Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема в когнитивной психологии 1 страницаСтр 1 из 73Следующая ⇒
ХРЕСТОМАТИЯ ПО КУРСУ ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 - "Психология" Редактор-составитель Е.Е.Соколова МОСКВА РОССИЙСКОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО 1999 ББК 88 УДК 159.9 X 91 Рекомендовано кафедрой общей психологии факультета психологии Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова Рецензенты: В.А.Иванников, доктор психологических наук, В.В.Умрихин, кандидат психологических наук Хрестоматия по курсу введение в психологию.Учебное пособие для студен-X 91 тов факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 — “Психология” / Ред.-сост. Е.Е.Соколова. — М.: Российское психологическое общество, 1999. — 545 с. ISBN 5-89573-049-3 © Составление. Факультет психологии Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, 1999 Предисловие Настоящая хрестоматия представляет собой учебное пособие по курсу “Введение в психологию”, включенному в план подготовки психологов всех специальностей. Она подготовлена на основе программы курса, разработанной коллективом препо-давателей кафедры общей психологии факультета психологии Московского госу-дарственного университета им. М.В.Ломо-носова (См.: Сборник программ дисциплин учебного плана бакалавра по направле-нию 52100 — “Психология” и учебного пла-на дипломированного специалиста по направлению 020400 — “Психология”. М.: Роспедагенство, 1996. С.232—238). Вклю-ченные в хрестоматию тексты охватывают по тематике подавляющее большинство представленных в программе проблем психологической науки,однако структура хре-стоматии значительно отличается от структуры программы. Обусловлено это тем обстоятельством, что в курсе “Введение в психологию” логически выделяются два круга проблем, которые, хотя и пересекают-ся, имеют различные “центры”. Первый круг проблем связан с историей развития взглядов на предмет и методы психологии и с современными решениями этой проблемы в различных школах и направлениях психо-логической науки. Второй круг проблем имеет отношение к исследованию законо-мерностей развития психики и сознания. По-этому нам показалось вполне логичным и обоснованным выделить в структуре хресто-матии два основных раздела — “Историчес-кое введение в психологию” и “Эволюционное введение в психологию”. Самый же первый, предшествующий им раздел — “Общее представление о пси- хологии как науке”— является своего рода “Введением в введение в психологию” и включает тексты авторов, затрагивающих проблемы, не рассматривающиеся в обоих упомянутых выше разделах. В отрывке из книги А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского “История и теория психологии” дается общее представление о психологическом познании как деятельности, которая рассматривается в системе трех “координат” — предметно-логической, социальной и личностной. Обсуждается также проблема научной школы в психо-логии (с выделением типов научных школ) и ее исследовательской программы как структурной единицы научной деятельно-сти школы. Другие включенные в данный раздел тексты дают представление о различии житейской и научной психологии (Ю.Б.Гиппенрейтер), о задачах и методах отдельных отраслей психологической на-уки (В.А.Иванников), о месте психологии в системе наук (А.Р.Лурия). Во втором разделе — “Историческое введение в психологию”— выделяются две части. Первая включает тексты авторов, рассматривающих в основном те стадии развития психологической науки, когда она выступала как наука о душе и — позже — как эмпирическая наука о созна-нии. Первый этап развития психологии освещается в обзорных текстах А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского (психологическая наука в античности и в эпоху феодализма), второй этап — в отрывке из книги С.Л.Рубинштейна (психология в XVII — начале XX вв.) и в оригинальных текстах психологов конца XIX — начала XX вв., в которых представлены разные 3 варианты интроспективной психологии сознания (В.Вундт, У.Джемс, Г.И.Челпа-нов). Критическому анализу метода интроспекции в сравнении с методом самонаблюдения посвящен отрывок из методологической работы Б.М.Теплова “Об объективном методе в психологии”. Заканчивается раздел отрывком из впервые опубликованной в 1914 г. книги отечественного психолога Н.Н.Ланге, посвященным обзору современных ему направлений в психологии и анализу возникшего в этот период психологического кризиса, а также небольшим отрывком из написанной в середине 20-х гг. методологической работы Л.С.Выготского “Исторический смысл психологического кризиса", посвященной анализу причин и движущих сил этого кризиса. Вторая, большая по объему, часть этого раздела посвящена различным направлениям психологии XX века. Однако, тексты в ней сгруппированы не по направлениям, а по основным психологическим проблемам, которые разрабатывались зачастую в школах, весьма далеких друг от друга по своим методологическим основаниям. Первый раздел данной части посвящен проблеме бессознательного. Открывается он отрывками из классической работы З.Фрейда “Психопатология обыденной жизни”, в которой рассматриваются различные варианты так называемых “ошибочных действий” (оговорки, описки, забывание имен, намерений и т.п.) с точки зрения проявления в них бессознательных для субъекта желаний. Второй текст Фрейда содержит изложение его представлений о строении психической жизни индивида (сознание, предсоз-нательное, бессознательное). В отрывке из работы К.Г.Юнга развивается представление о коллективном бессознательном в контексте предложенной Юнгом собственной модели структуры психического бытия человека. Небольшой отрывок из книги Д.Н.Узнадзе дает представление о понимании им установки как целостного бессознательного состояния субъекта и о классических экспериментальных исследованиях фиксированной установки, проведенных в его школе. Завершается данный раздел обзорной статьей А.Г.Ас-молова, в которой предлагается одна из возможных классификаций бессознательных явлений. Второй раздел данной части целиком посвящен разработке проблем поведения как предмета психологии в классическом бихевиоризме (Дж.Уотсон) и необихевиоризме (Э.Толмен). Еще один текст Э.Толмена «Когнитивные карты у крыс и у человека», необходимый для представления его варианта необихевиоризма, опубликован в ранее вышедшей «Хрестоматии по зоопсихологии и сравнительной психологии» (Ред.-сост. Н.Н.Мешкова, Е.Ю.Федорович. М.: РПО, 1997) и поэтому во избежание дублирования не включен в настоящую хрестоматию. Третий раздел посвящен так называемому целостному подходу к изучению сознания в двух практически одновременно возникших школах “целостной психологии” — более известной берлинской школе гештальтпсихологии и менее известной лейпцигской школе комплексных переживаний. В работе гештальт-психолога В.Келера рассматриваются условия возникновения в сознании целостных образных структур (гешталь-тов) и дается критика элементаризма как методологической установки прежней психологии, обнаружившей свою несостоятельность. В работе представителя лейпцигской школы Г.Фолькельта рассматриваются качественные отличия целостных структур у детей (называемых в лейпцигской школе “комплекс-качествами”) от целостных структур “взрослого” сознания (гештальт-качеств, или гештальтов). Четвертый раздел включает тексты представителей двух направлений, возникших в конце 50-х — начале 60-х гг. XX в., — когнитивной психологии (Р.Сол -со) и гуманистической психологии (К.Роджерс). Оба эти направления олицетворяют собой современные варианты двух по сути противоположных методологических ориентации в психологии, возникших еще в начале XX в., — “объяснительной” (номотетической) и “описательной” (идио-графической). Поскольку первая наиболее распространена в естественных науках, а вторая — в гуманитарных, то эти психологические направления могут быть названы иначе “естественнонаучной” и “гуманитарной” ориентациями в психологии. 4 Пятый раздел содержит тексты, в которых представлено решение проблемы социальной обусловленности сознания во французской социологической школе, с одной стороны (Э.Дюркгейм), и в школе Л.С.Выготского — с другой. Здесь же дается отрывок из работы А.Р.Лурия, обобщающей проведенные им исследования в русле культурно-исторической школы Л.С.Выготского. Шестой раздел дает представление об основных положениях деятельностного подхода в психологии. Обзорная статья В.В.Давыдова обобщает результаты разработки проблемы деятельности в марксистской философии, ставшей методологической основой возникновения деятельност-ных концепций в психологии (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев), затрагивает дискуссионные и спорные проблемы деятельностного подхода. Сюда же включены два фрагмента из работ А.Н.Леонтьева. Один из них в самом сжатом виде излагает идеи его теории деятельности, которые более развернуто будут представлены в третьем большом разделе настоящей хрестоматии. Другой посвящен анализу методологического значения введения категории деятельности в психологию, проблемам структуры деятельности, соотношению “внешней” и "внутренней” ее форм и различиям в трактовке данной категории в школах А.Н.Леонтьева и С.Л.Рубинштейна. Третий большой раздел хрестоматии— “Эволюционное введение в психологию”— в целом строится на единой методологической основе — идеях школы А.Н.Леонтьева. Первая его часть посвящена проблемам возникновения и развития психики в филогенезе. В отрывке из работы А.Н.