Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Регион как объект хозяйствования и управления
Исследуем понятие «регион» как социоэколого-экономическую систему и как объект хозяйствования и управления. Регион - часть территории Российской Федерации в границахтерритории субъекта Российской Федерации. Он имеет четко очерченные административные границы, в пределах которых воспроизводятся социальные и экономические процессы обеспечения жизни населения, обусловленные местом региона в системе территориального и отраслевого разделения труда.Термин «регион» связан не только с основной формой территориальной организации производительных сил, но и с социальной составляющей, так как при разработке направлений любых, в том числе и социальных преобразований в рамках определенной территории, учитывается специфика конкретного региона. Парадигма региона, обоснованная академиком РАН А. Г. Гранбергом: • регион — квазигосударство. В регионе формируются органы представительной и исполнительной власти, осуществляется регулирование экономики в собственных границах; • регион — квазикорпорация. Регион является крупным собственником, субъектом экономической деятельности, обладающим значительным потенциалом для саморазвития, формируя среду для эффективного развития всех видов хозяйственной деятельности, осуществляемой на его территории; • регион — рыночный ареал. Регион характеризуется общими условиями хозяйствования в пределах своей территории; • регион — социум. В пределах региона воспроизводятся следующие социальные элементы: население, трудовые ресурсы, наука, образование, здравоохранение, культура, окружающая среда и так далее. С точки зрения системного подхода, регион — это большая система, т.е. система, которая состоит из большого числа взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, каждый из которых может быть представлен в виде системы. Регион является единой целостной территориальной социо-эколого-экоиомической системой, в рамках которой выделяются следующие укрупненные взаимосвязанные и взаимообусловленные блоки-компоненты: институциональный, хозяйственно-экономический, природно-экологический, социальный (рис. 1.1).
Рис. 1.1. Компоненты региона как единой территориальной хозяйственно-социальной организации
Природная среда является материальной основой хозяйственной деятельности региона, так как природно-климатические факторы (наличие и объем полезных ископаемых и других природных ресурсов, благоприятные условия географической среды и тому подобное.) и экологическая обстановка значительно детерминируют функционирование и прогресс регионального хозяйства, уровень и динамику социально-экономического развития территории, качество жизни населения. Хозяйственно-экономический компонент региона обеспечивает жизнедеятельность на его территории. Регион как хозяйственная система — это ареал, в котором существует постоянно развивающийся комплекс связей и зависимостей между предприятиями и организациями разных отраслей. Функционирование этой системы подчиняется таким принципам, как экономическая и юридическая самостоятельность (на основе законодательства), территориальная целостность, наличие органов управления.
ЗАМЕТИМ Региональное хозяйство (экономика региона как сфера его жизнедеятельности) обладает весьма специфическими чертами, отличающими его от общенационального хозяйства. Это, прежде всего, его усеченность, недостаточная комплексность хозяйства, более рельефно выраженная монокультурность. Другая особенность хозяйства региона заключается в его промежуточном положении между федеральным и местным уровнями управления.
Эти характеристики предъявляют следующие требования к организационно-экономическому механизму управления регионом: • необходимость соответствия общегосударственной стратегии развития; • учет региональных особенностей; • разграничение полномочий с органами власти федерального уровня и с органами местного самоуправления; • использование уникальных преимуществ и диверсификация экономики территории. Принципиальным свойством регионального хозяйства, в отличие от организаций — хозяйствующих субъектов, является то обстоятельство, что депрессивный регион нельзя подвергнуть ликвидации («банкротству»), прекратив исполнение функций, относящихся к области «провалов рынка» (создание, развитие и поддержание инфраструктуры, социальные обязательства, обеспечение занятости, обустройство территории, экология и др.). Вместе с тем регион — это и социальная система. В социальной сфере региона фиксируются результаты хозяйственно-экономической деятельности: повышение качества жизни, создание благоприятной среды обитания, в том числе организация общественной жизни и культуры, поэтому социальный фактор играет первостепенную роль и в тактике управления региональным хозяйством, и при разработке экономической стратегии развития территории. Таким образом, во-первых, регион — это конкретная часть территории РФ, и потому территориальный признак в определении является основным; во-вторых, регион является подсистемой большой социальной и административной системы — Российской Федерации, а потому обладает ее основными чертами; в-третьих, регион отличается социально-экономической спецификой и формами ее проявления. Итак, регион является и пространством, имеющим административные границы, и обособленным социально-экономическим комплексом, в котором складывается и реализуется совокупность процессов воспроизводства жизнеобеспечения данной территории. При этом исследуемая дефиниция включает и социальную составляющую, учитывающую территориальную специфику социальных процессов. Изложенное выше позволяет сформулировать определение региона в рамках регионального управления и территориального планирования. Регион — это территориальная целостная социально-эколого-экономи-ческая система, обособленная в границах, установленных федеральным законодательством, включающая институциональный, хозяйственно-эко- номический, природно-экологический и социальный компоненты. Субъекты, объекты и уровни регионального управления и территориального планирования Объектами регионального управления и территориального планирования в общем случае выступают административно-территориальные единицы страны (регион — субъект РФ, ассоциация регионов, муниципальное образование и тому подобное.). Учитывая сущность, содержание и задачи регионального управления, его объект можно классифицировать но следующим основным признакам: • форма собственности (федеральная, собственность субъекта федерации, муниципальнаяи так далее.); • характер продукции или услуг, производимых хозяйствующим субъектом (продукция целиком или в основном потребляется внутри региона, продукция имеет межрегиональное потребление, экспортная продукция и др.); • характер и степень воздействия хозяйствующего субъекта на экономические, социальные, экологические и другие процессы в регионе; • воспроизводство условий жизнедеятельности населения, удовлетворение потребностей людей вне сферы производства (охрана здоровья, удовлетворение потребностей в образовании и культуре, социальная поддержка и др.). Таким образом, к объектам регионального управления следует отнести все хозяйственные единицы региона. Однако при этом непосредственными объектами регионального управления являются предприятия и организации, отнесенные к собственности субъектов федерации, а также инфраструктурные звенья, деятельность которых направлена на воспроизводство условий жизнедеятельности населения вне сферы производства. На указанные объекты региональное управление оказывает прямое (непосредственное) воздействие, на все другие объекты — опосредованное. Уровни регионального управления и территориального планирования. Системный подход к управлению процессами регионального управления и территориального планирования предусматривает рассмотрение всех уровней данной системы: • федеральный уровень, на котором разрабатывается и реализуется государственная стратегия социально-экономического развития; • межрегиональный уровень (уровень макрорегионов — федеральных округов), на котором координируется осуществление крупномасштабных социально-экономических программ и приоритетных национальных проектов па территории округов, а также действий администраций субъектов РФ, входящих в состав округов; • региональный уровень, на котором формируется и реализуется региональная социально-экономическая политика, т.е. политика субъектов федерации, основными задачами которой выступают задачи решения социально-экономических проблем российских регионов на основе развития и использования региональных факторов производства; • муниципальный уровень, являющийся средой обитания и общения, местом, где формируется человеческое сообщество, частью гражданского общества, где каждый индивид имеет возможность реализовать свои потребности, интересы, способности; • микроуровень. Руководствуясь принципом корпоративной социальной ответственности, в процессах регионального управления и территориального планирования обязаны участвовать и хозяйствующие субъекты (организации, осуществляющие производственную, торговую, финансовую деятельность), причем в ходе формирования и реализации региональной социально-экономической политики осуществляется рациональное согласование интересов акторов территории, и, по отношению к неэффективным собственникам, если это необходимо, может и должен использоваться административный ресурс органов власти. В соответствии с Градостроительным кодексом РФ в нашей стране разрабатываются схемы территориального планирования двух уровней управления — государственного и муниципального. Первый уровень относится к Российской Федерации в целом и субъектам РФ, второй — к муниципальным районам, сельским и городским поселениям, городским округам. Соответственно построена двухуровневая информационная система территориального планирования. Субъект стратегического территориального планирования в значительной мере определяется спецификой его объекта и носит в общем случае многоуровневый характер. Например, применительно к городу ядром субъекта стратегического планирования его развития выступают органы муниципального управления. Вместе с тем в его состав входят государственная компонента в лице органов регионального, а в ряде случаев — федерального управления, представители других субъектов управления и хозяйствования, имеющие стратегические интересы в развитии города. Субъект регионального стратегического планирования — региональное сообщество (население региона), делегирующее права управления региональным органам власти и непосредственно участвующее в принятии стратегических решений с использованием институтов гражданского общества, а также представители федеральных органов власти и управления и бизнес-структур, имеющие стратегические интересы в данном регионе. Таким образом, региональное сообщество является конечным субъектом стратегического планирования, региональные органы власти — непосредственным. 1.4. Формы регионального управления и территориального планирования В практике большинства стран различаются общее и отраслевые, или секторальные, формы территориального планирования. Общим территориальным планированием во многих случаях является градостроительное. В странах, входящих в Совет Европы, существует также и более общая категория, именуемая пространственным планированием. К отраслевым формам территориального или пространственного планирования относят сельскохозяйственное, лесохозяйственное, водохозяйственное, транспортное, природоохранное, рекреационное и некоторые другие виды планирования. Нередко и ландшафтное планирование рассматривают как одну из форм отраслевого. Вместе с тем оно по своей сути является межотраслевым, или межсекторальным, планированием, поскольку занимается землями различного назначения и использования и принимает во внимание все функции ландшафта. Территориальное планирование в России включает еще ряд видов планировочной деятельности. Функциональное зонирование — наиболее полно развитая и методически оснащенная, а также законодательно закрепленная форма территориального планирования. При зонировании выделяются территории с различными свойствами, целевым назначением, режимом охраны и тому подобное. К распространенным видам зонирования относитсяградостроительное. К формам территориального планирования можно отнести также планирование природно-экологического каркаса территории и построение экологических сетей. Экологическим каркасом территории называют форму пространственно-временной организации территории, способствующую сохранению окружающей среды и рациональному природопользованию. Каркас представляет собой систему ядер (участков строгой охраны видов, охраны местообитаний и охраны ландшафтов) и коридоров (полос, связывающих ядра в систему) разного уровня. Экологический каркас территории выделяется как система земель с такими режимами природопользования для каждого участка, которые предотвращают потерю биологического разнообразия и деградацию ландшафта, а также поддерживают его оптимальное функционирование и динамическую устойчивость. Законодательно и методически эти формы планирования должным образом не обоснованы, но иногда реализуются на практике. |
|||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 428. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |