Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Образование как социальный феномен




Любое общество существует лишь в том случае, если его члены следуют принятым в нем ценностям и нормам поведения, обу­словленным конкретными природными и социально-историчес­кими особенностями. Человек становится личностью в процессе социализации, благодаря которой он обретает способность выпол­нять социальные функции. Некоторые ученые понимают социа­лизацию как пожизненный процесс, связывая ее и с переменой места жительства и коллектива, и с семейным положением, и с приходом старости. Такая социализация есть не что иное, как со­циальная адаптация. Однако социализация этим не исчерпывается. Она предполагает и развитие, и самоопределение, и самореали­зацию личности. Причем такие задачи решаются как стихийно, так и целенаправленно, всем обществом, специально созданны­ми для этого институтами и самим человеком. Этот целенаправ­ленно организованный процесс управления социализацией и на­зывается образованием, которое представляет собой сложнейший социально-исторический феномен со множеством сторон и ас­пектов, исследованием которых, как уже отмечалось, занимается ряд наук.

Понятие «образование» (аналогичное немецкому «bildung») происходит от слова «образ». Под образованием понимается единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс -социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеаль­ные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны (на­пример, спартанский воин, добродетельный христианин, энер­гичный предприниматель, гармонично развитая личность). В та­ком понимании образование выступает как неотъемлемая сторона Жизни всех обществ и всех без исключения индивидов. Поэтому оно есть прежде всего социальное явление.

Образование стало особой сферой социальной жизни с того времени, когда процесс передачи знаний и социального опыта выделился из других видов жизнедеятельности общества и стал делом лиц, специально занимающихся обучением и воспитанием. Однако образование как социальный способ обеспечения насле­дования культуры, социализации и развития личности возникло вместе с появлением общества и развивалось вместе с развитием трудовой деятельности, мышления, языка.

Ученые, занимающиеся изучением социализации детей на этапе первобытного общества, считают, что образование в ту эпоху было вплетено в систему общественно-производственной деятельности. Функции обучения и воспитания, передачи культуры от поколе­ния к поколению осуществлялись всеми взрослыми непосредствен­но в ходе приобщения детей к выполнению трудовых и социальных обязанностей.

Расширение границ общения, развитие языка и культуры при­вели к увеличению информации и опыта, подлежащего передаче молодым людям. Однако возможности его освоения были ограни­чены. Это противоречие разрешалось путем создания обществен­ных структур, или социальных институтов, специализирующихся на накоплении и распространении знаний.

Возникновение частной собственности, выделение семьи как экономической общности людей привели к обособлению обучаю­щих и воспитательных функций и переходу от общественного об­разования к семейному, когда в роли педагога выступали не общи­на, а родители. Главной целью образования стало воспитание хо­рошего хозяина, наследника, способного сохранять и умножать накопленное родителями имущество как основу семейного благо­состояния.

Однако уже мыслители древности осознавали, что материаль­ное благополучие отдельных граждан и семей зависит от могуще­ства государства. Последнее может быть достигнуто не семейны­ми, а общественными формами образования. Так, древнегрече­ский философ Платон, например, считал обязательным для детей правящего класса получение образования в специальных госу­дарственных учреждениях. Его взгляды отражали систему обра­зования, сложившуюся в Древней Спарте. Контроль государства за воспитанием начинался с первых дней жизни ребенка. С семи лет мальчиков отправляли в интернаты, в которых был установ­лен суровый уклад жизни. Главная цель образования состояла в воспитании сильных, выносливых, дисциплинированных и ис­кусных воинов, способных самоотверженно защищать интересы рабовладельцев. Аналогичная система образования существовала и в Древних Афинах.

Нужно отметить, что сила Спарты и Афин во многом была обусловлена сложившимися в них системами образования, кото­рые обеспечивали высокий уровень культуры населения. Суще­ствование наряду с семейным государственных, храмовых и других форм образования было характерным для многих рабовладель­ческих обществ.

Движущей силой развития образования в этот период являлись его внутренние противоречия. Изобретение письменности, мате­матической символики не только произвело переворот в способах накопления, хранения и передачи информации, но и радикально изменило содержание образования и методы обучения. Усвоение учебного материала требовало ежедневных специальных занятий в течение ряда лет. Для организации учения нужны были люди, подготовленные к этому. Таким образом произошло выделение из единого процесса воспроизводства общественной жизни духовно­го воспроизводства — образования, осуществляемого с помощью обучения и воспитания в приспособленных для этих целей учреж­дениях. Это означало и переход от неинституциональной социа­лизации к институциональной.

Крупные школы имелись уже в III в. до н.э., например, в Двуречье и Египте. В них каждый учитель преподавал свой предмет: один — пись­менность, другой — математику, третий — религию и мифологию, чет­вертый — танцы и музыку, пятый — гимнастику и т.д.

Средние века в Западной и Центральной Европе характеризуются утверждением христианской религиозной идеологии. Поэтому школы, как правило, открывались и содержались церковью, преподавание вели монахи и священники. Их главной целью было распространение рели­гии, упрочение влияния церкви в обществе. В наиболее крупных школах наряду с обучением чтению, письму, счету, пению, латыни изучали геометрию, астрономию, музыку, риторику. Готовили такие школы не только служителей церкви, но и образованных людей для светской дея­тельности.

Усложнение общественной жизни и государственного механиз­ма требовало все больше образованных людей. Их подготовкой стали заниматься городские школы, которые были независимы от цер­кви. В XII—XIII вв. в Европе появились университеты, достаточно автономные по отношению к феодалам, церкви и городским ма­гистратам. Они готовили врачей, аптекарей, юристов, нотариу­сов, секретарей и государственных чиновников.

Возросшие социальные потребности в образованных людях привели к отказу от индивидуального обучения и переходу к классно-урочной системе в школах и лекционно-семинарской — в университетах. Применение этих систем обеспечило организа­ционную четкость и упорядоченность образовательного процес­са, позволило передавать информацию одновременно десяткам и сотням людей. Это повысило эффективность образования в де­сятки раз, оно стало значительно доступнее для большинства населения.

Развитие образования в докапиталистическую эпоху было обус­ловлено потребностями торговли, мореплавания, промышленно­сти, но до сравнительно недавнего времени оно не оказывало существенного влияния на производство и экономику. Многие прогрессивные мыслители видели в образовании лишь гуманис­тическую, просветительскую ценность. Положение стало менять­ся по мере того, как крупная машинная индустрия потребовала смены старого способа производства, стереотипов мышления и систем ценностей. Развитие математики, естествознания, меди­цины, географии, астрономии и навигации, инженерного дела, необходимость широкого использования научного знания пришли в противоречие с традиционным, преимущественно гуманитар­ным, содержанием образования, в центре которого было изуче­ние древних языков. Разрешение этого противоречия связано с возникновением реальных училищ и технических школ, высших технических учебных заведений.

Объективные требования производства и борьба трудящихся за демократизацию образования уже в XIX в. привели к тому, что в наиболее развитых странах были приняты законы об обязатель­ном начальном образовании.

Перед Второй мировой войной для успешного овладения ра­бочими специальностями потребовалось уже среднее образование. Это проявилось в увеличении сроков обязательного обучения в школе, расширении школьных программ за счет естественно-на­учных дисциплин, отмене в ряде стран платы за начальное и сред­нее школьное образование. Неполное, а затем полное среднее об­разование становится основным условием воспроизводства рабочей силы.

Вторая половина XX в. характеризуется небывалым охватом детей, молодежи и взрослых различными формами образования. Это период так называемого образовательного взрыва. Такое стало возможным потому, что автоматы, придя на смену механическим машинам, изменили положение человека в производственном процессе. Жизнь поставила вопрос о работнике нового типа, гар­монично сочетающем в своей производственной деятельности функции умственного и физического, распорядительского и ис­полнительского труда, постоянно совершенствующем технологию и организационно-экономические отношения. Образование стало необходимым условием воспроизводства рабочей силы. Человек, не имеющий образовательной подготовки, сегодня фактически лишен возможности получить современную профессию.

Таким образом, выделение образования в специфическую от­расль духовного производства отвечало историческим условиям и имело прогрессивное значение.

Образование как социальное явление — это прежде всего объек­тивная общественная ценность. Нравственный, интеллектуальный, научно-технический, духовно-культурный и экономический по­тенциал любого общества непосредственно зависит от уровня раз­вития образовательной сферы. Однако образование, имея обще­ственную природу и исторический характер, в свою очередь, обу­словлено историческим типом общества, которое реализует эту социальную функцию. Оно отражает задачи социального разви­тия, уровень экономики и культуры в обществе, характер его по­литических и идеологических установок, так как и педагоги и вос­питанники являются субъектами общественных отношений.

Итак, образование как социальное явление — это относительно самостоятельная система, функцией которой являются обучение и воспитание членов общества, ориентированные на овладение опреде­ленными знаниями (прежде всего научными), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых в конечном счете определяется социально-экономическим и политическим строем данного общества и уровнем его материально-технического развития.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 572.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...