Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА




Широкова Г. А.

Ш64 Практикум для детского психолога / Г.А. Широко­ва, Е.Г. Жадько. — Изд. 4-е. — Ростов н/Д: Фе­никс, 2006. — 314, [1]с.: ил. — (Психологический практикум). 18ВМ 5-222-10194-0

В книге дается обзор современных отечественных и зарубежных исследований по проблемам развития детей-дошкольников (гиперактивность, агрессивность, застен­чивость, ранний детский аутизм, задержка психического развития и т.д.). Комплекс диагностических методик и описание общей стратегии коррекционной работы помо­гут специалистам выстроить индивидуальную програм­му. Предлагаемые рекомендации будут способствовать оптимизации общения родителей и детей.

Приведены подвижные и дидактические игры, кото­рые могут быть использованы в индивидуальной и групповой работе с детьми-дошкольниками.

Книга имеет практическую направленность и адресо­вана детским психологам, а также может быть полезна заинтересованным родителям.

УДК 159.922.7(076) ББК 88.8я7ISBN 5-222-10194-0

© Широкова Г. А.,

Жадько Е. Г., 2004 © Изд-во «Феникс», оформление, 2004



ВВЕДЕНИЕ

Во взаимосвязанной системе деятельности детского практического психолога коррекция тех или иных нару­шений является наиболее востребованной со стороны ро­дителей и педагогов. Часто такая ситуация обуславлива­ется желанием переложить ответственность за свои ошиб­ки на кого-то другого. При благоприятных обстоятель­ствах психолог может переориентировать родителей и пе­дагогов с поисков виновного на поиски конструктивного выхода из сложившегося положения. Но главным ориен­тиром в его деятельности должна быть защита прав ре­бенка, особенно ребенка, имеющего какие-то проблемы в развитии.

В рамках отечественной психологической науки осо­бое место отводится среде как источнику развития лич­ности. В соответствии со взглядами Л. С. Выготского1, человек не может полноценно развиваться в отрыве от других людей, наполняющих средовое воздействие либо позитивными, либо негативными стимулами. Таким об­разом, одно из ведущих мест в жизни человека отводится семье, образовательному учреждению и т. д. Поэтому в книге рассматриваются вопросы влияния детско-роди-тельских отношений и стиля воспитания на развитие личности ребенка-дошкольника, а их нарушение — как фактор, опосредующий появление проблем и деформаций.

Проблемы развития детей-дошкольников, представлен­ные в книге, разнообразны по глубине и распространен­ности. Это:

— синдром дефицита внимания с гиперактивностыо (СДВГ);

— агрессивность;

— застенчивость и тревожность;

— ранний детский аутизм (РДА);

— задержка психического развития (ЗПР);

— вербализм;

1 Выготский Л. С. Собрание сочинений. М., 1984.


— воровство;

— лживость;

— онанизм;

— «уход от деятельности».

Достижение результатов в ходе коррекционной рабо­ты возможно при условии знания спектра причин воз­никновения нарушения у конкретного ребенка. В книге предлагается обзор отечественных и зарубежных иссле­дований по указанным проблемам, включающий описа­ние особенностей проявления симптомокомплекса у детей дошкольного возраста. Комплекс диагностических мето­дик и описание общей стратегии коррекционной работы помогут специалистам выстроить индивидуальную про­грамму. Оптимизации процесса общения родителей и де­тей будут способствовать предлагаемые рекомендации.

Во второй части имеется обзор подвижных и дидакти­ческих игр, которые могут использоваться как в индиви­дуальной, так и в групповой работе с детьми-дошкольни­ками. Каждая игра сопровождается небольшим коммен­тарием, содержащим рекомендации по ее оптимальной организации или возможности коррекционно-развиваю-щего эффекта. Включены как авторские, так и ставшие народными игры.

Словарь терминов поможет в осмыслении теоретиче­ского материала.

Книга имеет практическую направленность и адресо­вана детским психологам. Она представляет собой обоб­щение современных подходов к оказанию помощи детям-дошкольникам и их родителям.




Часть 1

СИСТЕМА РАБОТЫ ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА,

ИМЕЮЩИМИ ПРОБЛЕМЫ ВРАЗВИТИИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА

Данное направление деятельности психолога в ДОУ является наиболее сложным и ответственным. Оно вклю­чает в себя достаточно широкий спектр форм работы:

— групповые психокоррекционные занятия (работа с проблемами в личностной и познавательной сферах);

— индивидуальные психокоррекционные занятия (работа с проблемами в личностной и познавательной сферах);

— тренинговые занятия с педагогами и специалиста­ми ДОУ;

— индивидуальные занятия с одаренными детьми;

— занятия по психологической подготовке детей к школь­ному обучению;

— тематические занятия с родителями (например, обу­чающие семинары).

С точки зрения И. В. Дубровиной1, основной целью коррекционной работы с детьми является содействие их полноценному психическому и личностному развитию.

Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / Под ред. И. В.Дубровиной. М„ 1998.



Построение индивидуальных образовательных программ должно основываться на знании возрастных норм и воз­можностей конкретного ребенка.

В процессе реализации данного направления нельзя просто упражнять ребенка или взрослых в дефицитар-ной1 функции. Необходимо с первых этапов работы ори­ентироваться на возможные достижения в процессе кор­рекции. В этом и заключается единство коррекции и раз­вития.

Залог успеха коррекционно-развивающей деятельно­сти — правильно выявленная причина той или иной про­блемы. В психике человека все взаимосвязано, поэтому деформации или нарушения в одной сфере часто влекут за собой появление проблем в другой.

Виды нарушений развития ребенка-дошкольника2:

1. Нарушения, вызванные негативным воздействием на ребенка (единичные случаи).

2. Нарушения, вызванные систематическим негатив­ным отношением к ребенку, следствием которого явилось отсутствие каких-либо важных структурных компонен­тов психики.

3. Нарушения, являющиеся следствием деформации психики.

4. Глобальное отставание всех сфер и процессов.
Такая классификация деятельности в рамках коррек-

ционно-развивающего направления требует учитывать ряд важных моментов. В работе с детьми дошкольного возра­ста невозможно полноценное психотерапевтическое воз­действие, в связи с чем практический психолог ДОУ впра­ве использовать лишь элементы различных технологий. Тем более, что концептуальными основаниями деятель­ности психологической службы являются достижения оте­чественной психологической школы, а большинство тех-

1 Дефицитарная функция.— определенная область какой-либо
из сфер личности, характеризующаяся низким уровнем раз­
вития.

2 На основе классификации Е. И. Рогова.


ник разработано в зарубежной. При выборе средств кор-рекционного воздействия необходима уверенность в при­чинах того или иного нарушения. Кроме того, как и в вы­боре диагностических методик, в коррекционно-развива-ющем направлении ориентиром являются прежде всего возрастные особенности детей-дошкольников, ведущий вид деятельности. Поэтому построение занятий должно пре­дусматривать приоритет игровой формы, а целевая уста­новка должна варьироваться в различных сочетаниях, как показано на схеме 1.

Такой спектр проблем требует наличия обширного ба­гажа средств (схема 2).

В процессе подготовки детей к школе необходимо де­лать акцент на развитие учебных навыков, но отнюдь не на операциях счета, письма и чтения. По возможности, на это необходимо ориентировать и родителей. Ребенок должен научиться мыслить, анализировать, находить не­стандартные творческие решения, грамотно и связно раз­говаривать, удерживать необходимое время свое внима­ние и т. д. Приоритет в развитии операциональных на­выков в дошкольном возрасте приведет на школьном этапе к неутешительным результатам (потеря интереса к уче­бе, нарушение деятельности мозговых структур и т. д.).

1 Детская практическая психология / Под ред. Т. Д. Марцин-ковской. М., 2000.


Данное направление включает и работу со взрослыми (родителями и педагогами), предполагающую их актив­ное обучение навыкам взаимодействия, саморегуляции.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 341.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...