Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Образование как педагогический процесс. Понятийный аппарат педагогики




Становление любой области научного знания связано с разви­тием понятий, которые, с одной стороны, указывают на опреде­ленный класс сущностно единых явлений, а с другой — констру­ируют предмет данной науки. В понятийном аппарате конкретной, науки можно выделить одно, центральное понятие, которое обо­значает всю изучаемую область и отличает ее от предметных обла­стей других наук. Остальные понятия аппарата той или иной на­уки, в свою очередь, отражают дифференциацию исходного, стерж­невого понятия.

Для педагогики роль такого стержневого понятия выполняет «педагогический процесс». Оно, с одной стороны, обозначает весь комплекс явлений, которые изучаются педагогикой, а с другой — выражает сущность этих явлений. Анализ понятия «педагогиче­ский процесс» поэтому выявляет существенные черты явлений образования как педагогического процесса в отличие от других родственных ему явлений.

В своем первом приближении к определению педагогический процесс — это движение от целей образования к его результатам путем обеспечения единства обучения и воспитания. Сущностной характеристикой педагогического процесса поэтому являются це­лостность как внутреннее единство его компонентов, относитель­ная их автономность.

Педагогический процесс как целостность может быть рассмот­рен с позиций системного подхода, который позволяет увидеть в нем прежде всего педагогическую систему (Ю. К. Бабанский). В пе­дагогической литературе и образовательной практике понятие «си­стема» употребляется часто безотносительно к его реальному, ис­тинному содержанию. Нередко это понятие персонифицируется (например, система Макаренко, система Сухомлинского и т.п.), иногда соотносится с тем или иным уровнем образования (систе­ма дошкольного, школьного, профессионально-технического, высшего образования и т.п.) или даже с образовательной дея­тельностью конкретного учебного заведения. Однако понятие «пе­дагогическая система» выходит за рамки узко понимаемой персо-нализации (Б. Г. Гершунский). Дело в том, что при всем своеобра­зии, неповторимости и многочисленности педагогических систем они подчиняются общему закону организационного строения и функционирования системы как процесса.

В этой связи под педагогической системой нужно понимать мно­жество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных общей образовательной целью развития личности и функционирую­щих в целостном педагогическом процессе. Структурные компонен­ты педагогической системы в своей основе адекватны компонен­там педагогического процесса, рассматриваемого тоже как система.

Педагогический процесс с этой точки зрения представляет со­бой специально организованное взаимодействие педагогов и воспи­танников (педагогическое взаимодействие) по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания (педа­гогических средств) с целью решения задач образования, направлен­ных на удовлетворение как потребностей общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии.

Любой процесс есть последовательная смена одного состояния другим. В педагогическом процессе она есть результат педагоги­ческого взаимодействия. Именно поэтому педагогическое взаимо­действие составляет сущностную характеристику педагогического процесса. Оно, в отличие от любого другого взаимодействия, пред­ставляет собой преднамеренный контакт (длительный или времен­ный) педагога и воспитанников, следствием которого являются вза­имные изменения в их поведении, деятельности и отношениях.

Педагогическое взаимодействие включает в себя в единстве педагогическое влияние, его активное восприятие и усвоение вос­питанником и собственную активность последнего, проявляющу­юся в ответных непосредственных или опосредованных влияниях на педагога и на самого себя (самовоспитание). Понятие «педаго­гическое взаимодействие» поэтому шире, чем «педагогическое воздействие», «педагогическое влияние» и даже «педагогическое отношение», которое является следствием взаимодействия педа­гогов и воспитуемых (Ю. К. Бабанский).

Такое понимание педагогического взаимодействия позволяет выделить в структуре как педагогического процесса, так и педаго­гической системы два важнейших компонента: педагогов и вос­питанников, выступающих наиболее активными элементами. Ак­тивность участников педагогического взаимодействия позволяет говорить о них как о субъектах педагогического процесса, влияю­щих на его ход и результаты.

Этот подход противоречит традиционному пониманию педа­гогического процесса как специально организованного, целена­правленного, последовательного, планомерного и всестороннего воздействия на школьника с целью формирования личности с заданными качествами. Традиционный подход отождествляет пе­дагогический процесс с деятельностью педагога, педагогической деятельностью — особым видом социальной (профессиональной) деятельности, направленной на реализацию целей образования: пе­редачу от старших поколений младшим накопленных человече­ством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе. Такой подход закрепляет субъект-объектные отношения в педагогическом процессе.

Представляется, что традиционный подход является следстви­ем некритического, а потому и механистического переноса в пе­дагогику основного постулата теории управления: если есть субъект управления, то должен быть и объект. В результате в пе­дагогике субъект — это педагог, а объектом, естественно, счита­ется ребенок, школьник или даже обучающийся под чьим-то руководством взрослый. Представление о педагогическом про­цессе как субъект-объектном отношении закрепилось вследствие утверждения в системе образования авторитаризма как социаль­ного явления. Но если ученик — это объект, то не педагогичес­кого процесса, а лишь педагогических воздействий, т.е. внеш­ней, направленной на него деятельности. Признавая воспитанника субъектом педагогического процесса, гуманистическая педаго­гика утверждает тем самым приоритет субъект-субъектных отно­шений в его структуре.

Педагогический процесс осуществляется в специально органи­зованных условиях, которые связаны прежде всего с содержанием и технологией педагогического взаимодействия. Таким образом, выделяются еще два компонента педагогического процесса и сис­темы: содержание образования и средства образования (материаль­но-технические и педагогические — формы, методы, приемы).

Взаимосвязи таких компонентов системы, как педагоги и вос­питанники, содержание образования и его средства, порождают реальный педагогический процесс как динамическую систему. Они необходимы и достаточны для возникновения любой педагоги­ческой системы.

Предпосылкой возникновения педагогических систем являет­ся цель образования как совокупность требований общества в сфе­ре духовного воспроизводства, как социальный заказ. В содержа­нии образования она педагогически интерпретируется в связи с учетом, например, возраста воспитанников, уровня их личност­ного развития, развития коллектива и т.д.

Таким образом, цель, будучи выражением заказа общества и интерпретированная в педагогических терминах, выступает в роли системообразующего фактора, а не элемента педагогической систе­мы, т.е. внешней силы по отношению к ней. Педагогическая сис­тема создается с ориентацией на цель. Способами (механизмами) функционирования педагогической системы в педагогическом процессе являются обучение и воспитание. От их педагогической инструментовки зависят те внутренние изменения, которые про­исходят как в самой педагогической системе, так и в ее субъек­тах — педагогах и воспитанниках.

Воспитание — это специально организованная деятельность пе­дагогов и воспитанников для реализации целей образования в услови­ях педагогического процесса. Обучение — специфический способ об­разования, направленный на развитие личности посредством органи­зации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности. Являясь составной частью воспитания, обучение отличается от него степенью регламентированности педагогического процесса нормативными предписаниями как содержательного, так и орга­низационно-технического плана. Например, в процессе обучения должен быть реализован государственный стандарт (уровень) со­держания образования. Обучение также ограничено временными рамками (учебный год, урок и т.п.), требует определенных техни­ческих и наглядных средств обучения, электронных и словесно-знаковых средств информации (учебники, компьютеры и др.).

Воспитание и обучение как способы осуществления педаго­гического процесса характеризуют, таким образом, технологии образования (или педагогические технологии), в которых фик­сируются целесообразные и оптимальные шаги, этапы, ступени достижения выдвинутых целей образования. Педагогическая тех­нология — это последовательная, взаимообусловленная система дей­ствий педагога, связанных с применением той или иной совокупно­сти методов воспитания и обучения и осуществляемых в педагоги­ческом процессе с целью решения различных педагогических задач: структурирования и конкретизации целей педагогического про­цесса; преобразования содержания образования в учебный мате­риал; анализа межпредметных и внутрипредметных связей; вы­бора методов, средств и организационных форм педагогическо­го процесса и т.д.

Именно педагогическая задача является единицей педагогиче­ского процесса, для решения которой на каждом конкретном его этапе организуется педагогическое взаимодействие. Педагогическая деятельность в рамках любой педагогической системы поэтому может быть представлена как взаимосвязанная последовательность решения бесчисленного множества задач разного уровня сложности, в которую неизбежно включены во взаимодействии с педагогами и воспитанники. Педагогическая задача — это материализованная ситуация воспитания и обучения (педагогическая ситуация), ха­рактеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников с оп­ределенной целью. Таким образом, «моменты» педагогического про­цесса прослеживаются от совместного решения одной задачи к другой.

Воспитание и обучение обусловливают качественную характе­ристику образования — результаты педагогического процесса, отражающие степень реализации целей образования. В свою оче­редь, результаты образования как педагогического процесса свя­заны со стратегиями развития образования, ориентированными на перспективу.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 261.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...