Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Диалектика – учение о всеобщих связях и всеобщих законах развития.




Идея развития и ее исторические изменения. Хаос и порядок; упорядоченность и гармоничность. Диалектика и метафизика – два противоположных подхода к развитию. История метафизического метода, разновидности неометафизики: плоский эволюционизм и эмерджентизм. Исторические формы диалектики и ее современные разновидности. Категории, принципы и законы развития. Самоорганизация. Устойчивость и изменчивость; прерывность и непрерывность. Цикличность. Круговорот и поступательность в развитии. Изменение, движение, развитие. Прогресс, регресс. Детерминизм как концепция всеобщей закономерности, взаимообусловленности и взаимосвязи. Детерминизм и индетерминизм. Упорядоченность бытия. Принцип системности.

 

Философские проблемы познания

Познание как предмет философского анализа. Сознание и познание. Субъект и объект познания. Познавательные способности человека. Познание и творчество. Понимание и объяснение. Соотношение чувственных, рациональных и иррациональных форм познания. Современные разновидности эмпиризма, рационализма, априоризма и интуитивизма. Проблема истины в философии и науке. Исторические разновидности понимания истины. Абсолютное и относительное в истине. Истина и заблуждение. Критерии истины: рациональная интуиция, соответствие чувствам или логическим законам, практика, верификация, когеренция, корреспонденция, фальсификация и др. Истина, оценка, ценность. Специфика научного познания. Соотношение научного и вненаучного знания. Структура научного знания: эмпирический и теоретический уровни. Основные формы научного знания: проблема, факт, гипотеза, теория. Основные методы научного познания, их классификация и сущность. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Свобода научного поиска и социальная ответственность ученого.

Философская антропология.

Проблема человека в историко-философском контексте. Многомерность человека, его бытия, жизнедеятельности. Человек как родовое существо. Объективистские и субъективистские концепции человека. Природное и общественное в человеке. Комплексный характер антропосоциогенеза. Специфика человеческой деятельности. Человек как духовное существо. Философия, антропология, психология, теология о духовности человека. Социальная и биологическая продолжительность жизни человека. Жизнь, смерть и бессмертие. Смысл жизни. Человеческая судьба. Человек в системе социальных связей. Свобода и творчество как основные характеристики человеческого существования. Творчество и его разновидности. Понятие свободы и его эволюция. Свобода внешняя и внутренняя. Свобода и произвол; свобода и необходимость; свобода и ответственность; свобода выбора. Человек, индивид, личность. Роль социальной и культурной среды в формировании личности. Индивидуализм и конформизм. Личность в эпохи социальных катастроф. Личность в компьютеризованном мире.

 

Аксиология - учение об идеалах и ценностях.

Природа ценностного отношения людей к действительности. Ценности как ядро культуры. Современная теория ценностей: натуралистический психологизм, трансцендентализм, персоналистический онтологизм, культурно-исторический релятивизм, социологизм. Мораль как регулятор социального поведения людей. Особенности нравственного сознания и поведения. Иерархия нравственных ценностей. Искусство и эстетическое освоение действительности. Прекрасное, возвышенное и трагическое как основные эстетические ценности. Религия и разнообразие религиозных ценностей. Особенности религиозного сознания. Религия в современном мире.

Общество: основы философского анализа.

Эволюция философского понимания общественной жизни людей и ее истории. Проблема построения теоретической модели общества. Общество как саморазвивающаяся система. Человеческая деятельность – способ существования и развития общества. Регулятивы деятельности. Общественные отношения и социальные институты. Строение общества, его основные сферы (подсистемы) и их взаимосвязи. Понятие материального производства, его основные характеристики и роль в жизни общества. Технологический и экономический способы производства. Типы хозяйственно-экономической жизни. Социальные общности и их роль в жизни человека и общества. Политика как особый вид социального взаимодействия, основные компоненты политической жизни общества. Право и правовые отношения в обществе. Правосознание. Правовое государство и гражданское общество. Духовная сфера жизни общества, ее основные характеристики. Общественное сознание и его структура. Жизнь общества как исторический процесс. Проблема смысла, направленности и типологии исторического процесса: концепции общественного прогресса и единой всемирной истории (Ж. Кондорсе, Г. В. Ф. Гегель, К. Маркс, К. Ясперс); концепции локальных культур и цивилизаций (Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин).

Философия управления как раздел социальной философии. Управление и разделение труда. Философия управления в системе научного знания. Философия управления как искусство. Структура и уровни управления. Управление и власть. Свобода личности и управление. Этика ответственности и управленческое принуждение. Управление и справедливость.

 

Философия истории.

Современная общепланетарная цивилизация, ее особенности и противоречия. Всеобщие масштабы техногенной цивилизации. Информационное общество: перспективы его развития и особенности проявления. Социально-гуманитарные последствия перехода общества к информационному этапу. Глобальные проблемы: признаки, возникновение, сущность. Классификация глобальных проблем и разнообразие подходов к ней. Особенности разрешения глобальных проблем. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего. Коэволюционные сценарии будущего. Концепция устойчивого развития. Космические перспективы развития социума. Место и роль России в мировом сообществе.

 

Материалы текущего контроля успеваемости обучающихся и фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине

Формы и методы текущего контроля успеваемости обучающихся и промежуточной аттестации

4.1.1. В ходе реализации дисциплины используются следующие методы текущего контроля успеваемости обучающихся:

- при проведении занятий лекционного типа: опрос.

- при проведении занятий семинарского типа: опрос, сообщение с презентацией.

- при контроле результатов самостоятельной работы студентов: тестирование.

 

4.1.2. Экзамен проводится в форме устного собеседования (для заочной формы обучения); устного собеседования  (для очной формы обучения).

Материалы текущего контроля успеваемости обучающихся

 

В ходе осуществления текущего контроля в течение семестра учитывается выполнение подготовка сообщений с презентациями, опрос, тестирование.

 

Типовые оценочные материалы по теме 1.

Перечень примерных вопросов для устного опроса

По теме № 1: «Философия, ее предмет и роль в жизни

Человека и общества».

1. Что такое мировоззрение? Все ли люди обладают мировоззрением?

2. Перечислите основные исторические типы мировоззрения.

3. Дайте краткую характеристику мифу, религии, философии как основным типам мировоззрения.

4. Что такое философское мировоззрение? Чем отличается оно от других исторических типов мировоззрения (миф, религия)?

5. Что является предметом философии?

6. Какова структура философского знания?

7. Специфика постановки и решения основных мировоззренческих проблем различными философскими направлениями.

 

Перечень тем для сообщений с презентацией по теме1 «Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества».

 

1. Мировоззрение, его исторические типы (миф, религия, философия).

2. Предмет и структура философии.

3. Специфика постановки и решения основных мировоззренческих проблем различными философскими направлениями.

 

Типовые оценочные материалы по теме1 «Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества».

  1. Философия представляет собой…

систему взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру

набор разнообразных знаний, обслуживающих повседневную жизнь людей

мировоззрение, основу которого составляют фантазии, легенды, вымыслы

+сложившуюся картину мира, принятую специалистами

  1. Раздел философии, разрабатывающий наиболее общие вопросы бытия, называют…

Логикой

+онтологий

Эстетикой

Гносеологией

  1. Исследование познавательных, эстетических, религиозных, атеистических и других ценностей осуществляет ____________ функция философии.
    мировоззренческая

      критическая

      +аксиологическая

      Методологическая

4. Философия возникла в период…
5-4 вв. до н. э.

+7-6 вв. до н. э.

1-2 вв. н. э.

9-8 вв. до н. э

 

5. В философии Востока по сравнению с философией Запада больше внимания уделяется…

+духовному миру человека

научно-техническому прогрессу

познанию внешнего мира

модернизации общества

6. Чувственное познание осуществляется на основе:

       1) рефлексов и инстинктов

       +2) представлений о предмете

       3) рассуждений об объекте

       4) уподоблений и обобщений

 

7. Ощущение – это:

       1) чувственное отражение в виде образа предметов и явлений, сохранившееся в памяти после окончания непосредственного воздействия на органы чувств

       +2) отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, непосредственно воздействующих на органы чувств

       3) отражение предметов и их свойств в виде целостного образа

       4) форма мысли, которая отражает общие существенные признаки познаваемых предметов и явлений

 

8. Что такое гносеология?

1) теория научного познания

2) наука о мышлении

3) концепция смысла жизни

+4) учение о познании мира

 

9. Кто из немецких философов осуществил гносеологический переворот, связанный с переносом внимания с объекта познания на специфику познающего субъекта?

       1) Гегель

       +2) Кант

       3) Фихте

       4) Лейбниц

 

10. Представление – это:

       +1) чувственное отражение в виде образа предметов и явлений, сохранившееся в памяти после окончания непосредственного воздействия на органы чувств

       2) отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, непосредственно воздействующих на органы чувств

       3) отражение предметов и их свойств в виде целостного образа

       4) форма мысли, которая отражает общие существенные признаки познаваемых предметов и явлений

 

11. Рациональное познание человеком мира осуществляется в форме:

       1) представления

       2) восприятия

       +3) суждения

       4) ощущения

 

12. Какое из нижеперечисленных определений философии первоначальное?

 1) душа культуры;

 2) учение о мудрости;

+3) любовь к мудрости;

 4) идея совершенной мудрости;

 5) форма теоретического мировоззрения;

 6) учение о первосущностях.

13. Правильно ли будет утверждать, что понятие философии охватывает более широкий круг явлений, чем понятие мировоззрения?

1) да;

+ 2) нет.

14. Правильно ли утверждать, что в античное время философия выступала «наукой наук», «госпожой наук»?

+1) да;

2) нет.

15. Можно ли утверждать, что философию нельзя отождествлять с религией?

  +1) да

    2) нет.

16. Есть ли отличие бытия мира и бытия человека?

+1) да;

2) нет.

17. Считаете ли Вы, что философия возникла раньше мифологии?

1) да;

+ 2) нет.

18. Можно ли включит мировосприятие в структуру мировоззрения?

+1) да;

2) нет.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 374.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...