, как:

- организация,

- планирование,

- контроль.

В 3 в. до н. э в управлении выделяется функция децентрализация;

Во 2 в. до н.э. – централизация и ответственность за принятие решений.

В 1 веке до н.э. в Китае признавалась необходимость таких функций, как:

- организации, планирования, специализации, руководства и контроля.

 

Современное понятие менеджмента (как научное знание), его принципы

Как научное знание менеджмент возник на рубеже 19-20 веков.

И в современном понятии под менеджментом понимают разные явления:

§ менеджмент как социально-экономический институт, влияющий на развитие общества;

§ менеджмент как совокупность лиц, занятых управлениеморганизации;

§ менеджмент как профессиональная деятельность (профессия);

§ менеджмент как научная дисциплина, изучающая аспекты управления людьми.

     В целом успешное развитие национальной экономики во многом зависит от эффективного управления, которое осуществляют специально подготовленные люди путем постановки целей и разработки способов их достижения.

Поэтому в общем смысле менеджмент – этопрофессиональная деятельность, связанная с  умениями управлять людьми (при этом используя минимум ресурсов и получая максимум отдачи).

 Тем самым, осуществляя процесс управления, менеджер обеспечивает эффективное использование всех видов ресурсовдля удовлетворения потребностей людей.

Для этого в теории менеджмента выделяют определенные принципы управления, к которым относятся:

- оптимальное сочетание централизации и свободы в принятии решений;

- сочетание прав обязанностей и ответственности;

- принцип единства команды;

- принцип демократизации управления;

- принцип обратной связи;

- принцип социальной ответственности;

- принцип лояльности к персоналу;

- принцип инновационности;

- принцип развития персонала.

Различия между понятием менеджмента и понятием управления

    МЕНЕДЖМЕНТ и УПРАВЛЕНИЕ очень близки по смыслу, но не являются одним и тем же понятием.

    МЕНЕДЖМЕНТ на современном этапе трактуется как особая разновидность управления деловой и хозяйственной деятельностью интеграционного характера и присуща только рыночной экономике.

        Поэтомутермин менеджмент используется в основном для характеристики управления деловой и хозяйственной деятельностью коммерческих фирм, а также некоммерческих организаций (таких как, образовательные, культурные, медицинские и другие учреждения).

Перед менеджментом (как разновидностью практич.деятельности) стоят 2 задачи:

1) Тактическая задача – этоподдержание устойчивости работы фирмы и всех её подразделений (элементов) в условиях рынка и конкуренции;

   2) Стратегическая задача – это развитие фирмы и перевод её в качественно новой состояние.

ВИДЫ МЕНЕДЖМЕНТА

     В зависимости от характера решаемых задач выделяют:

  1) ОБЩИЙ менеджмент, осуществляющий постановку целей, выработку стратегии, путей развития, решение организационных вопросов;

  2) ЛИНЕЙНЫЙ менеджмент, осуществляющий руководство текущей работой основных и вспомогательных подразделений;

  3)ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ менеджмент, который руководит решением задач, связанных с планированием, научными исследованием и пр.

    В зависимости от периода, на который распространяется управленческая деятельность, выделяют

   - ТЕКУЩИЙ менеджмент;

   - и ПЕРСПЕКТИВНЫ менеджмент.

 ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ ПОЯВЛЕНИЯ МЕНЕДЖМЕНТА

     Появление менеджмента было обусловлено развитием рынка, что постепенным привело к увеличению числа крупных капиталистических предприятий с сотнями и тысячами рабочих.

Владельцы таких крупных предприятий уже не могли самостоятельно контролировать резко возросшие масштабы хозяйственной деятельности, то есть не могли в одиночку руководить огромным количеством подчинённых.

Поэтому во 2-ой половине ХIХ века менеджмент стал складываться как система знаний о процессах хозяйственного и делового управления.

Как учебная дисциплина менеджмент стал складываться в конце ХIХ века, когда в 1881 году ДЖОЗЕФ ВАРТОН начал преподавание в одном из колледжей США. И теперь эта дисциплина является одной самых распространённых направлений высшего и среднего профессионального образования и является важнейшим элементом подготовки многих специалистов.

ТЕМА 2.ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ НАУЧНОГО МЕНЕДЖМЕНТА, ЕГО ШКОЛЫ

Индустриальная революцияоказала сильное влияние на теорию и практику управления, в связи с чем и стал развиваться менеджмент, поскольку появилась потребность в способных и талантливых управленцах, которые бы смогли выработать стратегию управления фирмой, развития бизнеса и привести фирму к успеху (или в крайнем случае –этоспасти фирму от банкротства).

ШКОЛЫ МЕНЕДЖМЕНТА

     МЕНЕДЖМЕНТ в своем развитии прошел ряд этапов и в 1-й половине ХХ века получили развитие 4 чётко различимые школы управленческой мысли.

1. ШКОЛА НАУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ (существовала в период с 1885-1920 гг., когда начинает складываться научный менеджмент и ДЖЕК ДУНКАН -профессор одного из американских университетов обосновывает день зарождения научного управления – это собрание инженеров-механиков в 1886 году, когда был сделан доклад о соединении инженерных видов деятельности с экономическими.

    Но первая полная теория менеджмента была создана только в 1916 году ГЕНРИ ФОРДОМ, где были изложены функции и принципы менеджмента, которые в последующем были развиты ФРИДЕРИКОМ ТЭЙЛОРОМ.

     Основателем классической школы «научного менеджмента» считается Фредерик ТЕЙЛОР – инженер-практик и менеджер, который в своей повседневной работе решил проблемы рационализации производства и труда с целью повышения производительности и эффективности производства.

        Основные взгляды Ф.ТЕЙЛОРА изложены в книгах «Управление предприятием (1903 г.), «Принципы научного управления» (1911 г.)

 Главная идея Ф.ТЕЙЛОРА состояла в том, что управление должно стать системой, основанной на определённых научных принципах и должно осуществляться специально разработанными методами и мероприятиями, то есть для управления необходимо проектировать, нормировать, стандартизировать как технику производства, так и организацию труда и управления, включая совершенствование системы оплаты труда.

В результате практического применения идей Ф.ТЕЙЛОРА был обеспечен значительный рост производительности труда и доказало всю их важность.                     

       В школу научного управления внесли свой вклад и другие авторы, такие как ГЕНРИ ГАНТТ, ЛИЛИАН ГИЛБРЕТ, ГАРРИ ЭМЕРСОН.

     Создатели школы научного управления и их последователи полагали, что можно усовершенствовать операции ручного труда, делая их выполнение более эффективным.

     Для школы научного управления характерным было систематическое использование стимулирования производства путем заинтересованности работников в увеличении производительности труда и объёме производства.

      Главным элементом стимулирования в подходе этой школы было – это «большее вознаграждение за большее производство».

     Представители школы научного управлениявыступали за отделение управленческих функций (таких как обдумывание и планирование) от фактического выполнения работы.Работа по управлению понималась ими как деятельность в рамках самостоятельной специальности. В результате управление стало признаваться самостоятельной областью научных исследований.

     Недостаток школысостоял в том, что её представители (авторы) занимались проблемами повышения эффективности труда на уровне ниже управленческого.

      2.Следующей школой развития менеджмента стала АДМИНИСТРАТИВНАЯ ШКОЛА, существовавшая в период с 1900 по 1950 гг.), представителями её являлись менеджеры-практики большого бизнеса, авторами этого направления стали - АНРИ ФАЙОЛЬ, Мэри ФОЛЛЕТ, ХАРРИНГТОН ЭМЕРСОН, ЛИНДАЛ УРВИК.

    Главной задачей менеджеров-практиков стало - повышение эффективности организаций в целом (а не только отдельного работника).

   Целью менеджеров было создание универсальных принципов управления,реализация которых должна была привести фирму к успеху.

   Именно бурное развитие промышленности предопределило эволюцию научных взглядов классической школы. И дальнейшее развитие идей Ф.Тейлора было продолжено выдающимся французским инженером АНРИ ФАЙОЛЕМ (1841-1925), который предложил формализованное описание работы управляющих в организациях, выдели характерные для управляющих виды деятельности (то есть функции) такие, как: - планирование,

                      - организацию,

                      - руководство,

                      - координацию,

                      - и контроль.

    Таким образом, А.ФАЙОЛЬ считается основателем, так называемой классической административной школы управления.

    Он сформулировал принципы менеджмента, которыми следовало руководствоваться при решении управленческих задач и выполнении функций менеджмента, поскольку рассматривал управление как универсальный процесс,включающий различные функции, связанные между собой.

     А. ФАЙОЛЕМбыло сформулировано 14 принципов управления:

  1)Принцип -эторазделения труда для повышения качества и производительности труда в результате сокращения числа целей (на которые должны быть направлены усилия и внимание).

   2) Принцип – ответственности и полномочий, что позволяет отдавать приказ и исполнять его. 

  3) Принцип – дисциплины, что предполагает послушание, уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и её работниками, а также справедливое применение санкций.

  4) Принцип – единоначалия, что позволяет исполнителю получать приказы только от одного лица – это от непосредственного начальника.

  5) Принцип – это единство направления, который заключается в движении всех структурных подразделений организации к одной цели по одному плану и при одном руководителе.

   6) Принцип – подчинение личных интересов общим.

   7) Принцип – справедливость вознаграждения персонала, что позволит иметь поддержку и верность работников.

    8)Принцип–централизации, что должно обеспечить правильное соотношение между централизацией и децентрализацией в зависимости от конкретных условий.

   9) Принцип – должностная иерархия может быть полезной, но если наносит ущерб фирме, то с ней надо бороться.

    10) Принцип – порядка, означает, что порядок должен быть обеспечен во всем (всё должно быть на своем месте).

    11) Принцип – справедливости – как сочетание правосудия и доброты.

    12) Принцип – стабильности, означает снижение текучести кадров и стабильности рабочих мест для персонала.

     13) Принцип – инициативности, что предусматривает участие и инициативу как в разработке планов, так и в их реализации.

   14) Принцип – корпоративности духа, что предполагает союз коллектива, его силу как результат гармонии персонала.

   В целом вклад административной школыв развитие менеджмента заключается:

   1) в рассмотрении управления как универсального процесса, состоящего из нескольких взаимосвязанных функций;

  2) в формировании теорию управления всей организации.

  3) в формулировании принципов менеджмента, связанных с разработкой рациональной системы управления и построением структуры организации и управления работниками.

    Классики были уверены, что могут определить лучший способ разделения организации на подразделения или группы. Авторами были выделены такие функции бизнеса, как финансы, производство, маркетинг.

     К классической теории управленияпримыкает в этот же период следующаяШКОЛА- этоБЮРОКРАТИИ,автором которой стал немецкий социолог МАКС ВЕБЕР, который сформулировал КОНЦЕПЦИЮ БЮРОКРАТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ (или «ТЕОРИЮ ИДЕАЛЬНОГО ТИПА АДМИНСТРАТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ», которую назвал«БЮРОКРАТИЕЙ».

      Большинство американских теоретиков управления, высоко оценив значение организационной модели М.ВЕБЕРА, указывали на недостатки этой теории, состоящие в формальной организации управления, поскольку все отклонения от административной модели управления автор рассматривал как «идиосинкразию» (которая не представляет интереса для теоретика).

      В целом все эти теории (школы - административная и бюрократии) сформировали одно крупное направление под названием КЛАССИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ, которое включало в себя 3 области:

     А) научный менеджмент, где акцент делался на научно обоснованную организацию производства, рациональность и промышленный менеджмент (Фрид. Тейлор, Генри Гант, Ф.Гилберт);

      Б) административный менеджмент, где внимание уделялось организации в целом и в отдельности таким функциям как – планирование, организация, командная цепочка, координация и контроль (Анри Файоль, Мэри Фоллет);

     В) и теория (концепция) бюрократических организаций, которая предполагала чёткое определение должностных обязанностей и ответственности работников, обязательное ведение формальной отчётности, разделение собственности от функции управления, что предполагало осуществление менеджмента на безличной, рациональной основе (Макс Вебер).

     В целом период преобладания (доминирования) классического направления менеджмента был плодотворным, поскольку в этот период появилась наука управления, новое фундаментальное понятие и повысилась эффективность управления.

Следующий 2 этап развития менеджмента включает 2 направления – это 1)школу человеческих отношений (которая существовала в период 1930-1950гг.) и 2) школу «науки поведенческие» (зародившуюся с 1950 годов – по настоящее время).

     1)ПоявлениеШКОЛЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ(гуманистического менеджмента) было связано с неспособностью ранее существовавших школ осознать важность человеческого фактора как основного элемента эффективности организации. Это создало условия для появления движения за человеческие отношения в организации.

    Школа человеческих отношений (гуманистический менеджмент) уделяет внимание психологии отношений, поведению и потребностям людей, социальным взаимодействиям и групповым интересам.

     Выделяют 3 три области направления школы человеческих отношений:

1) человеческие отношения Г.МЮНСТЕРБЕРГ);

2) человеческие ресурсы (Элтон МЭЙО и Мэри ФОЛЛЕТ);

3) бихевиоризм (Абрахам МАСЛОУ, Фредерик ГЕРЦБЕРГ).

    Считается, что начало этому направлению положил ЭЛТОН МЭЙО (1880-1945), который в своих работах открыл новое направление в теории управления. Он обнаружил, что хорошая заработная плата и обоснованное разделение рабочих операций не всегда ведут к повышению производительности труда. Зато связи и силы, возникающие между людьми в ходе их взаимодействия, часто значительно превосходят усилия руководителей.

      Он пришел к открытию, исследуя зависимость производительности труда от физических аспектов работы (например, от освещения), где после многочисленных экспериментов(хоторнских экспериментов) сделал вывод, что поведение группы людей может не зависеть от рабочих условий или схемы оплаты труда. В результате Элтон МЭЙО разработал социологическую концепцию групповых устремлений.

         На формирование взглядов школы человеческих отношений повлияли также исследований таких авторов, как ДЖОРЖ МАЙО и МЭРИ ФОЛЛЕТ.

     Англичанка МЭРИ ФОЛЛЕТ (1868-1933) ещё до получения Э. Мэйо практических результатов, их теоретически предвосхитила, и считала, что теория управления должна базироваться не на интуитивных представлениях о природе человека и мотивах его поведения, а на достижениях научной психологии.

         В 1930 году МЭРИ ФОЛЛЕТ предложила философию менеджмента, основанную на индивидуальной мотивации и групповом подходе к решению проблем менеджмента.

     2) Второе направление этого этапа развития менеджмента включает ШКОЛУ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ НАУК,которую разрабатывали после 1950 года такие авторы, как - Абрахам МАСЛОУ, Дуглас МАКГРЕГОР, Фридерик ГЕРЦБЕРГ, Дэвид МАККЛЕЛАНД.

     Большой вклад в развитие школы «человеческих отношений» был сделан в 40-60 годы, когда учеными – бихевиористами, когда было разработано несколько теорий мотивации.

     Одной из них является иерархическая теория потребностей Абрахама МАСЛОУ (1908-1970), исследования которого позволили понять причину поведения группы людей, когда производительность труда всего коллектива не всегда зависела от уровня заработной платы, что объясняется не экономическими силами мотивами поступков людей, а различными потребностями (которые не всегда могут быть удовлетворены с помощью денег, а лишь частично). При этом если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то и уровень удовлетворения потребностей должен возрастать. И это удовлетворение будет вести к росту производительности труда.

 Другой из наиболее известных концепций мотивации (продолжающей теорию Маслоу) является теория мотивации удовлетворенностью или неудовлетворенностью работой, обоснованной профессором ФРЕДЕРИКОМ ХЕРЦБЕРГОМ.

     В связи с этим рекомендациями по использованию приемов управления человеческими отношениями, повышающими управляемость, являются:

      - более эффективные действия руководства организации;

      - консультации с работниками;

      - предоставление более широких возможностей работникам для взаимного общения на работе.

   Поведенческое направление в менеджменте исследовало:

    - различные аспекты социального взаимодействия;

    - мотивации и характер власти,

    - вопросы авторитета, лидерства и организационной структуры,

    - коммуникации в организациях,,

    - изменения содержания работы,

    - качества трудовой жизни.

   Таким образом,основная цель школы «поведенческой науки» - это повышение эффективности организации за счет роста эффективности использования человеческих ресурсов.

   Главная задачаэтого направления – это оказание помощи работнику для осознания собственных возможностей в управлении организацией на основе применения концепции поведенческих наук.          

   В целом правильное применение науки о поведении способствует повышению эффективности работника и организации.

    Однако в некоторых ситуациях этот подход оказался несостоятельным.

    4 этапменеджмента ознаменовала КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ШКОЛА УПРАВЛЕНИЯ, котораясформировалась в 50–е годы ХХ века и была связана с новыми тенденциями в развитии науки. Эта школа была основана на понимании сложных управленческих проблем, благодаря разработке и применению моделей с использованием количественных методов. (Р.АКОФФ, С.БИР, А.ГОЛДБЕРГ и др.)

      Начало направлению положила книга Норберта ВИНЕРА «Кибернетика или управление и связь в животном и машине» (это было связано с деятельность ученых в сфере программирования, математического и статистического анализа, кибернетики, теории систем).   

     В школе науки управления различают 2 главных направления:

   1) направление, где производство рассматривается как «социальная система», и где также используется системный и ситуационный анализ с применением математических методов и ЭВМ.

           Среди новых подходов в менеджменте применялись:

- дерево решений,    - мозговой штурм,    - управление по целям,

- диверсификация,  - бюджетирование,  - портфельный менеджмент,

- кружки качества.

  2) Вторым направлением стал «эволюционный менеджмент»,который связан с выведением общих принципов сложных систем с помощью синергетической методологии, где используются принципы:

    - нелинейности,

    - самоорганизации,

    - неравномерности экономических процессов.

      Сейчас современный этап менеджмента (5 этап), который возникает в 50-е годы ХХ века изнаменуется стратегическим менеджментом(его авторы - Питер ДРУКЕР, Игорь АНСОФФ, Олег ВИХАНСКИЙ, Клиф БОУМЕН, Бенгт КАРЛОФ и др.).    В последние десятилетия наряду с принципами, разработано огромное количество управленческих моделей менеджмента, динамика их отражена в таблице.

 

Годы Наименование концепции Авторы
1950-е Лидерство, основанное на действии Джон ЭДЕР
  Теории «ХY» и «Z» Дуглас МАКГРЕГОР,Уильям ОУЧИ
1960-е Аутсорсинг Росс ПЕРО
  Управленческая решётка Рорберт БЛЕЙ и Джейн МОУТОН
  Модель « 4Р» Филипп КОТЛЕР
  Управленческие команды Мередит БЕЛБИН
     
1970-е Адхократия Элвин ТОФФЛЕР
  Сценарное планирование Герман КАН и Кеесван дер ХЕЙДЕН
  Ментальные карты Тони БУЗАН
     
1980-е Пять сил конкуренции Майкл ПОРТЕР
  Генерические стратегии Майкл ПОРТЕР
  Модель « 7 S » Том ПИТЕРС и Роберт УОТТЕРМАН
  T Q M У.Эдвардс ДЕМИНГ
  Тощее производство  Таичи ОНО
  Точно - в -срок  Таичи ОНО
  Кайдзен Масааки ИМАИ
  Транснациональные корпорации Чарлз ХЭНДИ
  Бенчмаркинг Xerox Corporation
  Интеллектуальный капитал Томас Э. СТЮАРТ
     
1990-е Ключевые компетенции Гарри ХАМЕЛ и Коимбатор Кришнарао ПРАХАЛАД
  Даунсайзинг Стивен РОУЧ
  Реинжиниринг бизнес-процессов Джеймс ЧАМПИ и Майкл ХАММЕР
  Интеллектуальный капитал Томас СТЮАРТ
  Виртуальная организация Джоэл КУРЦМАН
  Идейные инновации Джоэл КУРЦМАН
  Эмоциональный интеллект Даниэл ГОУЛМАН
  Стратегическая точка перелома Энди ГРОУВ
  Самообучающиеся организации Питер СЕНГЕ
  Сбалансированная система показателей Дэвид НОРТОН и Роберт КАПЛАН
2000-е Брендинг American Marketing Association
  Стратегическое развитие организаций Школы стратегий

     

  Современные управленческие модели менеджмента включают следующие этапы развития:

 

     Годы

2000

 


                                                 Школа           Школа кон-  Современный

 

                                                 человеческ-х цептуальных этап развития

                                                  отношений  подходов      (модели от

1950                                          (Мэри Фоллет, (комплексный, лидерства до

                                                  Элтон Мэйо) системный,    стратегичес.

                          Администра и школа наук  процессный,  менеджмента)

                          тивная       поведенческих ситуационный,

                           школа       (Маслоу,     социологич-кий

 1930                 (Анри Файоль Д.Макгрегор, психологич-й)

     Научное   Макс Вебер) Ф. Герцберг)

управление

(тейлоризм:

Фр.Тэйлор,

1900 Генри Гантт,

Лил.Гилбрет,

Генри Форд)

1985

 


Рис.1 –Этапы развития менеджмента как научной дисциплины

СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

 

 Одной из современных моделей менеджмента является концептуальная модель «ЛИДЕРСТВО», автор которой – британский военный эксперт - ДЖОН ЭДЕР писал в 50-е годы ХХ века, что менеджменту пришел конец и ради конкурентоспособности и роста на глобальных рынках компании должны уделять особое внимание инновациям и творчеству.

 Для этого им потребуются лидеры, думающие, прежде всего о людях (а не мачо-менеджеры). Однако слишком многие руководители будут считать себя контролерами, распорядителями или бухгалтерами.

На сегодняшний день мысль о том, что лидеры должны присутствовать на всех уровнях организации, распространилась повсеместно. И по мере вытеснения традиционных командно-административных структур организации уступали место моделям с меньшим числом уровней иерархии (т.е. «плоским» моделям). Одновременно старые идеи сменялись новыми идеями, наполненными элементами лидерства.

Так, например, центр внимания сместился с мачо-лидеров на «последователей». Речь идет о взаимовыгодных отношениях между лидерами и теми, кого они ведут за собой.

 Последователи подчиняются авторитету лидера в том случае, если они верят, что лидер предлагает им реальные выгоды.

 Сторонники теории «последователей» считают, что для того, чтобы стать эффективным лидером, сначала надо научиться быть хорошим последователем.

 Секрет лидерства ДЖОН ЭДЕР раскрывал в комментариях к графической модели, где вводит четкое различие между управлением и лидерством и отмечает, что эффективность команды в равной степени зависит и от неё самой и от качества лидерства.

 Так, лидеры должны уметь вдохновлять других (что вытекает из их собственной мотивации, а также из умения передать свой энтузиазм и увлеченность остальным членам команды.

Джон ЭДЕРО выделил ключевые функции лидерства:

 - планирование;

 - инициирование;

 - контроль;

 - поддержка;

 - информирование;

 - оценка.

Существуют и другие современные модели управления организациями. Так, в соответствии с классификацией Х. ШОЛЬЦА существует 3 три группы теорий мотивации (см. схему):

    1) это теории, в основе которых лежат специфические образы работников организаций (теория «Х,У» и теория «Z»)

    2) содержательные теории, базирующиеся на анализе структуры потребностей и мотивов личности и их проявлений (теории Маслоу, Герцберга, др.);

    3) процессуальные теории, позволяющие выйти за рамки изучения отдельного индивида и исследовать влияние на мотивацию различных факторов внешней среды.

