Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ГЛАВА 4. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ 7 страница
Воля человека проявляется в разнообразных личностных качествах, волевых чертах. Целеустремленность — способность личности подчинить свою деятельность и поведение общественно значимым целям. Целеустремленный человек, как правило, в жизни и деятельности достигает больших результатов. Решительность — это волевое качество человека, благодаря которому он способен своевременно принимать обоснованные решения и без излишних колебаний выполнять их. Решительности противостоит нерешительность, которая может проявляться по-разному. Для одних людей свойственны торопливость, стремление поскорее избавиться от мучительной для них процедуры принятия решения. Другим присущи постоянные противоречия личности, сомнения, колебания. Третьи безвольны в исполнении решения, допускаются сомнения, колеблются в выборе путей и средств или откладывают его без достаточных оснований. Энергичность и настойчивость — черты, в которых проявляется степень волевой активности человека. Как правило, люди энергичные бывают и настойчивыми. Настойчивые люди способны к длительному и неослабному напряжению энергии. Сила волевого натиска по мере преодоления препятствий и движения к цели у них не ослабевает, а возрастает. Ненастойчивые люди останавливаются перед неудачами, поддаются постоянному чувству сомнения, встретив препятствия, откладывают исполнение принятого решения. Настойчивости противостоят такие черты, как упрямство и негативизм, которые свидетельствуют о недостатках воли. Выдержка и самообладание — способность человека сдерживать психическую и физическую активность, мешающую достижению ПО цели. Это умение человека владеть собой в экстремальных и стрессовых условиях. Выдержке противостоит невыдержанность, т.е. неумение человека владеть собой в сложных жизненных ситуациях. Она — причина конфликтов во взаимоотношениях, предпосылка утраты авторитета. Исполнительность — волевое качество, заключающееся в активности, старательном, систематическом и своевременном выполнении распоряжений и решений начальников. Исполнительность тесно связана с инициативностью. Инициативность — способность человека включать творчество в выполнение своих обязанностей. Инициативность противоположна инертности, равнодушию и безразличному отношению к делу. Она потому и является волевым качеством, что требует готовности идти на риск, нести ответственность за последствия, испытывать большое напряжение духовных и физических сил. Смелость и храбрость выражаются в готовности человека бороться и преодолевать опасности. Храбрость проявляется только в борьбе с врагами, в бою. Храбрый человек может поддаваться порыву, допустить безрассудство. Смелость — это способность человека целенаправленно действовать в условиях риска, опасности и проявляется в различных обстоятельствах не только военного времени. Качествами, противоположными смелости н храбрости, являются малодушие и трусость. Самостоятельность личности проявляется в действиях, совершаемых в силу твердого убеждения в правильности своего поведения. Самостоятельность предполагает уверенность в своих силах, критичность ума, настойчивость в достижении цели, способность взять на себя ответственность за совершаемые действия. Несамостоятельность — это легкая подверженность внешнему влиянию, некритическое восприятие советов других. Несамостоятельность свойственна людям безыдейным, у которых не сложилась достаточно устойчивая система взглядов на окружающую действительность и место, роль в ней себя как личности. Дисциплинированность — это сплав личностных черт, обеспечивающих точное и неуклонное подчинение своих действий и поступков правилам и требованиям законов, нравственных норм. В воспитании воли большую роль играют два обстоятельства: 1) формирование мотивов волевого поведения; 2) накопление опыта волевых действий, поведения. Воспитание воли — это длительный, целенаправленный процесс, опирающийся на систему внешних воздействий и самовоспитание личности. 111 Вопросы и задания для самостоятельной работы 1. Дайте характеристику чувств человека. 2. Покажите роль чувств в профессиональной деятельности современного -специалиста. 3. Раскройте содержание информационной теории чувств. 4. Какие, по вашему мнению, профессионально значимые чувства личности необходимо формировать у будущих специалистов? 5. Что такое воля-как психический процесс и какова ее роль в профессиональной деятельности? 6. Раскройте содержание и особенности этапов волевого действия. 7. Дайте характеристику профессионально значимых волевых качеств личности современного специалиста. 