Леонтьева “Проблемы развития психики” критически анализируются предлагаемые в психологии критерии психического, обосновывается необходимость введения нового — объективного — критерия и излагаются знаменитые эксперименты школы Леонтьева по формированию светочувствительности кожи у человека, призванные доказать на материале функционального генеза его гипотезу об условиях возникновения чувствительности в филогенезе. Текст П.Я.Гальперина также посвящен условиям возникновения психического отражения в филогене- зе и эволюционным уровням действий. Два отрывка из произведений А.Н.Леонтьева, следующие далее, излагают его концепцию стадий психического развития в филогенезе. В статье К.Э.Фабри дается критика позиции Леонтьева в контексте более поздних зоопсихологических исследований. Подробнее проблемы эволюции психики рассматриваются в “Хрестоматии по зоопсихологии и сравнительной психологии”, поэтому в настоящую хрестоматию не включены некоторые тексты, имеющие к ним отношение. Развитию сознания человека в процессах его предметной деятельности посвящена вторая часть третьего раздела. Больший ее объем занимают тексты А.Н.Леонтьева, посвященные условиям возникновения и развития сознания в антропогенезе и социогенезе, а также структуре сознания как образа мира (чувственная ткань, значения, личностные смыслы). Некоторые особенности онтогенеза психики (строение и возникновение высших психических функций ) рассматриваются в отрывке из ранней работы А.Н.Леонтьева “Развитие памяти”. В статье Д.Б.Эль-конина представлена его оригинальная концепция периодизации психического развития в онтогенезе, в основе которой лежит понятие ведущей деятельности. В данную часть включен также обзорный текст В.В.Давыдова о современном состоянии проблемы сознания в философии и психологии. Тексты третьей части рассматриваемого раздела дают общее представление о понимании личности и ее структуры в некоторых психологических школах и направлениях. Открывается часть классическим текстом У.Джемса, давшего первое и чрезвычайно популярное представление о структуре личности. В работах Э.Фромма и В.Франкла рассматриваются некоторые “высшие” (экзистенциальные) проблемы психологии личности, в частности, двух основных модусов существования человека (обладание и бытие) и смысла жизни и путей его обретения. Отрывок из книги А.Н.Леонтьева “Деятельность. Сознание. Личность" посвящен проблемам структуры и этапов развития личности с позиций деятельностного подхода. Завершает данную часть небольшой обобщающий отрывок из книги В.В.Пе- 5 тухова, в котором излагаются три варианта понимания личности в современной психологии. Четвертая часть третьего раздела посвящена анализу различных подходов к решению психофизиологической проблемы. Здесь представлены взгляды А.Н.Леонтьева на психофизиологические функции в их отношении к деятельности и оригинальная концепция системной динамической локализации высших психических функций А.Р.Лурия. Здесь же даются два отрывка из работ известного отечественного физиолога Н.А.Бернш-тейна, в которых излагаются его концеп- ции “физиологии активности” и уровней построения движений, имеющие непосредственное отношение к решению психофизиологической проблемы. Предложенный вариант хрестоматии представляет собой одну из первых попыток создания хрестоматий по курсу “Введение в психологию” и поэтому не может быть свободен от недостатков. Редактор-составитель и издательство с благодарностью примут любую критику в свой адрес, направленную на улучшение содержания и структуры хрестоматии. Е.Е. Соколова, доцент кафедры общей психологии факультета психологии Московского государственного университета, имени М.В.Ломоносова, кандидат психологических наук 6 Раздел I ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКЕ А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ1 Наука — особая форма знания Одним из главных направлений ра-боты человеческого духа является производство знания, обладающего особой ценностью и силой, а именно — научно-го. К его объектам относятся также и психические формы жизни. Представления о них стали складываться с тех пор, как человек, чтобы выжить, ориентиро-вался в поведении на других людей, сообразуя с ними свое собственное. С развитием культуры житейский психологический опыт своеобычно преломлялся в творениях мифологии (рели- гии) и искусства. На очень высоком уровне организации общества, наряду с этими творениями, возникает отличный от них способ мыслительной реконструкции зримой действительности. Им и явилась наука. Ее преимущества, изме-нившие облик планеты, заданы ее интеллектуальным аппаратом, сложнейшая “оптика” которого, определяющая особое видение мира, в том числе психического, веками создавалась и шлифовалась мно-гими поколениями искателей истины о природе вещей. Теория и эмпирия Научное знание принято делить на теоретическое и эмпирическое. Слово “теория” греческого происхождения. Оно означает систематически изложенное обобщение, позволяющее объяснять и предсказывать явления. Обобщение соотносится с данными опыта, или (опять же по-гречески) эмпирии, т.е. наблюдений и экспериментов, требующих прямого кон-такта с изучаемыми объектами. Зримое, благодаря теории, “умствен-ными очами” способно дать верную картину действительности, тогда как эмпири-ческие свидетельства органов чувств — иллюзорную. Шетровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии: В 2 т. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. Т. 1. С. 7—41. Об этом говорит вечно поучительный пример вращения Земли вокруг Солнца. В известных своих стихах "Движение", описывая спор отрицавшего движение софиста Зенона с киником Диогеном, великий Пушкин занял сторону первого. Движенья нет, сказал мудрец брадатый. Другой смолчал и стал пред ним ходить. Сильнее бы не мог он возразить; Хвалили все ответ замысловатый. Но, господа, забавный случай сей Другой пример на память мне приводит: Ведь каждый день пред нами солнце ходит, Однако ж прав упрямый Галилей. Зенон в своей известной апории “стадия” поставил проблему о противоречиях между данными наблюдения (самоочевидным фактом движения) и возникающей теоретической трудностью (прежде чем пройти стадию — мера длины — требуется пройти ее половину, но прежде этого — половину половины и т.д.), т.е. невозможно коснуться бесконечного количества точек пространства в конечное время. Опровергая эту апорию молча (не желая даже рассуждать) простым движением, Диоген игнорировал Зенонов парадокс при его логическом решении. Пушкин же, выступив на стороне Зенона, подчеркнул великое преимущество теории напоминанием об “упрямом Галилее”, благодаря которому за видимой, обманчивой картиной мира открылась реальная, истинная. В то же время эта истинная картина, противоречащая тому, что говорит чувственный опыт, была создана, исходя из его показаний, поскольку использовались наблюдения перемещений Солнца по небосводу. Здесь выступает еще один решающий признак научного знания — его опосредо-ванность. Оно строится посредством присущих науке интеллектуальных операций, структур и методов. Это целиком относится и к научным представлениям о психике. На первый взгляд, ни о чем субъект не имеет столь достоверных сведений, как о фактах своей душевной жизни. (Ведь "чужая душа — потемки”.) Причем такого мнения придерживались и некоторые ученые, согласно которым психологию отличает от других дисциплин субъективный метод, или интроспекция (“смотрение внутрь"), особое “внутреннее зрение", поз- воляющее человеку выделить элементы, из которых образуется структура сознания. Однако прогресс психологии показал, что, когда эта наука имеет дело с явлениями сознания, достоверное знание о них достигается благодаря объективному методу. Именно он дает возможность косвенным, опосредованным путем преобразовать испытываемые индивидом состояния из субъективных феноменов в факты науки. Сами по себе свидетельства самонаблюдения, или, иначе говоря, самоотчеты личности о своих ощущениях, переживаниях и т.п., — это "сырой” материал, который только благодаря его обработке аппаратом науки становится ее эмпирией. Этим научный факт отличается от житейского. Сила теоретической абстракции и обобщений рационально осмысленной эмпирии открывает закономерную причинную связь явлений. Для наук о физическом мире это всем очевидно. Опора на изученные ими законы этого мира позволяет предвосхищать грядущие явления, например, нерукотворные солнечные затмения и эффекты контролируемых людьми ядерных взрывов. Конечно, психологии по своим теоретическим достижениям и практике изменения жизни далеко до физики. Ее явления неизмеримо превосходят физические по сложности и трудности познания. Великий физик Эйнштейн, знакомясь с опытами великого психолога Пиаже, заметил, что изучение физических проблем — это детская игра сравнительно с загадками детской игры. Тем не менее и по поводу детской игры, как особой формы человеческого поведения, отличной от игр животных (в свою очередь, любопытного феномена), психология знает отныне немало. Изучая ее, она открыла ряд факторов и механизмов, касающихся закономерностей интеллектуального и нравственного развития личности, мотивов ее ролевых реакций, динамики социального восприятия и др. Простое, всем понятное слово “игра" — это крошечная вершина гигантского айсберга душевной жизни, сопряженной с глубинными социальными процессами, историей культуры, “излучениями” таинственной человеческой природы. Сложились различные теории игры, объясняющие посредством методов науч- 8 ного наблюдения и эксперимента ее многообразные проявления. От теории и эмпирии протянулись нити к практике, прежде всего педагогической (но не только к ней). От предметного знания к деятельности Наука — это и знание, и деятельность по его производству. Знание оценивается в его отношении к объекту. Деятельность — по вкладу в запас знаний. Здесь перед нами три переменные: реальность, ее образ и механизм его порождения. Реальность — это объект, который посредством деятельности (по исследовательской программе) превращается в предмет знания. Предмет запечатлевается в научных текстах. Соответственно и язык этих текстов предметный. В психологии он передает доступными ему средствами (используя свой исторически сложившийся “словарь") информацию о психической реальности. Она существует сама по себе независимо от степени и характера ее реконструкции в научных теориях и фактах. Однако только благодаря этим теориям и фактам, изреченным на предметном языке, она выдает свои тайны. Человеческий ум разгадывает их не только в силу присущей ему исследовательской мотивации (любознательности), но и исходя из прямых запросов со стороны социальной практики. Эта практика в ее различных формах (будь то обучение, воспитание, лечение, организация труда и др.) проявляет интерес к науке лишь постольку, поскольку она способна сообщить отличные от житейского опыта сведения о психической организации человека, законах ее развития и изменения, методах диагностики индивидуальных различий и т.д. Такие сведения могут быть восприняты практиками от ученых лишь в том случае, если переданы на предметном языке. Ведь именно его термины указывают на реалии психической жизни, с которыми имеет дело практика. Но устремленная к этим реалиям наука передает, как мы уже отмечали, накапливаемое знание о них в своих особых теоретико-экспериментальных формах. Дистанция от них до жаждущей их ис- пользовать практики может быть очень велика. Так, в прошлом веке пионеры экспериментального анализа психических явлений Э. Вебер и Г. Фехнер, изучая безотносительно к каким бы то ни было вопросам практики отношения между фактами сознания (ощущениями) и внешними стимулами, ввели в научную психологию формулу, согласно которой интенсивность ощущения прямо пропорциональна логарифму силы раздражителя. Формула была выведена в лабораторных опытах, запечатлев общую закономерность. Конечно, никто в те времена не мог предвидеть значимость этих выводов для практики. Прошло несколько десятилетий. Закон Вебера-Фехнера излагался во всех учебниках. Его воспринимали как некую чисто теоретическую константу, доказавшую, что таблица логарифмов приложима к деятельности человеческой души. В современной же ситуации зафиксированное этим законом отношение между психическим и физическим стало понятием широко используемым там, где нужно точно определить, какова чувствительность сенсорной системы (органа чувств), ее способность различать сигналы. Ведь от этого может зависеть не только эффективность действий организма, но само его существование. Другой создатель современной психологии Г. Гельмгольц своими открытиями механизма построения зрительного образа создал теоретико-экспериментальный ствол многих ответвлений практической работы, в частности, в области медицины. Ко многим сферам практики (прежде всего, связанной с развитием детского мышления) проторились пути от концепций Выготского, Пиаже и других исследователей интеллектуальных структур. Авторы этих концепций экстрагировали предметное содержание психологических знаний в общении с таким объектом, как человек, его поведение и сознание. Но и в тех случаях, когда объектом служила психика иных живых существ (в работах Э. Торндайка, И.П. Павлова, В. Келера и других), знанию, добытому в опытах над ними, предшествовали теоретические схемы, испытание которых на верность психической реальности имело своим резуль- 9 татом обогащение предмета психологической науки. Оно касалось факторов модификации поведения, приобретения организмом новых форм активности. Обогащенное предметное поле науки стало почвой, быстро давшей ростки для практики выработки навыков, конструирования программ обучения и др. Во всех этих случаях, идет ли речь о теории, эксперименте или практике, наука выступает в ее предметном измерении, проекцией которого служит предметный язык. Именно его терминами описываются расхождения между исследователями, ценность их вклада и т.п. И это естественно, поскольку, соотносясь с реальностью, они обсуждают вопросы о том, обоснована ли теория, точна ли формула, достоверен ли факт. Между ними могут быть существенные расхождения. Например, между Сеченовым и Вундтом, Торндайком и Келером, Выготским и Пиаже. Но во всех ситуациях их мысль была направлена на определенное предметное содержание. Нельзя объяснить, почему они расходились, не зная предварительно, по поводу чего они расходились (хотя, как мы увидим, этого недостаточно, чтобы объяснить смысл противостояний между лидерами различных школ и направлений). Иначе говоря, какой фрагмент психической реальности они из объекта изучения превратили в предмет психологии. Вундт, например, направил экспериментальную работу на вычленение исходных “элементов сознания”, понимаемых им как нечто непосредственно испытываемое. Сеченов же относил к предметному содержанию психологии не "элементы сознания", а “элементы мысли”, под которыми понимались сочетания сенсомоторных актов, т.е. форма двигательной активности организма. Торндайк описывал поведение как слепой отбор реакций, случайно оказавшихся удачными, тогда как Келер демонстрировал зависимость адаптивного поведения от понимания организмом смысловой структуры ситуации, Пиаже изучал эгоцентрическую (не адресованную другим людям) речь ребенка, видя в ней отражение “мечты и логики сновидения”, а Выготский экспериментально доказал, что эта речь способна выполнять функцию организации дей- ствий ребенка соответственно “логике действительности”. Каждый из исследователей превращал определенный пласт явлений в предмет научного знания, включающего как описание фактов, так и их объяснение. И одно, и другое (и эмпирическое описание, и его теоретическое объяснение) представляют предметное “поле”. Именно к нему относятся такие, например, явления, как двигательная активность глаза, обегающего контуры предметов, сопоставляющего их между собой и тем самым производящего операцию сравнения (Сеченов), беспорядочные движения кошек и низших обезьян в экспериментальном (проблемном) ящике, из которого животным удается выбраться только после множества неудачных попыток (Торндайк), осмысленные, целенаправленные реакции высших обезьян, способных выполнять сложные экспериментальные задания, например, построить пирамиду, чтобы достать высоко висящую приманку (Келер), устные рассуждения детей наедине с собой (Пиаже), увеличение у ребенка количества таких рассуждений, когда он испытывает трудности в своей деятельности (Выготский). Эти феномены нельзя рассматривать как “фотографирование” посредством аппарата науки отдельных эпизодов неисчерпаемого многообразия психической реальности. Они явились своего рода моделями, на которых объяснялись механизмы человеческого сознания и поведения — его регуляции, мотивации, научения и др. Предметный характер носят также (и, стало быть, выражаются в терминах предметного языка) теории, интерпретирующие указанные феномены (сеченовская рефлекторная теория психического, торндай-ковская теория “проб, ошибок и случайного успеха", келеровская теория “инсайта", пиажевская теория детского эгоцентризма, преодолеваемого в процессе социализации сознания, теория мышления и речи Выготского). Эти теории выступают как отчужденные от деятельности, приведшей к их построению, поскольку они призваны объяснять не эту деятельность, а независимую от нее связь явлений, реальное, фактическое положение вещей. Научный вывод, факт, гипотеза соотносятся с объективными ситуациями, существующими на собственных основаниях, не- 10 зависимо от познавательных усилий человека, его интеллектуальной экипировки, способов его деятельности — теоретической и экспериментальной. Между тем объективные и достоверные результаты достигаются субъектами, деятельность которых полна пристрастий и субъективных предпочтений. Так, эксперимент, в котором справедливо видят могучее орудие постижения природы вещей, может строиться исходя из гипотез, имеющих преходящую ценность. Известно, например, что внедрение эксперимента в психологию сыграло решающую роль в ее преобразовании по образу точных наук. Между тем ни одна из гипотез, вдохновлявших создателей экспериментальной психологии — Вебера, Фехнера, Вундта, — не выдержала испытания временем. Из взаимодействия ненадежных компонентов рождаются надежные результаты типа закона Вебе-ра-Фехнера — первого настоящего психологического закона, который получил математическое выражение. Фехнер исходил из того, что материальное и духовное представляют “темную" и “светлую" стороны мироздания (включая космос), между которыми должно быть строгое математическое соотношение. Вебер считал, что различная чувствительность различных участков кожной поверхности объясняется ее разделенностью на “круги”, каждый из которых снабжен одним нервным окончанием. Вундт выдвигал целую вереницу оказавшихся ложными гипотез — начиная от предположения о “первичных элементах” сознания и кончая учением об апперцепции как локализованной в лобных долях особой психической силе, изнутри управляющей как внутренним, так и внешним поведением. За знанием, которое воссоздает объект адекватно критериям научности, скрыта особая форма деятельности субъекта (индивидуального и коллективного). Обращаясь к ней, мы оказываемся лицом к лицу с другой реальностью. Не с психической жизнью, постигаемой средствами науки, а с жизнью самой науки, имеющей свои собственные особые “измерения” и законы, для понимания и объяснения которых следует перейти с предметного языка (в указанном смысле) на другой язык. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 217. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |