Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ГЛАВА 4. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ 2 страница
Исключительно большой вклад в развитие отечественной и мировой психологии внес В. М, Бехтерев. Он является основателем первой в России психофизиологической лаборатории (Казань, 1885), Санк-Петербургской психологической лаборатории (1894), переименованной вскоре в первый в мире человековедческий институт — Психоневрологический институт. Бехтерев является основателем ряда научных обществ и научных журналов. Всемирную известность получили его фундаментальные труды: «Основы учения о функциях мозга», «Объективная психология», «Психика и жизнь», «Внушение и его роль в общественной жизни» и др. В 1922 г. В. М. Бехтерев издает труд «Коллективная рефлексология», в котором представлены проблемы социальной психологии и их объяснение с позиции рефлексологии. Особую роль в утверждении рефлексологии как отрасли знаний сыграла публикация работы В. М. Бехтерева «Основы общей рефлексологии» (1923, 1926). Рефлексология, возникнув в сфере психологии, проникает в педагогику, психиатрию, социологию, военное дело. В дальнейшем в развитие отечественной, советской психологии большой вклад внесли Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Д. Н. Узнадзе, Б. Г. Ананьев, Б. М. Теплов, П. К. Анохин, Б.Ф.Ломов, К.К.Платонов, А. Р.Лурия, А. В. Запорожец, Д.Б.Эльконин, П.Я.Гальперин, Е.С.Кузьмин, Б.Д.Парыгин, Г. М.Андреева и др. Л.С.Выготский (1896—1934) разработал теорию происхождения и развития высших психических функций, с позиции которой он объясняет возникновение сознания человека. Выготский утверждал, что развитие человеческой психики, сознания осуществляется через усвоение общечеловеческого опыта. По мнению Выготского, сознание является динамической смысловой системой, функционирующей в единстве ее эмоциональных, волевых и интеллектуальных компонентов. Фундаментальная идея Выготского — представление об опосредованном характере психической деятельности человека. Особое внимание Выготский уделял второй сигнальной системе как знаковой системе, выступающей орудием формирования психики. По его мнению, психическое отражение действительности чело 49 веком детерминируется социальным опытом людей, закрепленным в слове. Он подчеркивал, что сознание человека в своем развитии обусловлено социальным взаимодействием. Выготский создал новое направление в детской психологии, выдвинув и обосновав концепцию о зонах ближайшего развития ребенка. Л. С. Выготский создает одно из направлений (школу) в отечественной психологии. Его идеи сыграли большую роль в формировании советской теории психического развития (А.Н.Леонтьев) и педагогической психологии (П.Я.Гальперин, Д. Б.Элько-нин, В. В. Давыдов, И. А. Зимняя и др.). Одно из направлений советской психологии возникло в Грузии. Под руководством Д. Н. Узнадзе грузинские психологи успешно разрабатывали проблему установки. В 1979 г. в Тбилиси проходил первый в СССР Международный симпозиум по проблемам бессознательного, на котором школа Узнадзе получила высокую оценку. Относительно самостоятельное направление (школу) создает С.Л.Рубинштейн, осуществлявший в свое время руководство научными исследованиями на кафедре психологии МГУ и в Институте обшей и педагогической психологии. Он произвел систематизацию и концептуализацию категорий психологии в своем фундаментальном труде «Основы общей психологии» (1935, 1940, 1947, 1989), в который вошли передовые достижения отечественной и мировой психологической теории. Одной из центральных идей его работы является деятельностная концепция психики: отражение реального бытия опосредовано конкретной деятельностью человека. При этом СЛ. Рубинштейн показывает, что внешние воздействия проявляют себя через внутренние, психологические факторы: содержание и состояние психики индивида. Рубинштейн утверждал, что психика и деятельность едины и что психика формируется только в деятельности. В работе «Бытие и сознание» (1957) он раскрывает идею психологического детерминизма и показывает, что внешние причины действуют через внутренние условия, среди которых наряду с психическими образами, мышлением, системами операций особую роль играют личностная мотивация, цели и способности индивида. Большой вклад в разработку деятельностного подхода к пониманию и исследованию психики человека внес советский психолог А. Н.Леонтьев (1903— 1979). В его фундаментальных трудах («Проблемы развития психики», 1959; «Деятельность, сознание, личность», 1975) раскрывается психологическая структура деятельности, показано взаимодействие ее основных компонентов: мотивов, целей и условий. В структуре сознания А.Н.Леонтьев выделяет его системообразующие компоненты — систему значений и смыслов. Иерархию мотивационно-смысловых образований Леонтьев рассматривает как базовое структурное образование лич- 50 \ ности. Им была разработана теория, названная психологической теорией деятельности. С. Л. Рубинштейн и А. Н.Леонтьев сыграли большую организаторскую роль в создании отделения и факультета психологии (1964) в Московском государственном университете. Аналогичную роль в создании факультета психологии в Ленинградском государственном университете (1964) сыграл Б.Г.Ананьев (1907—1972). Его заслуга и в том, что под его руководством подготовлена плеяда известных в нашей стране ученых — создана ленинградская психолого-педагогическая школа. Он внес большой вклад в разработку интегральных проблем человекознания, вопросов педагогической психологии, восприятия и др. Особое внимание к развитию отечественной психологии и подготовке психологов проявляется в поствоенный период. Наряду с факультетами психологии в Московском и Ленинградском университетах в 1964 г. факультеты психологии открывают в Тбилисском, а позже в Ярославском и других университетах. Начинается преподавание психологии в юридических вузах, во всех высших военных учебных заведениях, организуются кафедры психологии, юридической психологии, военной психологии. В Институте философии АН СССР создается сектор психологии, в 1971 г. — Институт психологии АН СССР, директором которого становится один из ведущих советских психологов Б. Ф.Ломов. В трудах согрудников этих институтов СЛ. Рубинштейна, Б. М.Тепло-ва, Б.Г.Ананьева, А.Н.Леонтьева, А.А.Смирнова, В.Н.Мясище-ва, К.А.Абдульхановой-Славской, Б.Ф.Ломова, Е.В.Шороховой, А. В. Брушлинского, К. К. Платонова и др. решаются задачи разработки теоретико-методологических основ психологии и разрабатывается система методологических принципов психологии, определяется предмет психологии как самостоятельной научной дисциплины. Проблемы психологии активно обсуждаются на страницах журналов «Вопросы психологии» (издавался с 1955 г.), «Вестник МГУ», «Вопросы философии» и др. С 1980 г. выходит в свет «Психологический журнал». Активизируются исследования в области теории сознания, его взаимосвязи с подсознанием. С начала 60-х годов активно разрабатываются теоретические и Прикладные проблемы социальной психологии, проводятся исследования по инженерной психологии, психологии обучения и воспитания, судебной психологии, военной психологии. В ряде сфер жизнедеятельности людей разрабатываются и используются методики и процедуры профессионального психологического отбора (военное дело, спорт, авиация и др.). Начинает формироваться психологическая служба в сфере народного образования, спорта, производства, военного дела, транспорта, здравоохранения, семьи и брака и т.д. 51 Психология становится неотъемлемым элементом культуры нашего общества. Значительный вклад в разработку отдельных отраслей и проблем психологии внесли А. В. Запорожец и Д.Б.Эльконин (заложили основы детской психологии), В.В.Давыдов, П.Я.Гальперин, И. А. Зимняя (педагогическая психология), В.С.Мухина (возрастная психология), А.В.Петровский, Е. С. Кузьмин, Б.Д. Парыгин, Г.М.Андреева (социальная психология), А. В. Барабанщиков, Н.Ф.Феденко, М.И.Дьяченко, А. Д. Глоточкин, А. М.Столяренко (военная психология), Б.Ф.Ломов, Б.Л.По-номаренко, А.А.Крылов (инженерная психология), Б.Г.Ананьев, А.Г.Ковалев, А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, В.Н.Мясищев, К.К.Платонов (теория личности в психологии), Б.М.Теплов (психология способностей), Н.Д.Левитов (психические состояния) и др. Вопросы и задания для самостоятельной работы 1. Раскройте особенности первых обыденных представлений людей о душе. 2. С чем связано возникновение учений о душе в VI в. до н. э.? 3. Покажите вклад древнегреческих мыслителей в учение о душе. 4. Раскройте роль, которую сыграли врачи древнего мира в развитии материалистических представлений о психике. 5. В чем состоит особенность церковно-богословной концепции души? 6. Покажите особенности механистических представлений о психике. Каковы их истоки? 7. В чем состоят особенности развития представлений о душе, Психике в XVII в.? 8. Раскройте особенности развития учений о психике в XVIII в. 9. С чем связано возникновение психологии как научной отрасли знаний? 10. Покажите вклад открытий в области физиологии человека и нервной системы в становление психологии как науки. 11. Раскройте особенности становления экспериментальной психологии. 12. Проанализируйте особенности развития в конце XIX — начале XX в. 13. Раскройте особенности становления психологии в России. 14. Покажите вклад отечественных физиологов в развитие психологической теории. 15. Раскройте особенности развития отечественной психологии в постреволюционный период. 16. Дайте характеристику основных школ западной психологии. 17. Проанализируйте особенности основных школ отечественной психологии. 18. В чем состоят особенности современного этапа в развитии отечественной психологии? 52 психология личности ГЛАВА 5. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ. ФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ, ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ Проблема личности — одна из центральных в психологии. Ведущей она является и для других гуманитарных, антропологических наук: философии, педагогики, юриспруденции, социологии, медицины, экономики и т. д. Все эти науки опираются на общее, сложившееся в теории понимание личности как явления, делая акцент при этом на своем аспекте ее изучения. Так, например, педагогику личность интересует как объект и субъект педагогического процесса, обучения, воспитания и развития. Философия делает акцент на выявление сущности личности и ее роли в общественном развитии, в социальном прогрессе. Экономика изучает личность как субъект производства, распределения и потребления материальных и духовных ценностей, благ. Юриспруденция рассматривает личность как носителя правового сознания, правовых норм, правил, ценностей, как субъекта правовых отношений, действий, поведения. Психологию личность интересует с точки зрения ее внутреннего строения, архитектоники, закономерностей возникновения, формирования, развития, особенностей социально-психологических проявлений, роли в этом природных, биологических (наследственных), социальных и других обстоятельств. Одна из центральных проблем в психологии личности — выявление психологических механизмов ее функционирования, проявлений, регуляции жизнедеятельности человека. В исследовании проблем личности психология занимает одну из ведущих, определяющих позиций. Данные психологии вносят существенный вклад в коррекцию или подтверждение философских взглядов на понимание сути личности и ее роли в общественном развитии. Разработки психологией проблем личности являются основополагающими в решении своих аспектов личности Другими гуманитарными, антропологическими науками, и прежде всего такими, как педагогические, юридические, социологические, политологические, экономические, медицинские. Понимание личности тесно связано с осмыслением таких категорий, как человек, индивид, индивидуальность, субъект, субъект-ность. Человек — понятие видовое и включает в себя две взаимосвязанные системы: биологическую и психическую, духовную. Каждая из этих систем, в свою очередь, состоит из подсистем и отдельных феноменов. В своем физиологическом и психическом 53 развитии человек проходит несколько стадий: младенчество, детство, отрочество, юность, взрослость, старость. Индивид — это отдельный, конкретно взятый человек. Индивидуальность обычно рассматривается как совокупность физиологических и психических особенностей конкретного человека, характеризующих его своеобразие. ' Субъект — это человек в совокупности таких психических характеристик, которые позволяют ему осуществлять пелеполага-ние и соответствующие целям действия, поступки, деятельность и поведение в целом. Субъектность — это способность человека к тому или иному целеполаганию и соответствующей поставленным целям активности. Эти цели могут быть ситуативными, в интересах решения задач текущих дел и более отдаленного характера: на тот или иной отрезок жизни либо на всю жизнь. Очевидно, что чем более отдаленные цели, социально значимые и адекватные своим возможностям, человек ставит и осуществляет действия по их достижению, тем более развита и социальна, социализирована личность, тем выше уровень ее субъектности. Под личностью в отечественной психологии понимают сложное, системное, многоуровневое, иерархически организованное, разноплановое, полисодержательное, прижизненно сложившееся, сформировавшееся психическое образование человека, в котором он выступает не только как объект и продукт, результат педагогических и других воздействий, но и как сознательный субъект познания и активного преобразования действительности. « Личность — это конкретный человек в совокупности тех духовных, психических особенностей, качеств, которые характеризуют его как объекта (продукт, результат) общественного (и другого) развития и как субъекта преобразования действительности на основе ее познания и отношения к ней. Личность — это конкретный человек как носитель сознания (К.К.Платонов) и самосознания. Сознание личности имеет общественно-исторический характер. Самосознание — это высший уровень развития сознания человека, основа формирования его умственной активности и самостоятельности личности в ее суждениях, оценках, отношениях, действиях и поступках. Самосознание — это осознание личностью своих возможностей в конкретных условиях жизни и деятельности. Jlo мере того как у человека формируются и развиваются сознание, осознание и понимание смысла окружающей его действительности, себя в реальном мире, смысла своего существования, складывается и развивается личность. Хотя личность несет в себе не только сознание, осознаваемое, но и огромный пласт не 54 осознаваемых психических реалий, феноменов: инстинктов, привычек, установок, влечений, стереотипов и т. п. Человек не рождается личностью, он ею становится в процессе взаимодействия с социальной и природной средой, с материальными и духовными обстоятельствами его жизни и деятельности. В процессе этого взаимодействия человек и формируется, и раскрывается, и проявляет себя как личность. Ведущую роль в