Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема в когнитивной психологии 63 страница
477 которого происходит становление, осозна-ние, преобразование его мотивационной сферы. Тогда личность следует отличать от индивида, имея в виду не только природную особь, но и представителя конкретного общества — социального индивида: в своем культурном, нравственном развитии личность может не совпадать с носителем любых сложившихся общественных установлений. Природный орга-низм, социальный индивид, личность — так мы и будем теперь называть определенных выше субъектов (подробнее см. Петухов, Столин, 1989, с.26-31). Нетрудно узнать в этой триаде классическое, предложенное У. Джемсом (1982) различение физического, социального и ду-ховного “Я”. Именно оно нередко служило опорой для классификации психических, например, эмоциональных процессов (Леонтьев, 1984): от природных, непроизволь-ных аффектов к собственно эмоциям, регу-лирующим социальное поведение, и до ус- тойчивых, закрепленных культурными средствами личностных чувств. Действительно, для научного описания наблюдаемой эмпирии удобно абстрагировать природного, социального, культурного субъек-тов, обсуждая специфику каждого, однако в реальном человеке они, конечно, не разделены. Под новыми, необычными имена-ми возникали эти субъекты в практичес-кой психологии — в знаменитой метафоре 3. Фрейда (“Оно”, “Я”, “Сверх-Я”) и попу-лярной модели Э. Берна (“Ребенок”, “Взрослый”, “Родитель”), образуя динамическое разнородное единство, источник мотиваци-онных конфликтов, возможных невротичес-ких расстройств, продуктивного личностного развития. Очевидно, что в реальности человек выступает, прежде всего, как со-циальный индивид. Проблема соотношения в нем природы и культуры — это проблема его полноценной жизни, предпола-гающая разные решения — подлинные и мнимые. 478 Часть 4. Психофизиологическая проблема А.Н.Леонтьев [ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА И ЕЕ РЕШЕНИЕ В ТЕОРИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ]1 Соотношение психического и физиологического рассматривается во множестве психологических работ. В связи с учением о высшей нервной деятельности оно наиболее подробно теоретически освещено С. Л. Рубинштейном, который развивал мысль, что физиологическое и психическое — это одна и та же, а именно рефлекторная отражательная деятельность, но рассматриваемая в разных отношениях и что ее психологическое исследование является логическим продолжением ее физиологического исследования2. Рассмотрение этих положений, как и положений, выдвинутых другими авторами, выводит нас, однако, из намеченной плоскости анализа. Поэтому, воспроизводя некоторые из высказывавшихся ими положений, я ограничусь здесь только вопросом о месте физиологических функций в структуре предметной деятельности человека. Напомню, что прежняя, субъективно-эмпирическая психология ограничивалась утверждением параллелизма психических и физиологических явлений. На этой основе и возникла та странная теория “психических теней”, которая — в любом из ее вариантов,— по сути, означала собой отказ от решения проблемы. С известными оговорками это относится и к последующим теоретическим попыткам описать связь психологического и физиологического, основываясь на идее их морфности и интерпретации психических и физиологических структур посредством логических моделей3. Другая альтернатива заключается в том, чтобы отказаться от прямого сопоставления психического и физиологического и продолжить анализ деятельности, распространив его на физиологические уровни. Для этого, однако, необходимо преодолеть обыденное противопоставление психологии и физиологии как изучающих разные “вещи”. Хотя мозговые функции и механизмы бесспорный предмет физиологии, но из этого вовсе не следует, что эти функции и механизмы остаются вне психологического исследования, что “кесарево должно быть отдано кесарю”. Эта удобная формула, спасая от физиологического редукционизма, вместе с тем вводит в пущий грех — в грех обособления психического от работы мозга. Действительные отношения, связывающие между собой психологию и физиологию, похожи скорее на отношения физиологии и биохимии: прогресс физиологии необходимо ведет к углублению физиологического анализа до уровня биохимических процессов; с другой стороны, только развитие физиологии (шире — биологии) порождает ту осо- 1 Леонтьев АЛ. Деятельность. Сознание. Личность // Избранные психологические произведе 2 См.: Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. С. 219—221. 