8. Как вы представляете процесс воспитания и развития воли? 9. В психологии существует понятие эмоционально-волевой устойчивости личности. Раскройте ваше понимание этого термина. ГЛАВА 9. ПСИХОТИПИЧЕСКИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ Исключительно большое значение в практической деятельности специалиста имеют знание и учет психотипических и индивидуально-психологических особенностей сотрудников. В этих особенностях как бы в интегрированном виде представлено своеобразие их психики. К числу таких особенностей относятся темперамент, характер, способности личности. Темперамент — это психическое свойство личности, характеризующее динамические особенности психической деятельности, функционирования психических процессов человека, их силу, скорость возникновения и перестройки. Различия людей в походке, типе и ритме движений, скорости речи, глубине и быстроте смены чувств, степени их выраженности в мимике, пантомимике, интонациях и т.п. замечено давно. Причины этого видели в разном. Древнегреческий врач Гиппократ (V в. до н.э.) считал, что поведение человека зависит от соотношения в его организме четырех жидкостей. От названия этих жидкостей в дальнейшем и произошло название темпераментов: у сангвиника преобладает кровь (сангуиз), у флегматика — слизь (флегма); у холерика — желчь (холе), у меланхолика — черная желчь (мелайнахоле). Развитие науки отвергло такое наивное понимание зависимости темперамента от соотношения жидкостей в организме, но подтвердило его зависимость от особенностей нервной системы человека. И.П.Павлов экспериментально доказал, что темперамент зависит от особенностей высшей нервной деятельности, от соотношения характеристик ее основных процессов — возбуждения и 112 торможения. При этом сила, подвижность и уравновешенность процессов нервной системы человека не всегда соответствуют динамическим особенностям его личности. Например, человек, нервная система которого отличается силой, может быть слабохарактерным, слабовольным, и наоборот, имеющий безудержный тип высшей нервной деятельности человек путем развития саморегуляции, воли может оказаться достаточно осмотрительным, внешне спокойным и уравновешенным, выдержанным. В первом разделе рассмотрены основные общие типы высшей нервной деятельности (ВНД) человека как физиологической основы видов темпераментов: сильный тип ВНД выступает основой сангвинического темперамента; безудержный тип ВНД — холерического; спокойный тип ВНД — флегматического; слабый тип ВНД — основа меланхолического темперамента. Каковы же психологические особенности этих темпераментов? Сангвиник — это живой, подвижный и очень продуктивный, когда у него есть интересное дело, человек. Он адаптивен в быстро меняющихся обстоятельствах, работоспособен, уравновешен, сообразителен, устойчив к стрессу, стремится к смене впечатлений. Неудачи и неприятности переживает сравнительно легко. Настроения сангвиника изменчивы, но с преобладанием чувства душевного равновесия, благополучия. Холерик — чаще порывист, нетерпелив, быстр, психический темп переживаний быстрый. Отличается высокой реактивностью и активностью с преобладанием реактивности. Чаще неуравновешен, склонен к резкой смене настроений, эмоциональным вспышкам, а при недостаточной воспитанности — к вспыльчивости и резкости суждений, импульсивности действий. При высокой заинтересованности в деле способен к большой работоспособности и энергичности в действиях. Флегматик — склонен к сдержанности и невозмутимости, спокойствию и уравновешенности, медлительности и неповоротливости. Внешне свои чувства, душевные состояния выражает лишь в исключительных случаях. Операции мыслительных действий замедленны, переключаемость психических функций невысокая, адаптивность низкая, включаемость в деятельность более длительная, чем у людей с другими темпераментами. Меланхолик — это человек с пониженной активностью, с неустойчивым вниманием, легкораним, мнителен, болезненно реагирует на малейшие обиды, неуместные шутки, подначки, замкнут, склонен к глубоким переживаниям, болезненно чувствителен. По мнению К.К.Платонова, меланхоликам противопоказана деятельность летчика. И. П. Павлов считал, что это едва ли не самый несчастный среди других людей. Следует учесть, что с точки зрения социальной полезности «плохих» людей по темпераменту не существует. Ведь темперамент не 113 несет в себе социального содержания, это всегда конкретное динамическое проявление личности. Например, в зависимости от воспитания флегматик может быть предельно трудолюбивым, необидчивым и располагающим к себе человеком, а может быть и непомерно ленивым. Меланхолик — это или терпеливый, отзывчивый и чуткий человек, или капризный нытик; исключительно добросовестный и исполнительный человек или постоянно сомневающийся, нерешительный и постоянно опаздывающий в действиях неудачник. Холерик может быть активным борцом, защитником других, хорошим организатором, инициатором добрых дел, а может оказаться злобным и вздорным, агрессивным и вспыльчивым человеком, стремящимся к доминированию, главенству над людьми. Нравственно воспитанный сангвиник может оказаться общественно активным, интеллектуально развитым, бодрым и оптимистичным человеком. Другой же сангвиник, не имеющий твердых нравственных устоев, становится человеком поверхностным, легкомысленным, не способным на большие дела, человеком с комплексом неполноценности, с давящей на него завистью к другим людям. Как видим, люди всех темпераментов могут быть социально-и личностно-полноценными. Оценку особенностей темперамента необходимо осуществлять лишь в единстве с другими особенностями личности: ее направленностью, умственным, нравственным, эстетическим развитием, воспитанностью. В современной психологической литературе выделяют следующие основные свойства темперамента, сочетание которых и создает палитру особенностей темперамента личности, а при определенной устойчивости — выступать и соответствующими чертами характера. Реактивность. В этом свойстве выражается степень непроизвольности реакций человека на внешние и внутренние воздействия. Активность. Об этом свойстве можно судить по степени активности, энергичности человека при его взаимодействии со средой и преодолении препятствий при достижении целей. Соотношение реактивности и активности. Это характеристика личности с точки зрения того, от чего в большей степени зависят ее деятельность и поведение — от случайных обстоятельств (настроения, событий и фактов жизни) или от целей, намерений, убеждений, ценностей человека. Динамичность. Это свойство проявляется в быстроте и интенсивности реакций, легкости или трудности их возникновения, скорости движений, темпе речи, находчивости, быстроте ума. Пластичность — ригидность. Об этих свойствах судят по тому, насколько быстро человек приспосабливается, адаптируется к среде (пластичность) или, наоборот, насколько инертно, шаблонно, стереотипно его поведение, насколько инерционны его суждения, привычки (ригидность). 114 Экстраверсия — интроверсия. В этих свойствах проявляется преимущественная зависимость реакций и деятельности человека от внешних непосредственных впечатлений (экстраверсия) или от мыслей, представлений и образов, связанных с прошлым или будущим (интроверсия). Эмоциональная возбудимость. Проявляется это свойство в том, насколько малое раздражение вызывает возникновение эмоциональной реакции, как сильно она протекает, с какой скоростью нарастает. Темперамент является предпосылкой и основой личностных образований более высокого порядка, например характера, развития способностей и др. Характер — система относительно устойчивых психических черт, качеств личности, ее психический склад, который определяет линию поведения человека и выражается в его отношениях к окружающему миру, деятельности, другим людям и самому себе. В каждой черте характера выражаются отношения человека к конкретным обстоятельствам его жизни и деятельности, а индивидуальное своеобразие совокупности черт характера личности определяет индивидуально-типические способы ее реагирования (отношений и переживаний) на соответствующие ситуации, индивидуальное своеобразие способов и качеств действий и поведения личности в этих обстоятельствах. Характер человека — это то, что определяет его типичные формы поведения и деятельности, его значимые поступки, а не случайные ситуативные реакции на те или иные обстоятельства. Характер — это своеобразный духовный строй жизни личности, одно из центральных психических свойств. Основу характера составляют ведущие и устойчивые направленности личности, ее установки, потребности, побуждения, цели и интересы, системы ценностно-смысловых образований, взгляды и убеждения, в целом ее потребностно-мотивационная сфера. Физиологическую основу характера составляют динамические стереотипы, формирование которых у человека и есть с позиций физиологии высшей нервной деятельности формирование устойчивых базовых основ характера. В характере выделяются также и инструментальные, исполнительские черты, придающие поведению и деятельности человека определенный стиль, манеру действий и поступков: умения, навыки, привычки, установки. Особенности характера личности различают в зависимости от следующих устойчивых ее отношений (см. схему 10): а) к миру, окружающей действительности: характеры могут быть идейные и безыдейные. Человек с идейным характером имеет сложившуюся и устойчивую систему взглядов на окружающую его материальную и духовную, социальную и природную среду жиз 115 недеятельности. Эти взгляды могут быть монистически материалистическими или идеалистическими либо дуалистическими. Человек с идейным характером может иметь устойчивую систему научной или религиозной картины мира. У человека с безыдейным характером такой устойчивой системы воззрения нет, и поэтому он может быть легко подвержен различным внешним воздействиям. Поведение в жизни такого человека чем-то напоминает несущий ветром или течением реки сорванный с дерева лист; б) к труду, деятельности: у людей складываются деятельный или бездеятельный характер. При этом важно учитывать, что деятельные характеры могут быть целеустремленно и нецелеустремленно деятельными. Целеустремленно деятельный человек не только ставит перед собой цели в деятельности и поведении, но и добивается их исполнения. У таких людей отчетливо проявляется достаточно развитое стремление не только включаться в деятельность, но и доводить дело до соответствующего результата. Нецелеустремленно деятельные люди, как правило, берутся за многие дела, но их энтузиазм обычно этим и ограничивается; в) к другим людям: характеры бывают общительные и замкнутые. Замкнутость как черта характера в современных условиях коммуникативных связей — явление не совсем типичное. Что же касается общительности, то она может быть избирательной или беспринципной. О человеке с избирательной общительностью можно судить по особенностям круга его общения, и наоборот, зная такого человека, можно прогнозировать его преимущественные отношения с другими людьми. Именно в отношении к этим людям применительно выражение: «Скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты». Беспринципные в общении люди ненадежны, они чаще с теми, с кем выгодно, они — источник склок, сплетен, обсуждения личностных особенностей сотрудников и т.п.; г) к себе: различают альтруистические и эгоистические характеры людей. Есть люди с достаточно выраженным эгоизмом, себялюбием, высоким самомнением и есть люди с достаточно выраженной альтруистической, гуманистической ориентацией. Есть люди с выраженным чувством гордости, собственного достоинства, уверенности в себе, а есть, наоборот, люди с приниженным чувством своего «Я», неуверенные в своих силах и испытывающие большие сомнения при принятии решений и их исполнении. У одних может преобладать индивидуалистическая ориентация в жизни, а у других, наоборот, — коллективистская; д) к вещам, предметам, средствам деятельности: различают такие черты характера, как аккуратность—неряшливость, бережливость, мотовство и т.п. Характеры различают также по силе (сильный и слабый) и устойчивости (устойчивый и неустойчивый). Степень выраженности силы 116 (слабости) и устойчивости (неустойчивости) характера у каждого человека своеобразна. В целом же целесообразно отметить, что сила характера проявляется в цельности и единстве составляющих его компонентов. Поступки и действия человека с сильным характером соответствуют его взглядам, позициям. Поведение такого человека можно более или менее точно предвидеть, в том числе и в нестандартных, экстремальных, стрессовых обстоятельствах. Человек с сильным характером может иметь и отрицательную направленность в своих действиях и поступках. Устойчивость характера позволяет человеку проявлять целостность своей личности и соответствующим образом вести себя в условиях длительных перенапряжений и отрицательных воздействий социальной и природной среды. Характеры различают и по чертам, качествам личности. Выделяют общие черты характера, в которых выражаются отношения человека к основным сферам его жизни и деятельности: профессиональные, нравственные, эстетические, политические и др. Например, коллективизм, дружелюбие, патриотизм, трудолюбие, лень, отзывчивость, эгоизм, замкнутость и т.д. В них выражается и своеобразие направленности личности. Конкретное сочетание общих черт характера у того или иного человека дает основание говорить о соответствующих типах характеров, типах личности. Специфические черты характера обусловлены своеобразием развития основных сфер личности: интеллектуальной, эмоциональной и волевой. Соответственно и говорят об интеллектуальных, эмоциональных и волевых чертах характера. Например, к интеллектуальным чертам характера относятся любознательность, заинтересованность, аналитичность ума или, наоборот, тугодумие, инерционность мышления и др.; к эмоциональным чертам — впечатлительность, горячность, экспансивность, инертность, мнительность и др.; к волевым чертам — настойчивость, решительность, самообладание, самостоятельность, целеустремленность и др. В современной психологии используют различные основания для выделения психотипов личности. Швейцарский психолог К. Юнг ввел понятия «экстраверсия» и «интроверсия» для обозначения преимущественной направленности личности. Экстраверсия — преимущественная направленность личности на мир внешних обстоятельств, на других людей, их позиции, интересы и т.п. Интроверсия — направленность на себя самого, явления субъективного мира, свои внутренние проблемы, интересы, переживания и т. п. А есть люди, у которых экстра- и интра-вертированность выражены в одинаковой либо с незначительной разницей степени (нормовертированный, амбовертированный тип). 117 Классификация характеров Схема 10 К миру Идейный Безыдейный К делу Деятельный: а) целеустремленный б) нецелеустремленный Бездеятельный По устойчивости Устойчивый Неустойчивый К вещам Аккуратный Бережливый Неряшливый И др. К людям Общительный: а) избирательно общительный б) беспринципный Замкнутый К себе Альтруист Эгоист Общим Нравственные Эстетические Политические Этнические Религиозные Семейно-бытовые Профессиональные И др. Специфическим Интеллектуальные Эмоциональные Волевые Экстравертам свойственны общительность, высокая социальная и социально-психологическая адаптивность, инициативность, гибкость поведения, импульсивность, зависимость от групповых норм, правил, конформность, повышенная внушаемость, открытость. Они испытывают дискомфорт при одиночестве, любят бывать на виду, в компании, нуждаются в повышенном внимании окружающих, в позитивной оценке своих действий, поступков. Экстраверсия, по мнению К. Юнга, характеризуется подвижной, чистосердечной, сговорчивой, уживчивой натурой, легко приспосабливающейся к данной ситуации: такая натура быстро образует связи и привязанности, отбрасывает в сторону любые возможные дурные опасения и предчувствия и часто в незнакомой ситуации предпринимает рискованные начинания с беззаботной уверенностью. Интроверты склонны к замкнутости, необщительности, социальной пассивности, самоанализу, им трудно адаптироваться в социальной среде, они в большей степени ориентированы на себя, свои возможности, чем на обстоятельства и помощь других людей, проявляют большую самостоятельность в мыслях, суждениях, действиях и поступках. По мнению К. Юнга, интроверт в норме — это колеблющаяся, рефлективная, застенчивая, стремящаяся к уединению натура, которая сохраняет себя для самой себя, склонная удаляться от объектов и всегда пребывать в несколько оборонительной позиции. Практика показала, что описание личности с помощью обобщенной характеристики по шкале экстернальности-интернально-сти является недостаточным. В 60-х годах в США психолог Дж. Роттер предлагает понятие «локус контроля» и разрабатывает методику его оценки. Под локу-сом контроля (ЛК) понимается качество личности, характеризующее ее склонность видеть и приписывать ответственность за результаты своих действий и поведения внешним силам, обстоятельствам (экстернальный, внешний ЛК) либо собственным способностям, усилиям {интернальный, внутренний Л К). Другими словами, склонность человека видеть источник регуляции своей жизни и деятельности либо во внешней среде, либо в самом себе. Выявлено, что люди, обладающие внутренним ЛК, более уверены в себе, осмотрительны, обстоятельны в действиях и поступках, более последовательны и настойчивы в достижении поставленных целей, уравновешены, общительны, склонны к самоанализу, адекватной самооценке, более самостоятельны и независимы. Интерналы более активно ищут информацию и обычно более осведомлены о ситуации, чем экстерналы, они менее склонны подчиняться мнению других, болезненно реагируют на утрату 119 личной свободы в большей степени, чем экстерналы сопротивляются, когда понимают, что ими манипулируют. Они лучше работают в одиночестве. У них более активная позиция по отношению к своему здоровью, они больше информированы о его состоянии и проявляют большую о нем заботу. . Для людей с высоким внешним ЛК характерны неуверенность в себе, неуравновешенность, тревожность, подозрительность, конформность, агрессивность, конфликтность, отсутствие системности и настойчивости в достижении поставленных целей, стремление отложить реализацию своих намерений на неопределенное время. Позже в отечественной психологии для обозначения локуса субъективного контроля стали использоваться и другие понятия. Интрапунитивный тип личности — для людей с внутренним типом ЛК, а люди с внешним ЛК были разделены на два типа: экстрапунитивный тип — те, кто связывают результаты своих действий, поступков с поведением и деятельностью других людей; импунитивный тип — считают, что определяющую роль в результатах их действий играют внешние объективные условия, обстоятельства, случай. В дальнейшим на основе шкалы локуса контроля Дж. Роттера в НИИ им. Бехтерева была разработана методика диагностики уровня субъективного контроля (УСК), основанная на многомерной характеристике личности, компоненты которой связаны с разными типами социальных ситуаций. Было выделено семь шкал УСК: 1) общей интернальности; 2) интернальности в области достижений; 3) интернальности в области неудач; 4) интернальности в области производственных отношений; 5) интернальности в семейных отношениях; 6) интернальности в области межличностных отношений; 7) интернальности в области здоровья и болезни. К. Юнг предложил типологию характеров, основанную не только на экстра-, интраверсии, но и с учетом своеобразия появления других психических функций человека: ощущение, интуиция, мышление и чувство. Каждая из этих функций (или типа ориентации и принятия решения) может действовать либо экст-равертным, либо интровертным способом. И поэтому К. Юнг выделил восемь типологических групп людей, своеобразие которых он обстоятельно описал в работе «Психологические типы». Рассмотрим с некоторыми упрощениями подход К. Юнга к выделению оснований для типологизации личностей. К. Юнг исходил из того, что люди по-разному воспринимают мир, объективную реальность, что связано с особенностями развития и выраженности таких функций, как ощущение и интуиция (назовем их внешними функциями, функциями «входа»). Есть 120 люди, которые в восприятии событий, фактов действительности опираются преимущественно на информацию, поступающую через первую сигнальную систему, органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание и др.), а функция интуиции у них развита слабо и выполняет подчинительную, вспомогательную роль — сенсорный тип личности (С). Есть люди с высокоразвитым воображением и преобладающей, играющей ведущую роль в восприятии мира интуицией — интуитивный тип личности (Ин). К. Юнг считал, что люди по-разному осуществляют переработку, осмысление, понимание получаемой (и даже одинаковой) информации и на основе этого приходят к разным выводам и принимают разные решения, что обусловлено своеобразием развития таких функций, как мышление и чувства (внутренние функции). У одних — преобладают логика, аргументация, здравый смысл, учет конкретных фактов и обстоятельств, рационализм, прагматизм, что свойственно левополушарному психотипу, — логический тип личности (Л). Другие при анализе жизненных обстоятельств ориентируются не только на здравый смысл и объективный ход событий, но и на субъективное отношение к ним, на нормы, правила, этические эталоны, нравственные последствия и т. п., что свойственно правополушарному психотипу, — этический тип личности (Эт). Таким образом выделяются следующие психотипы: сенсорно-логический (СЛ), сенсорно-этический (СЭт), интуитивно-логический (ИнЛ), инструктивно-этический (ИнЭт). При этом каждый из этих типов личности, реализуя принятые решения, может вступать в контакт и взаимодействовать со средой на основе экстраверта вной или интровертивной установки (внешние функции, функции «выхода»): экстравертивный (Э) или интровертивный (И) типы личности. Как видим, выделяется восемь типов личности: сенсорно-логический экстраверт, сенсорно-логический интроверт, сенсорно-этический экстраверт, сенсорно-этический интроверт, интуитивно-логический экстраверт, интуитивно-логический интроверт, интуитивно-этический экстраверт, интуитивно-этический интроверт. На основе этого подхода К. Юнга в современной относительно молодой отрасли знаний соционике выделяют 16 типов личностей. Сторонники этого направления не без основания считают, что есть люди, у которых особо развиты внешние функции «входа», а внутренние функции выполняют как бы вспомогательную роль. ■ Вместе с тем есть люди, у которых достаточно развиты внутренние функции по сравнению с внешними функциями «входа». Эти люди способны на основе ограниченной информации, воспринимаемой преимущественно на основе сенсорных каналов или интуиции, делать достаточно глубокие обобщения и обоснованные выводы. Выделяется еще четыре типа характеров: логически 121 сенсорный, логически-интуитивный, этико-сенсорный, этико-интуитивный. Каждый из них может иметь экстра- или интровертивную установку (получается еще восемь психотипов): логико-сенсорный экстраверт, логико-сенсорный интроверт, этико-сенсорный экстраверт, этико-сенсорный интроверт, логико-интуитивный экстраверт, логико-интуитивный интроверт, этико-интуитивный экстраверт, этико-интуитивный интроверт. Для более упрошенного обозначения каждый из этих психотипов в соционике назван именами известных людей, наиболее полно соответствующих по своим психологическим особенностям определенному типу (Македонский, Горький, Дон Кихот, Шерлок Холмс, Ватсон, Дюма и т.д.). Отношения между этими психотипами разные: от дуальных (взаимодополняющие типы), активации, зеркальных и т.п. вплоть до конфронтационных. Дуальных пар восемь. Две вполне определенные дуальные пары, соединенные вместе, составляют квадру (их четыре), каждая из которых имеет вполне определенные возможности. Все 16 психотипов, соединенных для совместной деятельности, составляют со-цион, способный решать самые разнообразные задачи (см. подробнее: Введение в соционику. — Киев, 1991; Основы сопионики. — Киев, 1996; Букалов А. В., Бойко А. Г. Соционика: тайна человеческих отношений и биоэнергетика. — Киев, 1992; Гуленко В. В., Тыщенко В. П. Юнг в школе. Соционика — межвозрастной педагогике. — Новосибирск, 1997; и т.д.). |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 270. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |