Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
На что похожа фигурка? (И. Барташникова, А. Барташников)
Цель: развитие речи; творческого воображения; умения создавать несколько образов и выбирать из них самый оригинальный; умения выделять различные признаки предмета.
Нарушение: СДВГ, ЗПР. Возраст: 5—6 лет. Количество играющих: любое. Необходимые приспособления: изображения абстрактных фигур, напоминающие одновременно несколько предметов. ( Описание игры: ребенку показывают заранее подготовленные картинки, а он должен сказать, что бы это могло быть. Когда, по его мнению, он назовет все, можно попросить рассказать подробнее об этих предметах. Комментарий: начать игру взрослый может с демонстрации, обязательно объясняя при этом, почему тот или иной рисунок похож на предмет. Может возникнуть ситуация, когда у ребенка нет версий. Тогда можно предложить ему посмотреть на изображение под другим углом, повертеть картинку в руках, закрыть какую-то часть рисунка и т. д. Можно также попросить ребенка представить какую-то фигурку сверху и снизу: например, если смотреть на два кружочка (один в другом) снизу, то это будет гриб, а если сверху — то бублик. Поощряются все версии, причем особенно нужно отметить оригинальные. Задание можно усложнить, предложив совершенно абстрактные рисунки, на которых, даже по вашему мнению, невозможно увидеть что-то определенное. Если ребенок сможет увидеть на них предметы, это свидетельствует о высокой степени развития творческого воображения. Другим вариантом игры может быть создание таких рисунков самим ребенком, а потом пусть он сам предложит взрослым (или другим детям) отгадать, что на них изображено. В конце игры нужно обязательно спросить ребенка, какой предмет показался ему самым интересным и почему. Город (И. Томашпольская) Цель: формирование представления о классификации по двум признакам. Нарушение: РДА, ЗПР. Возраст: 3-4 года. Количество играющих: 4-5 человек. Необходимые приспособления: игровые поля, наборы геометрических разноцветных фигур — по количеству играющих. Описание игры: дети на игровых полях строят город, размещая фигуры-домики в соответствии с названиями улиц и проспектов. Карту можно нарисовать вместе с детьми для более четкого понимания, что на Красноквадратной улице, например, будут только квадратные красные дома (классификация по двум признакам). Волшебные кляксы Цель: развитие творческого воображения, мышления, речи. Нарушение: СДВГ, ЗПР. Возраст: 4-5 лет. Количество играющих: любое. Необходимые приспособления: изображения клякс. Описание игры: ребенку предлагается несколько изображений клякс. Он должен внимательно рассмотреть их и сказать, на что они похожи, постаравшись назвать как можно больше версий. Затем сам ребенок должен назвать самую интересную, на его взгляд, версию и объяснить, почему он так думает. Комментарий: хорошо, если игре предшествует подготовительная работа, проведенная вместе с детьми — по созданию клякс. Это очень увлекательное занятие, при котором вхождение в игру произойдет очень органично. Если в игре принимает участие несколько детей, то они должны называть версии по очереди. Нужно следить, чтобы версии были правдоподобными и действительно имели сходство с называемыми предметами. Когда все выскажутся, нужно попросить детей выбрать самую оригинальную идею и объяснить, почему они так считают. Выигрывает ребенок, назвавший больше всех версии или предложивший самую интересную версию. При ответе замечайте, какие образы возникают у детей: целостные или основанные на какой-то одной детали, подвижные или нет, важна ли для детей форма и цвет. Если дети оценивают все эти качества, это хорошо, если нет — подскажите им, покажите на примере, что в этой кляксе можно увидеть и что-то еще. Дотронься до... Цель: развитие внимания, быстроты реакции, закрепление знаний об эталонах цвета. Нарушение: СДВГ, ЗПР. Возраст: старше 5-ти лет. Количество играющих: группа детей. Описание игры: выбирают ведущего. Ведущий кричит: «Дотронься до... (и называет какой-нибудь цвет)», — а затем дети должны как можно быстрее найти в одежде друг друга этот цвет и дотронуться до него. Тот, кто не успел, становится ведущим. Взрослый следит, чтобы все дети принимали участие в игре. Комментарий: после того как дети найдут источник нужного цвета, взрослый командой «Замри!» оставляет их на одном месте и проверяет правильность выполнения задания.. Художник Цель: развитие речи, памяти и наблюдательности. Нарушение: СДВГ, застенчивость/тревожность, ЗПР. Возраст: 4-5 лет. Количество играющих: два и более. Описание игры: ребенок представляет, что он художник. Его задача — внимательно рассмотреть того, кого он будет рисовать, а потом отвернуться и описать его словами. Другие дети по описанию должны догадаться, о ком идет речь. Комментарий: в процессе игры обращается внимание детей на правильное использование терминов (например глаза карие, а не коричневые, волосы — каштановые и т. д.). «Портрет» должен касаться только внешних особенностей того или иного ребенка. Узнай и назови Цель: развитие речи, тактильной чувствительности. Нарушение: РДА, ЗПР, СДВГ. Возраст: 4-5 лет. Количество играющих: группа детей. Необходимые приспособления: различные мелкие предметы по количеству играющих, поднос, повязки на каждого ребенка. Описание игры: детей рассаживают по кругу и завязывают им глаза. Затем взрослый (или выбранный ведущий) раздает каждому ребенку предметы-сюрпризы. Дети ощупывают их. Ведущий собирает предметы на поднос, дети снимают повязки с глаз и разглядывают предметы, они должны найти свой предмет и назвать его. Комментарий: время на обследование предметов может быть произвольным. Если же время ограничить, это сделает игру более интенсивной. Эта игра полезна для всех детей, но особенно эффективна в работе с расторможенными. Сочиним историю Цель: развитие речи, воображения, умения работать в группе. Нарушение: СДВГ, застенчивость/тревожность, ЗПР. Возраст: старше 5-ти лет. Количество играющих: группа детей. Описание игры: взрослый начинает историю: «Жили- были...» — далее придумывают дети. Каждый участник игры говорит по предложению. Роль ведущего состоит в том, чтобы направить рассказ по нужному сценарию, сделать его более осмысленным. Комментарий: начало может быть любым, например: «В одном большом (маленьком) сказочном (волшебном) городе (лесу)...», «За тридевять морей...» и т. д. Перед началом игры важно настроить детей на фантазирование, включение героев из разных сказок и т. д. В конце игры ведущий целиком пересказывает полу чившуюся историю. Повторяй за мной Цель: развитие внимания, моторной координации. Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность, ЗПР. Возраст: 4—5 лет. Количество играющих: два и более. Описание игры: выбирается ведущий. Он говорит какую-нибудь считалку и одновременно ритмично совершает повторяющиеся движения: хлопает себя по коленям, поднимает руки, кивает. Дети должны точно повторить движения. В какой-то момент ведущий меняет порядок движений. Ребенок, который вовремя не заметил этого, выбывает из игры, а ни разу не ошибшийся становится ведущим. Комментарий: считалки с детьми нужно разучить заранее. Игра всегда проходит весело, дети играют увлеченно. Смена ведущего может быть также оговорена заранее. Например, после трех считалок выбирается новый. Карлики и великаны Цель: развитие внимания. Нарушение: СДВГ, ЗПР. Возраст: 3—4 года. Количество играющих: два и более. Описание игры: сначала выбирается ведущий. Он по- дает команды и вместе со всеми их выполняет. При слове «карлики» дети должны присесть, а услышав: «Великаны!» — встать. Время между командами можно увеличивать или уменьшать по договоренности. Комментарий: ведущий может «ошибаться», путая слова и действия. Нельзя давать следующую команду, пока предыдущую выполнили не все дети. Кто наблюдательнее Цель: развитие восприятия формы. Нарушение: РДА, ЗПР. Возраст: 4—5 лет. Количество играющих: один или более. Описание игры: ребенку за одну минуту предлагается назвать пять предметов — круглых, прямоугольных, квадратных, овальных. Повторять предметы нельзя. Если игра проходит в группе, то ребенок, не сумевший назвать предметы за минуту, выбывает. Комментарий: если в игре участвуют дети младшего дошкольного возраста, то перед началом игры лучше повторить с ними геометрические фигуры, показать и назвать их. Естественно, этих детей ограничивать временными рамками не рекомендуется. Подарки Цель: развитие воображения, коммуникативных навыков, моторики. Нарушение: СДВГ, застенчивость/тревожность. Возраст: 5—6 лет. Количество играющих: группа детей. Описание игры: дети становятся в круг, а ведущий (взрослый) предлагает каждому придумать подарок для соседа справа (это могут быть различные предметы, цветы и т. д.). Нельзя ничего говорить, ребенок должен показать свой подарок жестами, а принимающий подарок — показать этот предмет на картинке или показать, как он будет им пользоваться. Получивший подарок показывает свою пантомиму следующему. Комментарий: остальные дети должны внимательно наблюдать за тем, что происходит. В случае ошибки они должны предложить свои варианты использования подарка. Игра продолжается с того ребенка, который дал правильный ответ. Пользоваться словами может только взрослый. Если подарки однотипны, можно остановить игру и поговорить с детьми о том, что здесь подарком может быть все что угодно. Главное, чтобы это был приятный подарок. Угадай и найди Цель: развитие внимания, восприятия, памяти. Нарушение: застенчивость/тревожность, РДА, ЗПР. Возраст: 3-4 года. Количество играющих: один. Необходимые приспособления: игрушки. Описание игры: взрослый рассказывает ребенку о какой-либо игрушке. Ребенок задает вопросы, если он еще не понял, о чем идет речь, а затем он должен найти игрушку в комнате. Комментарий: игра может происходить по схеме «ребенок — ребенок», т. е. взрослый в игре может не участвовать. При описании той или иной игрушки начинать лучше со второстепенных деталей или косвенных признаков. Например, можно сказать, что с этой игрушкой больше любят играть девочки, и т. д. Что слышно? Цель: развитие умения сосредотачиваться, соотносить звуки и действия. Нарушение: СДВГ, РДА, ЗПР. Возраст: 3-4 года. Количество играющих: один или несколько.. Описание игры: взрослый предлагает ребенку послушать и запомнить, что происходит за дверью. Потом ребенок должен рассказать, что он слышал. После этого так же обращают внимание на окно, затем снова на дверь. Впоследствии ребенок должен точно рассказать, что за чем происходило за окном и за дверью. Комментарий: взрослый сам должен сосредоточиться на звуках, чтобы помочь детям в случае затруднений или исправить в случае ошибок. Можно усложнить задачу, если предложить детям вести рассказ по очереди. Четыре стихии Цель: развитие внимания. Нарушение: СДВГ, агрессивность, ЗПР. Возраст: 4—5 лет. Количество играющих: группа детей. Описание игры: дети садятся в круг. Ведущий предлагает им при слове «земля» опустить руки вниз, при слове «вода» — вытянуть вперед, при слове «воздух» — поднять вверх, при слове «огонь» — вращать кистями. Ошиб-шийся выходит из игры. Комментарий: взрослый принимает активное участие в игре. После того как дети освоили движения, взрослый может специально сбивать детей, допуская ошибки. Например, сказать: «Воздух!» — а показать движение «земли». Кричалки— шепталки— молчалки(И. Шевцова) Цель: развитие восприятия, произвольности поведения. Нарушение: СДВГ, ЗПР. Возраст: 4-5 лет. Количество играющих: любое. Необходимые приспособления: силуэты ладони, вырезанные из картона красного, желтого и синего цвета. Описание игры: изображения ладоней — это сигналы, которым должны подчиняться дети: красная ладонь — «кричалка», она означает, что можно кричать и бегать; желтая ладонь— «шепталка», она разрешает тихо разговаривать и ходить; синяя — «молчалка», сигнализирует о том, что нужно замереть на месте или лечь и за- молчать. Сигналы подаются без системы, но заканчивать игру необходимо синей ладонью. Комментарий: для детей младшего возраста показ ладошки лучше сопровождать звуковым сигналом. А затем постепенно его убирать. В работе с расторможенными детьми «кричалку» лучше использовать реже, чем «шепталку» или «молчал-ку». В то же время детям замкнутым и малообщительным чаще необходимо предлагать именно «кричалку». Угадай-ка Цель: развитие воображения. Нарушение: РДА, ЗПР. Возраст: 4—5 лет. Количество играющих: один или больше. Необходимые приспособления: мелкие материалы различной формы, размера и фактуры: зерна, семена, бусинки, камешки и т. д., белый лист бумаги. Описание игры: 10-12 различных предметов складывают вместе, перемешивают и бросают с небольшой высоты на бумагу. При падении предметы образуют разнообразные изображения. Дети должны сказать, на что это похоже. Комментарий: дети могут начать просто фантазировать. В этом случае нужно просить их детально описать предлагаемый объект, т. е. если ребенок говорит, что похоже на мордочку собаки, он должен показать, где уши, где нос и т. д. На один бросок может быть придумано несколько предметов. И чем их больше, тем лучше. Узнай предмет Цель: развитие восприятия и тактильной памяти. Нарушение: СДВГ, РДА, ЗПР. Возраст: 4—6 лет. Количество играющих: один или больше. Необходимые приспособления: мешок, разные мелкие предметы — игрушки, катушки, ручки и т. д. Описание игры: ребенку предлагается определить на ощупь, какие вещи находятся в мешке. Если детей несколько, то задание немного другое: ведущий определяет на ощупь предмет и описывает его словами, а остальные дети должны угадать, что это за предмет. Комментарий: необходимо, чтобы ребенок дал как можно более полное описание выбранного предмета. Ему можно помогать вопросами, касающимися размера, формы, материала, предназначения этого предмета. Вместо мешка можно приготовить коробку необходимого размера (например из-под электрочайника) с боковой прорезью круглой формы. А если ее оклеить разными картинками, она станет настоящим украшением детского уголка. Круг, треугольник, квадрат Цель: развитие восприятия цвета, формы и величины. Нарушение: РДА, ЗПР. Возраст: 3—4 года. Количество играющих: один или более. Необходимые приспособления: наборы, состоящие из больших и маленьких кругов, квадратов и треугольников желтого, синего, зеленого и красного цветов. Описание игры: ребенку дают карточки и затем задания: 1) Дай квадрат кукле, треугольник мишке и положи круг в кузов машины. Покажи красный треугольник, синий квадрат, принеси желтый круг из машины. 2) Выбери все круги. Отдельно сложи красные круги, синие круги, зеленые круги. 3) Покажи треугольник. Покажи треугольники: зеленые, синие, желтые, красные. 4) Собери все квадраты. Выбери все желтые и синие квадраты. 5) Собери все большие квадраты, круги, треугольники. 6) Собери все маленькие квадраты, круги, треугольники. 7) Покажи маленькие зеленые и синие треугольники, большие красные и желтые квадраты, большой желтый круг, большой синий квадрат и маленький желтый круг. Комментарий: игра будет малоинтересна, если не придумать привлекательную для детей мотивацию. Например мишке, зайке и кукле подарили игрушки (фишки), а они все перепутали, надо им помочь. Найди игрушку Цель: развитие восприятия, внимания и памяти. Нарушение: СДВГ, РДА, ЗПР. Возраст: 4-5 лет. Количество играющих: два и более. Необходимые приспособления: игрушки. Описание игры: в комнате расставляют игрушки (до 10 штук), затем выбирают ведущего. Ведущий загадывает какую-либо игрушку и начинает ее описывать. Задача других детей — задать вопросы, которые помогут прояснить, что это за игрушка, а затем найти ее. Нашедший становится ведущим и описывает следующую игрушку. Игра продолжается, пока все дети не побывают в роли ведущего. Комментарий: перед началом игры дети должны внимательно рассмотреть все игрушки вместе со взрослым, который в описании обращает внимание на характерные отличия игрушек друг от друга. Немаловажным также является указание на второстепенные малозаметные детали, например бантик у куклы или пуговка на комбине-зончике у мишки. |
||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 399. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |