Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОСОБЕННОСТЕЙ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА




Физиологической основой темперамента является тип нервной деятельности человека. По мнению отечествен­ного физиолога И. П. Павлова, сочетание таких свойств нервных процессов, как сила, уравновешенность и под­вижность, дают возможность выделить 4 типа нервной р.гтг.тймьт Гтябл. В-).

Возникновение и развитие свойств темперамента про­исходит постепенно, в соответствии с закономерностями психики ребенка, с одной стороны, и в соответствии со специфическими особенностями созревания каждого из 4-х типов НС, с другой стороны.

Возраст человека непосредственно влияет на проявле­ние темперамента. В дошкольном возрасте наиболее ярко обнаруживаются обладатели уравновешенного, инертно­го и слабого типов, так как они контрастируют с возрас­тными особенностями дошкольников:

— высокая чувствительность;

— быстрое восстановление сил;

— слабость процессов возбуждения и торможения;

— неуравновешенность процессов возбуждения и тор­можения.



В процессе определения типа темперамента у детей дошкольного возраста необходимо опираться на жизнен­ные показатели нервной системы (табл. 6).

Жизненными показателями силы/слабости НС являются:

— сон: скорость засыпания, глубина сна (крепкий или неглубокий), тревожный или спокойный;

— реакция на голод: крик, плач, спокойствие, вялость;

— восстановление сил: быстрое, медленное.
Жизненными показателями силы возбуждения являются:

— длительность сохранения высокого уровня работо­способности при длительной напряженности;

— устойчивость положительного эмоционального фона;

— проявление смелости в непривычных условиях;

— устойчивость внимания типов темперамента детей дошкольного возраста (представлена в табл. 7).

Каждый тип темперамента имеет черты, которые при определенных обстоятельствах могут становиться недо­статками. Задача психолога — помочь родителям и педа­гогам выработать такие меры воздействия на ребенка, которые не «ломали» бы его природные качества, а раз­вивали положительные, сильные стороны.


§ 5. СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ (СДВГ)

Основные проявления СДВГ

У ДЕТЕЙ-ДОШКОЛЬНИКОВ

Высокая двигательная активность, неустойчивость внимания и импульсивность являются характеристикой нормального развития ребенка-дошкольника. А потреб­ность в движении в нем заложена самой природой. Но существует группа детей, у которых эта потребность дос­тигает патологического уровня. Таких детей называют гиперактивными, т. е. сверхподвижными.

В настоящее время данная проблема приобретает не только психологическую, но и социальную значимость, так как психомоторное беспокойство, расторможенность, повышенная раздражительность мешают таким детям адаптироваться к жизни в обществе, усваивать школь­ную программу. При неблагоприятных обстоятельствах в подростковом возрасте поведение гиперактивных детей может стать девиантным.

Гиперактивность как одно из патологических прояв­лений является частью целого комплекса нарушений, которые составляют «синдром дефицита внимания с ги­перактивностью (СДВГ)», включающий нарушения сис­темы эмоциональной регуляции.

Основными проявлениями СДВГ считаются гиперак­тивность, дефицит внимания и импульсивность. Не менее серьезными вторичными нарушениями являются слабая успеваемость и трудности в общении.

А. Д. Гонеев1 выделяет комплекс клинических прояв­лений дефицита внимания у детей:

— беспокойные движения в кистях и стопах;

— неумение сидеть на одном месте;

— легкая отвлекаемость на посторонние раздражители;

1 Гонеев А. Д., Лифинцева Н. И., Ялпаева Н. В. Основы коррек-ционной педагогики. М., 1999.


_ - нетерпеливость;

_ - неумение доводить начатое до конца;

_  - очень быстрая переключаемость с одного дела на

другое;

— болтливость;

- неумение играть, разговаривать тихо и спокойно;

- отсутствие умения прогнозировать последствия своих

поступков;

— спонтанность и необдуманность действий;

— суетливость;

— несформированность праксиса и мелкой моторики;

— малая продолжительность сна и трудности при за­сыпании.

Более или менее отчетливыми проявления СДВГ ста­новятся к 3—4 годам, но уже в раннем детстве такие малыши выделяются среди сверстников высокой чувстви­тельностью к внешним раздражителям, повышенным мышечным тонусом, плохим сном и расторможенностью во время бодрствования.

Настроение гиперактивных детей неустойчивое, наблю­дается вспыльчивость, агрессивность, что часто приво­дит к конфликтам с окружающими. Большие трудности ребенок испытывает в коллективе сверстников, которые отказываются общаться с ним, мотивируя это его драч­ливостью и неумением играть.

Гиперактивный ребенок не способен долго переживать обиды, складывается впечатление, что с него все «как с гуся вода». Поэтому о таких детях говорят как о бес­чувственных, а иногда и жестоких. Данный факт можно объяснить тем, что на нейрофизиологическом уровне у детей с СДВГ снижен болевой порог, т. е. они менее чувствительны к боли, чем их сверстники. А не испыты­вая боли в полной мере сами, они не обращают внимания на то, что причиняют боль другим, не понимают этого.

Из-за их якобы эмоциональной черствости им трудно устанавливать дружеские отношения. Взрослые характе­ризуют таких детей как недисциплинированных и неуп­равляемых. В детском саду они постоянно нарушают ре-


 

жим и являются источником угрозы как для себя, так и для окружающих сверстников вследствие моторной не­ловкости и неумения прогнозировать последствия своих поступков.

Интересы гиперактивных детей, как и эмоции, поверх­ностны. Их трудно увлечь чем-либо. Они скорее любо­пытны, чем любознательны. Постоянно находясь в дви­жении, ребенок с СДВГ ежеминутно что-то трогает, хва­тает, задает массу вопросов. Из-за неумения слушать он удовлетворяется первыми же словами ответа и не стре­мится понять суть явления. Поэтому его багаж знаний очень мал, а представления об окружающем мозаичны и упрощены. Такое положение дел предопределяет неус­певаемость при систематическом обучении в школе. Не­способность сконцентрировать внимание обуславливает учебные неудачи, так как, по мнению Л. С. Выготского , внимание является одной из важнейших функций и иг­рает первостепенную роль для процесса мышления, абст­ракции и мотивации. Тем не менее, у большинства детей с СДВГ коэффициент интеллекта выше среднего.

Кроме дефицита внимания для детей с СДВГ характер­ны повышенная утомляемость, нарушения памяти и низ­кая умственная работоспособность. Свидетельством повы­шенной утомляемости является усиление рассеянности по мере увеличения продолжительности времени, необходи­мого для выполнения того или иного задания. Основной характеристикой умственной деятельности детей с СДВГ является цикличность, короткий период работоспособно­сти (5-15 минут) сменяется периодом «отдыха» мозга (3— 7 минут). В эти моменты своеобразного «отключения» ре­бенок не реагирует на замечания, но внешне остается столь же сосредоточен, как и в период целенаправленной дея­тельности, он как бы накапливает силы, подзаряжается. Затем он снова включается в деятельность. Отсюда невоз­можность работы в общегрупповом режиме.

1 Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М., 1956.


Необычность поведения детей с СДВГ не является ре­зультатом дурного характера, упрямства или невоспи­танности, как считают многие взрослые. Можно утверж­дать, что это — специфическая особенность психики, обус­ловленная как физиологическими (нарушения деятель­ности отдельных структур мозга, наследственность, па­тологии беременности и родов, инфекции и интоксика­ции в первые годы жизни), так и психосоциальными факторами (табл. 8).

 

Обычно при изучении анамнеза ребенка выделяются сразу несколько причин, стимулировавших развитие СДВГ. Каждую из них необходимо учитывать при со­ставлении комплексной индивидуальной программы ра­боты с ребенком.

Таким образом, синдром дефицита внимания с гипер­активностью имеет множественную этиологию и представ­ляет собой симптомокомплекс, сочетающий различные проявления. Поэтому и диагностическая, и коррекцион-ная работа должна проводиться взаимосвязанно различ­ными специалистами — врачом, психологом, педагогом, при активном участии родителей.


 


Диагностика СДВГ

В основе синдрома дефицита внимания с гиперактив­ностью лежат нарушения, относящиеся в большей степе­ни к области медицины. В связи с этим для определения и постановки диагноза обязательной является комплекс­ная диагностика, включающая медицинское, психологи­ческое и педагогическое обследование.

При проведении дифференциальной диагностики вра­чи часто сталкиваются с большими трудностями, так как проявления СДВГ имеют сходную картину с други­ми заболеваниями, а также рядом вторичных расстройств и состояний.

Так, в своем исследовании Н. Н. Заваденко и др.1 от­мечают необходимость разграничения СДВГ с такими за­болеваниями, как аутизм, шизофрения, маниакально-деп­рессивный синдром и олигофрения в легкой степени. Ошибки при постановке диагноза могут быть связаны с тем, что вышеперечисленные психические расстройства могут сопровождаться двигательной сверхактивностью, стереотипными движениями и неустойчивым вниманием.

1 Заваденко Н. Н., Петру хин А. С, Соловьев О. И. Минималь­ные мозговые дисфункции у детей. Церебролизин в лече­нии минимальных мозговых дисфункций. М., 1997.


Идентичная картина наблюдается и при неврозах у де­тей-дошкольников, проявляющихся эмоциональной не­устойчивостью и психомоторным беспокойством.

И. П. Брязгунов и Е. В. Касатикова1 утверждают, что нарушения внимания и гиперактивность являются вто­ричными симптомами при дислексии, дисграфии и дис-калькулии. Астенический синдром, развивающийся на фоне перенесенных соматических заболеваний и интокси­каций, также как и СДВГ, характеризуется низкой ум­ственной работоспособностью, повышенной истощаемо-стью, беспокойством.

В процессе сбора анамнеза, являющегося первым и необходимым шагом в любом обследовании, важно об­ратить внимание на ряд моментов в развитии, которые помогут прийти к окончательному решению. В этом, преж­де всего, должны помочь знания из области возрастной психологии и физиологии. Другими словами, важно по­нять, являются ли вызывающие беспокойство симптомы характерными для детей-дошкольников (т. е. нормаль­ными), можно ли их отнести к индивидуальным особен­ностям (тип темперамента) или эти симптомы патологич­ны по своей сути. Прежде всего необходимо помнить, что дети дошкольного возраста в своем большинстве очень активны и деятельны, функция прогнозирования и спо­собность выстраивать причинно-следственные связи у них развиты слабо, а умение регулировать свое поведение на­чинает формироваться в старшем дошкольном возрасте, т. е. в 6-7 лет. Кроме того, достаточно долго и продук­тивно ребенок может заниматься тем, что ему действи­тельно интересно. Также следует изучить ситуацию в се­мье, так как невнимательность, импульсивность и другие проявления СДВГ могут являться индивидуальной реак­цией на кризис семейных отношений или какие-либо из­менения в привычном укладе (развод, появление второго ребенка, переезд и т. д.).

Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребенок, или Все о гиперактивных детях. М., 2001.


Таким образом, психологическое обследование детей, у которых предполагается наличие СДВГ, должно вклю­чать несколько направлений:

— уровень развития внимания, памяти, мышления;

— эмоциональные особенности личности;

— особенности поведения дома и в детском саду;

— изучение восприятия ребенком семейного климата.

Обязательными являются беседы с родителями и изу­чение стилей воспитания в семье. В условиях детского сада также необходимо включать в обследование педаго­гов группы.

Применительно к детям дошкольного возраста наибо­лее эффективным методом диагностики СДВГ является стандартизированное наблюдение, критерии для которо­го разработаны Американской психиатрической ассоциа­цией. В своей книге «Непоседливый ребенок» И. П. Бряз-гунов и Ц. В. Касатикова приводят их, основываясь на публикации «Диагностического и статистического руко­водства по психическим заболеваниям (Б8М-ГУ)» (1994). Аналогичные критерии приводятся в книге «Комплекс­ное сопровождение детей дошкольного возраста» (научн. ред. проф. Л. М. Шипицына. СПб., 2003).

Для диагностики СДВГ у детей старшего дошкольного возраста (с 6-ти лет) используется один из вариантов «Кор­ректурной пробы» — тест Тулуз-Пьерона, имеющий дво­якую направленность: с одной стороны, изучение раз­личных свойств внимания (концентрации, устойчивости, псреключаемости) и психомоторного темпа, а с другой, по мнению Л. А. Ясюковой1, выявление и оценивание динамики и индивидуальных характеристик работоспо­собности, а также волевой регуляции деятельности.

Для диагностики идеомоторной координации И. П. Бряз-гунов предлагает использовать широко применяемые в пси­хологической практике рисуночные техники: «Дом. Дере-во. Человек», «Автопортрет», «Несуществующее животное».

1 Ясюкова Л. А, Оптимизация обучения и развития детей с минимальными мозговыми дисфункциями. СПб., 1997.


В процессе бесед с родителями и педагогами можно использовать анкетирование (см. Брязгунов И. П., Каса­тикова Е. В. Непоседливый ребенок. М., 2001).

Диагностическое обследование может включать раз­личные методики. Наиболее эффективные из них приве­дены в табл. 10.


 


Психологическая помощь детям с СДВГ

По мнению В. И. Гарбузова1, ни одно из нарушений поведения детей дошкольного возраста не вызывает столько нареканий и разочарований, как СДВГ. По сути, ребенок становится заложником своего поведения, своих проблем. Ему не справиться с ними без помощи окружа­ющих взрослых, особенно его родителей. Часто отноше­ния между гиперактивным ребенком и его родителями омрачаются разочарованием и раздражением последних. Основой для этого в большинстве случаев является эле­ментарное незнание причин поведения ребенка. О том, как помочь родителям, будет рассказано дальше. Сейчас же речь пойдет о непосредственном коррекционном взаи­модействии гиперактивного ребенка и психолога.

Программа коррекции СДВГ должна включать как ра­боту с основными его признаками (гиперактивность, им­пульсивность, нарушения внимания), так и с вторичны­ми. В частности, Н. Н. Заваденко2 предлагает к ним отно­сить нарушения координации, нарушения эмоциональной сферы, нарушения в сфере межличностного общения, на­рушения в сфере межличностного общения, нарушения поведения. При такой многогранности синдрома коррек-ционный процесс должен быть продолжительным и кро­потливым. Поэтому на консультациях необходимо настра­ивать родителей и педагогов на длительную работу.

И. П. Брязгунов и Е. В. Касатикова3 ведущую роль в коррекции СДВГ отводят поведенческой психотерапии, включающей обучение детей и их окружения — родите­лей и педагогов. Но несмотря на общую цель коррекции в условиях семьи и в условиях детского сада, эти про­граммы будут иметь различные акценты. Так, семейная программа коррекции в большей степени затрагивает по-

1 Гарбузов В. И. Нервные дети. Л., 1990.

Заваденко Н. Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивнос-тью и дефицитом внимания. М., 2001.

Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребенок. М., 2001.


ведение и личность ребенка. Психологу важно помочь родителям осознать необходимость принятия ребенка, его особенностей. Часто в семьях, в которых растет гиперак­тивный ребенок, нарушен психологический микроклимат, между родителями происходят ссоры по поводу воспита­ния такого малыша. Поэтому акцент также должен де­латься на развитии эмоциональной устойчивости самих родителей и выработке единой стратегии воспитания, в ко­торой должны преобладать методы поддержки и вознаг­раждения. Кроме того, в семье должен поддерживаться четкий режим жизни ребенка. В ходе диагностического консультирования часто выясняется ряд негативных мо­ментов:

— естественное эмоционально-позитивное общение, в силу разочарований родителей в себе и своем ребенке, подменяется медицинским уходом и лечением, на кото­рое возлагаются необоснованно большие надежды;

— попустительский стиль взаимоотношений, когда пре­обладает вседозволенность, а контроль за поведением ре­бенка отсутствует;

— категоричное подавление активности ребенка, ги­перконтроль его действий, который при наличии СДВГ приводит к противоположным результатам;

— эпизодичность и отсутствие единства в воспитатель­ных воздействиях на ребенка между родителями.

Первым и наиболее важным достижением в работе с родителями гиперактивного ребенка должно стать осоз­нание того факта, что нетипичность его поведения яв­ляется следствием нарушения деятельности нервной си­стемы. Именно это будет отправной точкой для даль­нейшей коррекции. В противном случае все попытки изменить поведение ребенка, повлиять на его личност­ные особенности не возымеют результата. Аналогичная просветительская работа должна быть проведена и с пе­дагогам!, образовательного учреждения, которое посе­щает ребенок.

В качестве основных методов воспитания ребенка с СДВГ И. П. Брязгунов предлагает поддержку и воз-


награждение, так как к негативным методам воздей­ствия (ругань, одергивание и т. д.) дети с СДВГ невос­приимчивы. Физические наказания и отрицательные стимулы вызывают обратную реакцию и лишь усугуб­ляют проблемы.

Пошаговая модель поддержки гиперактивного ре­бенка (авторИ. П. Брязгунов)включает следующие

этапы:

1. Ежедневно родители ставят перед ребенком конк­ретную цель, которую он должен реализовать. Формули­ровка цели должна быть четкой и лаконичной.

2. Родителям необходимо заранее продумать поощре­ния, которыми будут стимулироваться усилия ребенка по достижению поставленной цели. Они могут быть как моральными, так и материальными.

3. По истечении дня родители вместе с ребенком дол­жны проанализировать его поведение, оценить степень достижения цели.

4. Систематически родители фиксируют изменения вповедении иличности ребенка, описывая их в конкрет­ных проявлениях, и сообщают о его достижениях врачу и/или психологу.

5. В случае достижения ребенком значительных изме­нений он должен обязательно получить обещанное роди­телями вознаграждение.

Эта модель призвана помочь родителям и педагогам всистематизации жизни ребенка, ее рациональной орга­низации, что будет способствовать позитивным измене­ниям в его личности и поведении.

Такая опосредованная психокоррекционная работа (че­рез обучение родителей и педагогов) должна идти парал­лельно с непосредственным психокоррекционным воздей­ствием психолога и ребенка.

Анализ современных подходов к организации психо-коррекционного процесса с участием детей с СДВГ позво­ляет сделать вывод о необходимости включения различ­ных форм и методов. Так, наиболее полная схема психо­логической коррекции описана в работах И. П. Брязгу-


нова и Е. В. Касатиковой1, а также Е. К. Лютовой и Г. Б. Мониной2. Обобщенная система работы может вклю­чать следующие аспекты:

1. Физическая реабилитация.

2. Обучение навыкам саморегуляции.

3. Развитие коммуникативных навыков.

4. Коррекция негативных эмоций.

5. Развитие дефицитных функций в системе синдрома. Физическая реабилитация детей с СДВГ должна быть

направлена на развитие телесных ощущений, выработку координации движений, их согласованность, развитие умения произвольно расслаблять скелетную и дыхатель­ную мускулатуру. Важно указать на то, что мнение о не­обходимости больших физических нагрузок, якобы сни­мающих возбуждение и гиперактивность с детей с СДВГ, является ошибочным. Нервная система этих детей устро­ена так, что и эмоциональные, и физические перегрузки способствуют еще большему развитию ненаправленной активности, являющейся симптомом усталости. Поэтому детям с СДВГ показаны физические упражнения аэроб­ного характера, способствующие улучшению деятельно­сти сердечно-сосудистой и дыхательной систем, увеличе­нию выносливости, в отличие от упражнений анаэробно­го типа, увеличивающих силу и объем мышц. Кроме того, таким детям лучше избегать игр с сильно выраженным эмоциональным компонентом. Полезными будут такие виды спорта, как бег трусцой, плавание, лыжи.

Обучение навыкам саморегуляции — это одно из са­мых трудных направлений коррекционной работы с ги­перактивными детьми. Проблема состоит в том, что если ребенок, не страдающий СДВГ, может отвлечься от по­сторонних раздражителей (например, звуков) и сосредо-

Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребенок. М., 2001. 2 Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимо­действия с детьми. СПб., 2000.


точиться на каком-нибудь одном занятии, то для ребен­ка с СДВГ раздражителем является буквально все. По­этому он может пытаться делать одновременно несколько дел, прислушиваться к чужому разговору и т. д. В итоге ни 'одно из дел не будет доведено до конца или будет сделано поверхностно. Отсюда же и постоянное «переска­кивание» с одного занятия на другое, невозможность чем-то увлечься хотя бы на более или менее длительное вре­мя. Здесь же кроется и причина неуклюжести таких де­тей, проявляющаяся в том, что они постоянно что-то роняют, сбивают, сталкиваются и натыкаются на мебель.

Этим и объясняется важность работы, направленной на развитие у детей с СДВГ умения сосредотачиваться на своем теле, на ощущениях, вызванных расслаблением. В итоге это целенаправленное обучение детей навыкам релаксации поможет им научиться контролировать свое поведение и действия в целом.

Начинать лучше с внушения того, что расслабление и отдых — это не наказание, а удовольствие. Это важно в связи с тем, что как никому другому ребенку с СДВГ часто приходится слышать указания взрослых: «Лежи спо­койно!», «Не вертись!», «Успокойся!», выполнение кото­рых требует определенных волевых усилий. А именно с произвольностью и умением прикладывать усилия к до­стижению чего-либо, у детей с СДВГ большие проблемы в силу их особенностей. Задача взрослого на этом этапе — добиться того, чтобы дети почувствовали себя спокойно, ощутили внутренний комфорт и удовлетворение.

Правила проведения таких занятий широко известны:

1. Комната должна быть изолирована от посторонних шумов.

2. В ход занятия не должны вмешиваться посторон­ние случайные люди.

3. Температура в комнате должна быть средней.

4. Дети должны располагаться в комнате так, чтобы не мешать друг другу.

5. Место должно быть удобным, т. е. лучше детей
расположить на спортивных матах.


С детьми дошкольного возраста более эффективно ис­пользовать медитативные сказки, которые позволяют в доступной детям форме достичь эффекта релаксации.

Развитие коммуникативных навыкову детей с СДВГ происходит поэтапно. Начинать необходимо с индивиду­альных занятий, в ходе которых ребенок должен научиться взаимодействовать с другим человеком, слышать его, осоз­навать правила поведения. После того как взрослый его сформулирует, ребенку предлагается повторить вслух ска­занное. Наиболее адекватно в этот период использовать игротерапию. В ходе игровых сеансов взрослый имеет возможность смоделировать различные ситуации, в кото­рых ребенок испытывает затруднения. Их проигрывание (может быть, и не без помощи взрослых) поможет найти ему адекватный способ общения, который впоследствии будет перенесен в повседневную жизнь.

Гиперактивных детей часто характеризуют как конф­ликтных, агрессивных. В большинстве случаев причи­ной такого поведения является незнание приемлемых спо­собов выражения своих чувств, одобряемых способов до­стижения желаемого, что, в свою очередь, обусловлено отсутствием навыков самоконтроля.

Далее детей с СДВГ можно включать в подгрупповую работу. Лучше, если это будет группа из 2—3 человек, имеющих различные нарушения поведения. Не рекомен­дуется включать в подгруппу двух гиперактивных детей одновременно, так как работа будет, скорее всего, мало­эффективной. На данном этапе необходимо продолжить расширять поведенческий репертуар. Подгрупповая ра­бота поможет детям в ситуации непосредственного обще­ния понять, как то или иное их действие влияет на со­стояние другого. В этом должно помочь ролевое проиг­рывание проблемных ситуаций и их обсуждение.

Развитие коммуникативных навыков теснейшим обра­зом связано с обучением навыкам саморегуляции и кор­рекции негативных эмоций. По существу, такое деление направлений работы очень условно, так как одно невоз­можно без другого. Работа в каждом из направлений дол-


жна вестись параллельно на фоне физической реабилита­ции после медикаментозного лечения в случае необходи­мости. Так, например, невозможно развивать навыки кон­структивного общения без коррекции агрессивности и кон­фликтности. В рамках этого направления необходимо научить детей владеть собой, своими чувствами. С дру­гой стороны, необходимо предоставить детям с СДВГ воз­можность отреагировать накопившиеся переживания, свя­занные с ограничениями и запретами. Это позволит ре­бенку переориентироваться с чувства постоянной неудов­летворенности собой (часто насаждаемой ему окружаю­щими) на позитивное самовосприятие ипостроение эф­фективного взаимодействия с миром.

В этом направлении можно использовать элементы пескотерапии, позволяющей в свободной форме выразить свои негативные чувства к окружающим.

Кроме того, можно использовать такие игры, как дет­ский дартс с мячиком на липучке, «щит гнева», подуш­ку-Бобо. Все они помогают снять агрессивность посред­ством ее активного выражения в действии (что запреща­ется ребенку в повседневной жизни).

Развитие дефицитарных функций в системе синдрома имеет своей целью компенсацию нарушенных функций внимания, произвольности, самоконтроля двигательной активности и поведения. Е. К. Лютова и Г. Б. Монина1 рекомендуют основываться на четкой поэтапности. На­пример, если начинать с развития устойчивости внима­ния, умения произвольно его переключать, то перехо­дить к развитию другого качества следует только после достижения устойчивого положительного эффекта. Затем можно упражнять ребенка в параллельном развитии сра­зу двух функций, например умения концентрировать внимание и навыков волевой регуляции своего поведе­ния. В книге Е. К. Лютовой и Г. Б. Мониной представ­лен комплекс таких игр. Например, игра «Археология»

Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимо­действия с детьми. СПб., 2000.


развивает мышечный контроль. Игровая задача ребенка — аккуратно раскопать свою руку, опущенную в песок или крупу. Игра «Пожалуйста» направлена на преодоле­ние двигательного автоматизма и развитие умения пере­ключать внимание с одного вида деятельности на другой. Она носит групповой характер. Ее содержание состоит в том, что ведущий предлагает стоящим в кругу детям по­вторять за ним движения, но не любые, а только те, которые будут сопровождаться словом «пожалуйста».

А. Л. Сиротюк1 предлагает программу нейропсихоло-гической коррекции детей с СДВГ. Автор разработала комплексное решение данной проблемы. В программу включен целый ряд упражнений, развивающих нарушен­ные функции:

— дыхательные упражнения;

— упражнения для языка и мышц челюсти;

— растяжки;

— глазодвигательные упражнения;

— перекрестные телесные упражнения;

— телесные упражнения и т. д.

Автор выделяет несколько условий, следование кото­рым при организации групповых занятий с детьми с СДВГ будет способствовать формированию произвольности:

— четко повторяющаяся структура занятий и неиз­менное расположение предметов в комнате, в которой они проводятся;

— четкое соблюдение правил, ритуалов и регламента, неукоснительное следование им;

— поочередное назначение лидером каждого ребенка, что способствует повышению его авторитета, а следова­тельно, необходимости произвольной регуляции своего поведения и контроля над происходящим вокруг.

Предлагаемые, рекомендации по оказанию детям с СДВГ психологической помощи носят общий характер, обо­значают необходимые направления, способы и приемы.

Сиротюк А. Л. Синдром дефицита внимания с гиперактив­ностью. М., 2002.


В каждом конкретном случае они должны быть система­тизированы специалистом для оказания помощи ребенку и родителям.

Работа с родителями детей с СДВГ

В работе со взрослыми, и прежде всего родителями, важно изменить их отношение к своему ребенку, стиль взаимодействия с ним. Начало работы заключается в объ­яснении причин поведения на основе сбора анамнеза. Они должны понять, что дисциплинарные меры воздействия на гиперактивного ребенка неэффективны. Эмоциональ­ный фон общения с ребенком должен быть ровным, пози­тивным, но без эйфории от его успехов и отвержения из-за неудач. Тактика вседозволенности также недопустима, так как такие дети очень быстро становятся манипуля­торами.

Гиперактивным детям должны даваться инструкции, содержащие не более 10-ти слов. Нельзя просить сделать сразу несколько поручений (убрать игрушки, почистить зубы, умыться и т. д.), так как ребенок просто не запом­нит их. Лучше давать следующее задание после выполне­ния предыдущего. Предполагается обязательный конт­роль качества выполнения поставленной задачи.

Система ограничений и запретов должна быть четкой и неукоснительно выполняемой, количество запретов дол­жно быть сведено до минимума (они должны касаться исключительно безопасности и здоровья ребенка). Совме­стно с ними должны быть разработаны санкции, которые последуют в случае нарушения запрета.

Важно обратить внимание родителей на построение фраз в общении с гиперактивным ребенком. Более эффективно давать малышу позитивную альтернативу его негативному поведению, перепроектировать его. Лучше сказать «мож­но бегать на улице», чем «прекрати беготню!». Но еще более эффективно включиться в игру ребенка, направить его неконтролируемую энергию в нужное русло.

Чтобы ребенок смог услышать взрослого и включить­ся в новую деятельность, необходимо дать ему время на


подготовку, предупредить об изменениях. Можно исполь­зовать звуковой сигнал.

Гиперактивных детей необходимо приучать к режиму, к четкому распорядку дня. Нежелательно изменять его даже в исключительных ситуациях. При организации предметно-пространственной среды ДОУ необходимо по­мнить о том, что гиперактивные дети вследствие двига­тельной расторможенности и отсутствия произвольного внимания характеризуются повышенным травматизмом. Поэтому желательно наличие мягких модулей, сухих бас­сейнов и т. д. В групповой комнате должно быть про­странство для активного отдыха детей.

При организации учебных занятий необходимо проду­мать предлагаемый материал так, чтобы один и тот же алгоритм варьировался в различных видах. Занятия дол­жны проводиться в игровой форме с включением физминуток. Нельзя требовать от гиперактивных детей абсо­лютной дисциплины, это лишь снизит работоспособность и уровень усвоения материала. Занятие должно строить­ся так, чтобы оно включало различные методы (обыгры­вание, рассказ, демонстрацию и т. д.). При непосред­ственном выполнении ребенком задания взрослому луч­ше находиться рядом с ним, поглаживая его, комменти­руя его действия спокойным голосом. Главное — сохра­нять спокойствие и помнить, что в основе гиперактивно­сти лежат органические нарушения, и ребенок не вино­ват в этом.

Коррекционное воздействие на гиперактивного ребен­ка должно включать следующие приемы и технологии:

1. Обучение приемам саморегуляции через использо­вание релаксаций, визуализаций.

2. Обучение самомассажу.

3. Игры для развития быстроты реакции, координа­ции движений.

4. Игры для развития тактильного взаимодействия.

5. Пальчиковые игры.

6. Подвижные игры с использованием сдерживающих моментов.


7. Психогимнастические этюды для обучения понима-
нию и выражению эмоционального состояния.

8.   Работу с глиной, водой и песком.
Коррекционную работу более эффективно строить по­этапно:

— индивидуальная;

— парная;

— подгрупповая.

Дети, страдающие СДВГ, как никакие другие требуют со стороны взрослых терпения и участия. Работа с ними должна быть кропотливой и комплексной, так как толь­ко выработка единой системы требований в ДОУ и семье может помочь адаптироваться таким детям и быть ус­пешными.

Родителям и педагогам можно порекомендовать следу­ющее:

1. Введите знаковую систему оценивания действий ре­бенка. Старайтесь замечать каждый успех малыша и обя­зательно давайте ему понять, что вы видите его успехи.

2. Устраивайте минутки активного отдыха на заняти­ях. Помните, что эти дети способны удерживать свое вни­мание очень кратковременно.

3. Гиперактивный ребенок всегда должен находиться пе­ред глазами. На занятиях его лучше сажать напротив себя.

4. Направляйте энергию ребенка в полезное русло. На занятиях давайте поручения раздать что-нибудь, в сво­бодной деятельности мотивируйте его на спокойные дей­ствия.

5. На первых этапах избегайте монотонной деятельно­сти, занятия должны быть интересными и увлекательны­ми, с прослеживаемым результатом.

6. В совместной деятельности учите ребенка прогова­ривать свои действия, выстраивать логику и последова­тельность их выполнения.

7. Используйте элементы игры во всех моментах жиз-недеятельности.

8. Не давайте многословных инструкций, после 10-ти слов ребенок вас просто не услышит.


9. Создавайте ситуации успеха, в которых ребенок смог
бы проявить свои сильные стороны.

10. При всем неусыпном внимании к гиперактивному ребенку внешне относитесь к нему так же, как и к ос­тальным детям.

11. Учите его общаться с другими детьми, поощряйте позитивное взаимодействие.

§ 6. АГРЕССИВНОСТЬ

Основные проявления агрессивности в дошкольном возрасте

Агрессивное поведение — одно из самых распростра­ненных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ до­стижения цели.

Проблема агрессии и агрессивности в теоретичес­ком плане изучена достаточно глубоко и многогранно. Психологу-практику необходимо знать три главных мо­мента:

1. Что такое агрессия/агрессивность;

2. Каковы возможные причины ее появления;

3. Как ее корректировать.

Прежде всего отмечается, что психологически грамот­ным является разведение понятий «агрессия» и «агрес­сивность».

Агрессия — это мотивированное деструктивное пове­дение, противоречащее нормам и правилам существова­ния людей в обществе, наносящее вред объектам нападе­ния (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызываю­щее у них психологический дискомфорт.

Агрессивность — это свойство личности, выражающее­ся, по мнению А. А. Реан1, в готовности к агрессии.

1 Реан. /4. А. Психология и.тучения личности. СПб.. 1999.


Выделяют множество факторов, влияющих на ее по­явление:

а) стиль воспитания в семье (гипер- и гипоопека);

б) повсеместная демонстрация сцен насилия;

в) нестабильная социально-экономическая обстановка;

г) индивидуальные особенности человека (сниженная
произвольность, низкий уровень активного торможения

и т. д.);

д) социально-культурный статус семьи и т. д.

Можно с большой уверенностью предполагать, что ре­шающее значение в становлении агрессивного поведения ребенка играет семейная среда и воспитание. Характер эмоциональных отношений, одобряемые формы поведе­ния, широта границ дозволенного, типичные реакции на те или иные поступки и действия — вот те параметры, которые психолог должен выяснить в процессе работы с агрессивным ребенком. Если его родители ведут себя агрессивно (вербально, физически), применяют физичес­кие наказания или не препятствуют проявлениям агрес­сии у ребенка, то наверняка у него эти проявления будут повсеместными и станут чертой характера.

Агрессивность ребенка может быть физически и пси­хически обусловленной:

1) агрессивные реакции характерны для детей мла­денческого и раннего возраста (у младенцев как реакция на физический дискомфорт, у детей раннего возраста из-за несформированности функций самоконтроля и произ­вольности, из-за незнания нравственных правил и норм);

2) агрессивность нельзя воспринимать однозначно от­рицательно, так как она играет еще и защитную функ­цию — функцию самосохранения как физического, так и эмоционального.

Часто неожиданные агрессивные реакции могут появ­ляться в период возрастного кризиса. Если это поведение нетипично для ребенка и взрослых, тогда оно означает, что у него возникли определенные трудности и он нужда­ется в помощи окружающих (табл. 11).


Одной из причин появления агрессивных реакций мо­жет быть внутренняя неудовлетворенность ребенка его статусом в группе сверстников, особенно если ему прису­ще стремление к лидерству. Для детей статус определя­ется целым рядом факторов:


 

— внешняя привлекательность, аккуратность, высо­кий уровень развития гигиенических навыков, опрятность;

— обладание красивыми и популярными игрушками, готовность ими делиться;

— организаторские способности;

— широта кругозора;

— позитивная оценка взрослого и т. д.

И если сверстники по той или иной причине не при­знают ребенка, а еще хуже — отвергают его, то агрессив­ность, простимулированная обидой, ущемленным само­любием, будет направляться на обидчика, на того или тех, кого ребенок считает причиной своего бедственного положения. Усугубляться такая ситуация может прикле­иванием ярлыка «плохой, драчун, грубиян» и т. д. со стороны взрослого.

Еще одной причиной появления агрессивности у до­школьника может быть ощущение тревоги и страха на­падения. Стимулируется она тем, что ребенок, скорее всего, неоднократно подвергался физическим наказаниям, уни­жениям, оскорблениям. В этом случае в первую очередь необходимо поговорить с родителями, объяснить им воз­можные причины и следствия такого поведения. В край­нем случае, заботясь о благополучии ребенка, можно со­вместно с администрацией ДОУ обратиться в органы ох­раны прав ребенка с жалобой на действия родителей.

Иногда агрессивность является способом привлече­ния внимания окружающих, причина использования которого — неудовлетворенная потребность в общении и любви.

Агрессивность может выступать и в форме протеста против ограничения каких-нибудь естественных желаний и потребностей ребенка, например потребности в движе­нии, в активной деятельности. Педагоги, которые не зна­ют или не хотят по какой-либо причине учитывать есте­ственную потребность ребенка в движении, не знают, что дети-дошкольники не могут длительно заниматься одним делом, что активность в них заложена физиологически, стараются искусственно и совершенно противоестествен-


но погасить активность детей, заставить их сидеть и сто­ять против их воли. Такие действия взрослого подобны скручиванию пружины: чем сильнее на нее давить, тем больше скорость ее возврата в прежнее состояние. Они часто вызывают если не прямую, то косвенную агрессию: порчу и разрывание книг, поломку игрушек, т. е. ребе­нок по-своему «отыгрывается» на безобидных предметах за недальновидность и неграмотность взрослого.

Таким образом, первым шагом психолога в работе с аг­рессивным ребенком должно стать выяснение возможных причин такого поведения. Необходимо попытаться собрать как можно более полную информацию о поведении ребен­ка в группе ДОУ, дома, в общественных местах. С этой целью можно использовать следующие диагностические методы (табл. 12).

Данная вариативная диагностическая программа с боль­шой вероятностью позволит психологу разобраться в при­чинах агрессивного поведения ребенка и наметить даль­нейшую работу с ним.

Психологическая помощь агрессивным детям и их родителям

Коррекционная работа с ребенком должна вестись па­раллельно с работой со взрослыми, его окружающими, родителями и педагогами. В зависимости от выявленных причин в работе со взрослыми необходимо делать несколь­ко акцентов:

— изменение негативной установки по отношению к ре­бенку на позитивную;

— изменение стиля взаимодействия с детьми;

— расширение поведенческого репертуара родителей и педагогов через развитие их коммуникативных умений.

Независимо от причины агрессивного поведения ре­бенка существует общая стратегия действий окружаю­щих людей по отношению к нему:

1. Если это возможно, сдерживать агрессивные поры­вы ребенка непосредственно перед их проявлением, ост новить занесенную для удара руку, окрикнуть ребенка.


2. Показать ребенку неприемлемость агрессивного по­ведения, физической или вербальной агрессии по отно­шению к неживым предметам, а тем более — к людям. Осуждение такого поведения, демонстрация его невыгод-


ности ребенку в отдельных случаях действуют довольно эффективно.

3. Установить четкий запрет на агрессивное поведе­ние, систематически напоминать о нем.

4. Предоставить детям альтернативные способы взаи­модействия на основе развития у них эмпатии, сопережи­вания.

5. Обучать конструктивным способам выражения гне­ва как естественной, присущей человеку эмоции.

Задачами психокоррекционной работы с агрессивны­ми детьми могут быть:

а) развитие умения понимать состояния другого чело­
века;

б) развитие умения выражать свои эмоции в социаль­
но приемлемой форме;

в) обучение ауторелаксации;

г) обучение способам снятия напряжения;

д) развитие навыков общения;

е) формирование позитивного самовосприятия на ос­
нове личностных достижений.

Детям важно давать выход своей агрессивности. Мож­но им предложить:

— подраться с подушкой;

— использовать физические силовые упражнения;

— рвать бумагу;

— нарисовать того, кого хочется побить и что-нибудь сделать с этим рисунком;

— использовать «мешочек для криков»;

— поколотить стол надувным молотком и т. д.

Р. В. Овчарова1 предлагает использовать в целях кор­рекции агрессивного поведения детей:

— занятия психогимнастикой;

— этюды и игры на развитие навыка регуляции пове­дения в коллективе;

— этюды и игры релаксационной направленности;

1 Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. М., 1996.


 

— игры и упражнения на развитие осознания детьми отрицательных черт характера;

— игры и упражнения на развитие позитивной моде­ли поведения.

В работе с детьми дошкольного возраста, а особенно высокую эффективность с агрессивными детьми показы­вает использование элементов изотерапии. Детям-нравится играть с водой, с глиной. С ними необходимо применять различные способы рисования: пальцами, ладошками, ступнями.

С целью отреагирования агрессии можно ставить с деть­ми спектакли, в которых проблемным агрессивным де­тям необходимо давать роли с позитивной силовой ха­рактеристикой (богатыри, рыцари и т. д.).

Е. К. Лютова и Г. Б. Монина1 предлагают использо­вать в работе подвижные игры, способствующие отреаги-рованию агрессии, снятию накопившегося напря.жения, обучению эффективным способам общения и т. д.

Развитию контроля над собственными импульсивны­ми действиями способствуют занятия пальчиковой гим­настикой. Их могут проводить и родители, и педагоги.

Взрослым, окружающим агрессивного ребенка, важно помнить, что их страх перед его выпадами способствует повышению агрессивности. Этому же способствует и на­вешивание ярлыков («Ах, раз я такой плохой, я вам покажу!»). Часто взрослые обращают внимание на нега­тивные действия детей и воспринимают как само собой разумеющееся хорошее поведение. Для детей важно со­здавать «ситуации успеха», развивающие у них позитив­ную самооценку, уверенность в своих силах.

После некоторого периода индивидуальной работы аг­рессивных детей необходимо включать в коллективную для того, чтобы ребенок (под контролем специалиста) получил позитивную обратную связь, смог научиться бес­конфликтно взаимодействовать с окружающими.

Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимо­действия с детьми. СПб.. 2000.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 446.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...