3 См., например: Пиаже Ж. Характер объяснения в психологии и психофизиологический па 479 бую проблематику, которая составляет спе- самостоятельным предметом изучения цифическую область биохимии. или исследуем их функционирование в Продолжая эту — совершенно условную, структуре действий и операций. Различие исследование движется не от физиологии У человека формирование специфичес- Важнейшее обстоятельство заключает- как отложившиеся, овеществленные в мозге ся в том, что переход от анализа деятельно- внешнедвигательные и умственные, напри- сти к анализу ее психофизиологических ме- мер логические, операции. Но это не про- ханизмов отвечает реальным переходам стая их “калька”, а скорее их физиологи- между ними. Сейчас мы уже не можем под- ческое иносказание. Для того чтобы это ходить к мозговым (психофизиологичес- иносказание было прочитано, нужно ким) механизмам иначе, как к продукту пользоваться уже другим языком, другими развития самой предметной деятельности. единицами. Такими единицами являются Нужно, однако, иметь в виду, что механиз- мозговые функции, их ансамбли — функ- мы эти формируются в филогенезе и в ус- ционально-физиологические системы. ционального) развития по-разному и, ти уровня мозговых (психофизиологичес- соответственно, выступают не одинаковым ких) функций позволяет охватить очень образом. важные реальности, с изучения которых, Филогенетически сложившиеся меха- собственно, и началось развитие экспери- низмы составляют готовые предпосылки ментальной психологии. Правда, первые деятельности и психического отражения. работы, посвященные, как тогда говорили, Например, процессы зрительного восприя- “психическим функциям” — сенсорной, тия как бы записаны в особенностях уст- мнемической, избирательной, тонической, ройства зрительной системы человека, но оказались, несмотря на значительность сде- только в виртуальной форме — как их воз- данного ими конкретного вклада, теорети- можность. Однако последнее не освобожда- чески бесперспективными. Но это про- ет психологическое исследование воспри- изошло именно потому, что функции ятия от проникновения в эти особенности. исследовались в отвлечении от реализуе- Дело в том, что мы вообще ничего не можем мой или предметной деятельности субъек- сказать о восприятии, не апеллируя к этим та, т. е. как проявления неких способное - особенностям. Другой вопрос, делаем ли мы тей — способностей души или мозга. Суть эти морфофизиологические особенности дела в том, что в обоих случаях они рас- 1 Павлов И. П. Павловские среды. М., 1934. Т. 1. С. 249—250. 2 Павлов И. П. Павловские клинические среды. М.; Л., 1954. Т. 1. С. 275. 480 сматривались не как порождаемые деятель- Наиболее, пожалуй, остро задача разло- ностью, а как порождающие ее. жения деятельности на ее элементы, опре- Впрочем, уже очень скоро был выявлен деления их временных характеристик и факт изменчивости конкретного выраже- пропускной способности отдельных реци- ния психофизиологических функций в за- пирующих и “выходных” аппаратов вста- висимости от содержания деятельности ла в инженерной психологии. Было введе- субъекта. Научная задача, однако, заклю- но понятие об элементарных операциях, но чается не в том, чтобы констатировать эту в совершенно другом, не психологическом, зависимость (она давно констатирована в а логико-техническом, так сказать, смысле, бесчисленных работах психологов и физи- что диктовалось потребностью распростра- ологов), а в том, чтобы исследовать те пре- нить метод анализа машинных процессов образования деятельности, которые ведут на процессы человека, участвующего в ра- к перестройке ансамблей мозговых психо- боте машины. Однако такого рода дробле- физиологических функций. ние деятельности в целях ее формального Значение психофизиологических иссле- описания и применения теоретико-инфор- дований состоит в том, что они позволяют мационных мер столкнулось с тем, что в выявить те условия и последовательности результате из поля зрения исследования формирования процессов деятельности, полностью выпадали главные образующие которые требуют для своего осуществления деятельности, главные ее определяющие, и перестройки или образования новых ансам- деятельность, так сказать, расчеловечива- блей психофизиологических функций, но- лась. Вместе с тем нельзя было отказаться вых функциональных мозговых систем. от такого изучения деятельности, которое Простейший пример здесь — формирова- выходило бы за пределы анализа ее общей ние и закрепление операций. Конечно, по- структуры. Так возникла своеобразная рождение той или иной операции опреде- контраверза: с одной стороны, то обстоя- ляется наличными условиями, средствами тельство, что основанием для выделения и способами действия, которые складыва- “единиц” деятельности служит различие ются или усваиваются извне; однако спа- связей их с миром, в общественные отноше- ивание между собой элементарных звень- ния к которому вступает индивид, с тем, что ев, образующих состав операций, их побуждает деятельность, с ее целями и пред- “сжимание” и их передача на нижележа- метными условиями, — ставит предел даль- щие неврологические уровни происходит, нейшему их членению в границах данной подчиняясь физиологическим законам, не системы анализа; с другой стороны, настой- считаться с которыми психология, конечно, чиво выступила задача изучения интраце- не может. Даже при обучении, например, ребральных процессов, что требовало даль- внешнедвигательным или умственным нейшего дробления этих единиц. навыкам мы всегда интуитивно опираем- В этой связи в последние годы была ся на эмпирически сложившиеся представ- выдвинута идея “микроструктурного” ана- ления о мнемических функциях мозга (“по- лиза деятельности, задача которого состо- вторение — мать учения”), и нам только ит в том, чтобы объединить генетический кажется, что нормальный мозг психологи- (психологический) и количественный (ин- чески безмолвен. формационный) подходы к деятельности1. Другое дело, когда исследование требу- Потребовалось ввести понятия о “функци- ет точной квалификации изучаемых про- ональных блоках”, о прямых и обратных цессов деятельности, особенно деятельное- связях между ними, образующих струк- ти, протекающей в условиях дефицита туру процессов, которые физиологически времени, повышенных требований к точно- реализуют деятельность. При этом предпо- сти, избирательности и т. п. В этом случае лагается, что эта структура в целом соот- психологическое исследование деятельно- ветствует макроструктуре деятельности и сти неизбежно включает в себя в качестве что выделение отдельных “функциональ- специальной задачи ее анализ на психофи- ных блоков” позволит углубить анализ, зиологическом уровне. продолжая его в более дробных единицах. 1 См.: Зинченко В. П. О микроструктурном методе исследования познавательной деятельности / / Труды ВНИИТЭ. М., 1972. Вып. 3. 481 Здесь, однако, перед нами встает сложная теоретическая задача: понять те отношения, которые связывают между собой интрацеребральные структуры и структуры реализуемой ими деятельности. Дальнейшее развитие микроанализа деятельности необходимо выдвигает эту задачу. Ведь уже сама процедура исследования, например, обратных связей возбужденных элементов сетчатки глаза и мозговых структур, ответственных за построение первичных зрительных образов, опирается на регистрацию явлений, возникающих только благодаря последующей переработке этих первичных образов в таких гипотетических “семантических блоках”, функция которых определяется системой отношений, по самой природе своей являющихся экстрацеребральными и, значит, не физиологическими <...>. Анализ структуры интрацеребральных процессов, их блоков или констелляций представляет собой, как уже было сказано, дальнейшее расчленение деятельности, ее моментов. Такое расчленение не только возможно, но часто и необходимо. Нужно только ясно отдавать себе отчет в том, что оно переводит исследование деятельности на особый уровень — на уровень изучения переходов от единиц деятельности (действий, операций) к единицам мозговых процессов, которые их реализуют. Я хочу особенно подчеркнуть, что речь идет именно об изучении переходов. Это и отличает так называемый микроструктурный анализ предметной деятельности от изучения высшей нервной деятельности в понятиях физиологических мозговых процессов и их нейронных механизмов, данные которого могут лишь сопоставляться с соответствующими психологическими явлениями. С другой стороны, исследование реализующих деятельность интерцеребральных процессов ведет к демистификации понятия о “психических функциях” в его прежнем, классическом значении — как пучка способностей. Становится очевидным, что это проявления общих функциональных физиологических (психофизиологических) свойств, которые вообще не существуют как отдельности. Нельзя же представить себе, например, мнемическую функцию как отвязанную от сенсорной и наоборот. Иначе говоря, только физиологические системы функций осуществляют перцептивные, мнемические, двигательные и другие операции. Но, повторяю, операции не могут быть сведены к этим физиологическим системам. Операции всегда подчинены объективно-предметным, т. е. экстрацеребральным, отношениям. По другому очень важному, намеченному еще Л. С. Выготским, пути проникновения в структуру деятельности со стороны мозга идут нейропсихология и патопсихология. Их общепсихологическое значение состоит в том, что они позволяют увидеть деятельность в ее распаде, зависящем от выключения отдельных участков мозга или от характера тех более общих нарушений его функций, которые выражаются в душевных заболеваниях. Я остановлюсь только на некоторых данных, полученных в нейропсихологии. В отличие от наивных психоморфологических представлений, согласно которым внешне психологические процессы однозначно связаны с функционированием отдельных мозговых центров (центров речи, письма, мышления в понятиях и т.д.), ней-ропсихологические исследования показали, что эти сложные, общественно-исторические по своему происхождению, прижизненно формирующиеся процессы имеют динамическую и системную локализацию. В результате сопоставительного анализа обширного материала, собранного в экспериментах на больных с разной локализацией очаговых поражений мозга, выявляется картина того, как именно "откладываются” в его морфологии разные “составляющие” человеческой деятельности1. Таким образом, нейропсихология со своей стороны, т.е. со стороны мозговых структур, позволяет проникнуть в “исполнительские механизмы” деятельности <...>. Системный анализ человеческой деятельности необходимо является также анализом поуровневым. Именно такой анализ и позволяет преодолеть противопоставление физиологического, психологического и социального, равно как и сведение одного к другому. 482 А.Р.Лурия [ПОРАЖЕНИЯ МОЗГА И МОЗГОВАЯ ЛОКАЛИЗАЦИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ]1 В исследовании высших психических функций мы шли двумя путями: просле-живали их развитие и изучали процесс их распада в клинике локальных пора-жений мозга. В середине 20-х гг. Л. С. Выготский впервые предположил, что исследование локальных поражений мозга может быть очень плодотворным для анализа высших психических процессов. В то время ни структура самих высших психических процессов, ни функциональ-ная организация мозга не были достаточно изучены. В объяснениях того, как работает мозг, тогда превалировали два диаметрально противоположных подхода. С одной сто-роны, сторонники узкой локализации пы-тались непосредственно соотнести каждую психическую функцию с определенной узкоограниченной зоной мозга, а с другой — представители антилокализационного подхода считали, что все области мозга эк-випотенциальны и равно ответственны за психические функции, выраженные в по-ведении. Согласно этой точке зрения ха-рактер дефектов определялся не местом повреждения, а объемом поврежденного мозга. Научные исследования нарушений сложных психических процессов в клинике локальных поражений мозга нача- лись в 1861 г., когда французский ана-том Поль Брока дал описание мозга боль-ного, который не мог говорить, хотя и понимал устную речь. После смерти боль-ного Брока смог получить точную информацию о пораженной зоне мозга. Брока первым показал, что моторная речь, т. е. двигательные координации, результатом которых является произнесение слов, связаны с задней третью нижней лобной извилины левого полушария. Брока утверждал, что эта зона является “центром моторных образов слов” и что поврежде-ние в этой зоне ведет к особому виду нарушения экспрессивной речи, которое он первоначально назвал “афемией”; поз-же это нарушение получило название “афазия”, как оно и называется в наше время. Открытие Брока представляло со-бой первый случай, когда сложная психическая функция, подобная речи, была четко локализована на базе клинических наблюдений. Это наблюдение дало также Брока возможность дать первое описание различия функций левого и правого по-лушарий мозга. За открытием Брока последовало открытие Карла Вернике, немецкого психиатра. В 1874 г. Вернике опубликовал описание нескольких случаев, когда по-вреждения задней трети верхней височной извилины левого полушария вызывали потерю способности понимать слышимую речь. Он назвал эту зону “центром сенсорных образов слов”, или центром понима-ния устной речи. Открытия Брока и Вернике вызвали огромный энтузиазм в неврологической науке. В течение короткого времени обна-ружили много других мозговых “центров”: “центр понятий” в нижней теменной зоне левого полушария и “центр письма” в пе-редней части средней лобной извилины левого полушария и др. К 1880-м годам неврологи и психиатры начали создавать “функциональные карты” коры головного мозга. Создавалось впечатление, что про-блема отношений между структурой моз-га и психической деятельностью уже ре-шена. С теорией узкого локализационизма с самого начала не соглашались некоторые ученые. Среди них выделялся английский
С. 110—121, 130—138. 483 невролог Хьюлингс Джэксон. Он утверждал, что мозговая организация психических процессов бывает различной в зависимости от сложности психического процесса. Идеи Джэксона возникли на основе наблюдений, которые шли вразрез с ло-кализационной теорией Брока. В своих исследованиях двигательных и речевых нарушений Джэксон установил, что огра-ниченные повреждения отдельной зоны мозга никогда не вызывают полной потери функции. Возможны, казалось бы, па-радоксальные случаи, которые никак не согласовывались с концепцией узкого ло-кализационизма. Например, больной не мог выполнить просьбу: “Произнесите сло-во "нет"”, хотя и пытался сделать это. Однако несколько позже в состоянии аффекта больной мог сказать: “Нет, доктор, я не могу сказать "нет"”. Объяснение таким парадоксам, когда произнесение слова одновременно и возможно, и невозможно, Джэксон находил в том, что все психические функции имеют сложную “вертикальную” организацию. Согласно Джэксону, каждая функция пред-ставлена на трех уровнях: на “низком” уровне — в спинном мозге или стволе, на “среднем” — сенсорном или моторном уровне коры головного мозга и, наконец, на “высоком” уровне — в лобных долях мозга. Он рекомендовал тщательно изучать уровень, на котором осуществляется данная функция, а не искать ее локализацию в одной определенной зоне мозга. Гипотеза Джэксона, оказавшая огромное влияние на нашу работу, была по-на-стоящему оценена лишь 50 лет спустя, когда она вновь возникла в трудах таких неврологов, как Антон Пик (1905), фон Монаков (1914), Генри Хэд (1926) и Курт Гольдштейн (1927, 1944, 1948). Не отрицая того, что элементарные психологические “функции”, например зрение, слух, кожная чувствительность и движение, представлены в четко определенных зонах мозга, эти неврологи выражали сомнения относительно применимости принципа узкой локализации к сложным формам психической деятельности человека. Однако, забывая выводы Джэксона, они подходили к сложной психической деятельности с прямо противоположной точки зрения. Так, отмечая сложный характер психической деятельности человека, Монаков пытался описать ее при помощи туманного термина “семантический характер поведения”, Гольдштейн говорил об “абстрактных установках” и “категориальном поведении” и т. д. Они или просто постулировали, что сложные психические процессы, которые они называли “семантикой” или “категориальным поведением”, являются результатом деятель-ности всего мозга, или совершенно отрывали их от работы мозга и выделяли в особую “духовную сущность”. С нашей точки зрения ни одна из этих двух позиций не обеспечивала необходимой научной базы для дальнейших исследований в этой области. Мы отвергали хо-листические антилокализационные теории, так как абсурдно поддерживать устаревшее мнение о раздельности “духовной жизни” и мозга и отрицать возможность обнаружения материальной базы мышления. Эта теория возродила идеи о некоем “потенциале массы”, которые мы считали неприемлемыми, согласно которым мозг представляет собой однородную недифференцированную массу, одинаково функционирующую во всех своих отделах. Равным образом мы отвергали и узко-локализационные теории, считая их несостоятельными. Приступая к изучению проблемы “мозг и психические функции”, мы видели прежде всего необходимость пересмотреть понятие “функция”. Большинство исследователей, рассматривавших вопрос о локализации элементарных функций в коре головного мозга, понимали термин “функция” как функцию той или иной ткани. Так, выделение желчи есть функция печени, а выделение инсулина — функция поджелудочной железы. Казалось бы, столь же логично рассматривать восприятие света как функцию светочувствительных элементов сетчатки глаза и связанных с нею высокоспециализированных нейронов зрительной коры. Однако такое определение не исчерпывает всех аспектов понятия “функция”. Даже когда мы говорим о такой физиологической функции, как функция дыхания, ее понимание как функции определенной ткани является явно недоста-точным. Конечной “задачей” дыхания является доведение кислорода до легоч- 484 ных альвеол и его диффузия через стенки альвеол в кровь. Весь этот процесс осуществляется не как простая функция особой ткани, а как целая функциональная система, включающая много звеньев, расположенных на разных уровнях секреторного, двигательного и нервного аппаратов. Такая “функциональная система" — термин, введенный П. К. Анохиным в 1935 г., — отличается не только сложностью своего строения, но и пластичностью своих составных частей. Исходная “задача" дыхания (восстановление нарушенного гомеостаза) и его конечный результат (доведение кислорода до легочных альвеол) остаются явно инвариантными. Однако способ выполнения этой задачи может сильно варьироваться. Например, если диафрагма, основная группа мышц, работающих при дыхании, перестает почему-либо действовать, в работу включаются межреберные мышцы, но если почему-либо и эти мышцы повреждены, мобилизуются мышцы гортани и человек (или животное) начинает заглатывать воздух, который затем доводится до легочных альвеол совершенно иным путем. Наличие инвариантной задачи, выполняемой с помощью вариативных механизмов, является одной из основных особенностей, свойственных работе каждой “функциональной системы”. Второй отличительной чертой функциональной системы является ее сложный состав, всегда включающий ряд афферентных (настраивающих) и эфферентных (осуществляющих) звеньев. Это сочетание можно продемонстрировать, например, на функции движения, которая была детально проанализирована советским физиологом-математиком Н. А. Бернштейном. Движения человека, стремящегося перейти из одного места в другое, попасть в какую-то точку или выполнить какое-то действие, никогда не осуществляются просто посредством эфферентных, двигательных импульсов. Движение в принципе неуправляемо одними эфферентными импульсами, так как двигательный аппарат человека с его подвижными суставами имеет много степеней свободы, и в любом движении участвуют различные группы суставов и мышц, причем каждая стадия движения изменяет первоначальный тонус мышц. Чтобы движение осуществилось, необходима постоянная коррекция его афферентными импульсами, которые информируют мозг о положении движущейся конечности в пространстве и об изменении тонуса мышц. Это сложное строение двигательного аппарата необходимо для обеспечения возможности в любых условиях сохранить инвариантность задачи и выполнить ее разными вариативными средствами. Тот факт, что каждое движение имеет характер сложной функциональной системы и что многие элементы, составляющие его, могут быть взаимозаменяемы, очевиден, поскольку один и тот же результат может быть достигнут совершенно различными способами. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 214. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |