Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Содержание образовательной деятельности.




Педагог напоминает детям, что весной птицы вьют гнезда, чтобы вывести птенцов, и предлагает детям нарисовать птичек в гнездыш­ках.

Педагог спрашивает детей, что такое гнездо, и как оно выглядит, рассматривает муляж птичьего гнезда или его изображение на кар­тинке. Объясняет, что птицы вьют гнезда тонких веточек, прутиков, сухих травинок. Гнездо напоминает мягкую, пушистую чашу. Спра­шивает, как можно нарисовать гнездо. Дети высказывают свои догад­ки. Педагог советует детям изобразить гнездышко обрисовывающим жестом (двумя руками синхронно) и показывает варианты рисования гнезда:

— в форме «чаши» — полуовала или полукруга (целостная фор­
ма — гнездышко из «туго, плотно свитых прутиков»);

— в форме перевернутого «муравейника» (произвольное нагро­
мождение линий или «условный» полуовал, овал из пластичных ли­
ний разной длины и кривизны; будто гнездо свободно сплетено из
отдельных веточек).

Затем педагог напоминает детям, что они уже рисовали снегирей на заснеженных ветках, а воробышков, купающихся в луже, созда­вали в технике аппликации (показывает несколько наиболее выра­зительных композиций). Предлагает нарисовать птенчиков, которые сидят в гнездышке. Спрашивает, что могут делать птенчики, сидящие в гнезде. Уточняет и обобщает ответы детей (выглядывают из гнезда, спят, просят кушать — открывают клювики, пробуют летать). Моде­лирует варианты движений с помощью двух овалов разной величины (нейтрального цвета): перемещая овалы относительно друг друга и гнезда.

Затем воспитатель рассказывает, что мамы и папы птенчиков — взрослые птицы — постоянно чем-то заняты: то летают в поисках корма для своих птенчиков, то кормят их, то сидят на ветке и чистят перышки. Снова моделирует варианты движений с помощью двух овалов разной величины.

Затем педагог советует детям подумать, как будет выглядеть гнез­дышко, которое они нарисуют, сколько в нем будет птенцов, что они будут делать.

Дети определяются с замыслами, выбирают бумагу для фона и начинают рисовать. Педагог при необходимости подсказывает пос­ледовательность создания композиции: сначала нужно изобразить


гнездо, а затем уже птенцов в гнездышке и, если захочется, взрослых птиц — маму и папу. Но, возможно, они улетели за кормом для своих птенцов и еще не вернулись.

Последующая работа.Организация выставки детских работ «Птич­ки в гнездышках».

КОНСТРУИРОВАНИЕ «Домик и»

Задачи.Уточнить название деталей строительного материала (ку­бик, кирпичик, призма, пластина) и их конструктивные свойства.

Формировать обобщенный способ обследования образца конс­трукции объекта (домика) по определенной схеме и сравнения его с другими конструкциями этого же объекта (установление общего и различного).

Учить преобразовывать конструкцию дома по заданию воспита­теля способами: надстраивания (увеличение в высоту) и пристраива­ния (увеличение в длину). Закреплять пространственные характерис­тики: высокий — низкий, длинный — короткий.

Материалы, инструменты, оборудование.Набор строительного материала для каждого ребенка; мелкие игрушки для обыгрывания конструкций (фигурки людей, животных, транспортные средства); образец конструкции домика.

Содержание образовательной деятельности.Воспитатель предлагает детям рассмотреть детали строительного материала и вспомнить, как они называются. Она просит всех детей найти в своем наборе стро­ительного материала и показать: красный кубик, синий кирпичик,


 


474


475


 


 


длинную пластину, красную призму, а затем маленький и большой кубик, маленькую и большую призму; короткий кирпичик и длинную пластину. Дети рассматривают эти детали, сравнивают их между собой (по форме, цвету, величине), обращают внимание на их отличия.

Воспитатель говорит, что сегодня они будут строить домики, но другие, чем те, которые строили раньше. Она предлагает детям рас­смотреть домик-образец, стоящий на столе, и организует его обсле­дование по следующей схеме:

—Что это?

—Что есть у дома, из каких частей он состоит?

—Как они расположены?

—Какие детали строительного материала использованы для конс­
труирования каждой части дома?

Воспитатель обращает внимание детей на то, что стены и окна до­мика выполнены из разных деталей: из кирпичиков и кубиков, кото­рые чередуются.

Далее воспитатель объясняет детям последовательность констру­ирования дома:

—С чего следует начинать строить дом? (С задней стенки.)

—Как следует ставить кирпичики?

—Что следует строить потом? (Сначала боковые стенки, затем пе­
реднюю стенку.)

—Что следует сделать, чтобы держалась крыша? (Сделать пере­
крытие из длинных пластин.)

—Из каких деталей строится крыша?


i


Воспитатель предлагает одним детям построить такой же домик, но высокий, другим — такой же, но длинный. В процессе самосто­ятельной конструктивной деятельности детей, она оказывает им помощь, обращает внимание на то, чтобы дети не подменяли мень­шие детали на большие, а изменяли домик путем надстраивания в высоту и пристраивания в длину, используя те же детали, что и в образце.

Далее воспитатель вместе с детьми анализирует полученные конс­трукции, обращает их внимание, что все домики похожи на домик-образец, но одни — высокие, другие — длинные.

Затем дети выбирают «жильца» для своего дома и обыгрывают в течение нескольких минут свои конструкции.

В конце занятия воспитатель хвалит всех детей за старания и про­сит аккуратно разобрать «дома», сложить строительный материал в коробки, начиная с длинных пластин.

ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

«Строители»

Задачи.Познакомить детей с профессиями, связанными со стро­ительством зданий и ремонтом помещений. Познакомить с видами гражданских построек (жилой дом, театр, школа, детский сад, кино­театр, поликлиника, торговый центр).

Предварительная работа.Чтение рассказов Г. Снегирева «Бобре­нок» и «Бобровая хатка», рассказа В. Зотова «Бобр». Изготовление воспитателем фигурки бобренка.

Материалы, инструменты, оборудование.Бумажная фигурка боб­ренка. Иллюстрации с изображениями разных зданий (жилой дом, театр, школа, детский сад, кинотеатр, поликлиника) и людей раз­ных строительных профессий (архитектор, каменщик, кровельщик, плотник, штукатур, маляр, крановщик).

Содержание образовательной деятельности.Воспитатель показыва­ет детям сделанную им фигурку бобренка, спрашивает, что это за зве­рек, чем знамениты бобры. Вспоминает вместе с детьми, что бобры — самые известные строители в мире животных, они умеют строить для себя замечательные домики — хатки. Предлагает детям рассказать бобренку, который пришел сегодня к ним в гости, какие разные дома умеют строить люди.

Рассматривает с детьми иллюстрации с изображениями жилых домов, спрашивает, много или мало в этих зданиях этажей, большие или маленькие окна, есть ли балконы, что находится рядом с домами


 


476


477


(стоянка для машин, детская площадка), делает вместе с детьми вы­вод, что в этих домах живут люди.

Затем показывает и аналогичным образом рассматривает с ними изображения детского сада, поликлиники. Сравнивает эти здания между собой, показывает, чем отличаются друг от друга жилые дома и здания детского сада, поликлиники.

Далее показывает изображения театра и кинотеатра, обращает внимание детей на то, есть ли в этих зданиях окна, много их или мало, какие они. Обсуждает, что в этом здании находится, почему здание построено таким образом. Просит детей найти сходные и различные детали зданий: балконы, башенки, колонны.

Воспитатель демонстрирует детям изображения зданий школы, торгового центра, просит их догадаться, что может быть расположе­но в этом здании, почему они так думают. (На иллюстрациях долж­на быть видна спортивная площадка около школы, дети, идущие в школу или большие витрины магазинов, рекламные вывески на фа­саде и др.)

Педагог спрашивает детей, знают ли они, кто строит дома, как на­зывают этих людей. Напоминает, что это — строители. Рассказывает, что строительных профессий очень много, и предлагает послушать стихотворение «Кто построил этот дом» (автор — Сергей Баруздин). По мере чтения показывает детям иллюстрации с изображениями лю­дей разных строительных профессий. После каждой строфы, в кото­рой рассказывается об одной строительной профессии, обсуждает с детьми, что делает архитектор, каменщик, кровельщик, плотник и т. д.

Последующая работа.Педагог вместе с родителями проводит эк­скурсию в какое-нибудь интересное здание, расположенное по со­седству (музей, кинотеатр, театр).


АПРЕЛЬ. 29 НЕДЕЛЯ Планирование работы

Направленность педагогической работы.Содержанием образова­тельной работы на этой неделе станет формирование у детей перво­начальных представлений о воздухе, который нас окружает. На заня­тии по познанию окружающего мира и на прогулках дети продолжат знакомство со свойствами разных материалов (легкий — тяжелый), в процессе экспериментирования получат первые представления о том, какие предметы могут летать, а какие — нет, проведут самые простые опыты с воздухом. На этой неделе в группе будет присутс­твовать «оживший» воздушный шарик, образ которого дети переда­дут в лепке, осваивая новый прием лепки — «цветовая растяжка».

Дети будут наблюдать за облаками и тучами, учиться видеть раз­ные образы в их очертаниях, а затем передадут свои впечатления в аппликативных работах «Живые облака». Чтение сказок С. Козлова «Заяц, Ослик, Медвежонок и чудесные облака», «Дружба», а также просмотр мультфильма по его сказке «Трям! Здравствуйте!» будет не только способствовать развитию воображения у детей, но и позволит педагогу обсудить с ними тему дружбы и взаимопомощи.

На занятии по развитию речи воспитатель будет привлекать де­тей к ведению ролевого диалога в процессе разыгрывания фрагмента сказки М. Москвиной про птенца, научившего летать крокодила; за­креплять произношение звуков «л», «ль».

 

 

 

 

День недели Временные от­резки дня Содержание образовательной работы

1 день

Утро Игры по инициативе детей.
После завтрака 1. Познание окружающего мира. «Лета­ет — не летает». 2. Физкультура № 29.1. Разучивание тех­ники ходьбы с последующей остановкой на сигнал (по команде: «На месте стой, раз—два!»). Повторение лазания по гим­настической стенке (различными спосо­бами). Развитие быстроты: игры-эстафе­ты.
Прогулка Наблюдения в природе. Подвижные игры: «Подпрыгни повы­ше», «Сбей кеглю». Игры по инициативе детей.
После сна Просмотр мультфильма по сказке С. Козлова «Трям! Здравствуйте».

479


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

День недели Временные от­резки дня Содержание образовательной работы
  Вечер Игры по инициативе детей.

2 день

Утро Игры по инициативе детей.
После завтрака 1. Лепка. «Воздушный шар». 2. Музыка № 29.1. Слушание музыки: Р. Тач, «Облака плывут». Музыкальное движение: этюд «Весенний дождь» («Пес­ня весеннего дождя» муз. Н. Сушевой, ел. В. Гудимова) игра «Игра в домики» (В. Витлин, «Игра в домики»), пляска парами «Спляшем!» («Спляшем!», муз. Т. Назаровой-Метнер, ел. народные.)
Прогулка Наблюдения в природе. Подвижные игры: «Школа мяча». Игры по инициативе детей.
После сна Чтение сказки С. Козлова «Заяц, Ослик, Медвежонок и чудесные облака».
Вечер Конструирование из крупных блоков-модулей. Игры по инициативе детей.

3 день

Утро Разные виды детских игр.
После завтрака 1. Математические представления. За­нятие № 14. 2. Аппликация. «Живые облака».
Прогулка Наблюдения в природе. Динамическая прогулка: бег с ускорением и замедлением, подвижные игры «Под­прыгни повыше», «Прокати в ворота». Игры по инициативе детей.
После сна Чтение сказки М. Москвиной «Что слу­чилось с крокодилом».
Вечер Игры по инициативе детей.

4 день

Утро Игры по инициативе детей.
После завтрака 1. Развитие речи. «Как крокодил летать научился». 2. Музыка № 29.2. Слушание музыки: Р. Тач, «Облака плывут». Пение: распевка «Солнышко, встань» (венг. нар. песня в обр. Б. Бартока) (повтор, мл. гр.), «Выйди, солнышко» (муз. Р. Паулса, ел. И. Маз-нина). Игра на детских музыкальных

 

 

 

 

 

 

 

 

День недели Временные от­резки дня Содержание образовательной работы

 

  инструментах: Р. Лещинская «Лошадки», Д. Шостакович «Шарманка».
Прогулка Наблюдения в природе. Подвижные игры: «Прокати в ворота», «Карусель». Игры по инициативе детей.
После сна Чтение сказки С. Козлова «Не смотри на меня так, Ежик!».
Вечер Конструирование из крупных блоков-модулей «Ракета». Игры по инициативе детей.

5 день

Утро Игры по инициативе детей.
После завтрака 1. Художественная литература. «Про дружбу, заботу и помощь» (сказки С. Козлова и Н. Абрамцевой). 2. Физкультура № 29.2. Разучивание тех­ники бега с преодолением препятствий. Закрепление умения останавливаться на сигнал во время ходьбы. Развитие гибкос­ти: комплекс ОРУ со скакалками.
Прогулка Наблюдения в природе. Подвижные игры: «Карусель», «Школа мяча». Игры по инициативе детей.
После сна Чтение по выбору педагога или жела­нию детей.
Вечер Игры по инициативе детей.























Наблюдения в природе.

Наблюдения на прогулке. Помимо наблюдений за весенними яв­лениями в природе, воспитатель организует наблюдения за облака­ми, дети подбирают определения, какие сегодня облака. На что они похожи? Как дети считают, облака легкие или тяжелые? Воспитатель напоминает, что облака — это капельки воды. Когда их собирается очень-очень много, то идет дождик. Воспитатель рассказывает, что есть облака белые, легкие, будто пушистые. Они похожи на белых барашков, которые летят по небу. Такие облака обычно бывают в хо­рошую погоду. А вот перед дождем на небе появляются темно-серые облака. Их называют тучами.

Воспитатель организует игры с воздушными шариками, надува­ет шарики при детях и рассказывает, что внутри шариков находится


 


480


481


воздух, поэтому они так называются. Воспитатель предлагает детям «поймать» воздух в полиэтиленовый пакет, помахав их в воздухе и за­жав конец пакета в руке.

Наблюдения в уголке природы, зимнем саду, экологической комнате. Если в группе выращивали рассаду, дети вместе с педагогом переса­живают растения на клумбы, огород (при подходящих погодных ус­ловиях), пересаживают и сажают комнатные растения.

Формирование игровых умений и поддержка сюжетно-ролевой игры.Многие дети приходят в детский сад, уже имея некоторый опыт игр со сверстниками дома, во дворе. У них уже сформированы многие игровые навыки. Но, к сожалению, в последнее время та­кой игровой и социальный опыт у детей достаточно ограничен. Ро­дители часто рассматривают игру как забаву, недооценивая ее раз­вивающего влияния, подменяя общение с другими детьми обилием игрушек. Чаще всего ребенок использует эти игрушки, учитывая лишь их функциональные возможности (коляску катают, в маши­не перевозят груз, куклу одевают и раздевают, кормят), повторяя одни и те же действия. В лучшем случае ребенок стихийно, играя с родителями, овладевает условно-игровыми действиями, развивает игровые замыслы, может самостоятельно создать сюжет. Но у мно­гих детей игра не развивается и не усложняется из-за отсутствия партнеров по игре. Воспитатель может организовать консультации родителям или на родительском собрании рассказать о значении сюжетно-ролевых игр в дошкольном возрасте, ее специфике, вли­янии на развитие личности ребенка и развитие умения взаимо­действовать с другими детьми. Можно пригласить родителей на день открытых дверей и практически вовлечь их в совместные игры со своими детьми или организовать наблюдение родителей за со­вместными играми педагога с детьми. Эффективным может быть предложение родителям понаблюдать за играми детей дома и за­фиксировать их содержание, а также за совместными играми чле­нов семьи с детьми. Можно привлечь родителей к совместному с детьми созданию игрушек. Лучший опыт, поделки могут быть пред­ставлены другим родителям. Это один из способов обучения роди­телей семейной педагогике игры.

Воздушный шарик, ставший героем этой недели, может присутс­твовать не только в играх, но и во всех других моментах дня. Его мож­но «оживлять», наклеив ему глазки, носик, косички и другие элемен­ты, превратив его, таким образом, в любой персонаж (по типу смеша-риков), сделав игрушкой для детей. Таких шариков в группе должно быть несколько. Воспитатель, как участник игры, вводит эти шарики в разные игровые ситуации и привлекает детей к разыгрыванию с ис­пользованием других игрушек


Конструктивная деятельность детей вечером в часы игр.Констру­ирование из крупных модулей (блоков). Воспитатель предлагает детям построить из крупных блоков большой самолет, на котором можно летать выше облаков. Показывает схему, нарисованную им на доске, и помогает детям отобрать соответствующие блоки, поскольку на схеме они даны в уменьшенном виде. Сама конструкция самолета (с помощью воспитателя) собирается очень быстро. Далее распределя­ются роли: летчик, стюардесса, пассажиры. Создается соответству­ющая атрибутика (бутылочки с водой, стаканы — для стюардессы). Пассажиры берут с собой детей-кукол, пристегиваются и т. д. Воспи­татель может активизировать высказывания детей по поводу того, что они видят в «иллюминатор» (пролетаем над домами, над городом, а теперь под нами озеро, море и т. д.)

ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

«Летает — не летает»

Задачи.Продолжать знакомить детей со свойствами предметов, сделанных из разных материалов (легкие и тяжелые). Показать, что значит «легче воздуха», как люди используют это свойство.

Материалы, инструменты, оборудование.Обычный воздушный шарик, полиэтиленовый пакет, воздушный шар на длинной веревоч­ке, наполненный гелием. Иллюстрации с изображением воздушного шара (на которых видна горелка, с помощью которой шар наполняют теплым воздухом). Перышко, листок бумаги, небольшой кусок лег­кой ткани, металлический и деревянный шарики, пластмассовый, резиновый и поролоновый мячики.

Содержание образовательной деятельности.Воспитатель предлага­ет детям послушать стихотворение, которое называется «Шары» (ав­тор — Валентин Берестов):

Выпускаем цветные шары. Пусть летят они выше горы, Выше крыши и выше луны И вернутся назад с вышины!'

Педагог спрашивает детей, о каких шарах говорится в стихотво­рении, что это за цветные шары. Достает и надувает на глазах у детей воздушный шарик, подбрасывает его, дает попробовать детям сде­лать это самим. Обсуждает с ними, какой он, легкий или тяжелый, быстро или медленно опускается, когда его подбросишь, что про-

1Берестов В.Д. Веселые науки. Избранные произведения. — М.: Астрель, ACT, ХРАНИТЕЛЬ, 2006. С.88.


 


482


483


изойдет, если сильно подуть на шарик. Спрашивает, что находится внутри шарика, чем его надули, напоминает, что внутри воздушного шарика — воздух. Демонстрирует детям опыт: берет небольшой пус­той полиэтиленовый пакет, вначале сжимает его, показывает детям, что внутри ничего нет, затем встряхивает и завязывает его, пакет на­дувается. Воспитатель объясняет детям, что внутри пакета воздух, который окружает нас, которым мы дышим, но который нельзя уви­деть.

Затем воспитатель показывает детям воздушный шарик, напол­ненный гелием. Отпускает его и наблюдает вместе с детьми, что происходит (шарик поднимается к потолку и останавливается там). Обсуждает с детьми, чем этот шарик отличается от обычного воз­душного шарика (он не опускается на пол сам, для этого его надо потянуть за ниточку). Объясняет детям, что этот шарик наполнен газом, который легче, чем воздух, поэтому этот шарик всегда подни­мается вверх.

Далее педагог с соблюдением всех мер предосторожности прово­дит опыт: зажигает свечку, держит ее в руке и по одному приглашает нескольких детей проверить, где воздух теплее: над свечкой, под ней или около нее. Дети определяют, что теплый воздух — над свечкой. Воспитатель объясняет им, что теплый воздух легче холодного и поэ­тому он поднимается вверх.

После этого педагог показывает детям иллюстрации с изображе­нием воздушного шара, рассматривает их вместе с детьми. Спраши­вает, зачем воздушному шару нужна горелка, почему летает воздуш­ный шар, наполненный теплым воздухом. Вместе с детьми вспоми­нает и делает вывод, что теплый воздух легче холодного, и поэтому шар, наполненный теплым воздухом, может подняться вверх.

Показывает детям перышко, листок бумаги, небольшой кусок легкой ткани, маленькие металлический и деревянный шарики, пластмассовый, резиновый и поролоновый мячики, бумажный самолетик. Просит их назвать, какие из этих предметов легкие, а какие — тяжелые. Затем дети сравнивают их и проверяют свои предположения, определяют, какие предметы тяжелее, какие лег­че. Воспитатель спрашивает их, как они думают, какие из них мо­гут долго держаться в воздухе, «летать», а какие нет. На глазах у детей педагог проделывает опыт: по очереди подбрасывает разные предметы и наблюдает вместе с детьми, что с ними происходит: какие из них сразу падают на пол, а какие планируют. Дети могут считать вместе с педагогом, сколько секунд продержалось в возду­хе перышко, кусок ткани или бумаги, разные мячики. Используя предметы одинакового размера и сделанные из одного материала, но разной формы (смятый комочек бумаги и лист бумаги; обыч­ный кусок ткани и завязанный в узелок), педагог подводит детей к выводу, что важно не только то, легкий предмет или нет, но и какой он формы.

484


Затем воспитатель предлагает детям послушать стихотворение. Читает отрывок из стихотворения Сергея Михалкова «От кареты до ракеты» ' от слов «Лишь одним ветрам послушный...» до слов «Что такое? Прилетел!».

Воспитатель спрашивает детей, а на чем еще могут летать люди, показывает иллюстрации с изображением самолета, вертолета, раке­ты, называет их вместе с детьми.

В заключение воспитатель читает детям шуточное стихотворение «Дырявый карман» (автор — Галина Дядина):

В кармане моем появилась дыра,

В нее залетели снаружи ветра,

Надули карман, как воздушный баллон,

Тянули меня на крутой небосклон.

Но я для полета была тяжела

И ног от земли оторвать не смогла,

Пешком еле-еле в кармане втором

Несла я из леса дрова с топором2.

Последующая работа.Воспитатель вместе с детьми составляет из небольших картинок, вырезанных из журналов, аппликативную ком­позицию «Небо». Приклеивает изображения того, что летает в небе — птицы, самолет, вертолет, дельтаплан. Рассматривает эти изобра­жения вместе с детьми, находит, что у них общего, что помогает им держаться в воздухе (крыло птиц, самолетов и дельтаплана, лопасти вертолета).

ЛЕПКА

«Воздушный шар»

Задачи. Учить детей создавать барельефные изображения предмета по контуру. Познакомить с приемом «цветовая растяжка». Развивать мелкую моторику, согласованность в движении обеих рук (синхрони­зация работы правой и левой руки). Воспитывать интерес к созданию игрового пространства.

Материалы, инструменты, оборудование.Картинка с изображени­ем воздушного шара. Основы для барельефа: прямоугольные листы картона с нанесенным на них схематическим изображением воздуш­ного шара (см. рисунок). Цветной пластилин, стеки, сухие бумажные и влажные матерчатые салфетки, клеенки для лепки. Силуэты зверю­шек из цветной бумаги.

1 Михалков С. Собрание сочинений. В 6-ти томах. Т. 1. — М.: Художественная ли­
тература, 1981.С. 84.

2 Из неопубликованного.

485


Содержание образовательной деятельности.Воспитатель читает де­тям стихотворение Елены Григорьевой «Воздушный шарик»:

Вы можете с шариком

Бегать в обнимку,

Подталкивать вежливо

В тонкую спинку.

Вы можете шарик

На шкаф положить —

Ведь с ним веселее

В комнате жить!

Но лучше

Вы в небо его отпустите!

И не грустите!

И не грустите!

Ему хорошо там,

В просторе небесном

Ему ведь на мир посмотреть

ИНТЕРЕСНО!'

Педагог рассказывает детям, что люди придумали, как с помо­щью воздушного шара можно летать. Показывает детям картинки с изображениями воздушных шаров с корзинами, напоминает, что для полетов люди делают шары очень большого размера, снизу к нему привязывают корзину (короб), в котором могут находиться несколь­ко человек. Шар надувают теплым воздухом, и он взлетает, поднимая за собой и корзину с людьми. Сейчас часто устраивают праздники и соревнования воздушных шаров.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что воздушные шары делают яркими, и красочными. Предлагает детям слепить свои кра­сивые воздушные шары для зверюшек, чтобы они сверху тоже смогли полюбоваться на мир.

Педагог показывает картонную основу с нанесенным на ней схе­матическим рисунком — контуром воздушного шара и объясняет последовательность работы.

— Чтобы шар получился ярким и красивым, возьмем небольшие
комочки мягкого пластилина трех-четырех цветов, прикрепим их в
верхней части нарисованного на картоне шара. Плотно прижимая
палец, будем осторожно растягивать пластилин от верхнего края
шара к нижнему — получится цветная полоса. Затем близко к первой
полоске «растягиваем» следующий комок пластилина, затем следу­
ющий. Тогда наш шарик получится цветным, полосатым, красивым.

— Из куска пластилина скатаем шар, расплющим его в лепешку,
обрежем стекой края, чтобы получилась ровная корзина прямоуголь­
ной формы.

1 Наши друзья — поэты. Часть 1. Сост. М. Яснов. — СПб.: Агентство образователь­ного сотрудничества, 2006. С. 62.

486


— Затем скатаем два тонких жгутика и «привяжем» корзину к шару, накладывая жгутики на нарисованные линии. Наш воздушный шар готов.

В процессе самостоятельной работы детей педагог помогает им советом и практически. Предлагает тем, кто закончил лепить шар, выбрать из заготовленных силуэтов подходящее изображение зве­рюшки, которая будет лететь на воздушном шаре.

В конце занятия организуется выставка детских работ. Воспита­тель говорит, что у нас тоже получился праздник воздушных шаров.

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Занятие №14

Задачи.Упражнять детей в счете до пяти. Учить отсчитывать опре­деленное количество предметов на ощупь в соответствии с числовой карточкой или названным числом. Учить находить в ближайшем ок­ружении и называть форму реальных предметов.

Материалы, инструменты и оборудование.Демонстрационный ма­териал: «чудесный» мешочек, несколько видов природного матери­алы (например, шишки и персиковые косточки, камушки, ракушки и т. д.) по 7 штук каждого. Числовые карточки с кружками от 1 до 5. Предметы разной формы: картины в рамах квадратной и прямо­угольной формы, круглое зеркало, треугольная косынка, маленький и большой мячи, кубик, овальное блюдо, круглая тарелка, часы с круглым и квадратным циферблатом, круглая и квадратная салфет­ки. Карточки с изображениями круга, квадрата, прямоугольника, треугольника, шара и куба.

487


Содержание образовательной деятельности.Воспитатель учит детей счету до пяти, аналогично тому, как было описано в занятии № 10.

Далее организуется игра «Чудесныймешочек». В руках у воспитате­ля мешочек с шишками и косточками. Числовые карточки лежат на столе воспитателя «рубашкой» кверху. Воспитатель просит подойти двоих ребят и с таинственным видом предлагает им определить, что находится в мешочке. Дети поочередно опускают руку в мешочек и говорят, что там находятся шишки и косточки. Остальным детям она предлагает выбрать, какие из этих предметов они будут отсчитывать. Один из вызванных детей берет со стола любую карточку, показыва­ет ее всем. Другой ребенок, глядя на карточку, отсчитывает на ощупь заданное количество шишек и выкладывает их на стол. Воспитатель, обращаясь к остальным детям, просит проверить, верно ли выпол­нено задание. Дети считают вслух количество кружков на карточке и количество отсчитанных предметов и определяют, поровну ли их. Затем дети меняются ролями: второй ребенок называет число от 1 до 5, а первый отсчитывает нужное количество косточек из мешочка. Остальные дети проверяют правильность выполненного задания, пересчитывая косточки вслух. Игра повторяется еще раз, при этом воспитатель меняет в мешочке природный материал (например, на камушки и желуди).

Далее педагог учит детей определять форму окружающих предме­тов, заранее разложенных ею в разных местах комнаты. Воспитатель называет ту или иную форму (круг, квадрат, прямоугольник, тре­угольник, шар, куб) и просит детей найти в комнате такие же по фор­ме предметы. В случае затруднения, воспитатель обращает внимание детей на карточки на доске, показывая нужную форму. Затем условия меняются: воспитатель показывает различные предметы, а дети на­зывают их форму.

АППЛИКАЦИЯ «Живые» облака»

Задачи.Учить детей изображать облака, по форме похожие на знакомые предметы и животных. Продолжать освоение обрывной техники аппликации. Развивать воображение, внимание и наблюда­тельность, чувство юмора, координацию движений глаз и рук. Вос­питывать интерес к познанию природы и отображению впечатлений в изобразительной деятельности.

Предварительная работа.Наблюдения за облаками во время про­гулок и экскурсий. Дидактическая игра «На что похожи облака». Рас­сматривание репродукций картин И. К. Айвазовского, Ф. А. Васи­льева, а также фотографий, художественных открыток, календарей, журнальных иллюстраций с изображением облаков.

488


Материалы, инструменты, оборудование.Листы бумаги синего или ярко-голубого цвета для фона, листы машинописной бумаги белого цвета и бумажные салфетки для изображения облаков, клей, клеевые кисточки, цветные карандаши, фломастеры, мелки, салфетки матер­чатые.

Содержание образовательной деятельности.Воспитатель предлага­ет детям послушать стихотворение Сергея Козлова «Облака»1.

Воспитатель вспоминает с детьми, как они наблюдали за обла­ками на прогулках, рассматривали их изображения на фотографиях и картинах художников. Подчеркивает, что облака имеют разные очертания, поэтому люди любят сравнивать их с разными предмета­ми, животными или сказочными существами. Педагог акцентирует внимание на том, что если на одно и то же облако посмотрят разные люди, они увидят его по-разному: один человек увидит верблюда, второй — горы, третий — лес, а кому-то покажется, что это облако похоже на карету, в которой Золушка отправилась на бал.

Воспитатель берет лист бумаги белого цвета, быстро обрывает его в форме облака. Затем слегка сминает, расправляет его и снова пока­зывает детям. Предлагает угадать, кого напоминает это облако. После нескольких ответов детей переворачивает облако на 180°(90°) и вновь просит угадать, кто это.

Педагог обращает внимание детей на подготовленные на столах художественные материалы и предлагает создать красивые картины с «живыми» облаками, т. е. похожими на кого-то или что-то: из бе­лой бумаги сделать облако (пальчиками, без ножниц) и приклеить на лист бумаги голубого цвета — небо. Советует поработать над выра­зительностью формы — дополнительно видоизменить силуэт, чтобы появились ушки, лапки, крылья (оборвать, надорвать, смять, выщи­пать и т. д.). Спрашивает, как еще можно показать, что это облако живое. Дети догадываются, что можно нарисовать облаку глаза, нос,

1 Козлов С. Все о Ежике, Медвежонке, Львенке и Черепахе: Сказки, стихотворе­ния. - СПб.: Азбука-классика, 2005. С.496.

489


рот и другие черты лица. Советует детям сравнить «живые облака», созданные из бумаги разных видов (более плотной офсетной — и мягкой — салфетки).

Дети приступают к выполнению аппликации с использованием обрывной техники. Педагог помогает определиться с замыслами, тихо (на ушко) спрашивает, кого (или что) напоминает облако. Под­сказывает, что «живое» облако может быть как цельным, так и состав­ленным из кусочков. В конце занятия дети рассказывают друг другу о своих облаках, дают им название, составляют словесные портреты.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 414.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...