Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Агропромышленный комплекс Республики Беларусь




Королев, А.В.

К 68  Экономика предприятий технического сервиса : учебное пособие / А.В. Королев. — Мн. БГАТУ, 2006. — 224 с.

ISBN 985-6552-72-9

 

В учебном пособии рассматриваются актуальные вопросы экономики технического сервиса. Особое внимание уделено созданию и функционированию организаций технического сервиса, оценке эффективности использования их ресурсного потенциала. Затрагиваются вопросы инвестиционной деятельности, раскрываются методические подходы к экономическому обоснованию инженерных решений в сфере технического сервиса.

УДК 631.15:33]:631.173(076.5)

ББК 65.9(2)32я7

 

   Ó А.В. Королев, 2006

ISBN 985-6552-72-9                                          Ó БГАТУ, 2006


СОДЕРЖАНИЕ

 

ПРЕДИСЛОВИЕ........................................................................................................................... 5

1 ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ТЕХНИЧЕСКОГО СЕРВИСА

1.1 Агропромышленный комплекс Республики Беларусь................................................... 6

1.2 Развитие агропромышленного комплекса и социальное возрождение села................ 7

1.3 Предпринимательская деятельность в сфере технического сервиса........................... 13

1.4 Порядок создания и ликвидации юридических лиц..................................................... 16

1.5 Организационно-правовые формы юридических лиц................................................. 19

2 ЗЕМЛЯ КАК СРЕДСТВО ПРОИЗВОДСТВА. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

3 ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ ОРГАНИЗАЦИЙ ТЕХНИЧЕСКОГО СЕРВИСА

3.1 Основные средства, их структура и классификация..................................................... 32

3.2 Оценка основных средств................................................................................................ 34

3.3 Износ основных средств.................................................................................................. 37

3.4 Амортизация основных средств...................................................................................... 42

3.5 Показатели движения и использования основных средств......................................... 48

3.6 Понятие и характеристика нематериальных активов................................................... 52

3.7 Состав и классификация нематериальных активов...................................................... 53

3.8 Оценка нематериальных активов.................................................................................... 55

4 ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО СЕРВИСА

4.1 Состав, структура и классификация оборотных активов............................................. 57

4.2 Нормирование оборотных активов................................................................................. 59

4.3 Основные показатели эффективности использования оборотных активов............... 61

5 ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ ОРГАНИЗАЦИЙ ТЕХНИЧЕСКОГО СЕРВИСА

5.1 Трудовые ресурсы. Рынок труда..................................................................................... 64

5.2 Персонал организации. Научная организация труда.................................................... 66

5.3 Нормирование труда......................................................................................................... 69

5.4 Производительность труда, ее показатели и методы измерения............................... 70

5.5 Оплата труда...................................................................................................................... 73

5.6 Тарифная и бестарифная системы оплаты труда........................................................... 75

5.7 Формы и системы оплаты труда...................................................................................... 78

6 СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ) ОРГАНИЗАЦИЙ ТЕХНИЧЕСКОГО СЕРВИСА

6.1 Затраты организации........................................................................................................ 83

6.2 Себестоимость продукции (работ, услуг)....................................................................... 85

6.3 Калькуляция себестоимости продукции (работ, услуг)................................................ 91

7 ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ТЕХНИЧЕСКОГО СЕРВИСА............... 97

7.1 Экономическая сущность и классификация цен........................................................... 97

7.2 Принципы и методы ценообразования.......................................................................... 98

7.3 Ценовая политика организации.................................................................................... 103

7.4 Определение цен на подержанную технику................................................................ 106

8 НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ ТЕХНИЧЕСКОГО СЕРВИСА.................. 109

8.1 Общая характеристика налогов..................................................................................... 109

8.2 Элементы налоговой системы....................................................................................... 110

8.3 Классификация налогов, сборов, отчислений и их экономическое содержание.... 111

9 ФИНАНСОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ ТЕХНИЧЕСКОГО СЕРВИСА

9.1 Экономическая сущность и содержание финансового результата деятельности организации    127

9.2 Формирование конечного финансового результата................................................... 128

9.3. Рентабельность как интегральный показатель эффективности................................ 129

10. ИНВЕСТИЦИИ В СФЕРУ ТЕХНИЧЕСКОГО СЕРВИСА

10.1. Инвестиции и их виды................................................................................................ 132

10.2. Капитальные вложения и капитальное строительство........................................... 134

10.3. Оценка эффективности инвестиций.......................................................................... 136

11. РИСКИ В ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

11.1. Понятие риска. Классификация рисков.................................................................... 142

11.2. Риск как величина возможных потерь...................................................................... 146

11.3. Виды предпринимательских потерь.......................................................................... 146

11.4. Методы и способы управления рисками.................................................................. 148

12. КРЕДИТОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ ТЕХНИЧЕСКОГО СЕРВИСА

12.1. Классификация и принципы банковского кредитования....................................... 153

12.2. Лизинг. Виды лизинга. Методика расчета лизинговых платежей......................... 158

12.3. Факторинг..................................................................................................................... 160

12.4. Определение размера платы за аренду техники....................................................... 160

13. ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ ТЕХНИЧЕСКОГО СЕРВИСА

13.1. Задачи планирования. Задачи, принципы и методы планирования...................... 160

13.2. Виды планирования..................................................................................................... 160

13.3. Бизнес-план организации............................................................................................ 160

14. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИНЖЕНЕРНЫХ РЕШЕНИЙ В СФЕРЕ ТЕХНИЧЕСКОГО СЕРВИСА

14.1. Оценка экономической эффективности капитального (восстановительного) ремонта основных средств.................................................................................................................................... 182

14.2. Методика экономического обоснования выбора варианта обновления основных средств      192

14.3. Оценка эффективности замены оборудования при модернизации производства 200

14.4. Экономическое обоснование целесообразности изготовления (модернизации) оборудования и приспособлений.................................................................................................................... 207

14.5. Расчет критических объемов производства продукции (услуг) в организациях технического сервиса................................................................................................................................................. 211

14.6. Оценка эффективности лизинга как способа обновления основных средств...... 214

ЛИТЕРАТУРА........................................................................................................................... 221

 

 




ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Дисциплина «Экономика технического сервиса» читается для студентов, обучающихся по специальности 1-74 06 03 «Ремонтно-обслуживающее производство в сельском хозяйстве».

В дисциплине изучаются актуальные вопросы экономики технического сервиса: создание и функционирование организаций, эффективность использования их ресурсного потенциала, оплата труда, ценообразование и налогообложение, риски в хозяйственной деятельности организации, инвестиции, кредитование, планирование, а также значительное место отводится экономическому обоснованию инженерных решений в сфере технического сервиса.

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

– закономерности развития системы технического сервиса в АПК Республики Беларусь и за рубежом;

– основы оценки эффективности использования ресурсного потенциала организаций технического сервиса;

– методику оценки экономической эффективности ремонтных воздействий;

– методику бизнес-планирования деятельности ремонтно-обслуживающих организаций.

Студент должен уметь:

– производить экономические расчеты эффективности использования ресурсного потенциала организаций технического сервиса;

– анализировать результаты деятельности ремонтно-обслуживающих организаций;

– оценить экономическую эффективность ремонтных воздействий;

– разработать и проанализировать бизнес-план организации технического сервиса.

5
Учебное пособие предназначено для самостоятельной работы студентов.


ОСНОВЫ  ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

В  СФЕРЕ  ТЕХНИЧЕСКОГО  СЕРВИСА

1.1 Агропромышленный комплекс Республики Беларусь.

1.2 Развитие агропромышленного комплекса и социальное возрождение села.

1.3 Предпринимательская деятельность в сфере технического сервиса.

1.4 Порядок создания юридических лиц.

1.5 Организационно-правовые формы юридических лиц.

 

Агропромышленный комплекс Республики Беларусь

 

Агропромышленный комплекс (АПК) представляет собой совокупность организаций, занимающихся производством средств производства, сельскохозяйственной продукции, ее переработкой и хранением, а также включает производственную и социальную инфраструктуру.

Исходя из определения АПК, можно представить его организационно-функциональную структуру:

1) сфера производства средств производства (заводы по производству сельскохозяйственной техники);

2) сфера производства сельскохозяйственной продукции (сельского хозяйства) (сельскохозяйственные производственные кооперативы, личные приусадебные хозяйства);

3) сфера переработки и хранения сельскохозяйственной продукции (перерабатывающие организации и базы хранения);

4) производственная инфраструктура (организации технического сервиса);

5) социальная инфраструктура (объекты социальной сферы).

6
Стратегическая цель развития агропромышленного комплекса — достижение и поддержание продовольственной безопасности страны. Это означает, что совокупные потребности в сельскохозяйственной продукции и продовольствии должны обеспечиваться в основном за счет собственного производства. Установлено, что национальное агропромышленное производство должно обеспечивать не менее 85% спроса и предложения сельскохозяйственной продукции и занимать не менее 80% внутреннего рынка продовольствия. Вместе с тем, по 5 важнейшим продуктам, являющимся традиционными для страны, — мясо и мясопродукты, молоко и молокопродукты, яйца, хлеб и хлебопродукты, картофель, — важно иметь 100%-ную обеспеченность потребности. По другим, таким как масло растительное, сахар, рыба и рыбопродукты, овощи и фрукты — не менее 70%.

В количественном выражении минимальный критический уровень сельскохозяйственного производства, ниже которого происходит потеря безопасности, ослабление экономических позиций страны, усиление зависимости от импортных поставок и обострение угрозы разорения национального сельского хозяйства, имеет для Беларуси вполне конкретные критерии. Это 5,5–6 млн т зерна, 6–6,5 млн т картофеля, 0,8–1 млн т овощей, 0,35–0,45 млн т плодов и ягод, 1,3–1,4 млн т сахарной свеклы, молока — 4,2–4,5 млн т, мяса в живом весе — 0,9–1 млн т, производство сахара-песка из собственного сырья — 150–180 тыс. т и масла растительного — 40–45 тыс. т.

В НИИ аграрной экономики выполнены расчеты порогов целесообразности производства всех видов сельскохозяйственной продукции, ниже которых производство при нынешнем уровне развития производительных сил и производственных отношений становится в Беларуси низкоэффективным и убыточным. По зерну — это 17–19 ц/га, картофелю — 90–100 ц/га, сахарной свекле — 150–170 ц/га; удою молока на корову — 1900–2000 кг, среднесуточным привесам крупного рогатого скота на откорме — 400–500 г, свиней — 350–400 г. [20].

Достижение и поддержка продовольственной безопасности страны возможна при реализации комплекса организационно-экономических мероприятий по оздоровлению и реструктуризации АПК и привлечению инвес-тиций.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 211.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...