Теория мотивации

 


Содержательные теории
Теории, основанные на образе работника
Процессуальные теории

 

 

А. Маслоу, К. Альдерфер, Ф. Герцберг, Д.Мак Клеланд

Д. Макгрегор,  У. Оучи
С. Адамс, В. Врум, Л.Портер -Э. Лоулер, Дж. Аткинсон

 

                               




Рис. Теории мотивации

      

ТЕОРИЯ «ХУ» ДУГЛАСА МАКГРЕГОРА:

В начале 60-х годов Дугласом Макгрегором была предложена модель, которая обобщала многовековой опыт деятельности человека и предполагала специфическую модель деятельности (это теории "Х" и "У"), ориентирующуюся на человеческий аспект

В ТЕОРИИ «Х» предлагалась традиционная идея и модель управления организациями в виде «кнута и пряника», которая основана на предпосылке о посредственности масс.

 Теория «Х» предполагает, что нормальному человеку присуща неприязнь к труду, так как рабочие изначально ленивы и поэтому относятся к труду как к неизбежному злу, стоящему на пути к получению денег, поэтому нуждаются в надзоре и мотивации.

    Сторонники теории "Х" считали, что ленивый человек сам избегает ответственности, поэтому желает, чтобы им управляли.

     Теорию «Х», по мнению Макгрегора, можно свести к следующему:

    1) среднему человеку присуще отвращение к работе и стремление отлынивать от неё;

     2) чтобы заставить людей прикладывать усилия в интересах организации, их необходимо принуждать, контролировать, направлять, угрожать им наказаниями;

    3)как правило, люди предпочитают получать приказы, избегать ответственности, они нечестолюбивы и, прежде всего, хотят безопасности.

    Другую крайность Макгрегор назвал ТЕОРИЕЙ «У», исходящей из предпосылки, что люди хотят трудиться и им нужна работа.

      В этом случае организация должна взращивать в сотрудниках преданность её целям, высвобождать их энергию и направлять её решение организационных задач фирмы.

        Сторонники теории "У" исходили из убеждений, что человек по натуре - творец и для нормального человека характерно чувство ответственности.

    МАКГРЕГОР описывает основы теории «У» следующим образом:

    1) затраты физических и интеллектуальных усилий в работе для среднего человека также естественны, как игра или отдых;

     2) контроль извне и угроза наказания не являются единственным стимулом и средством поощрения усилий работников в интересах компании;

     3) преданность общим целям непосредственно связана наградой за усилия., затраченные на их достижение, причем особенно ценным является моральное удовлетворение, которое может стать прямым результатом усилий, направленных на решение задач организации.

    4) в соответствующих условиях средний человек не только принимает возлагаемую на него ответственность, но и стремиться к этой ответственности;

     5) людям свойственна высокая степень воображения, смекалки и творческой активности при решении организационных проблем.

    ВЫВОД: сам Макгрегор утверждал, что эффективные менеджеры склонны ценить людей и доверять им, в то время как неэффективные руководители недоверчивы и циничны.

     Вместе с тем, Макгрегор на мир не смотрел так упрощенно и признавал, что менеджеры модели типа «Х» могут быть корпоративными диктаторами и при это доверять своим людям.

    Одновременно он не считал руководителей модели типа «У» идеалом, поскольку, несмотря на доверие и хорошее отношение к людям, эти руководители могли загонять бизнес в тупик.

 ТЕОРИЯ «Z» Уильяма Оучи

 В последующем (20 лет спустя) Уильям ОУЧИ выдвинул теорию "Z", в соответствии с которой, к работникам организации следует относиться как к наиболее важному ресурсу развития организации, как к высшей ее ценности.

Культурные переменные Характеристики японских компаний Характеристики в компаниях типа Z Характеристики в американских компаниях
Наем Пожизненный Долговременный Кратковременный
Оценка и продвижение Качественное и медленное Качественное и медленное Количественное и быстрое
Карьера Широко специализированная Умеренно специализированная Узко специализированная
Механизм контроля Неясный и неформальный Неясный и неформальный Ясный и формальный
Принятие решений Групповое и консенсусное Групповое и консенсусное Индивидуальное
Ответственность Групповая Индивидуальная Индивидуальная
Интерес к человеку Широкий Широкий Узкий

Таблица 2.-Модель организации Z

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 459.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...