Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Краткие сведения об авторах




Асмолов Александр Григорьевич(р. 1949) — отечественный психолог, автор книг, статей и учебников по психологии личности, деятельности, установки, бессознательного, памяти, трудов по теоретико-методологическим проблемам психологии, а также по проблемам высшего и среднего образования и др.

Бернштейн Николай Александрович(1896—1966) — отечественный психофизио-лог, создатель концепций “физиологии активности” и уровней построения движений, лауреат Сталинской (Государственной) премии (1947), автор трудов по проблемам пси­хофизиологии трудовых, спортивных и других движений и действий в норме и патоло-гии, психологии труда, кибернетики и др.

Вундт Вильгельм(1832—1920) — немецкий психолог, физиолог и философ, автор одной из программ построения психологии как самостоятельной науки (60—70-е гг. XIX в.), создатель первой в мире лаборатории экспериментальной психо-логии при Лейпцигском университете (1879), автор многочисленных трудов и учебни­ков по различным разделам психологии, в том числе 10-томной “Психологии народов”.

Выготский Лев Семенович(1896—1934) — отечественный психолог, автор культур­но-исторической концепции развития высших психических функций, автор трудов по методологическим и теоретическим вопросам психологической науки, психологии мыш-ления и речи, детской психологии, дефектологии, психологии искусства и др., оказав-ших значительное влияние на современную психологию.

Гальперин Петр Яковлевич(1902—1988) — отечественный психолог, автор ориги-нальной концепции планомерно-поэтапного формирования умственных действий, работ по теоретико-методологическим проблемам психологической науки, психологии познаватель-ных процессов, проблемам восстановления движений, истории психологии и др.

Гиппенрейтер Юлия Борисовна(р. 1930) — отечественный психолог, автор книг и статей по проблемам зрительного восприятия, психологии мышления и способностей, учебника по курсу “Введение в психологию”, научно-популярных книг по проблемам детской психологии и воспитания, редактор-составитель хрестоматий по разделам кур­са “Общая психология”.

Давыдов Василий Васильевич(1930—1998) — отечественный психолог, один из создателей концепции развивающего обучения, известной как система Д.Б.Элькони-на—В.В.Давыдова и нашедшей широкое прикладное применение, автор трудов по фи-лософско-методологическим проблемам теории деятельности, общей и педагогической психологии и др.

Джемс(Джеймс) Уильям(1842—1910) — американский психолог и философ, родо-начальник американского варианта функционализма, автор концепции “потока созна-ния”, а также одной из первых в психологии теорий личности; один из авторов т.н. “периферической теории эмоций”, создатель известных обобщающих руководств по психологии и др.

Дюркгейм Эмиль(1858—1917) — французский социолог, философ и педагог, осно-ватель французской социологической школы, автор трудов по социологии религии, морали, воспитания и др. Идеи Дюркгейма об общественной обусловленности сознания оказали значительное влияние на психологическую науку.

Иванников Вячеслав Андреевич(р. 1940) — отечественный психолог, автор книг и статей по проблемам психофизиологии, психологии потребностей, мотивации и волевой регуляции деятельности.

539


Келер Вольфганг(1887—1967) — немецкий психолог, один из основателей гештальт-психологии, автор трудов по психологии продуктивного мышления у животных, психо-логии и электрофизиологии восприятия, обобщающих руководств по гештальтпсихологии и др.

Ланге Николай Николаевич(1858—1921) — отечественный психолог и философ, создатель “моторной теории внимания”, автор трудов по теоретико-методологическим вопросам психологии, проблемам экспериментальной психологии восприятия, филосо-фии, педагогики и др.

Леонтьев Алексей Николаевич(1903—1979) — отечественный психолог, лауреат Ленинской премии, автор наиболее теоретически и экспериментально разработанного варианта деятельностного подхода в психологии, основатель и первый декан факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова (1966—1979). Автор трудов по теоретико-методологическим вопросам психологии, проблемам развития психики и сознания, психологии деятельности, личности, различных психических процессов, исследований по проблемам детской, педагогической, инженерной психологии и др.

Лурия Александр Романович(1902—1977) — отечественный психолог, один из ос­новоположников нейропсихологии как науки, создатель теории системной динамичес­кой локализации высших психических функций. Автор более 500 трудов по проблемам нейропсихологии, общей психологии, психофизиологии, дефектологии и др.

Петровский Артур Владимирович(р. 1924) — отечественный психолог,автор более сорока монографий и научно-популярных книг по проблемам теории и истории психо-логии, социальной психологии, психологии личности, автор и редактор учебников по психологии для вузов, психологических словарей.

Петухов Валерий Викторович(р. 1950) — отечественный психолог, лауреат Ломоно-совской премии (1993), автор трудов по проблемам психологии мышления, личности, воображения.

Роджерс Карл(1902—1987) — американский психолог и психотерапевт, один из создателей гуманистической психологии, автор трудов по общей, социальной, детской психологии, индивидуальным и групповым формам терапии, “центрированной на кли­енте”, и др.

Рубинштейн Сергей Леонидович(1889—1960) — отечественный психолог и фило­соф, один из создателей “деятельностного подхода” в психологии. Автор монографий по теоретико-методологическим вопросам психологии, проблемам общей и педагогичес­кой психологии, философии, логики и др.; автор фундаментального университетского учебника по общей психологии, удостоенного в 1942 г. Сталинской (Государственной) премии; организатор психологической науки.

Солсо Роберт— современный американский психолог, профессор, автор трудов по различным проблемам когнитивной психологии, в том числе обобщающих руководств по психологии познания.

Теплов Борис Михайлович(1896—1965) — отечественный психолог, основатель школы дифференциальной психологии, автор трудов по психофизиологии индивиду-альных различий, психологии способностей, теоретико-методологическим вопросам пси­хологии и истории психологии, учебников по психологии и др.

Толмен Эдвард Чейс(1886—1959) — американский психолог, создатель “когнитив-ного” (или “молярного”) необихевиоризма. В своих экспериментальных исследованиях для объяснения поведения животных и человека Толмен вводит понятие “промежуточ­ных переменных” (цель, гипотеза, “когнитивная карта” и др.).

540


Узнадзе Дмитрий Николаевич(1886—1950) — грузинский психолог и философ, автор общепсихологической теории установки и глава грузинской психологической школы. Автор трудов по теоретической и экспериментальной психологии установки, а также исследований по теории познания, общей и возрастной психологии, университет­ских учебников по психологии и др.

Уотсон Джон(1878-1958) — американский психолог, основатель бихевиоризма, ав-тор трудов по поведению животных и человека, по сравнительной психологии, научно-популярных книг по воспитанию детей и др.

Фабри Курт Эрнестович(1923—1990) — отечественный зоопсихолог, автор трудов по различным проблемам зоопсихологии и этологии, сравнительной психологии, антро-погенеза, учебника по зоопсихологии.

Фолькельт Ганс(1886—1964) — немецкий психолог, представитель Лейпцигской школы целостной психологии, автор трудов по детской психологии, методологии цело-стной психологии, зоопсихологии и др.

Франкл Виктор(1905—1997) — австрийский психолог, психиатр и психолотерапевт, создатель логотерапии (“терапии смыслом”), автор трудов по философско-психологичес-ким проблемам смысла жизни, свободы и ответственности личности, гуманистической психологии, психотерапии и др.

Фрейд Зигмунд(1856—1939) — австрийский психолог, психиатр и невропатолог, создатель психоанализа, открывший пути эмпирического исследования бессознатель-ных психических явлений. Основные труды посвящены проблемам структуры психи­ческой жизни человека и его личности, проблемам сексуальных и других влечений, сновидений, психоаналитической терапии, а также психоанализу культуры, искусства, религии и др.

Фромм Эрих(1900—1980) — немецко-американский психолог и философ, создатель “гуманистического психоанализа”, автор трудов по проблемам философии и психоло-гии личности, характера, свободы, отчуждения и др.

Челпанов Георгий Иванович(1862—1936) — отечественный философ и психолог, создатель первого в России Института экспериментальной психологии при Москов­ском университете (1912, официальное открытие — 1914), автор трудов по психологии, философии, логике, учебников по психологии и экспериментальной психологии и др.

Эльконин Даниил Борисович(1904—1984) — отечественный психолог, автор ориги­нальной концепции периодизации психического развития в онтогенезе, один из авторов концепции развивающего обучения, автор трудов по возрастной психологии, психоло-гии игры, формированию личности в онтогенезе, создатель ряда экспериментальных букварей и др.

Юнг Карл Густав(1875—1961) — швейцарский психолог и психиатр, создатель одного из вариантов психоанализа — аналитической психологии, автор трудов по про-блемам психологии бессознательного, личности, сновидений и др., а также исследований проблем философии, мифологии, культуры, религии и др.

Ярошевский Михаил Григорьевич(р. 1915) — отечественный психолог, автор более 20 монографий по проблемам истории и теории психологии, психологии научного твор­чества, автор и редактор психологических словарей и учебников.

541


542


Содержание

ПРЕДИСЛОВИЕ......................................................................................... 3





РАЗДЕЛ I

ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

О ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКЕ

Петровский А.В., Ярошевский М.Г.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ

КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ................................................................................................................... 7

Лурия А. Р.

[НЕКОТОРЫЕ ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

ПСИХОЛОГИИ  КАК НАУКИ]................................................................................................ 23

Гиппенрейтер Ю.Б.

[ПСИХОЛОГИЯ ЖИТЕЙСКАЯ И НАУЧНАЯ] ....................................................................  35

Иванников В.А.

РАЗДЕЛ И










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 159.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...