Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема в когнитивной психологии 71 страница




Итак, общая схема построения коорди­нации смычковой руки скрипача следую­щая:

Е — ведущий уровень, создающий мо­тив для двигательного акта и осуществля­ющий его основную смысловую коррек­цию — приведение звукового результата в соответствие с намерением.

D — манипулирование с предметом — “сверхвысший” автоматизированный на­вык.

С — не участвует.

В — основные синергии (вторичные фоны), реализующие “сверхвысший” авто­матизм уровня D.

А — специфическая хватка.

Неверно было бы думать, что для по­добных схем построения под ведущим контролем высшей уровневой группы Е фоновое участие уровня D является непре­менным условием. Для них существенно именно ведущее положение, занимаемое группой Е, а отнюдь не тот или иной фоно­вый состав. Например, движения руки пианиста строятся по следующей пример­ной схеме:

Е — ведущий уровень (см. сказанное о нем выше).

D — видимо, не участвует.

С — пространственные целевые, сило-


вые и меткие движения в пространствен­ном поле.

В — фоновые синергии: а) туше, свя­занного с позой тела и постановкой рук; б) фоновый компонент для уровня С.

Таким образом, во-первых, существо­вание автоматизмов, управляемых и мо-тивационно, и коррекционно из уровней, расположенных выше предметного и даже не всегда нуждающихся в его посредни­честве, явно свидетельствует о том, что эти верховные уровни не только создают осо­бые чисто психологические надстройки для мотивации движений, но и имеют на эти последние несомненное прямо коор­динационное влияние. Во-вторых, как было отмечено вначале, с этими верхов­ными уровнями связаны перешифровки и патологические персеверации, не умеща­ющиеся в более низких уровнях построе­ния. Это также убедительно говорит в пользу того, что перед нами настоящие уровни построения, имеющие свои особые координационные механизмы. Наконец, в-третьих, эта верховная группа Е имеет и свои качественно особые выпадения. Вы­падения этой группы Е приходится (в очень близкой аналогии с уровнем дей­ствий Dj разбить на два класса. К пер­вому из них нужно отнести группу кли­нических расстройств, в свое время объединенных Monakow под названием асемических: сензорные афазию, алексию, асимболию, амузию и т.д., т.е. соответ­ственно утраты смысловой речи, чтения, запаса слов, способности к музыкальному восприятию и т.д. Все эти виды выпаде­ний объединяются одним общим призна­ком: потерей в той или иной области смысловых (уже не предметных) мотивов, и таким образом приближаются по ха­рактеру к выпадениям в афферентацион­ном поле по типу апраксий Липмана. Второй класс выпадении в уровневой группе Е дает характерный “лобный син­дром” с определяющей его разрозненнос­тью поведения, утерей связи между сде­ланным и тем, что предстоит сделать, распадом соответствия между ситуацией и действованием и т.д., т.е. синдром с эф-фекторным обликом выпадения. И те и другие выпадения вызываются поражени­ями головного мозга в отделах, отличаю­щихся по своей локализации от пораже­ний, дающих праксические расстройства,

537


и создают двигательные нарушения дру­гих типов по сравнению с апраксиями.

Таковы доводы, которые могут быть приведены в настоящее время в пользу самостоятельного существования системы Е как особый координационной группы.

Мы не решимся предпринимать какой-либо классификационной попытки двига­тельных актов в охарактеризованной вер­ховной уровневой группе. Помимо всего, здесь слишком велик риск впасть в ошиб­ку, относя к числу актов, координируемых этой уровневой группой, и движения, толь-


ко мотивируемые ею, но почти наверное строящиеся координационно полностью на нижележащих уровнях с D включительно. С полной уверенностью можно отнести к координациям верховной группы: 1) все разновидности речи и письменности (ус­тная речь, пальцевая речь глухонемых, мор-зирование, сигнализация флажками и т.п.; письмо от руки, машинопись, стенография, работа на буквопечатающем телеграфе и наборных машинах и т.п.) и 2) музыкаль­ное, театральное и хореографическое ис­полнение — поп multa, sed multum.


538










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 162.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...