Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Институциональные основы региональной политики в Российской Федерации
Как известно, любая деятельность в современном обществе возможна только в институциональных рамках. Соответственно преобразования в экономической и социальной сферах, в том числе связанные с проблемами регионального управления и территориального планирования, требуют институционального обеспечения, недостаточность которого является одной из наиболее главных причин торможения процессов развития региона. В условиях ограниченности финансовых и человеческих ресурсов и огромной инерционности российского пространства особую роль играют институты — политические, финансовые и др. Именно эффективные институты позволяют снижать объективные барьеры развития регионов и городов и максимально использовать имеющиеся конкурентные преимущества. Под понятием«институт» понимаются следующие разновидности, имеющие и макро-, и микроинституциональные статусы: • набор формальных и неформальных правил, структурирующих взаимодействие между людьми, составляющими организации и общества, и осуществляющих координирующую функцию между ними (по Т. Веблену (Теория праздного класса), Д. Норту (Институты, институциональные изменения и функционирование экономики) и Ф. Хайеку (NewStudiesinPhilosophy, Politics, EconomicsandtheHistoryofldeas.); • коллективные действия по гармонизации отношений между экономическими агентами, обусловленные формальными и неформальными правилами и процедурами поведения (по Дж. Коммонсу); • механизмы управления экономическими отношениями (по О. Уильям-сону (Экономические институты капитализма); • организации как сложные сети контрактов, позволяющие минимизировать издержки социально-экономических транзакций (по Р. КоузуФирма, рынок, право.); • устойчивые организационные символические единицы общества, несущие его нормативно-ценностные и культурные характеристики • Институты пространственного развития — часть институциональной системы страны, они зависят от общего ее устройства и от унаследованных факторов. Выделяют следующие группы институтов, обеспечивающих функционирование и развитие национальной экономики (в том числе региональных социо-эколого-экономических систем), располагая их в следующей логической соподчиненности: • политико-правовые институты, связанные с обеспечением гражданских и политических прав граждан, и в частности экономических агентов; • институты, обеспечивающие функционирование, развитие и сохранение человеческого капитала, к которым относятся организации социальной сферы; • собственно экономические институты, т.е. законодательство, обеспечивающее функционирование и развитие национальной экономики, в том числе экономики регионов РФ; • специальные институты, или «институты развития» (рис. 1.2), решающие конкретные, специфические проблемы экономического роста, выстраивающие «правила игры», нацеленные не на всех участников хозяйственной или политической жизни, а на некоторых из них, отобранных по конкретным критериям. Так, избранные отечественные хозяйствующие субъекты в период экономического кризиса могут быть обеспечены особой государственной поддержкой. • Рис. 1.2.Иерархизация институтов, обеспечивающих функционирование и развитие региона
Социально-экономические институты в аспекте функционирования и развития социо-эколого-экономических систем выполняют следующие функции: направляют, ограничивают, поощряют, координируют, регулируют, информируют экономических агентов, способствуют оценке их деятельности и коммуникациям, оптимизируют распределение и выбор ограниченных благ. Институциональные основы управления региональными социально- экономическими системами включают правовые, экономические и организационные формы воздействия на процесс социально-экономического развития региона: • прямое участие в развитии инфраструктуры региона посредством прямого бюджетного финансирования, образования и использования внебюджетных средств и фондов, выпуска займови так далее. • установление льгот производителям, работающим на насыщение внутреннего рынка; • разнообразная правовая и финансовая поддержка предпринимателей, участвующих в развитии агропромышленного комплекса и обеспечивающих наполнение рынка потребительских товаров. Институциональные факторы в России слабо или негативно влияют на развитие пространства. Стимулирующая региональная политика недостаточно влияет на развитие регионов: особые экономические зоны малы по размеру и объему льгот, инвестиционные программы государства недофинансируются, многочисленные стратегии и программы развития остаются на бумаге. Институциональные преимущества, как правило, не связаны напрямую с региональной политикой. В аспекте перехода к инновационной модели развития региональной социально-экономической системы эффективная региональная политика России должна стимулировать, обеспечивать концентрацию ресурсов на приоритетных направлениях, создавать условия для межрегиональной кооперации и стратегического партнерства власти, бизнеса и общественных институтов. Институциональная модель регионального развития уникальна для каждой страны и зависит от специфики региона. Институциональные преобразования региональных политик и программ должны учитывать национальную, местную и историческую среду и традиции, попытки навязать стандартные шаблоны оказываются непродуктивными. При этом эффективная реализация государственной политики на региональном уровне требует действенной и подотчетной бюрократической системы. Установление отдельных стратегий и процедур, касающихся институтов регионального развития, требует гибкой политики взаимодействия органов власти всех уровней, четкого определения прав, обязанностей и функций каждого уровня, а также закрепления этих вопросов в законодательных и нормативно-правовых актах. При этом межотраслевая координация на национальном, региональном и местном уровнях является ключевым фактором, так как стратегии развития ориентированы на территорию, а не на сектор экономики. |
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 398. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |