Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ЗАСТЕНЧИВОСТЬ И ТРЕВОЖНОСТЬ
Особенности застенчивых итревожных детей-дошкольников Эффективность помощи психолога определяется правильным вычленением причин той или иной проблемы. В процессе первичного сбора информации важно понять, что именно мешает человеку жить, взаимодействовать, так как внешние проявления различных проблем могут иметь сходство. Например, застенчивостьи замкнутость.Дети, имеющие такие проблемы, очень болезненно реагируют на какие-либо изменения в их жизни, испытывают страх перед чужими людьми и новой обстановкой. Тем не менее, это различные проблемы. Замкнутый ребенок чаще всего не знает, что надо делать, и не хочет общаться, у него нет потребности в окружающих людях. А застенчивый малыш знает, что надо делать, хочет этого, но не может применить свои знания. Застенчивых детей не видно в группах, они послушны и выполняют просьбу знакомого взрослого. Такие дети часто ведомы более активными сверстниками, подвержены их влиянию. Многие взрослые считают их хорошо воспитанными и послушными, в то время как внутренне ребенок очень скован и испытывает дискомфорт в общении с незнакомыми людьми. Чаще всего взрослые обращаются к специалисту лишь тогда, когда застенчивость очевидно начинает мешать им и самому ребенку: он боится всего, что ему незнакомо, отказывается от общения со сверстниками, постоянно краснеет, когда к нему обращаются. Не отвечает, даже если знает ответ на вопрос, ничего не может делать в присутствии посторонних, старается найти какой-нибудь укромный уголок, начинает сильно заикаться или безостановочно болтать и нести чепуху. Проблема состоит в том, что страх нового, боязнь обратить на себя внимание блокируют развитие и эмоциональной, и интеллектуальной сфер личности ребенка. У таких детей скудная игровая деятельность, так как для них неразрешима даже самая простая житейская задача — подойти к другому, попросить игрушку, договориться о совместной игре. Несмотря на внешнюю бесчувственность, застенчивые дети испытывают такую же бурю эмоций, как и другие дети, не имеющие проблем в развитии. Но они не могут их проявить, отреагировать внешне. Это способствует тому, что дети «кипят» внутри и часто обращают эту негативную энергию на самих себя, что стимулирует развитие аутоагрессивных и невротических проявлений (тики, пощипывания, навязчивые движения и т. д.). Застенчивость опасна тем, что в более старшем возрасте она препятствует налаживанию контактов, достижению успехов в личностной и профессиональной сфере. Можно предположить, что мнение о заниженной самооценке у застенчивых детей является ошибочным. Эк- -спериментальные исследования свидетельствуют, что застенчивые дети оценивают себя достаточно высоко. Проблема в их склонности считать, что другие относятся к ним плохо, гораздо хуже, чем они сами. В этом заключается личностная особенность застенчивых детей: каждое свое действие ребенок проверяет через мнение других, его внимание сосредоточивается в большей степени на том, как его действия оценят взрослые. Тем не менее, часто встречаются застенчивые дети, имеющие авторитарных родителей, возлагающих неоправданно большие надежды на своего ребенка. Таким образом, у ребенка развивается комплекс несоответствия, и он все больше убеждается в своей несостоятельности. Отсюда и отказ от деятельности. Воспитание детей в стиле «Золушки», нарушение личностного взаимодействия между детьми и взрослыми (как родителями, так и педагогами) способствуют выработке у него психологической защиты, заключающейся в том, что ребенок перестает проявлять инициативу в общении и деятельности, ведет себя тихо и незаметно, не делает лишних движений, чтобы не «вызвать огонь на себя». Застенчивость часто встречается у единственных в семье детей, у которых по той или иной причине был ограничен круг общения. Застенчивость встречается и у детей, воспитывающихся в неполных семьях одинокими матерями. Повышенная тревожность таких мам, старающихся постоянно контролировать своих детей, способствует тому, что дети постепенно теряют доверие к миру и окружающим людям. Мать, пережившая обиду и желающая оградить от этого ребенка, представляет малышу окружающих как нехороших и злых. Такая установка, в зависимости от личностных особенностей ребенка, развивает либо агрессивность, либо застенчивость. Поэтому можно считать, что основной причиной болезненной застенчивости детей дошкольного возраста является неадекватный стиль воспитания в семье. Тревожность входит в симптомокомплекс застенчивости. По мнению Е. К. Лютовой и Г. Б. Мониной1, тревожность развивается у детей тогда, когда у них имеется внутренний конфликт, провоцируемый завышенными требованиями взрослых, их желанием поставить ребенка в зависимое от себя положение, отсутствием единой системы требований* наличием тревожности у самих взрослых. Механизм тревожности заключается в том, что ребенок находится в постоянном ожидании неприятностей, проблем и конфликтов, он не ждет ничего хорошего от окружающих. Психологическая помощь застенчивым и тревожным детям Работа психолога непосредственно с застенчивыми детьми должна вестись в нескольких направлениях: — развитие позитивного самовосприятия; — повышение уверенности в себе и своих силах; — развитие доверия к другим; 1 Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб., 2000.
— отреагирование страхов; — снятие телесного напряжения; — развитие умения выражать свои эмоции; — развитие навыков коллективной работы; — развитие навыков самоконтроля. Первый диагностический этап, как и все остальные, должен включать работу и с родителями, и с ребенком, и с педагогами (табл. 13). Основная трудность в работе с застенчивыми детьми заключается в налаживании с ними контакта, развитии доверительных отношений. В этом случае не надо спешить, необходимо, чтобы ребенок привык к психологу. Первое время специалист должен систематически приходить в группу, проводить наблюдения, беседовать с педагогом, проводить игры и участвовать в них. Когда ребенок сможет более или менее свободно контактировать с психологом, можно начинать индивидуальную работу в кабинете. Скорее всего, ребенок не захочет выполнять задания. Тогда можно предложить поиграть, порисовать, т. е. заняться тем, чем он захочет, и по- стараться включить задания в контекст игры или, в крайнем случае, отложить их. В этот период целесообразно использовать проективные методики, включающие беседы по рисункам. Также в индивидуальной работе можно использовать элементы куклотерапии. Постепенно можно включать ребенка в подгрупповую работу — через организацию совместной деятельности, совместных игр. Необходимо выбирать такие поручения или задания, с которыми ребенок наверняка справится. Создание ситуаций успеха будет способствовать развитию уверенности в себе. Необходимо обязательно отметить его успехи, сказав об этом вслух. Но не стоит заострять внимание на малыше, так как это только смутит его. Поэтому помощь ему лучше оказывать косвенно, без нажима. Поручение или свою просьбу можно мотивировать тем, что без его помощи взрослому не справиться. Застенчивые дети гораздо легче вступают в контакт с младшими детьми, чем со сверстниками или взрослыми. Этот момент можно также использовать для развития уверенности ребенка в своих силах, для развития позитивного самовосприятия. Просьба, обращенная к застенчивому ребенку (как и вообще к детям дошкольного возраста), должна содержать конкретные задания. Важно, чтобы она была высказана спокойным, мягким голосом, содержала обращение по имени и сопровождалась ласковым прикосновением. В общении с застенчивыми детьми необходимо исключить громкие резкие интонации, обращения в виде приказов, унизительные или критические высказывания. Главное — это тактичность и терпение. Эффективный способ расширения поведенческого репертуара застенчивого ребенка — это привлечение ассистента из сверстников, который характеризуется высокой коммуникабельностью, доброжелательностью и сумеет вовлечь застенчивого ребенка в игру, в совместную деятельность. Но его тоже необходимо подготовить: провести беседу, проиграть типичные ситуации. Рекомендации родителям Особое внимание нужно уделять консультированию родителей и педагогов. Им важно объяснить особенности ребенка, рассказать о его потенциальных возможностях. Если причина нарушения кроется в дисгармонии семейных отношений, необходимо тактично поговорить об этом с родителями. Рекомендации родителям застенчивого ребенка и педагогам должны включать следующие моменты: 1. Фон общения с ребенком должен быть спокойным и доброжелательным. 2. Необходимо свести до минимума критику и негативные оценки поведения ребенка, а в отношении его личности такие оценки вообще недопустимы. 3. Главный козырь взрослых — это терпение и тактичность. 4. Необходимо развивать у ребенка инициативность и самостоятельность. 5. В быту необходимо стимулировать ребенка к разностороннему общению: обратиться к кому-то с просьбой, отдать что-либо (деньги — продавцу, телеграмму — телеграфистке и т. д.). На первых этапах присутствие и участие знакомого взрослого обязательно. В непосредственной работе с детьми можно использовать следующие приемы и методы: а) обучение способам расслабления; б) проигрывание проблемных ситуаций, являющихся в) подвижные игры для развития коммуникативных г) постановка спектаклей; д) рисование для выявления и отработки страхов; е) использование элементов сказкотерапии, художе- ж) обучение диалоговому общению в сюжетно-роле-вых играх. Психологу важно помочь родителям и педагогам выработать единую стратегию в общении с застенчивым ребенком, научить их навыкам конструктивного общения. Помочь в работе с застенчивыми детьми и их родителями могут следующие книги: 1. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых. СПб. — М., 2002. 2. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб., 2000. 3. Шишова Т. Застенчивый невидимка. М., 1997. 4. Клюева Я. В., Филиппова Ю. В. Общение: дети 5-7 лет. Ярославль, 2001. 5. Луговская А. Если малышу трудно подружиться. М., 2001. § 8. РАННИЙ ДЕТСКИЙ АУТИЗМ (РДА) Особенности детей с РДА До настоящего времени детский аутизм является одним из наиболее спорных вопросов детской психиатрии, несмотря на многочисленные исследования данного феномена. Впервые синдром «раннего детского аутизма» был выделен еще в 1943 г. Л. Каннером. По клиническим признакам аутизм относят к искаженному развитию. Само понятие «ранний детский аутизм» можно рассматривать как «неравномерное развитие психики с нарушением преимущественно социального межличностного восприятия и функции общения»1. И в отечественной, и в зарубежной клинической психологии отсутствует единство мнений по поводу причин возникновения и развития раннего детского аутизма (далее — РДА). Наиболее распространены следующие: Максимова Н. Ю., Милютина Е. Л. Курс лекций по детской патопсихологии. Ростов-на-Дону, 2000. _ генетическая обусловленность; _ органическое поражение мозга; _ нарушение общения матери с ребенком, ее отчуж- Такое разнообразие мнений ученых тормозит решение вопросов своевременной диагностики и дальнейшей коррекции РДА. Тем не менее, достаточно хорошо в специальной литературе описана симптоматика РДА. К типичным проявлениям детского аутизма относят: — постоянный уход ребенка от любых контактов, как со взрослыми, так и со сверстниками; — категорическое желание сохранения постоянства окружающей обстановки; — необоснованный страх перед любыми изменениями или чем-то новым; — отказ от использования речи или своеобразная речь с нарушенной коммуникативной направленностью; — стереотипизация действий; — патологическое фантазирование; — манипулирование руками; — погруженность в мир собственных переживаний; — эмоциональная холодность по отношению к близким, избегание тактильных контактов и контактов глаз. Дети с РДА стремятся оградить свое одиночество и активно сопротивляются попыткам нарушить свое пространство, вплоть до вспышек агрессивности. Для таких детей характерна однообразная внешне, нецелесообразная дви- гательная активность, которая может проявляться в беге по кругу, ритмично повторяющихся прыжках и т. д. Периоды двигательного беспокойства сочетаются с периодами заторможенности, застывания в одной позе. Неожиданно и очень надолго внимание детей с РДА может быть привлечено к какому-либо предмету, с которым дети могут манипулировать часами (переливать воду из чашки в чашку, включать и выключать светильник, открывать и закрывать крышку коробки и т. д.). Уровень развития речи детей разнообразен, но у всех отмечаются ее особенности: — нарушения модуляции голоса, как крайняя бед- — своеобразие тембра голоса: высокий, с нарастанием к концу фразы; — содержание штампов и стереотипных фраз, высокопарность речи; — отсутствие местоимения «Я», т. е. о себе ребенок говорит во втором и третьем лице; — речь для себя (ребенок получает удовольствие от манипулирования словами, их повторения), в отдельных случаях речь может отсутствовать полностью. У многих детей с РДА отмечается страх перед обыч-. ными предметами домашнего обихода, например пылесосом, кофемолкой и т. д. Такие дети во всем стремятся соблюдать определенно установленную последовательность, принимающую форму ритуалов. В настоящее время наиболее распространена классификация, выделенная группой ученых под руководством О. С. Никольской1. Основой для систематизации групп аутичных детей являются способы взаимодействия с окружающим миром и способы защиты, вырабатываемые детьми с РДА(табл. 14). Дети, относящиеся к 1-й и 2-й группе, к контакту не способны, они закрыты для продуктивного взаимодействия. Синдром РДАне относится к широко распространенным, гораздо чаще встречаются дети с отдельными аути-стическими чертами. По статистике, РДА чаще встречается у мальчиков. В связи с размытостью осознания границ своего тела и отсутствием восприятия своего «Я» дети с РДА испы- 1 Никольская О. С, Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок: пути помощи. М., 1997. тывают значительные трудности при формировании навыков самообслуживания. Описанные выше нарушения личности и поведения составляют симптомокомплекс РДА у детей дошкольного возраста. Диагностика РДА Своевременное диагностическое обследование ребенка с РДА является условием для постановки благоприятного прогноза его развития. Однако именно диагностика РДА — одно из малоразработанных направлений деятельности практического психолога. Необходимо помнить, что «аутизм» — это медицинский диагноз, и первичная диагностика должна проводиться медицинскими работниками, цель которых — дифференцировать РДА от других нарушений развития (например, олигофрении, алалии, шизофрении и т. д.). Одним из основных методов диагностики РДА в дошкольном возрасте в арсенале практического психолога является структурированное наблюдение. Предварительно необходимо провести сбор анамнестических сведений об особенностях развития ребенка. Особое внимание необходимо обратить на следующие моменты: 1. Младенчество: — полярность реакций на сенсорные стимулы (с одной стороны, двигательное возбуждение, с другой — полная индифферентность к ним); — легкость возникновения реакции испуга и страха на привычные раздражители; — невыраженность «комплекса оживления» по отношению к близким взрослым и его проявление по отношению к неодушевленным предметам; — нарастание эмоциональной холодности, проявляющееся в отсутствии желания тактильного контакта; — отсутствие интереса к новым игрушкам; — вялость, пассивность; — стереотипные движения рук, пальцев; — раннее появление первых слов (к 7—8 месяцам). 2. Раннее детство: — преобладание интереса к манипулированию пред _ появление негативных реакций на новизну (разви- _ наличие многоречивости наедине с собой и отсут- _ называние себя местоимениями «ты» или «он/она», а других — «я». 3. Дошкольное детство: _ - наличие «странных» интересов (к номерам телефо- нов, дорожным знакам и т. д.); — появление неадекватных страхов по отношению к обычным предметам (лестницам, меху, цветам и т. д.); — наличие речевых штампов, своеобразных акцентов, ударений и т. д.; — фантазирование, полностью поглощающее жизнь ребенка, часто агрессивного характера; — безразличие к оценкам взрослых, отсутствие желания общаться с другими детьми; — наличие чрезмерной жестокости к близким и маленьким детям; — отсутствие интереса к жизни взрослых, потребности участвовать в жизни семьи. Схема, представленная в табл. 15, увеличивает вероятность достоверности диагностики РДА1. Психологическая помощь детям с РДА Одна из главных задач психолога — помочь ребенку с РДА адаптироваться к коллективу с перспективой дальнейшей социализации. Мероприятия в этом направлении должны реализовываться комплексно (с активным участием дефектологов, педагогов) на фоне медикаментозного лечения, назначенного психиатром. Работа всех специалистов должна быть взаимосвязана и определена в индивидуальной программе развития ребенка. В связи с симптоматикой РДА педагогам и психологам необходимо вовлечь ребенка в совместную деятельность, «Школьный психолог» №21, 1999 г.
чему будет способствовать использование разнообразных форм взаимодействия с ребенком-аутистом через обогащение его эмоционального и интеллектуального опыта. Большую трудность будет представлять налаживание кон -такта с таким ребенком. Этому может помочь следование: - если ребенок будет категорически отказываться входить в комнату, не стоит настаивать, достижением будет уже то, что он останется стоять на пороге, _ необходимо предоставить ребенку возможность обследовать помещение комнаты для занятий; - убрать все яркие, крупные, звучащие игрушки; - насколько это возможно, звукоизолировать комнату; - избегать зрительных и тактильных контактов на первых этапах, резких движений; - интонация голоса должна быть тихой, речь – спокойной; - не настаивать на продолжительности выполнения задания в случае отказа. Залог успеха в работе с аутичными детьми - гибкость поведения, умение вовремя сориентироваться и перестроить занятие. Поэтому на первых этапах нецелесообразно четко структурировать их ход. Основное внимание должно быть уделено созданию эмоционально комфортной обстановки. Важно учитывать и такие моменты, как постоянство во времени занятии и одежде специалиста, это поможет ребенку привыкнуть. Анализ поведения ребенка в повседневной жизни позволит выявить стимулы, на которые необходимо опираться в ходе коррекционной работы. Например, если ему нравится манипулировать с кубиками, то в дальнейшем его можно переориентировать на постройку дома, а дальше - и на сюжетную игру в семью. Это поможет также выделить основное ведущее направление развития, которое будет зависеть от актуальных потребностей конкретного ребенка. Это может быть: снятие стра- хов, снижение тревожности, развитие навыков взаимодействия, развитие активного словаря и т. д. Если необходимо способствовать развитию навыков самообслуживания, можно использовать карточки с описанием последовательности действий. Вообще, аутичным детям наиболее доступны схемы, именно на них и необходимо опираться в работе. Такой прием предлагают Е. К. Лютова и Г. Б. Монина1. Для развития ориентировки в своем теле эти авторы предлагают также развесить несколько зеркал на уровне глаз ребенка, кроме того, можно на листе большого формата обвести контур его тела и вместе закрашивать части, проговаривая их название. Для развития тактильных ощущений можно использовать игры типа «Узнай предмет» или «На ощупь», в которых ребенку предлагается угадать на ощупь, что спрятано внутри. Важный момент: каждую игру или упражнение необходимо провести множество раз для закрепления результата. Для снятия тревожности и развития моторной ловкости детям с РДА будут полезны релаксационные упражнения и пальчиковые игры. Хороший терапевтический эффект оказывают также игры с песком и водой. Рекомендации родителям Преодолеть проявления аутизма возможно только с участием в коррекционном процессе родителей. Типичным началом работы будет просветительская деятельность психолога, задача которого — объяснить родителям особенности мировосприятия их ребенка. Их же задача — создать комфортную обстановку ребенку, обеспечить чувство защищенности и уверенности. Не следует принуждать ребенка к выполнению чего-либо, так как настойчивость будет лишь стимулировать сопротивление. Важно 1 Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для родителей. СПб., 2001. придерживаться четкого режима, чтобы предупредить возникновение страхов. Особенно это касается гигиенических процедур, поэтому необходимо стараться избегать возникновения неприятных ощущений. Главное — последовательность, систематичность и постепенность. Таким детям жизненно необходима поддержка близких, похвала должна следовать за каждым, даже минимальным, успехом. Необходимо привлекать детей к помощи по дому: уборке, мытью посуды, приготовлению еды. Полезно держать в доме какое-нибудь животное, о котором ребенок будет заботиться. Такие привычные для большинства людей вещи помогают решить несколько проблем: учат детей взаимодействовать, заботиться о других и о себе, развивают моторику и т. д. Необходимую поддержку надо оказывать и родителям: они должны верить в успех своих действий и усилий, прикладываемых специалистами. В общем виде рекомендации родителям аутичного ребенка могут носить следующий характер: 1. Соблюдать четкий режим жизни ребенка и семьи в целом. 2. Поддерживать эмоционально теплые отношения. 3. При обучении ребенка использовать схемы и модели. 4. Научиться анализировать поведение ребенка с целью определения вербальных и невербальных сигналов об испытываемом им дискомфорте. 5. Повсеместно использовать тактильный контакт, но не настаивать на нем в случае отказа. Не оставлять свои попытки. 6. Опираться на возможности и способности ребенка, использовать их для его развития. 7. Искоренять причину страхов ребенка, продумывать вместе с ним способы победы над страхом. 8. Все новое в жизнь ребенка вводить постепенно, дозирование 9. В моменты вспышек агрессии держать себя в руках. 10. Принимать особенности своего ребенка, искоре- Последнее — одно из важнейших условий, так как принятие — это понимание, открывающее путь к выздоровлению ребенка. § 9. ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР) Особенности детей с ЗПР В русле специальной дошкольной педагогики и психологии задержкой психического развития определяют наиболее распространенное отклонение в психофизическом развитии. Задержка психического развития представляет собой полиморфное нарушение, так как у одной группы детей может страдать работоспособность, у другой — мотивация к познавательной деятельности. Многообразие проявлений ЗПР определяется также глубиной повреждений и/или различной степенью незрелости мозговых структур. Таким образом, по мнению Е. А. Стребелевой1, в определении «задержка психического развития» «...отражаются как биологические, так и социальные факторы возникновения и развертывания такого состояния, при котором затруднено полноценное развитие здорового организма, задерживается становление личности развитого индивидуума и неоднозначно складывается формирование социально зрелой личности». Н. Ю. Максимова и Е. Л. Милютина2 предлагают рассматривать ЗПР как «...замедление развития психи-си ребенка, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, преоблада- Стребелева Е, А., Венгер А. Л., Екжанова Е. А. Специальная дошкольная педагогика. М., 2001. Максимова Н. Ю., Милютина Е. Л. Курс лекций по детской патопсихологии. Ростов-на-Дону, 2000. нии игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности». Систематизация исследований отечественных психологов и дефектологов, касающихся закономерностей развития психики детей раннего и дошкольного возраста, позволила У.В. Ульяновой1 выделить основные группы причин, обусловливающих ее нарушения: 1. Причины, обусловленные органическими нарушениями, которые задерживают нормальное функционирование мозга и препятствуют его своевременному развитию. 2. Причины, обусловленные дефицитом общения, стимулирующего задержку усвоения общественного опыта. 3. Причины, обусловленные дефицитом соответствующей возрасту деятельности, что лишает ребенка возможности полноценного освоения общественного опыта и, как следствие, затрудняет реализацию возрастных возможностей психического развития.
4. Причины, обусловленные бедностью ближайшей среды развития. 5. Причины, обусловленные травмирующим воздействием микросреды. 6. Причины, обусловленные некомпетентностью окружающих ребенка взрослых. Необходимо учитывать, что неполноценное развитие психики ребенка может обусловливаться как действием одной группы причин, так и их сочетанием. Поэтому при изучении индивидуального пути развития ребенка обычно выявляется присутствие суммарного негативного воздействия как биологических, так и социальных факторов. Среди классификаций задержки психического развития наиболее разработанной можно считать классификацию К. С. Лебединской2 (табл. 16). Ульянова У. В., Лебедева О. В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. М., 2002. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К. С. Лебединской. М., 1982. Н. А. Цыпина др.1, с изучением особенностей развития детей с ЗПР, выявили их специфические особенности. Общий запас знаний и представлений об окружающем у детей с ЗПР узок и ограничен. Активный и пассивный словарный запас беден, дети испытывают трудности при звуковом анализе слов. Вслед- 1 Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. М., 1984. ствие высокой истощаемости отмечается низкая работоспособность. Внимание неустойчивое, присутствуют трудности сосредоточения. Гораздо легче выполняются задания, требующие включения наглядно-действенного мышления по сравнению со словесно-логическим. Нарушено развитие всех видов памяти. Дети с ЗПР не умеют использовать какие-либо дополнительные вспомогательные средства запоминания. При выполнении задания ребенок нуждается в помощи взрослого для усвоения способа действия и осуществления переноса усвоенного способа на другие предметы. Тем не менее, дети с ЗПР проявляют способность принимать помощь, усваивать принцип действия и его перенос. Выявлены особенности нравственной сферы личности детей с ЗПР. Они слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения, социальные эмоции формируются с трудом. В отношениях со сверстниками, как и с близкими взрослыми, эмоционально «теплых» отношений часто не бывает, эмоции поверхностны и неустойчивы. Свои особенности имеет и двигательная сфера. Дети с ЗПР обнаруживают отставание в физическом развитии, техника основных видов движений нарушена, особенно в таких характеристиках, как точность, координация, сила и т.-д. Основные нарушения касаются мелкой моторики, зрительно-моторной координации. Одной из основных особенностей ЗПР является неравномерность нарушения психических функций. Например, мышление может быть сохранено по сравнению со вниманием, памятью или умственной работоспособностью. Выявленные отклонения у детей с ЗПР отличаются изменчивостью и неустойчивостью. Мотивация учебной деятельности у них формируется трудно, в связи с чем неуспехи в школе либо просто не замечаются ими, либо вызывают стойкое негативное отношение к учебе в частности и к любой деятельности, требующей определенных усилий, в общем. Лонгитюдный анализ результатов диагностического обследования детей-дошкольников позволил исследователям во главе с У. В. Ульяновой1 выделить качественные характеристики мыслительной деятельности детей с ЗПР. Прежде всего, отмечается индифферентное отношение к мыслительной деятельности на всех ее этапах, как к самому процессу, так и к результату. Как правило, ими выделяются лишь внешние, несущественные признаки предметов или явлений, а обобщения ситуативны и изменчивы. Узкий круг представлений об окружающем и несистематичность знаний, а также отсутствие саморегуляции умственной деятельности приводят к тому, что мыслительный акт характеризуется отсутствием целостности, разорванностью. Дети с ЗПР выраженно склонны к стереотипным действиям и способам решения задач. Индифферентное отношение к умственной деятельности проявляется и в некритичном отношении к результатам выполнения задания, даже если таковой достигнут не был. Такая некритичность свойственна и для их поведения в целом. Несмотря на то, что специальные исследования проблемы задержки психического развития начались еще в конце 60-х гг. XX в., они более детально рассматривают ее в контексте младшего школьного возраста. Хотя многие ученые сходятся во мнении, что период раннего и дошкольного возраста имеет достаточный потенциал для коррекции ЗПР. Тем не менее, в настоящее время все большее распространение получают специализированные группы в дошкольных учреждениях для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Это, естественно, не решает проблемы, но оставляет широкое поле деятельности для ученых-теоретиков. Диагностика ЗПР Одним из основных условий эффективности работы с детьми с ЗПР является грамотно построенная система дифференциальной комплексной диагностики. Психоло- 1 Ульянова У. В., Лебедева О. В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. М., 2002. гическое обследование ребенка проводится наряду с дефектологическим и медицинским. В дошкольном возрасте диагностика должна проводиться особенно тщательно. Ее целью служит дифференциация ЗПР от других нарушений, в частности: — грубого речевого недоразвития; — моторной алалии; — умственной отсталости; — легкой степени органической деменции; — раннего детского аутизма и т. д. Перед непосредственной процедурой обследования важно продумать ее этапы, подготовить и расположить в нужном порядке необходимый стимульный материал. В кабинете, где будет проходить обследование, не должно находиться пугающих или интенсивно привлекающих внимание предметов, стол и стулья для ребенка и взрослого лучше подобрать одного размера, это позволит снизить напряжение и обеспечит ребенку психологический комфорт в процессе обследования. Непосредственным началом диагностической работы должно стать ознакомление психолога с материалами других специалистов, которые должны включать описание специфики поведения ребенка, его личностных особенностей, особенностей общения со сверстниками и другими взрослыми. Также необходимо выяснить особенности внутрисемейных отношений и специфику раннего развития ребенка, отраженную в анамнезе. Саму процедуру обследования можно начинать только после установления контакта психолога с ребенком. Традиционной и широко используемой специалистами является диагностическая программа Г. Д. Забрам-ной1. В ней представлен весь спектр методик, необходимых для выявления ЗПР у детей дошкольного возраста, кроме того, приводится четкий критериальный анализ дифференциации ЗПР от нормы и умственной отсталости. С. Д. Забрамная выделяет диагностические показа- Забрамная С. Д. От диагностики к развитию. М., 1998. тел и, требующие учета при анализе результатов обследования: 1. Эмоциональная реакция ребенка на факт обследования (адекватность поведения): в случае обследования ребенка-дошкольника адекватным можно считать волнение, проходящее после установления контакта с психологом, неадекватным же являются такие проявления, как безразличие, фамильярность, гипервозбудимость. 2. Понимание сути инструкции: ее характер (вербальная, невербальная); способность удерживать инструкцию на протяжении выполнения задания. 3. Характер деятельности ребенка:
— наличие и стойкость интереса к заданию; — активность ребенка и целенаправленность его действий; — способы деятельности (метод проб и ошибок, метод зрительного соотнесения, действия на основе пред-, ставления); — наличие навыков самоконтроля и проявление волевых усилий; — использование помощи (виды и мера).
4. Способность переноса показанного способа действия на аналогичные задания. 5. Критичность отношения к результатам своей работы. 6. Состояние моторики. 7. Уровень речевого развития. Анализ данных параметров поможет специалисту понять качественное своеобразие дефекта. Диагностический материал, предлагаемый С. Д. За-брамной, направлен на выявление особенностей психического развития детей 3-5 лет. М. М. Семаго1 предлагает подробную схему анализа результатов психологического обследования ребенка-дошкольника, позволяющую сделать вывод о качественном Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка / Под ред. М. М. Семаго. М., 2001. содержании дефектов в развитии. В табл. 17 отражены основные моменты, на которые необходимо обратить внимание в процессе обследования. В заключении по результатам диагностического обследования должны быть отражены наиболее важные моменты, характеризующие особенности развития высших психических функций, эмоционально-личностные особенности. Необходимо проанализировать соответствие актуального уровня развития ребенка возрастной норме. В случае выявленных нарушений специалист должен предположить причины их появления с учетом социальной ситуации развития ребенка и данных анамнеза. При необходимости указывается вероятностный прогноз развития. Психологическая помощь детям с ЗПР Коррекционно-развивающая работа с детьми с ЗПР определяется в соответствии с их образовательными потребностями, обусловленными возрастом, степенью и многообразием нарушений, а также социально-культурными условиями жизни и воспитания. Е. А. Стребелева1 выделяет специфические образовательно-воспитательные потребности детей с ЗПР. Прежде всего, необходимо учитывать, что такие дети особо нуждаются в постоянно поддерживаемой взрослыми ситуации успеха. Она должна относиться как к предметно-практической деятельности, в которой ребенок смог бы усваивать и переносить способы и навыки в новые ситуации, так и к межличностному взаимодействию. Неразвитость и специфичность коммуникативных потребностей детей с ЗПР требует параллельного ведения индивидуальной и коллективной работы. Наравне с познавательным должно идти эмоциональное развитие детей с ЗПР, что обусловлено незрелостью эмоционально-нравственной сферы личности этих детей. Учет таких специфических потребностей будет способствовать безболезненной социализации детей. Работа психолога строится с учетом специфики учреждения. Если в нем есть учитель-дефектолог, психолог акцентирует свое внимание на коррекции и развитии эмоциональной сферы и поведения детей, на развитии потребности в общении. В другом случае в индивидуальную работу включаются и занятия по коррекции познавательной сферы в соответствии с результатами диагностики. Одно из основных мест в коррекционной работе должно отводиться всем формам ручной деятельности, включая рисование, лепку, аппликацию, конструирование, работу с мозаикой, пальчиковую гимнастику, шитье и т. д. В рисовании можно использовать следующие игры-упражнения: — срисовывание с образца; — работа с трафаретами; — обведение контура, обведение по внешнему и внутреннему контуру; — раскрашивание и штриховка. 1 Стребелева Е. А., Венгер А. Л., Екжанова Е. А. Специальная дошкольная педагогика. М., 2001. В аппликации можно использовать как метод отрыва (без использования ножниц), так и метод вырезывания. Развитие навыков работы с ножницами может выступать как самостоятельный вид деятельности. Обосновывая взаимосвязь развития движений пальцев и интеллекта детей, А. Л. Сиротюк1 предлагает использовать пальчиковую гимнастику как метод коррекции интеллекта детей. Цель занятий — синхронизация работы полушарий головного мозга, развитие потенциальных способностей, памяти, внимания, речи, мышления. Кроме того, методика А. Л. Сиротюк включает дыхательные упражнения и упражнения, развивающие мышцы языка. Автор также предлагает программу развития интеллекта старших дошкольников методами ки-незиологии. Детям с ЗПР полезны игры-упражнения, направленные на развитие тактильной чувствительности: — в емкости с крупой (например пшеном или рисом) прячется какая-нибудь мелкая игрушка, задача ребенка — найти ее и описать, не доставая; — сортировка смешанных круп по отдельным коробочкам; — выкладывание фигурок из круп; — игры с кусочками различных материалов и тканей и т. д. Кроме того, можно играть с различными видами конструктора, палочками, пазлами, мозаикой и т. д. Особого внимания требует развитие речевого опосредования действий детей. Можно использовать следующие приемы: — поощрение и поддержка правильных ответов на этапе ориентировки в задании; — проговаривание вместе с ребенком того, что он будет делать, а также последовательности действий; — повторение ребенком задания вслух; 1 Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. М., 2001. — вспомнить и повторить задание после того, как оно выполнено; — привлечение ребенка в качестве помощника другим детям. В работе с детьми с ЗПР широко должны применяться дидактические игры, которые способствуют формированию самоконтроля, освоение сенсорных эталонов и навыков учебной деятельности. В книге А. А. Катаевой и Е. А. Стребелевой1 представлены дидактические игры, с помощью которых специалисты могут решать различные коррекционные задачи: — формирование сотрудничества ребенка со взрослым и овладение способами усвоения общественного опыта; — развитие ручной моторики; — сенсорное воспитание; — развитие мышления; — развитие речи. Ценность дидактической игры состоит в том, что сам процесс обучения она делает эмоциональным, при достаточно большом количестве повторений сохраняет интерес ребенка к заданию. Это особенно важно в работе с детьми с ЗПР. Необходимо отметить, что выбор коррекционных методов зависит, прежде всего, от возраста и степени нарушения, выявленных в ходе диагностического обследования ребенка. Но не менее важным аспектом выбора являются уровень квалификации и опыт профессиональной деятельности самого специалиста. Рекомендации родителям Значимость налаживания тесного взаимодействия с семьей определяется тем, что именно она, как важнейший институт, обуславливает особенности социального развития ребенка. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. М., 2001. Формирование и зоны ближайшего развития, и социальной ситуации развития определяется сложившейся в семье системой отношений ребенка с близкими взрослыми, системой ценностей, норм и правил. Поэтому родители должны стать необходимым звеном в системе кор-рекционно-развивающей работы с ребенком. Основными задачами работы психолога с родителями можно считать: — помощь в осознании и принятии особенностей развития ребенка; — обучить способам и приемам эффективного взаимодействия и коррекции познавательной сферы в соответствии с культурным уровнем родителей; — ознакомление с направлениями и содержанием программы работы специалистов дошкольного образовательного учреждения. Начинать коррекционную работу необходимо с изучения родительских установок, их отношения к особенностям своего ребенка. Важно «стабилизировать» стиль воспитания, помочь родителям адекватно относиться к проблемам своего ребенка. Такая необходимость обусловлена частыми нарушениями стиля воспитания по линии гипо-или гиперопеки в семьях, в которых есть ребенок с ЗПР. С одной стороны, родители, считая своего ребенка серьезно больным, начинают опекать его, ограничивать и так неразвитую самостоятельность, чем еще более усугубляют ситуацию. С другой, родители не замечают или не знают своеобразия своего ребенка, думают, что с возрастом ситуация улучшится сама по себе. Такие семьи обычно характеризуются низким культурным уровнем. От особенностей родителей будет зависеть стратегия работы с ними и с ребенком. Также необходимо помнить, что полноценный коррек-ционный эффект достигается при переносе положительных сдвигов со специальных занятий в реальную повседневную жизнь ребенка. А это возможно лишь тогда, когда родители знают о позитивной динамике и знают способы и методы закрепления выработанных навыков. Поэтому основной акцент в работе психолога и родителей будет сделан на просвещении. § 10. ЧАСТНЫЕ СЛУЧАИ ТРУДНОСТЕЙ И ПРОБЛЕМ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ-ДОШКОЛЬНИКОВ Вербализм Дети, характеризующиеся вербализмом, выделяются на фоне сверстников. Они легко и безбоязненно вступают в контакт с незнакомыми, демонстрируя недетскую осведомленность в различных сферах жизни. Но в процессе беседы становится ясно, что мыслят они «штампами». Обладая высоким уровнем развития активной речи, мышление таких детей развито плохо. Их познавательные интересы поверхностны и неустойчивы. Они запоминают только то, что может пригодиться в беседах. Часто они привлекают к себе внимание, используя в речи сложные словесные конструкции и рассуждая на «недетские» темы. В качестве собеседников дети предпочитают взрослых, которые по достоинству могут оценить их «эрудицию». Со сверстниками они малообщительны, в основном те сами их избегают, так как у детей, характеризующихся вербализмом, интересы узконаправленны, а специфические детские виды деятельности развиты плохо. Другими словами, им неинтересно с обычными детьми. Самооценка таких детей, как и уровень притязаний, достаточно высоки. Они охотно берутся за дело, но чаще всего благие намерения заканчиваются пространными рассуждениями. Их общение носит формальный характер, так как их не интересует собеседник как человек со своими чувствами и переживаниями. Такие дети ищут лишь объект, который мог бы по достоинству их оценить, которому они могли бы продемонстрировать свое превосходство. Развитие такой личностной деформации, как верба-лизм, стимулируется близкими взрослыми, приписывающими своему ребенку сверхталанты. Одной из возможных причин формирования вербализма является неосознаваемый родителями акцент на развитии речи ребенка в ущерб детским видам деятельности, в том числе игре, которая отвергается как несерьезное времяпрепровождение. Родители включают ребенка во взрослые разговоры, поощряя его серьезность. Они ошибочно полагают, что высокий уровень развития речи ребенка свидетельствует о высоком уровне интеллектуального развития в частности и личности в целом. От такого воспитания страдает прежде всего нравственная сфера личности ребенка, который не умеет адекватно оценить себя и других, у него нет настоящих друзей и привязанностей, «детскость» всячески подавляется установками взрослых. В группе сверстников эти дети занимают позицию стороннего наблюдателя, так как их игровые навыки неразвиты. Это же касается и продуктивных видов деятельности (рисования, лепки и т. д.). Трудность работы психолога с семьями таких детей заключается в том, что родители искренне верят в правильность стратегии воспитания своего ребенка, а его трудности во взаимоотношениях со сверстниками склонны относить к непониманию исключительности их ребенка. Поэтому задача специалиста — показать им истинную картину развития ребенка, возможные варианты его дальнейшего развития, последствия воспитания в этом же стиле. Вполне вероятно, что реакция родителей будет негативной и они откажутся от услуг психолога. Но возможно, что они согласятся с необходимостью изменения стиля взаимоотношений с ребенком. В этом случае им важно объяснить роль игры в развитии ребенка, ее возможности и потенциал. Они должны понять, что ребенку необходимо дать возможность быть ребенком. Параллельно нужно развивать навыки продуктивных видов деятельности, стимулировать интерес к сверстникам. Эта работа требует последовательности действий самих родителей. Важно постепенно переориентировать ребенка, учить его ценить в людях доброту, честность, а не умение красиво говорить. Естественно, начинать взрослые должны с собственных оценок. Воровство Воровство как явление в дошкольном возрасте имеет свои специфические черты. Они касаются прежде всего мотивов и причин. В отличие от подростков, среди дошкольников практически отсутствуют так называемые «кражи престижа», когда ребенка подначивают сверстники, аргументируя необходимость совершения воровства поддержанием статуса в группе или, другими словами, «на спор». Также для детей-дошкольников нехарактерны групповые кражи. Среди мотивов, толкающих дошкольников на воровство, можно выделить несколько групп: 1) желание владеть чем-либо (чаще всего игрушкой); 2) желание сделать приятный подарок кому-то из близких; 3) желание привлечь внимание сверстников к себе как обладателю какого-либо предмета или вещи; 4) желание отомстить кому-либо. Все вышеперечисленные группы мотивов не имеют под собой криминальной подоплеки. Наиболее часто среди дошкольников встречаются кражи, мотивированные желанием завладеть чем-либо, принадлежащим другому человеку. Ребенок видит новую игрушку у сверстника, о которой он давно мечтал, и, воспользовавшись моментом, он ее прячет или уносит. Причина такого поведения кроется в особенностях сознания дошкольника: для него понятия «мое», «твое», «собственность», «чужое» абстрактны и малодоступны. Именно такие понятия постигаются ребенком через общение со взрослыми, через приобретение опыта в повседневной жизни. Именно взрослый раскрывает их смысл и содержание. Вторая группа мотивов (желание сделать подарок кому-. то из близких) такясе связана с отсутствием понимания отрицательной оценки краж у дошкольников. Ребенок стремится тем или иным образом сделать любимым людям приятное. Третья и четвертая группа мотивов характерны для детей старшего дошкольного возраста на границе с младшим школьным. Эти мотивы, хоть и с отрицательной окраской, можно отнести к социальным. В 6—7 лет детям уже небезразлично их место в группе сверстников, и они способны целенаправленно достигать желаемого, выбирая для этого доступные способы. Это же касается и желания отомстить кому-нибудь, что может проявляться как во вредительстве (т. е. украсть у того, кто обидел), так и в желании доставить неприятности близким. Во втором случае ребенок уже хорошо понимает, на что он идет и для чего он это делает. Взрослых часто удивляет и злит нелогичность поступков детей, в том числе это касается и воровства. «Зачем было забирать что-то, если заранее знаешь, что тебя поймают?» — удивляются они. Но они забывают, что дети-дошкольники обладают такими психологическими особенностями, которые, с точки зрения взрослых, и толкают детей на нелогичные поступки. Таковыми особенностями являются: — импульсивность, подверженность сиюминутным порывам вследствие неразвитости произвольного сознательного контроля поведения; — неразвитость прогностической функции, т. е. неумение эмоционально предвосхищать последствия собственных действий; — узость понятийного аппарата, трудность осмысления абстрактных понятий; — осознание своего существования «здесь-и-сейчас», непонимание временных перспектив. Учет этих особенностей возраста необходим при организации работы е дошкольниками. Тем не менее, важно помнить, что такое явление, как воровство, имеет в своем основании нарушения личности и деформированные межличностные отношения, прежде всего семейные. Сложилось ошибочное мнение о том, что воровство присуще детям из неблагополучных семей. Но современная ситуация такова, что воровство наблюдается и у детей из так называемых благополучных семей. И в первом, и во втором случае воровство детей — последствия неправильного воспитания. В неблагополучных семьях асоциальность самих родителей (пьянство, рукоприкладство и т. д.) толкает детей на кражи, низкий материальный достаток — вот основной стимулятор. Сложнее обстоит дело во внешне благополучных семьях, в которых и уровень материальной обеспеченности достаточный, и воспитанию детей уделяется много времени. Но вопрос заключается не в количестве, а в качестве воспитательных воздействий. Можно выделить ряд ошибок, совершаемых взрослыми в процессе воспитания: — отсутствие последовательности в воспитании, когда в одной ситуации ребенка могут наказать, а в другой — «закрыть глаза» на проступок, и за угрозой наказания не следует; — несогласованность требований взрослых, предъявляемых к ребенку; такая ситуация характерна для семей, в которых есть бабушки и дедушки, но нередко она встречается и в семьях только с папой и мамой, которые не могут договориться между собой, когда одно и то же действие ребенка оценивается по-разному; — «двойная мораль», когда действия родителей расходятся с делом; — вседозволенность, которая может быть следствием безнадзорности, воспитания в стиле «кумир семьи», подмены общения материальным обеспечением; — тотальный контроль за поведением и действиями ребенка. Несмотря на кажущуюся полярность родительских ошибок, все они лишают ребенка возможности формироваться как полноценной личности, следующей в своих действиях нормам морали. Непоследовательность родителей в воспитании стимулирует ребенка к приспособленчеству, развивает зависимость от настроения окружа- ющих. Ребенок учится манипулированию мнением взрослых, зная их слабые места. Это же касается и отсутствия согласованности в требованиях, предъявляемых ребенку. Нежелание или неумение взрослых договориться между собой приводит к открытым или скрытым конфликтам, которые невротизируют как их непосредственных участников, так и невольных, каковыми чаще всего являются дети. В таких семьях часто дети вообще перестают слушать кого бы то ни было из взрослых. Следуя желанию соблюсти внешние приличия, некоторые родители демонстративно внушают детям, что «брать чужое нельзя», одновременно принося с работы то, что плохо лежит. Ребенок, искренне веря в авторитет и непогрешимость родителей, следует их примеру и долго не может понять, за что его ругают, если он делает то же, что и папа с мамой. Неумение или нежелание родителей пресекать негативные проявления личности или характера стимулирует развитие вседозволенности, когда ребенок не умеет или не хочет считаться с мнением других, ориентируясь лишь на свои желания и интересы. Такие дети, попадая в коллектив сверстников, продолжают вести себя так же, как и в семье, но очень быстро получают от детей «обратную связь» — с ними не желают общаться, они становятся причиной ссор и конфликтов. Они искренне не понимают, почему нельзя брать то, что им хочется, даже если эта игрушка принадлежит другому. А родители начинают обвинять других детей в пагубном влиянии на их «чудо-чадо». Еще одна крайность — желание родителей контроли- ровать каждый шаг своего ребенка — влияет на развитие личности не менее пагубно. Одни дети занимают активную «оборонительную» позицию, постоянно проявляя упрямство и вступая в пререкания по каждому поводу. А другие «уходят в подполье», продолжая совершать порицаемые взрослыми действия, но уже в те моменты, когда на них не обращают внимания. Это способствует развитию лживости, двойной морали. В каждой из вышеперечисленных ситуации происходит деформация личности ребенка под воздействием неправильного воспитания. Поэтому одним из первых шагов психолога на пути оказания помощи ребенку, уличенному в воровстве, должно стать выявление причин и мотивов проступка, а также выяснение особенностей семейного воспитания. В случае, если в ходе диагностики выявлены нарушения в системе воспитания и взаимоотношениях между родителями и ребенком, основной акцент должен делаться на работе с родителями, до сознания которых необходимо донести истинную причину воровства, объяснить возрастные особенности детей-дошкольников. Часто первой реакцией взрослых является отрицание и высказываемое желание принять кардинальные (обычно порка) меры, а также изменение в отрицательную сторону отношения к ребенку. Психолог, принимая и понимая чувства родителей, должен стремиться настроить их на последовательную работу, касающуюся изменения стиля общения с ребенком. Также важно научить их адекватному реагированию на факт воровства. Что можно порекомендовать родителям? Прежде всего, четко высказать отрицательную оценку действиям ребенка (подчеркнем, действиям, а не личности) с конкретным запретом на воровство. Здесь же необходимо рассказать о последствиях такого поступка в ракурсе переживаний и чувств человека, лишившегося любимой вещи. Также необходимо поставить ребенка на позицию этого человека, спросить, что бы чувствовал сам ребенок. Ребенок должен четко усвоить, что воровство в любом проявлении и с любой целью порицается как родителями, так и другими людьми. Если обобщить, то формула «воровать нельзя, воровство — это плохо» должна быть хорошо понята и принята ребенком. Но перед началом беседы родителям необходимо взять себя в руки, постараться справиться с охватившим их гневом, чтобы не обрушивать на голову ребенка свои отрицательные эмоции. Общая стратегия поведения родителей будет зависеть от причин, которые должен помочь выявить специалист. Но в любом случае появление такого тревожного сигнала, как кража, свидетельствует о нехватке ребенку ласки и внимания со стороны родителей. Если же после проведенной работы ребенок продолжает беспричинное и постоянное воровство, есть необходимость обратиться к психоневрологу. Лживость Жизнь каждого ребенка-дошкольника наполнена выдумками и фантазиями. Это одна из психологических особенностей возраста, так как способность отделять мир фантазий от реальности формируется к началу школьного этапа жизни, т. е. к 7-8 годам. Но если в 4-5 лет фантазии ребенка невинны, то в 5—6 лет малыш начинает задумываться над тем, как можно избежать наказаний. Интуитивный поиск способов избегания неприятностей останавливается на самом легком — лжи. Это средство всегда доступно и помогает в минимальные сроки достичь желаемого. Ложь по своей природе многолика и многогранна, так же многочисленны и мотивы, толкающие ребенка на ложь. Как это часто бывает, неблаговидные поступки детей являются следствием ошибок и просчетов родителей. Например, ребенка обвиняют в том, что он без разрешения съел конфеты, оставленные на столе, а фантик был найден у брата. Малыш отказывается, говорит, что это не он Родителям есть над чем задуматься. Во-первых, это сигнал о том, что не все благополучно в отношениях между братьями, но, скорее всего, это не простая детская ревность, а неосознанно культивируемое родителями соперничество, проявляющееся в сравнениях их друг с другом. Во-вторых, нужно помнить, что у дошкольников волевые усилия или произвольный контроль поведения развиты слабо, они не могут противостоять соблазну. Тем более, что система запретов во многих семьях неоправданно широка, а следовательно, малоэффективна. Другой причиной лживости ребенка может быть завышенная система требований, предъявляемых к нему родителями. Скорее всего, эти требования не основываются на реальных возможностях и желаниях ребенка. В этом случае он пытается оградить себя от необоснованных нападок, а также уберечь родителей от разочарования. Обычно, оправдывая свое неумение что-либо делать (в зависимости от требований родителей), ребенок косвенно обвиняет кого-либо или что-либо другое: обстоятельства, нерадивость воспитателей или учителей, сверстников. А невротизированные родители, обделенные, по их мнению, жизнью, идут на поводу у такой лжи. Чаще всего такая ситуация складывается в неполных семьях, в которых мать одна воспитывает ребенка, желая ему самого лучшего и боясь, что его обидят. Их девиз: «Ты должен быть лучше всех!». Что же является движущей силой, толкающей ребенка на ложь? Страх! Страх потерять любовь родителя, его расположение, страх быть неоправданно обвиненным, наказанным. Трагизм ситуации в постоянном страхе быть пойманным. В итоге — замкнутый круг. Постепенно он привыкает к такой ситуации и развивается в рамках двойной морали — для себя и для других. Еще одной широко распространенной причиной детской лжи является, как это ни парадоксально, пример родителей. Дети-дошкольники склонны к подражанию, они перенимают манеру поведения, движения, слова тех людей, которые им нравятся и которые обладают для них авторитетом. Чаще всего таковыми являются родители. И если ребенок часто становится свидетелем лжи родителей, он начинает воспринимать ее как норму. Тем труднее объяснить ему, что «обманывать нехорошо». С другой стороны, родители идут на ложь, прикрывая ее благовидным предлогом возрастного непонимания детей («аисты», «капуста», например), тем самым, отмахиваясь от них. Поэтому и дети, не желая вдаваться в подробности своей жизни, постепенно начинают скрывать правду, а это одно из следствий потери доверия. Таким образом, начинать работу следует с выяснения особенностей семейных отношений, особенностей личности самих родителей. Далее можно проанализировать реальные возможности и способности ребенка, а также его взгляд на отношения в семье. Важно объяснить родителям, что их задача — не поймать ребенка на лжи, а разобраться в мотивах такого поведения. Лучше использовать косвенные методы воздействия: сказки, рассказы, проблемные ситуации, в ходе обсуждения которых можно, во-первых, выявить особенности сложившейся системы ценностей, а во-вторых, безболезненно и тактично повлиять на нее. Онанизм Педагоги и психологи сходятся во мнении, что в первые 6—7 лет жизни ребенок проходит гораздо больший путь, чем за всю остальную жизнь. То, что будет сформировано в эти годы, будет базой для всей жизни. Половое самосознание является такой же стороной жизни ребенка, как и все остальные. Что же так пугает взрослых, когда ребенок начинает интересоваться вопросами пола? Необходимо помнить, что смысл, вкладываемый взрослыми и детьми в понятие пола, абсолютно различен. Для ребенка это — осознание себя как личности, как человека, принадлежащего к тому или иному полу, отделение себя от окружающих. Как мы видим, детей интересует совсем другое и, самое главное, это абсолютно нормально. Важным является тот факт, что половое воспитание неотъемлемо связано с нравственным. Т. е., объясняя ребенку отличия его пола от другого, необходимо мягко напоминать о том, что это очень лично и не выставляется на общее обозрение. |
|||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 361. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |