Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием
Научные основы проектирования
Музейных экспозиций
Рабочая программа дисциплины
Челябинск 2016
Министерство культуры Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего образования
«Челябинский государственный институт культуры»
Факультет документальных коммуникаций и туризма
Кафедра туризма и музееведения
Научные основы проектирования
Музейных экспозиций
Рабочая программа дисциплины
51.03.04 Музеология
и охрана объектов культурного и природного наследия
Уровень высшего образования бакалавриат
Программа подготовки: академический бакалавриат
Квалификация: бакалавр
Форма обучения: очная
срок изучения – 6 семестр
Форма обучения: заочная
срок изучения – 6 семестр
Челябинск 2016
УДК 069(073)
ББК 79.17я73
Н 34
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия.
Структура РПД разработана в соответствии с п. 18 и 21 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программ бакалавриата, программ специалитета, программ магистратуры (утв. приказом Министерства образования и науки РФ №1367 от 19.12.2013)
Автор-составитель: И. В. Андреева, доцент кафедры туризма и музееведения, канд. пед. наук, доцент.
Рабочая программа дисциплины как составная часть ОПОП на заседании совета факультета документальных коммуникаций и туризма рекомендована к рассмотрению экспертной комиссией, протокол № 2 от 17.10.2016
Экспертиза проведена 28.10.2016, акт № 2016/МООКПН
Срок действия рабочей программы дисциплины продлен на:
Учебный год
| Совет факультета
| № протокола, дата утверждения
| 2017-2018
|
|
| 2018-2019
|
|
| 2019-2020
|
|
| 2020-2021
|
|
|
Н 34
| Научные основы проектирования музейных экспозиций : рабочая программа дисциплины по направлению подготовки 51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия, уровень высшего образования бакалавриат, программа подготовки: академический бакалавриат, квалификация: бакалавр / авт.-сост. И. В. Андреева; Челяб. гос. ин-т. культуры. – Челябинск, 2016. – 51 с. – (ФГОС ВО версия 3+).
Рабочая программа дисциплины включает: перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы; указание места дисциплины в структуре ОПОП; объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся; содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам), с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий; перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине; фонд оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине; перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины; перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины; методические указания для обучающихся по освоению дисциплины; перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения; описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине.
|
© Челябинская государственный
институт культуры, 2016
Содержание
Аннотация
| 6
| 1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
| 7
| 2. Место дисциплины в структуре образовательной программы
| 8
| 3. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
| 9
| 4. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий
| 9
| 4.1. Структура преподавания дисциплины
| 9
| 4.1.1. Матрица компетенций
| 12
| 4.2. Содержание дисциплины
| 12
| 5. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
| 17
| 5.1. Общие положения
| 17
| 5.2. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы
| 19
| 5.2.1. Содержание самостоятельной работы
| 19
| 5.2.2. Методические указания по выполнению самостоятельной работы
| 19
| 5.2.3. Перечень учебной литературы, необходимой для самостоятельной работы
| 22
| 5.2.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для самостоятельной работы
| 22
| 6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
| 23
| 6.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
| 23
| 6.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания
| 26
| 6.2.1. Показатели и критерии оценивания компетенций на различных этапах их формирования
| 26
| 6.2.2. Описание шкал оценивания
| 28
| 6.2.2.1. Описание шкалы оценивания ответа на экзамене (пятибалльная система)
| 28
| 6.2.2.2. Описание шкалы оценивания при использовании балльно-рейтинговой системы
| 29
| 6.2.2.3. Описание шкалы оценивания: устное выступление и письменная работа
| 29
| 6.3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы
| 31
| 6.3.1. Материалы для подготовки к экзамену
| 31
| 6.3.2. Темы и методические указания по подготовке рефератов, эссе и творческих заданий по дисциплине
| 32
| 6.3.3. Методические указания по выполнению курсовой работы
| 33
| 6.3.4. Типовые задания для проведения текущего контроля формирования компетенций
| 33
| 6.3.4.1. Планы семинарских занятий
| 33
| 6.3.4.2. Задания для практических занятий
| 38
| 6.3.4.3. Темы и задания для мелкогрупповых/индивидуальных занятий
| 38
| 6.3.4.4. Типовые темы и задания контрольных работ (контрольного урока)
| 38
| 6.3.4.5. Тестовые задания (примеры из разных вариантов)
| 38
| 6.3.4.6. Контрольная работа для студентов заочной формы обучения и методические рекомендации по ее выполнению
| 39
| 6.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций
| 39
| 7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
| 40
| 7.1. Основная литература
| 40
| 7.2. Дополнительная литература
| 40
| 8. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
| 45
| 9. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
| 46
| 10. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем
| 48
| 11. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
| 48
| 12. Иные сведения и материалы
| 49
| 12.1. Перечень образовательных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине
| 49
| Лист изменений
| 50
| Аннотация
1
| Код и название дисциплины по учебному плану
| Б1.Б.23 Научные основы проектирования музейных экспозиций
| 2
| Цель дисциплины
| сформировать теоретические знания и практические умения и навыки в области научного проектирования музейной экспозиции.
| 3
| Задачи дисциплины заключаются в:
| - - формировании системного представления об основных этапах и методах проектирования экспозиций, а также о ведущих тенденциях в теории и практике экспозиционной деятельности;
- - формировании умения критически оценивать и анализировать конкретные экспозиции;
- - формировании навыков проектирования экспозиций и создания проектной документации
| 4
| Коды формируемых компетенций
| ПК-10
| 5
| Планируемые результаты обучения по дисциплине (пороговый уровень)
| В результате освоения дисциплины студент должен приобрести:
знания:
основ коммуникации, терминологии, методов, основных этапов создания выставочных и экспозиционных проектов, технологии разработки научной документации на уровне воспроизведения;
умения: отбирать и обобщать факты истории развития музейной экспозиции, применять знания теории в разработке выставочных проектов, анализировать современную практику экспозиционной деятельности;
навыки и (или) опыт деятельности: работы с теоретической информацией и ее применение для анализа практической деятельности, поиска и отбора эмпирической информации для разработки концепции экспозиции, разработки критериев отбора предметов и структуры экспозиции
| 6
| Общая трудоемкость дисциплины составляет
| в зачетных единицах – 4
в академических часах – 144
| 7
| Разработчик
| Ирина Валерьевна Андреева, доцент кафедры туризма и музееведения, канд. пед. наук, доцент.
|
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине,
Соотнесенных с планируемыми результатами освоения
Образовательной программы
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы (далее – ОПОП) обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине:
Таблица 1
Результаты освоения ОПОП (содержание компетенций и код)
| Перечень планируемых результатов обучения
по дисциплине в рамках компонентов компетенций
| Пороговый
(обязательный для всех студентов)
| Продвинутый
(превышение минимальных характеристик уровня сформированности компетенции)
| Повышенный
(максимальная сформированность компетенции)
| 1
| 2
| 3
| 4
| Способность к участию в разработке выставочных и экспозиционных проектов (ПК-10)
| знания: основ коммуникации, терминологии, методов, основных этапов создания выставочных и экспозиционных проектов, технологии разработки научной документации на уровне воспроизведения
| знания: основ коммуникации, терминологии, методов, основных этапов создания выставочных и экспозиционных проектов, технологии разработки научной документации на уровне анализа
| знания: основ коммуникации, терминологии, методов, основных этапов создания выставочных и экспозиционных проектов, технологии разработки научной документации на уровне интерпретации
| умения: отбирать и обобщать факты истории развития музейной экспозиции, применять знания теории в разработке выставочных проектов, анализировать современную практику экспозиционной деятельности
| умения: анализировать факты истории развития музейной экспозиции в контексте общеисторического развития, применять профессиональную терминологию при анализе современной практики экспозиционной деятельности и разработке собственных проектов
| умения: давать оценку истории и современного состояния экспозиционной деятельности на уровне профессиональной рефлексии, экспертировать музейные выставки, использовать традиционные и инновационные подходы в разработке собственных проектов
| навыки и (или) опыт деятельности: работы с теоретической информацией и ее применение для анализа практической деятельности, поиска и отбора эмпирической информации для разработки концепции экспозиции, разработки критериев отбора предметов и структуры экспозиции
| навыки и (или) опыт деятельности: поиска и отбора теоретической и эмпирической информации для разработки научной концепции, разработки тематической структуры и отбора предметов для выставочного проекта с использованием традиционных и инновационных подходов к проектированию
| навыки и (или) опыт деятельности: разработки полного комплекта научной документации, информационного сопровождения выставки с использованием традиционных и инновационных подходов к проектированию
| 2. Место дисциплины в структуре образовательной программы[1]
Дисциплина «Научные основы проектирования музейных экспозиций» входит в базовую часть учебного плана. Дисциплина логически и содержательно-методически взаимосвязана с дисциплинами: «История музеев мира», «Информационная эвристика», «История музейного дела России», «Основы музеологии (методы, язык, концепции), «История материальной культуры», «История культуры», «История искусства», «Психология и педагогика», «Охрана природного и культурного наследия в России и за рубежом», «Семиотика», «Комплектование, учет и хранение», «Музейный дизайн», «История науки и техники», «Информационные технологии в музейной деятельности». Данные дисциплины готовят обучающихся к эффективному изучению дисциплины, формируя следующие «входные» знания и умения:
знания:
– знание основных общеисторических, социо-культурных и региональных предпосылок возникновения, этапов развития и современного состояния ведущих музеев мира, объектов наследия и достопримечательных мест;
- основных закономерностей и фактов развития истории науки и техники, истории материальной культуры и быта, вспомогательных исторических дисциплин, понимание значимости их влияния на процесс становления коллекционирования и музейного дела России;
- принципов цивилизационного, культурологического и формационного подходов к анализу исторического процесса;
- знаковой природы «музейного языка», готовность анализировать музейную экспозицию как вторичную моделирующую систему;
- психолого-педагогических основ проектирования музейной экспозиции;
- роли музея в информационном обществе, а экспозиции в информационной системе музея;
умения:
- использовать методологию историко-культурного и музеологического знания для анализа феномена музейной экспозиции;
– отбирать и обобщать факты, необходимые для анализа темы экспозиции;
- применять методы научных исследований в работе над музейной экспозицией.
навыки и (или) опыт деятельности:
–использовать современные технологии обработки и поиска информации при формировании экспозиции;
Освоение дисциплины будет необходимо при изучении дисциплин «Менеджмент и маркетинг в музейной работе», «Экскурсоведение», «Музейная педагогика», «Организация научно-исследовательской работы в музее», «Консервация, реставрация и использование объектов культурного наследия», «Технологический практикум по выставочной деятельности», «Печатная продукция музея», «Проектирование турпродукта», подготовке к производственной практике по экспозиционно-экскурсионной деятельности, государственной итоговой аттестации.
Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием
|