формировании личности играют социальные обстоятельства, к числу которых относятся прежде всего следующие: макросоциосреда — общественный строй, государственное устройство, уровень развития общества и его возможности для обеспечения жизни и деятельности людей, особенности идеологического и другого воздействия на них средств массовой информации, пропаганды, агитации, социально-политическая, этническая, религиозная обстановка в обществе, место, вес, роль страны в системах международных связей и отношений и т. д.; микросоциосреда — это среда непосредственного контактного взаимодействия человека: семья, дружеская компания, школьный класс, студенческая группа, производственный, трудовой коллектив, другие ситуативные и относительно длительные взаимосвязи человека с социальной средой; воспитание — специально организованный процесс формирования и развития человека, прежде всего его духовной сферы. Выделяют воспитание семейное, в дошкольных детских учреждениях, школьное, вузовское, производственное, трудовое, нравственное, эстетическое, политическое, правовое, экологическое, профессиональное, физическое и другое воспитание; деятельность — игра, учебная, производственно-трудовая, научная. В процессе деятельности, включаясь в разнообразные ее виды, социальные связи и отношения, человек овладевает социальным опытом и наращивает его, развивает свой творческий и физический потенциал, волю, характер, умения и навыки предметно-практических действий, поведения; социальное взаимодействие во всем многообразии его разновидностей, и прежде всего общение с другими людьми. На психическое (и биологическое также) развитие человека оказывают влияние и искусственная среда его обитания, современная техника, технологии ее производства и эксплуатации, использования, побочные продукты современных производств, та информационно-техническая среда, которая создается современными радио-, теле- и другими техническими устройствами. Характер и степень такого воздействия на человека не полно и в отдельных сферах лишь частично изучен. (См., например: Дичее Т. Легализованный сатанизм и психотронное рабство // Молодая гвардия. - 1993. — № 10.) 55 Наряду с социальными обстоятельствами исключительно большую роль в формировании и развитии личности, психики в целом, ее отдельных функций играют биологический фактор, физиологические особенности человека, и в первую очередь особенности обших и специфических типов ВНД, своеобразие морфологии мозга, развития его отдельных функциональных структур, наличие тех или иных нарушений, аномалий в работе мозга, его отделов. На психическом развитии человека сказывается и своеобразие функционирования его отдельных физиологических систем, состояние организма в целом. Связи между психическим развитием человека и состоянием его организма неоднозначны. При определенной системе воспитания и соответствующей активизации мотивационной сферы человека он может компенсировать те или иные недостатки в развитии и строении организма воспитанием воли, развитием интеллекта, физических качеств, самооценки, ценностей и других личностных образований. Психическое развитие человека зависит также и от природных факторов: климатических, географических, геофизических, космических и других условий жизни и деятельности человека. Неоднозначные, но обычно разрушительные воздействия на психику и физиологию людей оказывают природные катаклизмы и бедствия: землетрясения, наводнения, пожары, озоновые дыры в атмосфере, общее потепление планеты под влиянием так называемого парникового эффекта, возникшего в результате производственной и другой экологически разрушительной деятельности людей. Одним из наименее изученных и все более привлекающих внимание исследователей факторов формирования и развития личности выступает ноосфера как особое состояние информационно-энергетической среды Земли. Источники ноосферы имеют как планетарное, так и космическое основание. Ноосфера оказывает воздействиие на духовное состояние каждого живущего на Земле человека. Особую роль в формировании и развитии личности, ее отдельных сфер и функциональных структур играет она сама как одно из важнейших условий проявления всех внешних и внутренних воздействий на человека. При этом чем более развита личность, ее основные регулятивные структуры (системы ценностей, потребности, интересы, цели, уровень и характер самооценки, умения, навыки, установки и т.д.), тем более заметную роль она играет в коррекции особенностей влияния на нее факторов формирования и развития. В целом личность как системное психическое образование человека выступает результатом сложного взаимодействия названных и других факторов и обстоятельств, которые представлены в ней, составляя ее содержательное наполнение и системно-структурное оформление. При этом и социальные, и биологические, и 56 природные факторы своим содержанием не прямо перенесены в личность, а представлены в ней как бы в снятом виде (А. Н.Леонтьев), как отраженные в виде образов, представлений, понимания смысла, интересов и т.п. Определяющую роль в формировании личностных структур у человека играют социальная среда, культурологические факторы, совокупность их воздействий. Схема 7 Факторы формирования и развития личности .Субъект Объект Индивидуально-психологические особенности человека Личность — это сложный и системный феномен прежде всего общественного развития. Человек как личность предстает в совокупности духовных качеств, особенностей, в которых он становится носителем тех или иных социальных ценностей (профессиональных, нравственных, политических, этнических, эстетических, правовых, экологических и др.), позиций, оценочных суждений и отношений, а также как активно действующий субъект 57 познания и преобразования окружающей его действительности и самого себя. При этом важно отметить, что субъектность выступает ведущей и определяющей стороной личности. Именно по мере того как у ребенка складывается и развивается избирательность его отношений с окружающей действительностью, а затем и осознанная постановка целей поведения и деятельности, субъектность, он складывается и развивается как личность. Особую роль в формировании и становлении личности, ее отдельных структур играют общение, другие виды взаимодействия человека с непосредственным социальным окружением и деятельность. Вначале через общение с родителями, другими людьми, а затем и через разнообразные виды совместной с ними деятельности человек усваивает социальный опыт, овладевает нормами, правилами, способами поведения и деятельности, отдельных действий — происходит социализация личности, формируется и развивается ее субъектность. Социализация личности — это процесс овладения человеком социальными и социально-психологическими нормами, правилами, функциями, ценностями, общественным опытом в целом. Это непрерывный процесс становления и развития личности через освоение человеком материальной и духовной культуры, социальных и личностных отношений, характерных для конкретных условий его жизни и деятельности. Социализация личности осуществляется через взаимодействие ее со средой, в ходе которого человек не только овладевает социальным опытом, но и наращивает его, производит соответствующие изменения в социальной и природной среде. Процесс сёциа-лизации личности имеет две взаимосвязанные стороны. С одной стороны, человек присваивает социальный опыт, происходит его интериоризация, субъективация объективности. С другой — проявляется индивидуальность человека, осуществляются экстерио-ризация и объективация субъективности в его делах, поступках, в их результатах. Личность формируется и развивается под воздействием совокупности всех факторов и обстоятельств ее жизни и деятельности, а также при ее непосредственном участии в этом. Социализация личности, ее становление, становление человека как носителя духовных и материальных ценностей, норм, правил, отношений, возникновение и развитие субъектное™ происходят под влиянием социальных обстоятельств. Процесс социализации личности — основной, ведущий и определяющий в появлении, формировании и развитии личности. Именно в процессе социализации у личности возникают соответствующие отношения к социальным фактам и в целом к окружающему миру, избирательность в восприятии и оценке фактов и событий, складывается субъектность: человек начинает активно, 58 избирательно и целенаправленно взаимодействовать со средой, проявлять себя, свой духовный и физический потенциал. В процессе социализации человек оатадевает социальным опытом, начинает понимать смысл окружающего его мира, происходит осознание себя в нем: складываются системы смысловых образований личности. Этот процесс начинается в семье и затем продолжается и наращивается в дошкольных детских учреждениях, школе, вузе, на производстве, через средства массовой информации, самообразование. В системе смысловых образований представлено понимание человеком смысла различных сторон действительности, смысла жизни, собственного существования, перспектив развития мира, земной цивилизации, в целом картины мира и тенденций его развития. Расширение и углубление знаний человека об окружающей его действительности и о себе самом позволяют ему более успешно ориентироваться в жизненно важных для него процессах, адекватнее реагировать на воздействия среды и тем самым повышать защищенность человека от агрессивных и других негативных воздействий среды. Вот почему формирование у специалистов научного мировоззрения, научной картины мира является важнейшим условием их социализации и профессионального становления. При этом не все, в чем человек видит тот или иной смысл, приобретает для него и личностный смысл, становится значимым для удовлетворения тех или иных его потребностей. По мере познания окружающей его действительности, себя самого, смысла жизни и своего существования человек начинает видеть, понимать и личностный смысл, личностную значимость тех или иных сторон, фактов, событий, процессов в этой действительности. Человек все более начинает связывать удовлетворение своих потребностей и интересов с окружающим его миром. Предметы и явления объективной реальности, связанные с потребностями человека и служащие их удовлетворению в данный момент или в перспективе, становятся для него значимыми, приобретают личностный смысл, личностную значимость, ценность. Ценности личности — это отражение и запечатление в психике человека тех или иных сторон предметов и явлений окружающего его мира, которые служат удовлетворению потребностей личности, находят в ней эмоциональный отклик и, таким образом, приобретают то или иное личностное значение. Система ценностных образований личности — более сложные по сравнению со смысловыми конструктами психические структуры. В них наряду с пониманием смысла социальной, природной и технической среды жизнедеятельности человека содержатся и его отношения, оценочные суждения, потребностно детерминированные позиции. При этом те или иные внешние события, обстоятельства могут иметь для человека ситуативно, кратковременно 59 либо постоянно и длительно как позитивное, так и негативное значение, как положительный, так и отрицательный личностный смысл: добро—зло, красиво—безобразно, хорошо—плохо, полезно—вредно, возвышенно—низменно, нужно—не нужно и т.д. Очевидно, что при взаимодействии человека с окружающим его миром понимание смысла происходящих в нем событий, процессов и явлений помогает ставить адекватные возможностям человека цели, а степень значимости для личности этих целей соответствующим образом активизирует энергию и стремление человека, создает мотивацию достижения поставленных целей, побуждает к действию по реализации этих целей. В целом профессиональное становление личности невозможно без формирования широкой и разносторонней системы смысловых и ценностных образований, и прежде всего связанных с профессиональной и близкими с ней сферами жизнедеятельности. Социализация, становление и развитие личности специалиста включает три взаимосвязанных процесса: 1) общую социализацию как становление личности гражданина, усвоение и овладение человеком системой общественных норм, правил, ценностей нравственного, эстетического, политического, правового, религиозного и другого содержательного характера; 2) профессионально-ролевую социализацию личности как овладение человеком профессиональными ролевыми функциями, ценностями, нормами, отношениями и т.п.; 3) профессионализацию как ту или иную степень овладения человеком профессиональной деятельностью, специальностью, профессиональным мастерством. Профессионально-ролевая социализация и профессионализация личности в совокупности составляют частную, специальную, профессиональную социализацию личности. Становление и развитие личности связано с формированием различных «Я»-образов личности: «Я»-физическое, «Я»-физиоло-гическое, «Я»-сексуальное, «Я»-социальное, «Я»-деятельностное, «Я»-нравственное, «Я»-профессиональное, «Я»-семейное и т.д. Система «Я»-образов личности в совокупности с содержательным их наполнением характеризует «Я»-концепцию личности как относительно устойчивую систему представлений человека о самом себе, на основе которой он строит свои отношения и взаимодействия с другими людьми и относится к себе. Это достаточно целостный, хотя и не лишенный внутренних противоречий, образ своего «Я». В зависимости от количественной и качественной характеристики «Я»-образов личности говорят о степени сложности «Я»-концеп-ции личности специалиста. По мере становления личности человек все больше перестает быть пассивным продуктом социальных и других обстоятельств и 60 преобразуется в активнодействующий субъект. При этом чем больше субъектности в человеке, тем больше в нем личностного. Субъект-ность является одной из атрибутивных характеристик личности. Другой атрибутивной характеристикой личности выступает активность. Личность — не пассивный продукт социальных и других обстоятельств. Активность личности выражается в отношениях человека к тому, что он делает и что происходит с ним, в жизненной позиции, которую он занимает, в целях и мотивах его поведения и деятельности, способах действий. Характер активности личности проявляется в тех социальных и социально-психологических ролевых функциях, которые она выполняет, в ее самоутверждении в поведении и деятельности. Важно обратить внимание на то, что внутренние условия деятельности личности, психику человека в целом не следует понимать пассивно преломляющим внешние воздействия устройством. Происходит активное и целенаправленное, потребностно-детерминированное взаимодействие личности с объективными обстоятельствами, преобразование их в деятельности, причем изменяется как объект (окружающий мир), так и субъект, сама личность. При этом, как принято считать в отечественной психологии, личность характеризуется прежде всего тем, что, как, почему и во имя чего она делает что-то, реализует, проявляет и утверждает себя. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 250. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |