Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема в когнитивной психологии 70 страница




Чрезвычайно любопытно, что указан­ное яркое превосходство правой руки над левой в отношении ручной или предмет-

529


ной ловкости нашло себе отражение даже в языке: на большинстве европейских языков слово, обозначающее ловкость, про­исходит от того же корня, что и слово пра­вый, т. е. звучит как “праворукость"1.

Суть этой асимметрии заведомо не в каких-либо особенностях правой руки са­мой по себе. Ведь, участвуя в простых дви­жениях уровней С или В, она ведет себя совершенно одинаково с левой. Действи­тельная суть в том, что левое полушарие мозга, в котором размещено управление всей правой половиной тела2, является у большинства людей ведущим, или преоб­ладающим, по очень многим отправлени­ям, а не только по одним движениям рук. Параличи правой половины тела сопро­вождаются, как правило, потерей речи, а левосторонние параличи — нет; это до­казывает, что и для управления речью нужна целость все того же левого полу­шария мозга. Оно же необходимо и для того, чтобы понимать смысл слышимых слов, и для возможности чтения, и еще многого другого, не относящегося к пред­мету нашего изложения. Но преобладание левого полушария над правым (у левшей, конечно, наоборот) начинается только с тех верховных, чисто корковых отделов, которые управляют действиями уровня D. И в отношении пирамидных полей, кото­рые были раньше описаны нами как моз­говое двигательное оснащение верхнего подуровня пространства (С2), и в отноше­нии лежащих в глубине полушарий не­рвных ядер уровней С1, В и А оба полу­шария вполне симметричны.

Как этого и следует ожидать от исто­рии развития, полушария млекопитающих животных, у которых “человечьего" уров­ня D еще нет, тоже симметричны и равно­ценны между собой. То же самое справед­ливо и по отношению к мозгу ребенка до того возраста, как у него дозреют централь-нонервные приборы уровня действий, т. е. до полутора-двух лет.

Нужно, конечно, принять в расчет, что превосходство правой руки над левой в


действиях уровня D не могло не отразить­ся вторичным порядком и на общем раз­витии этой руки самой по себе, и на совер­шенстве ее координации уже по любому из уровней.

Дело в том, что чем человек становит­ся старше и зрелее (тотчас по его выходе из отроческого возраста), тем более зна­чительную часть всех его движений на­чинают составлять именно цепные, пред­метные, смысловые действия в уровне D. Об этом будет подробнее рассказано в раз­деле "Разновидности действий” настояще­го очерка; сейчас же можно отметить, что ребенок 5—7-летнего возраста еще почти не выходит из круга движений уровня пространства: он ходит, бегает, прыгает, лазит — словом, “резвится” всевозможны­ми локомоторными способами. Недаром он так любит, особенно мальчишки, игры “в лошадки” или в более современные средства транспорта, недаром в его ком­панейских играх обычно вся соль и суть — в беготне, недаром, наконец, он так быстро истощается, устает и соскучива-ется, как только его запрягут в какую бы то ни было деятельность по предметному уровню D. По мере же того как у него начинают один за другим формировать­ся двигательные навыки по всевозможным действиям и действия начинают вытес­нять у него движения более низких уров­ней построения, в этих низовых уровнях, естественно, начинают вырабатываться и накапливаться во все больших количе­ствах фоновые координации для этих дей­ствий и навыков. Понятно, что их будет больше по правой руке, на долю которой с этой поры выпадает более значительная и все возрастающая нагрузка. В конце концов, за счет этих праворучных дей­ствий, захватывающих себе решающее преобладание, правая рука обогащается не­малыми координационными “фондами” и по всем низовым уровням. Правосторон­ний уровень, как знатный родственник, оказывает покровительство своей более скромной низовой, провинциальной, пра-


1 По-французски: правый — droit, ловкий — adroit (и наоборот: неловкий — gauche, левый —
также gauche); по-латыни: правый — dexter, ловкость — dexteritas; по-английски: ловкость, со­
всем как и по-латыни, — dexterity; по-итальянски: правый — destro, ловкость — destrezza; по-
испански: правый — diestro, ловкость — desteridad или destreza и т. д.

2 Напоминаем, что все нервные пути, соединяющие головной мозг с частями тела — и чувстви­
тельные и двигательные, — перекрещиваются с правой стороны тела в левое полушарие мозга и
наоборот.

530


восторонней родне, пристраивая и ее на работу в столице.

Более значительная нагрузка, падаю­щая на правую руку, и ее намного боль­шая упражненность постепенно увеличи­вают даже объем и силу ее мускулатуры; это сказывается, например, в том, что и в таких типичных движениях из уровня пространства (С), как удар или бросок, пра­вая рука взрослых оказывается не только ловчее, но и сильнее и дальнобойнее левой.

Уровень действий. Коррекции и автоматизмы

Теперь нужно сказать несколько слов об очень своеобразных чертах уровня дей­ствий (D) в том, что касается свойствен­ных ему сенсорных коррекций и строя­щихся в нем двигательных навыков.

По всем предыдущим уровням мы первым делом ставили себе вопросы: откуда этот уровень почерпает свою чув­ствительную сигнализацию, которая не­обходима ему для управления движения­ми посредством сенсорных коррекций? Какова эта сигнализация? Уже когда речь шла об уровне пространства (С), мы обна­ружили, что его управляющая сигнали­зация очень далека от сырых, непосред­ственных впечатлений, даваемых органа­ми чувств. На месте их там оказался очень сложно организованный и глубоко переработанный слепок или синтез — “пространственное поле”. Очень важная черта этого синтеза, которую мы и под­черкнули в своем месте, это то, что в его состав входит много следов предшеству­ющего опыта, сохраненных памятью. Уро­вень действий (D) управляет действия­ми и их составными частями — движе­ниями-звеньями, как мы их назвали, — посредством еще более сложного синте­за или слепка. В нем уже совсем мало прямых чувственных впечатления. Его собственные ведущие коррекции, те самые ответственные коррекции, которые опре­деляют, решится ли двигательная задача или сорвется, опираются уже почти це­ликом на общие представления и поня­тия. Как мы подробнее увидим в следу­ющем очерке, источники ведущих кор­рекций уровня D — это представления о плане действия, о порядке и связи его частей между собой и т.д.


В связи с этим сами его ведущие кор­рекции проистекают из непрерывного ос-мышляющего наблюдения за тем, пра­вильно ли идет постепенное решение двигательной задачи, делает ли очередное текущее движение-звено то самое, что тре­буется от него по сути и смыслу этой за­дачи. Все остальное, все непосредственные подробности движений-звеньев он цели­ком передоверяет фоновым, нижележа­щим уровням. Это создает совсем особен­ные взаимоотношения между самим ведущим уровнем D и его фоновыми по­мощниками; в них необходимо разобрать­ся, тем более что ручная или предметная ловкость (см. о ней ниже) целиком зави­сит своими свойствами от этих взаимо­отношений.

Каждое смысловое цепное действие составляется из элементов, из движений-звеньев. И каждое такое движение-звено — это более или менее самостоятельный двигательный акт в одном из нижележа­щих, фоновых уровней. При развертыва­нии такой смысловой цепочки перед нами проходят гуськом одно за другим то дви­жение-звено, построенное в верхнем поду­ровне пространства С2, то звено в уровне мышечно-суставных увязок В и т.д.

Однако эти движения-звенья имеют две яркие особенности, четко отличающие их от настоящих самостоятельных движений, которые ведутся на соответственных низо­вых уровнях.

Во-первых, ведущий уровень D, образ­но говоря, “не спускает глаз” ни с одного из этих движений-звеньев, разворачиваю­щихся под его верховным надзором и ру­ководством. Он предоставляет им очень широкую свободу в их протекании, но тем не менее на каждом из них ставит как бы свою утверждающую подпись или гриф: всего каких-нибудь один-два маз­ка свойственных ему коррекций, но уже кладущие свой отпечаток на течение все­го движения-звена, как один-два мазка учителя-художника, от которых разом меняется весь облик рисунка ученика. Ни низовые, фоновые уровни, ни выводимые ими движения-звенья ни на миг не долж­ны воображать себе, что они делают что-то самодовлеющее, имеющее значение не­зависимо от всей смысловой цепочки в целом. Они должны правильно обслужи­вать эту цепочку и делать свой очеред-


531


ной шаг вперед к решению той задачи, на которую и нацеливается эта цепочка.

Во-вторых, происхождение описывае­мых движений-звеньев особенное. Каждый уровень построения сам строит свои дви­жения для решения тех двигательных за­дач, которые ему под силу и по плечу: та­ким порядком нижний подуровень пространства (С1) строит локомоции, пе­рекладывания и переносы вещей и т.п.; таким путем верхний подуровень про­странства (С2) строит свои меткие броски, уколы, указывания, попадания и т.д. Но ни уровню С, ни лежащим еще ниже его уровням В и А не под силу смысл тех предметных, цепных задач, ради которых и выработался у человека специально “че­ловечий” уровень действий (D). Тем более не может у них быть ни способностей, ни даже побудительных причин к тому, что­бы формировать для самих себя и по свое­му почину отдельные движения-звенья та­ких действий.

Подуровень С1, например, полностью ос­нащен всеми коррекциями для того, чтобы обеспечить движение-звено чиркания спич­кой по коробке, но среди задач, доступных этому уровню по смыслу, нет такой, которая заключалась бы в таком вот именно чир­кающем движении палочкой по коробочке и исчерпывалась бы им. Ни одно животное, кроме, может быть, чисто подражательной, “обезьянничающей" обезьяны, не предпри­мет подобного движения чиркания спичкой и не сумеет исполнить его. Смысл и задача этого движения лежат за пределами потол­ка этого подуровня (С1) и недоступны ему.

Поэтому получается, что низовые, фо­новые уровни построений вырабатывают движения-звенья, нужные для какого-ни­будь цепного действия, не сами по себе, не по собственному почину, как они выраба­тывают, например, ходьбу, бег или бросок, а по прямым и точным заявкам от уров­ня действий (D). <...> При выработке нового двигательного навыка центральная нервная система сперва прощупывает и проектирует, где взять наиболее подходя­щие коррекции для каждого последова­тельного звена действия и какому фоно­вому уровню нужно его в соответствии с этим передоверить. И вот тогда-то и на­чинается отправка в низовые уровни за­явок или заказов на построение тех или иных движений-звеньев. “Вы можете пол-


ностью обеспечить такое-то движение-зве­но, — как бы говорит уровень действий (D), соединяясь по телефону с низовым уровнем В или С. — У вас есть все по­требное для этого оборудование. Более того, ни один из других фоновых уровней не оснащен качественно до такой степени удачно и подходяще для этого звена, как именно ваш. Направляем вам точные рабочие чертежи”.

Интересно, что хотя современная не­рвная физиология не имеет еще никакого представления о том, как именно осуществ­ляется этот вымышленный нами разговор по телефону между уровнями и что пред­ставляют собою те импульсы, посредством которых уровень D дает понять фоновому уровню, в чем состоит его заявка, тем не менее те органы мозговой коры, которые осуществляют это диспетчерское распре­деление заявок и их передачу в низовые уровни, известны нам уже совершенно точно. <...>Эти диспетчирующие отделы уровня действий носят в анатомии мозга название “премоторных полей”. Сравни­тельная анатомия показывает, что корко­вые поля с таким именно микроскопичес­ким строением вычленяются и обособля­ются впервые только у самых высших млекопитающих, в полном согласии со всем тем, что было выше сказано о проис­хождении и развитии уровня D. Таким образом, движения-звенья описываемого рода, составляющие обычно преобладаю­щую часть цепочек действий уровня D, уп­равляются целиком (кроме лишь пары пригоночных, “утверждающих” коррекци-онных мазков из ведущего уровня) теми или иными низовыми уровнями, но форми­роваться в них могут не иначе как по заяв­кам и точным заказам со стороны уров­ня D, передаваемым через посредничество премоторных полей коры мозга. <...> Все фоновые коррекции протекают у нас, как правило, без участия сознания, автомати­чески. Соответственно этому и в движени­ях-звеньях обсуждаемого типа в сознание попадают только верховные коррекцион-ные мазки, все же прочее совершается в них автоматически.

Те “наборы” сенсорных коррекций, которые вырабатываются описанным по­рядком в низовых уровнях (В и С) для обес­печения таких движений-звеньев специ­ального назначения, будут обозначаться в


532


последующем как высшие автоматизмы. В разговорной речи они именуются в раз­ных случаях по-разному: двигательные навыки, специальные навыки, умения, сно­ровки и т. д.1 Название "высшие автоматиз­мы", несомненно, точнее и правильнее всех прочих, хотя и несколько длинно; зато его уже ни с чем не смешаешь. <...> Действи­тельно высшие автоматизмы образуют со­бою одну часть или группу автоматизмов вообще, которые и получат там точное оп­ределение.

Высшие автоматизмы переполняют со­бою всевозможные привычные, натрениро­ванные действия из уровня D. Они могут образовываться во всех без исключения уровнях построения.

Уровни, лежащие выше уровня действий (группа Е)

Общие характеристики существенных черт движений и действий уровня D <...> ясно показывают, что еще не все высшие интеллектуальные двигательные акты мо­гут найти себе место в этом уровне. В координационный уровень действий не по­падают, например, символические или ус­ловные смысловые действия, к которым в первую очередь относятся не техничес­ки-исполнительные, а ведущие в смысло­вом отношении координации речи и пись­ма, двигательные цепи, объединяемые не предметом, а мнестической схемой, отвле­ченным заданием или замыслом и т.д., например, художественное исполнение, му­зыкальное или хореографическое; движе­ния, изображающие предметное действие при отсутствии реального объекта этого действия; предметные действия, для ко­торых предмет является уже не непосред­ственным объектом, а вспомогательным средством для воспроизведения в нем или с его помощью абстрагированных, непред­метных соотношений. Существование по­добных движений и действий убедитель­но свидетельствует о наличии в инвентаре человеческих координации одного или не­скольких уровней, иерархически более высоких, нежели уровень D.

Необходимо оговориться, что наличие у человека мотивов и психологических


условий для действий, значительно возвы­шающихся над конкретным, элементарным обращением с предметами, не подлежит никакому сомнению. Трудность заключа­ется только в том, чтобы выяснить, сказы­ваются ли, и если да, то в какой мере, эти отличия мотивировки и психологической обусловленности действий и на внешнем, координационном оформлении и корриги­ровании движений, о чем здесь только и идет речь. Когда животное бежит один раз потому, что ему необходимо быстро пере­крыть известное расстояние (подуровень С1), а другой раз бежит нацелившись на то, чтобы с разбега схватить подвешенный плод или намеченную жертву (фон в С1 к основному акту в С2), то разница в постро­ении и сензорных коррекций, и самого ре­зультирующего движения в обоих случа­ях не вызывает сомнений. Но когда человек наносит другому удар кинжалом в поряд­ке элементарной самозащиты или граби­тельского нападения (уровень D), то у нас еще не может быть достаточных основа­ний ожидать существенно иного коорди­национного оформления, если субъектом подобного же акта будет Дамон, Занд или Шарлотта Кордэ. Необходимо обратиться прежде всего к анализу двигательного со­става подобных действий, за которыми по­дозреваются высшие координационные уровни.

Анализ некоторых особенно сложных и интеллектуализированных актов пове­дения, например, письма или речи, устанав­ливает в них наличие большего числа иерархически наслоенных этажей, или, что сводится к тому же самому, наличие иерар­хически наслоенных одна на другую коор­динационных перешифровок в большем количестве, нежели число насчитываемых нами уровней до предметного включитель­но. В акте письма, например, мы имеем налицо уровень синергии, задающий основ­ную колебательную синергию скорописи; уровень пространственного поля С, обеспе­чивающий адаптацию движения пера к поверхности бумаги и соблюдение геомет­рических особенностей почерка при допу­щении пластической вариативности вели­чины букв, положение листа, позы пишу­щего и т.д.; наконец, уровень действий D,


 


Fertigkeiten.


533


определяющий топологические особенно­сти почерка, верховно управляющий выс­шим автоматизмом скорописи и осуще­ствляющий правильные алфавитные начер­тания букв (то, что мы выше назвали модулированием скорописной колебатель­ной синергии уровня В). Легко убедиться, что над всеми этими уровнями или пере­шифровками остаются еще по меньшей мере две координационных перешифров­ки, не нашедшие себе места в уровнях по­строения, рассмотренных до этого момен­та. Во-первых, идя снизу вверх, это будет перешифровка фонетическая и граммати­ческая (один или даже два отдельных, под­чиненных один другому процесса), т.е. пе­ревод фонетического образа речевого зву­ка на язык азбучного начертания, и перевод фонетического образа слова на язык грам­матически верного буквенного подбора (spelling): “счетчик”, когда звучит “щоч-чик”, “Worcester” когда звучит “Vuste”, и т.п. Во-вторых, это будет перешифровка смысловая, т.е. превращение зерна мысли или фразы на знакомом, но не родном язы­ке или высказывания, помнящегося лишь по его общему смыслу, и т.д., в звуковой и, далее, графический образ слов, которые мы намерены написать. Еще более отчетлив пример написания чисел, где над фонети­ческой перешифровкой (“три” — “3”, “две­сти” — “200”) стоит еще смысловая или арифмо-грамматическая перешифровка (“триста семь” — 307, а не 300 — 7; “einundzwanzig” — 21, а не 1— 20; “quarte-vindt dix-huit” — 98, а не 4 — 20 — 10 — 8 и т.д.). Под каждой из таких иерархичес­ких перешифровок угадывается свой осо­бый уровень построения. Наконец, и пато­логические признаки, в особенности при­знак персеверации <...>, тоже в целом ряде случаев указывает на раздельные уровни лежащие выше D, каждый из которых про­свечивает в патологических случаях сво­ей особой, иначе построенной персевераци­ей. Нижеследующий пример из области уже проанализированных нами уровней может пояснить сказанное. Пациент, пер-северирующий в уровнях В или С1, испол­няя задание нарисовать кружок, не может остановиться после первого обведения кон­тура и рисует или нескончаемый клубок


на одном месте, или штопоровидную спи­раль <...>. Если же персеверация обус­ловлена поражением в уровне действий, то подобное же задание вызывает появле­ние целой вереницы отдельных кружков, каждый из которых ничем не патологи­чен сам по себе, но которые в совокупнос­ти могут заполнить собой целый лист. Разные уровни из числа уже знакомых нам дали на одно и то же задание совершенно различные персеверации.

Аналогичным образом при пораже­нии в предметном уровне D пациент, спо­собный написать по заданию, например, цифру 8, но склонный к персеверации, может воспроизвести заданную цифру в виде целого клубка восьмерок по одному месту (персеверация в высших автоматиз­мах уровня действий) или в виде беско­нечной серии восьмерок: 8888... (пер­северация в смысловой схеме самого уровня D). Этот же больной на задание написать “сто двадцать" пишет 122222..., т.е. уже на втором звене верно начатого действия впадает в персеверацию после­днего из указанных типов, но другой па­циент на то же самое отвечает такой пер­северацией: 120120120... Несомненно, что переход в предыдущей паре наблюдений от штопоровидной персеверации кружка к нескончаемой серии безупречных круж­ков вполне аналогичен описанному сей­час переходу от 122222... к 120 120 120, и если там этот переход был связан с по­вышением персеверации на один уровне-вый этаж, то у нас есть все основания ожи­дать и здесь подобного же соотношения. Налицо более сложный и высокий тип персеверации, явно говорящий за то, что здесь затронута перешифровка, стоящая выше уровня D. То же, по-видимому, спра­ведливо и по отношению к больному, ко­торый задание написать 120 исполняет так “10020”, т.е. уже без персеверационных явлений обнаруживает разрушение в той области, где должна в норме совершаться арифмо-грамматическая перешифровка, и этим подтверждает действительное суще­ствование такой области.

В ответ на предложение нарисовать дом больной1, персеверирующий в уровне D, изображает либо общепринятую схему до-


приносит живейшую благодарность.

534


мика много раз по одному месту, либо це­лую улицу схематических домиков. Но к какому уровню отнести персеверацию больного, который исполняет это задание, рисуя сперва крышу в виде буквы Д, а под ней — запутанный клубок линий, ясно об­наруживающий, однако, что за Д-образной крышей последовали сначала круговые, Со­образные, а под конец — ломаные, М-об-разные линии? Это уже не схема дома в уровне D, а какая-то сложная смесь схема­тического рисунка, идеографического иероглифа и письменного обозначения "ДОМ", свидетельствующая о нарушении по меньшей мере в еще одном возвышаю­щемся над D уровне, в котором смыкают­ся между собой предметные схемы и рече­вые, письменные начертания. Ведь не­сомненно, что и исторически иероглифы египтян и китайцев возникли не в резуль­тате чисто интеллектуалистически проду­манной условной символики, а в порядке слитного, синкретического мышления бо­лее примитивного типа, которое в ту пору могло проявиться и в соответственных син­тетических графических координациях в норме, а в наше время всплывает тут и там в патологических случаях, как и еще мно­гие другие формы примитивного мышле­ния, а может быть, и моторики.

Все эти факты — и существование це­лостных двигательных актов, не уклады­вающихся в рамки уровня D, и многоярус­ные перешифровки, замечаемые в норме, и многоэтажные выпадения или персеве­рации, наблюдающиеся в патологии, — го­ворят в пользу существования по мень­шей мере еще одного уровня, доминирую­щего над уровнем действий D, а вероятнее, еще нескольких подобных уровней. Одна­ко недостаточность материала в этом на­правлении пока еще настолько ощутима, что единственно правильный выход для настоящего момента — объединить про-визорно все возможные здесь высшие уровни в одну группу Е, поскольку даже при этом условии их удастся охаракте­ризовать только в самых суммарных чер­тах. Для этой уровневой группы сейчас невозможно, как кажется, конкретизиро­вать ни ее ведущих афферентаций, ни кортикальной локализации (кроме толь­ко явно существенных для ее эффектори-ки лобных долей полушарий, в частности, полей 9 и 10 Brodmann).


Прежде всего нужно обосновать утвер­ждение, что в группе Е мы имеем дело действительно с координационными уров­нями, а не только с чисто психологичес­кими надстройками, т.е. что двигатель­ные акты, относящиеся к этой группе, не являются суммами движений, полностью управляемых и координируемых более низовыми уровнями и только сцепляемых между собой психологическими мотива­ми нового рода, а представляют собой на­стоящие целостные координации с особы­ми качествами. При всей недостаточности экспериментального материала и связан­ной с этим очень большой трудности найти достаточно веские обоснования для этого положения можно все-таки и сей­час высказать ряд аргументов в его пользу.

Первый аргумент вытекает из того по­нимания структуры актов уровня дей­ствий и функций премоторной системы, которые явились результатом приведен­ного выше анализа этого уровня. Этот ана­лиз доказал возможность координацион­ного управления двигательными процес­сами “сверху вниз", позволив установить, что высшие автоматизмы, встреченные нами там, не являются ни в какой мере суммами движений уровней В и С, а пред­ставляют собой совершенно особые коор­динационные комбинации, управляемые по специфическим директивам предметного уровня, через его собственный эффектор-ный выход — премоторные поля. Эти ав­томатизированные компоненты и фоны предметного уровня, эти “высшие автома­тизмы” текут в силу своей автоматизиро-ванности ниже порога сознания, всегда пребывающего в ведущем в данный мо­мент уровне. Совершенно естественно зак­лючить, что если мы встретимся с целост­ным предметным действием или цепью таких действий, текущими автома-тизированно и бессознательно и приводя­щими при этом к смысловому результату, возвышающемуся над возможностями са­мого предметного уровня, то перед нами будет проявление аналогичного координа­ционного процесса, локализованного на одну уровневую ступень выше процессов уровня действий. Такие факты дейст­вительно существуют. К ним прежде все­го следует причислить движения речи и письма.

535


Как уже было указано в предыдущем разделе, речедвигательный процесс пред­ставляет собой координацию, текущую на уровне действий, с техническими фонами во всех нижележащих уровнях. Это дока­зывается и близким клиническим срод­ством между моторными афазиями и ап-раксиями премоторной группы, и бли­зостью, локальной и иннервационной, между премоторными полями коры и ре­чедвигательный полем Вгоса, и схемно-топологическим характером построения речедвигательных отправлений, и наличи­ем в них черт, совершенно аналогичных почерку, — произношения или акцента, т.е. качественной манеры, не нарушающейся при изменениях метрической стороны речи (громкости, быстроты, высоты тона голо­са); доказывается, наконец, ясно выражен­ной монопольной смысловой связью их с предметом на некоторых ранних стадиях онтогенетического развития речи. Назы­вание предмета, так же как написание буквы или списывание слова, строится в уровне предметного действия D. Когда же мы встречаемся с этими полностью при­надлежащими предметному уровню коор-динациями в служебной, подчиненной, роли в бессознательном или автоматическом протекании и в таких цепных синтезах, которые в целом не могут быть мотивиро­ванными предметным уровнем, т.е. встре­чаемся со смысловой связной речью или таким же письмом, мы имеем очень мно­го оснований признать управляющие ими механизмы за особый координационный уровень в точном смысле этого слова. Ана­логия речедвигательного процесса с выс­шими автоматизмами действительно очень велика, и хотя подробное ее прослежива­ние выходит из рамок этой книги, но одну существенную ее черту необходимо ука­зать.

Выше было установлено, что движения, из которых построены автоматизмы уров­ня действий, несмотря на то, что координи­руются всегда в уровнях ниже его, тем не


менее представляют собой такие двигатель­ные формы и комбинации, которые не мог­ли бы возникнуть в своих низовых уров­нях сами по себе, без директивного управления свыше, за полным отсутстви­ем в этих уровнях мотивов к формирова­нию подобных двигательных отправлений. Точно так же, если в предметном уровне находятся достаточные мотивы к возник­новению речевого называния воспринима­емого конкретного предмета, то как для появления более высокоорганизованных семантических (словесных) форм (глаго­лы, числительные, союзы и т.д.), так и для появления высших грамматических форм (склонение, спряжение, синтаксическое построение речи) в предметном уровне мотивов нет и не может быть. Таким обра­зом, управление речью с того момента, как оно переходит от уровня D к более высо­кой уровневой группе Е, отнюдь не сводит­ся к сцеплению или нанизыванию уже имеющихся (фактически или потенциаль­но) в предметном уровне речевых форм, а создает на этом последнем уровне новые формы — и семантические, и граммати­ческие, столь же речедвигательные, как и наименования конкретно воспринимаемых предметов, столь же полно координацион­но связанные с уровнем D, но генетически совершенно чуждые ему1.

К подобным же случаям возникнове­ния особых координации уровня действий, бессознательно протекающих под контро­лем более высокого уровня, следует отнес­ти некоторые формы координации музы­кального исполнения. Сюда нужно прежде всего причислить координации смычка. Выше, при разборе движений уровня про­странственного поля <...>, было указано, что этот уровень практически никак не участвует в построении движений смычко­вой руки. Зато уровень действий непосред­ственно связан с манипулированием этим своеобразным орудием, манипулированием, никак не сводимым ни к одной только хватке, ни к перемещению вещей в про-


1 Одна интересная подробность характеризует отличие этих “сверхвысших" автоматизмов, про­ецирующихся из Е в D, от обыкновенных, являющихся проекциями из D в С и ниже. Выработка предметного автоматизма, т.е. автоматизационная передача координации из предметного уровня в уровень пространственного поля или в уровень синергии, сопровождается по разъясненным уже причинам превращением топологического движения в метричное. Действительно, автоматизмы предметного уровня всегда метричны, как известно всякому наблюдавшему их. Наоборот, автома­тизмы, которые мы назвали “сверхвысшими" (из Е и Т>), как речь, письмо, движения смычковой руки скрипача, могут при любой степени автоматизации сохранять топологический характер.

536


странстве. Если, несмотря на это, движения со смычком не были рассмотрены среди актов уровня действий, то именно потому, что эти движения ведутся не им, а выше его лежащей группой Е. Мотивы к тому, что­бы именно вот так водить волосами смыч­ка по жилам, натянутым на грифе, не мо­гут возникнуть на уровне смысловых предметных действий уже потому, что та­кое вождение лишено какого бы то ни было прямого смысла, связанного с вещью. Еще существеннее и самым тесным образом смыкается с нашим основным определени­ем координации то, что уровень D не име­ет в своем распоряжении средств для адек­ватной сензорной коррекции подобного движения: ни художественно ценный звук, ни тем более выразительная динамика зву­кового последования, определяемая целос­тной художественной концепцией испол­нителя, не содержатся в афферентационном синтезе предметного уровня, а между тем именно они и определяют собой управление всей совокупностью координационных коррекций скрипача или виолончелиста.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 167.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...