Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Формирование игровых умений и поддержка сюжетно-ролевой игры.




Представления детей о сезонных изменениях в природе весной обо­гатятся на занятиях и в процессе реальных наблюдений. Педагог об­ратит внимание на смену одежды весной самих детей и может под­крепить эти наблюдения, предложив детям надеть сезонную одежду на кукол, которых берут на прогулку. Присутствие игрушек - героев сказки «У солнышка в гостях» в группе может побудить детей разыг­рать прочитанную сказку и придумать свои сюжеты с этими персо­нажами.

«Холодильник», вылепленный детьми на занятии по лепке, может пополнить игровой уголок. Дети в процессе игр могут до­бавлять туда необходимые «продукты», как реально вылепленные, так и условно обозначенные какими-либо предметами (сыром и маслом могут быть бруски из строительного материала желтого цвета, фруктами — разноцветные пластмассовые шарики, сосис­ки можно сделать из скрученной бумаги и пр.). Наполненный хо­лодильник будет побуждать детей к развитию сюжетов на тему семьи, кафе, гостей. Если воспитатель сочтет нужным принять участие в игре детей, он будет смещать акцент на словесное обоз­начение предметов и действий. Например, в роли официанта или повара он может создать воображаемую ситуацию угощения мнимыми «продуктами», показав жестом размещение продуктов на тарелке, наливание чая, снимание горячих блинчиков со ско­вороды, лепку пирожков через условные действия ладошками и т. д. Такие условные изображения обязывают участников игры со­провождать свои действия словами, чтобы партнер по игре понял эти действия. Тем самым возникает взаимодействие между парт­нерами, понимание смысла тех действий, которые выполняет один из них. Мнимые воображаемые действия способствуют бо­лее активному развитию сюжетной линии игры, поскольку дети уже не задерживаются на выполнении специфических действий, связанных с ролью.

Введение жестового обозначения действия и замены его словом происходит у детей группы не одновременно, и может сложиться та­кая ситуация, когда хорошо играющий ребенок уже активно их ис­пользует, а его сверстник с трудом понимает происходящее. Воспи­татель подсказывает, что происходит, в вопросной форме: «А это что у тебя, тарелочка? А почему ты ее жаришь? Ах, это блинчик... Так ты говори, а то мы с Витей не поняли». Тем самым педагог стимулирует речь, общение, игровое взаимодействие детей и незаметно помогает более «слабому» ребенку влиться в играющее детское сообщество, не вызывая нетерпеливого раздражения или других негативных реакций у более «сильного».

Конструктивная деятельность детей вечером в часы игр.Конструи­рование из крупных модулей (блоков). Используя крупные мягкие цвет-

450


ные модули, дети вместе с воспитателем могут сконструировать ку­хонную мебель: стол для приготовления еды, обеденный стол, стулья, холодильник. Разложить муляжи овощей и фруктов в холодильник, приготовить из них угощение для гостей-игрушек. По ходу игр вос­питатель может изменять конструкции, их пространственное распо­ложение, мотивируя это тем, что так удобнее принимать гостей: уса­дить их, разложить угощение на тарелки, поставить салфетки; легче доставать продукты из холодильника, но, так как он большой и не должен мешать хозяевам и гостям, его лучше поставить в углу кухни и т. п.

ПРИРОДА «В е с н а»

Задачи.Продолжить знакомство детей с временами года и их от­личиями, показать связь между живой и неживой природой, сформи­ровать представление об особенностях весны.

Материалы, инструменты, оборудование.Аудиозаписи весенних звуков природы; иллюстрации весенних и зимних пейзажей и от­дельных весенних явлений (прилет птиц, скворечники, картинки и фотографии первоцветов, бегущих ручьев, таяния снега, по-весен­нему одетых детей и т. п.) и зимних явлений (сугробы, дети в зимней одежде, на санках, лыжах, кормушки с птицами, лед на реке и т. п.).

Содержание образовательной деятельности.Воспитатель спраши­вает детей, какое сейчас время года. Если дети говорят, что весна, воспитатель делает вид, что сомневается: «А мне кажется, что еще зима не окончилась. Смотрите, и снег на улице есть. Можете мне доказать, что сейчас весна?» Воспитатель выслушивает детей и по­казывает им зимний и весенний пейзажи, просит выбрать тот, кото­рый соответствует текущему времени года. Затем картины кладут на стол или на ковер. Воспитатель показывает детям по очереди изоб­ражения зимних и весенних явлений и обсуждает с детьми, к како­му из пейзажей они относятся: «Вот у меня в руках рисунки сне­жинки и капельки. На какую картину мы положим снежинку, а на какую — капельку? Почему? Конечно, снег у нас бывает и весной, но весной он уже начинает таять. Появляются лужи, бегут ручейки. Значит, снежинку мы положим на... (ответы детей) зимний пейзаж, а капельку ... (ответы детей) на весенний».

Подобным образом обсуждаются другие пары картинок, напри­мер, зимняя кормушка с птицами и скворечник, река подо льдом и ледоход на реке, дерево со снегом на ветках и дерево с первыми лис­тиками и т. п.

451


 

После того, как все картинки распределены, воспитатель вклю­чает аудиозапись весенних звуков (дождь, пение птиц) и спраши­вает детей, в какое время года можно услышать такие звуки. Вос­питатель напоминает, что весна бывает разной, окончился только первый месяц весны. Весна будет продолжаться еще долго. Будет становиться все теплее и теплее, потому что солнышко будет греть все сильнее, снег растает, на деревьях вырастут листочки, зазеле­неет трава, прилетят птицы, бабочки, дети высадят растения на клумбе, огороде. Воспитатель подчеркивает, что дети на прогулках будут наблюдать за тем, как «приходит весна» и отмечать, как из­меняется природа. В заключение воспитатель предлагает поиграть в игру. Воспитатель называет зимние и летние явления природы. Если речь идет о зимнем, дети не двигаются, а если о весеннем — хлопают в ладоши.

Дети делятся на две команды — «Снежинка» и «Капелька». Воспи­татель дает каждой команде набор картинок с изображением зимних и весенних явлений. Команда «Снежинка» выбирает зимние картин­ки и кладет их на зимний пейзаж, а команда «Капелька» — весенние и размещает их на большой картине весеннего пейзажа.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ «К нам весна шагает»

Задачи. Обогащать опыт содержательного внеситуативного об­щения детей. Вовлекать в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками. Развивать интонационную выразительность речи, дикцию. Уточнять и закреплять правильное произношение звуков

Материалы, инструменты, оборудование.Картинка с изображени­ем подснежника. Игрушки: рыжая белочка и серый заяц, элементы костюмов (шапочки) для этих же персонажей. «Солнышко» на па­лочке. Картины с весенним пейзажем (ранняя весна). Наборное по­лотно. Ваза с зелеными веточками.

Содержание образовательной деятельности.Воспитатель выставля­ет на панно пейзаж с изображением ранней весны и зачитывает от­рывки из книги Н. Сладкова «Солнцеворот»:

Голубой месяц март. Голубое небо, снега голубые. Голубые на снегу льды. Март голубой на дворе пора яркого солнца и полосатых снегов; зиме конец, а весне — начало.

На всех снежных полях рыжие пятна проталины. Это апрельские веснушки.


День ото дня их все больше и больше. Не успеешь и глазом морг­нуть, как все эти маленькие веснушки сольются в одну большую вес­ну1.

Педагог спрашивает у детей, знают ли они, что такое веснушки. Напоминает, что веснушки — это небольшие рыжие пятнышки, ко­торые появляются у людей весной от яркого солнца. Уточняет, по­няли ли дети, почему маленькие рыжие пятна, которые появились на земле, когда солнышко пригрело и растопило снег, тоже названы веснушками.

Затем воспитатель задает детям вопросы:

—Кто из вас любит весну и почему?

—Почему весной тает снег, а дети надевают легкую одежду? (вос­
питатель подводит детей к мысли, что все изменения в природе про­
исходят потому, что греет теплое солнышко).

—Что происходит весной с птицами, другими животными?

—Кто просыпается весной от зимней спячки? (Медведь, ежик,
пауки, насекомые).

—А что происходит весной с растениями? (Педагог достает вазу с
весенними веточками и рассматривает их вместе с детьми).

Затем предлагает детям послушать стихотворение. Зачитывает стихотворение И. Токмаковой «Весна»:

К нам весна шагает быстрыми шагами,

И сугробы тают

Под ее ногами.

Черные проталины

На полях видны.

Верно, очень теплые

Ноги у весны2.

Дети разучивают это стихотворение вместе с воспитателем. Тот, кто читает стихотворение, держит в руках «солнышко» на палочке. Выслушивают всех желающих. Воспитатель обращает внимание на интонационную выразительность речи.

Затем педагог загадывает детям загадку и демонстрирует картин­ку-отгадку:

На проталине лесной Огонек горит весной. Огонек несмелый, Как снежинка белый. (Подснежник)3

1 Ершова О.А., Жукова О.С., Новиковская О.А. Программа развития и обучения
дошкольника. Школа Олеси Жуковой. Игры круглый год. — СПб.: Нева, М,: Олма-
Пресс Образование, 2003 С. 60.

2 Токмакова И. Карусель. — М.: Детская литература, 1967. С. 7.

3 Степанов В. Азбука в загадках. — М.: Омега, 2005. С. 35.


 


452


453


После отгадывания загадки дети 3 раза читают чистоговорку, по­могая себе руками:

Вот подснежник весной

На проталинке лесной.

Далее педагог спрашивает детей, знают ли они, что некоторые животные меняют весной цвет своей шерстки. Зимой зайка белый, а весной — серый. А белочка зимой — серая, а весной и летом — рыженькая. Предлагает послушать об этом сказку. Зачитывает якутскую народную сказку «Как белка и заяц друг друга не узнали».

Как-то летом познакомились белка и заяц и подружились. Потом наступила зима. Выпал снег. Белка сделала себе гнездо высоко на дереве. А заяц устроился под валежником.

Вот смотрит белка из гнезда на своего друга и не узнает: был серый, а стал белый. «Наверно, это другой кто-то», думает белка. И заяц тоже не узнает белку: та была рыженькая, а эта в серой шубке.

И только тогда друзья узнали друг друга, когда снова лето настало. Заяц снова стал серым, а белка — рыженькой1.

После чтения сказки педагог задает детям вопросы о прочитанном:

— Понравилась вам сказка?

— Как вы думаете, как она называется и почему?
Воспитатель выслушивает высказывания детей и говорит, что

сказка называется «Как белка и заяц друг друга не узнали». Предла­гает поиграть в эту сказку. Взрослый произносит вводные слова и ра­зыгрывает ролевой диалог с игрушками.

Познакомились летом заяц с белочкой. А зимой сменили шубки и не узнали друг друга. Весной снова сменили шубки. Встретились и разговорились.

— Здравствуй, белочка!

— Здравствуй, заяц!

— Это ты была серенькая на ветках зимой?
-Да.

— А я тебя не узнал.

— А это ты был белый под кустиком?
-Я.

— А я тебя не узнала.

— Как я рад тебя видеть!

— И я рада!

Затем ролевой диалог разыгрывают дети в шапочках, повторяют три раза. Очередность в игре определяют сами дети, передавая друг другу шапочки.

1Мазукабзова А.Х., Морозова М.Я. Искорка / Под ред.АЛ.Михеевой. — Л.: Про­свещение, 1984 С. 57.

454


МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Занятие №13

Задачи.Упражнять детей в счете до пяти, определять равенство и неравенство двух количественных групп. Учить раскладывать пред­меты по размеру в возрастающем и убывающем порядке, определять положение того или иного предмета по отношению к себе: далеко — близко.

Материалы, инструменты, оборудование.Демонстрационный мате­риал: счетная лесенка или наборное полотно. 2 набора предметов или картинок, например, зайчики и морковки, по 5 одинаковых штук в каждом. Большая матрешка с 5—7 вкладышами. Небольшие игрушки (4—6 штук), заранее расставленные в разных местах комнаты, далеко и близко от детей.

Содержание образовательной деятельности.Воспитатель упражня­ет детей в счете и в определении количественных отношений по схе­ме, предложенной в занятии №10.

Затем переходит к обучению раскладывать предметы по размеру в определенном порядке. На столе перед детьми она ставит большую матрешку с пятью или семью вкладышами и говорит:

— К нам в гости пришла...

— Матрешка, — добавляют дети.

— Как вы думаете, она одна? — спрашивает воспитатель.

Дети отвечают, что матрешка — одна, и тогда воспитатель пред­лагает одному или двум детям подойти к столу и открыть матрешку. Дети достают вторую матрешку и выставляют ее на стол.

— Оказывается, матрешка пришла к нам не одна. А, может быть,
есть еще гости? Посмотрим?

К столу выходит другой ребенок и вытаскивают из второй мат­решки третью, ставит ее рядом с предыдущей. Воспитатель спраши­вает у всех:

— Эта новая матрешка побольше или поменьше той, что уже стоит

на столе?

— Поменьше, — отвечают дети.

В данном случае для определения размера матрешек правильнее пользоваться словами: большая, поменьше, еще меньше, самая ма­ленькая (последняя).

Воспитатель предлагает выйти к столу третьему ребенку. Ситуация повторяется. В результате действий детей на столе появляются все матрешки в ряд от самой большой до самой маленькой. Воспитатель просит одного из детей показать самую большую матрешку, а осталь­ных — подтвердить, что задание выполнено правильно. Другого ре­бенка просит показать самую маленькую матрешку. Потом — помень­ше большой, побольше самой маленькой и т. д. Дети выполняют.

455



Воспитатель на глазах у детей меняет матрешки местами. Теперь на первом месте (слева) стоит самая маленькая матрешка, а на пос­леднем — самая большая. Воспитатель задает детям вопросы, анало­гичные предыдущим и дети показывают самую маленькую матрешку, побольше и т. д.

Далее проводится игра «Делай, как я» (см. занятие № 5) После игры организуется игровая ситуация на определение по­ложения предметов по отношению к себе (далеко-близко). В груп­пе заранее раскладываются игрушки или какие-то предметы далеко и близко от детей и воспитателя. Воспитатель обращается к детям, делая вид, что ей не видно, что там — далеко, интонационно выделяя слово «далеко»:

— Вон там, далеко от меня, около окна (или другого предмета для
ориентировки) лежит какая-то игрушка, я ее плохо вижу. Тут близко
вижу — кукла, а там — далеко — не вижу. Подойдите к ней и посмот­
рите.

Дети подходят.

— Хорошо! Теперь вы близко, расскажите, что там.

Дети перечисляют названия расположенных вдалеке от воспита­теля предметов. Воспитатель благодарит их, затем показывает детям небольшой предмет:

—Теперь то, что у меня в руках, далеко от вас. Вам видно, что это?
(Дети отвечают, что кому-то видно, кому-то — нет.)

—Далеко, плохо видно. Бегите ко мне! — говорит воспитатель.
(Дети подбегают.)

—Теперь вы близко. Что у меня в руках? (Показывает предмет так,
чтобы дети хорошо его рассмотрели.)

Затем воспитатель предлагает всем детям встать у доски и назвать, что от них далеко, а что — близко. Затем воспитатель предлагает де­тям добежать туда, где далеко. Потом воспитатель просит детей по­дойти к окну и рассмотреть — что там, на улице, далеко от них. Дети рассказывают воспитателю и друг другу об увиденном. Воспитатель просит назвать то, что совсем близко (подоконник, окно, цветы на подоконнике).

АППЛИКАЦИЯ «Вкусное мороженое»

Задачи. Учить детей самостоятельно создавать в аппликации це­лостный образ из нескольких частей (рожок и шарики мороженого). Уточнить способ получения треугольника из прямоугольника (сги­бание пополам и срезание двух уголков на глаз без опоры на линию сгиба). Закрепить способ получения круга из квадрата путем пос­ледовательного закругления уголков. Вызвать интерес к созданию коллективной композиции в технике «коллаж». Показать вырази-


тельные возможности цвета для изображения «любимого мороже­ного» (клубничное, шоколадное, банановое, фисташковое и т. д.). Развивать чувство цвета (оттенки) и формы, координацию в системе «глаз—рука». Формировать навыки сотрудничества в творческой де­ятельности.

Материалы, инструменты, оборудование.Бумажные прямоуголь­ники светло-желтого цвета, бумажные квадраты разного цвета на вы­бор детям для изображения шариков мороженого (розовый, белый, коричневый, абрикосовый, малиновый, смородиновый и др.), нож­ницы, клей и клеевые кисточки (или клеящий карандаш), салфетки, для коллективной композиции — лист бумаги с изображением теле­жки или лотка мороженщика (зайца, мишки или снеговика).

Предварительная работа.Дидактическая игра «Вкусная палитра» (установление связи между цветом фруктов, ягод, овощей и других продуктов питания с цветовыми оттенками на палитре), создание ос­новы для коллективной композиции.

Содержание образовательной деятельности.Педагог вспоминает с детьми о том, как в мультфильме ребята помогли Дедушке Морозу спастись от жары (спрятали его в холодильник, угостили мороже­ным). Уточняет представление детей о том, где еще «живет холод», «прячется мороз». Показывает силуэт игрушки (например, зайца, мишку или снеговика) с тележкой (основой коллективной компо­зиции) и предлагает всем вместе наполнить лоток мороженщика вкусным мороженым.

Педагог показывает детям силуэтные изображения рожков моро­женого разного размера с шариками мороженого различного цвета. Предлагает всем вместе подумать, каким способом можно изобразить мороженое в рожке. Дети высказывают свои идеи. Педагог выслуши­вает ответы и затем уточняет изобразительную технику (показывает и четко комментирует):

—рожок мороженого в аппликации напоминает треугольник (в
лепке — конус, морковка), который мы уже научились получать из
прямоугольника «умным способом»: складываем прямоугольник по­
полам, намечаем линию сгиба, раскрываем и делаем от верхней точ­
ки два среза — в стороны к уголкам (см. рисунок);

—шарик мороженого напоминает круг (в лепке — шар), кото­
рый мы также уже умеем получить из квадрата способом закругления
уголков: берем в одну руку ножницы, в другую бумажный квадрат и
все уголки плавно закругляем так, чтобы они отпали — один за дру­
гим (см. рисунок);

—в рожок можно положить один шарик мороженого или несколь­
ко разного цвета, если шариков несколько, они могут накладываться
Друг на друга — вот так (см. рисунок).


 


456


457


Затем педагог советует детям выбрать для шариков мороженого цвет (оттенок) своего любимого мороженого — сливочный, ваниль­ный, банановый, клубничный, вишневый, абрикосовый, шоколад­ный и т. д.

Каждый ребенок подбирает для работы один бумажный прямо­угольник для «рожка мороженого» и один или несколько бумажных квадратов для «шариков мороженого».

Внимание. Если дети хорошо владеют техникой аппликации, пе­дагог может усложнить задачу — предложить согласовать размер ис­ходных форм (для этого необходимо подготовить бумажные формы разного размера и обратить внимание детей на то, что для больших рожков понадобятся большие шарики, а для маленьких — маленькие).

Дети начинают творческую работу. Педагог оказывает индивиду­альную помощь. Напоминает, что для изображения рожка бумажный прямоугольник нужно сначала сложить пополам по длине и делать ножницами срезы от верхней срединной точки к нижним уголкам. Можно показать наглядную схему этого рационального способа трансформации прямоугольника в треугольник.

Дети создают силуэты мороженого, вклеивая шарики в рожок (под или над) и переносят на общий стол, где размещена основа для коллективной композиции. Тем детям, которые выполнили основ­ную задачу занятия, педагог предлагает рассмотреть «обрезки», ос­тавшиеся после преобразования формы в форму, и подумать, во что их можно превратить.

ЛЕПКА «Игрушечный холодильник»

Задачи.Вызвать интерес к созданию коллективной композиции. Показать зависимость способа лепки от формы предмета. Формиро­вать обобщенные представления (овощи, фрукты, молочные и кон­дитерские изделия и т. д.) и обобщенные способы создания изобра­жений (например, из шара получается яблоко, помидор, сырная го­ловка, шарик мороженого). Разнообразить технику лепки. Развивать


чувство формы, мелкую моторику. Воспитывать любознательность и самостоятельность.

Предварительная работа.Подготовка основы для коллективной композиции из картонной коробки. Дидактические игры для уточ­нения представлений о продуктах питания и способах их хранения.

Материалы, инструменты, оборудование.Пластилин, стеки, основа для коллективной композиции «холодильник» — картонная коробка из-под обуви с вклеенными полочками из картона или плотной бу­маги с прикрепленной крышкой, кукла-повар в фартуке и колпаке, овощи и фрукты (реальные или муляжи), изображение разных про­дуктов.

Содержание образовательной деятельности.Чтение стихотворения В. Шипуновой «Игрушечный холодильник»:

Холодильник тихо песенку мурлычет.

Машет белой дверцей, ребятишек кличет:

— Полюбуйтесь, дети, на мои запасы:

Виноград вплетен тут в хвостик ананаса,

Апельсин играет с персиком в футбол —

Между двух бананов забивает гол.

И на нижней полке жителям не грустно:

Здесь морковь щекочет крепкий бок капустный.

Над румяною редиской ножки свесили сосиски...

А на самой верхней полке — в масле сыр катается,

И в сметане белоснежной творожок купается...

Осторожно, дети: дверца закрывается!'

Воспитатель вспоминает с детьми, что холодильник похож на шкаф с полочками внутри. На разных полках хранят разные продук­ты, в выдвижных ящичках — овощи и фрукты, в морозильной каме­ре — рыба, мясо, ягоды и мороженое.

Педагог показывает детям холодильник для игрушек, сделанный из картонной коробки, — с полочками из картона или плотной бума­ги, с открывающейся дверцей (крышкой, прикрепленной с помощью петель из скотча) и предлагает слепить разные продукты для хране­ния в холодильнике. Задает вопросы для уточнения представления детей о форме и цвете разных продуктов питания, тем самым выводит на поиск рациональных способы лепки.

• Показывает пластилиновый шар (нейтрального цвета) и спра­шивает, какие продукты питания бывают такой формы (помидоры, яблоки, апельсины, картофель, сырная головка, шарик мороженого) и как их нужно лепить (круговое раскатывание в ладошках).

1 Из неопубликованного.



 


458


459


• Показывает удлиненный овоид (яйцо), интересуется, как можно
получить такую форму (вытянуть или раскатать шар) и какие продук­
ты питания можно слепить таким способом (огурцы, кабачки, груши,
баклажаны, яйца, сосиски).

• Показывает цилиндр (столбик) с округленными концами и про­
сит вспомнить продукты питания, которые напоминают эту форму
(колбаса, рулет, бутылка с соком, йогуртом, творожные сырки).

• Показывает диски (сплющенные шары) и предлагает назвать
продукты питания или их части (кусочки), которые напоминают та­
кую форму (печенье, кружочки колбасы и сыра).

• Спрашивает, какой формы бывает мороженое (в шариках, в
стаканчике, эскимо на палочке, брикет и т. д.), тем самым наглядно
поясняет детям, что один и тот же вид продукта может выглядеть по-
разному.

• Напоминает, что дети уже лепили морковку и капусту (на гряд­
ке), и просит вспомнить способы лепки.

Затем педагог предлагает детям задумать, кто какие продукты питания хочет слепить, выбрать пластилин подходящего цвета и ле­пить запасы для наполнения игрушечного холодильника. Дети опре­деляются с выбором и начинают лепить. Педагог подсказывает, что продукты питания в холодильнике хранятся в разных упаковках или в какой-то посуде (масло в масленке, пирожные на тарелке). Ставит задачу по усложнению цветового решения простых по форме продук­тов (яблоко с румяным бочком или зеленым листиком).

Дети лепят разные продукты питания и складывают в игрушечный холодильник.

Последующая работа.Обыгрывание вылепленных продуктов пи­тания — «угощение» для игрушек, приготовление игрушечной еды, праздник у кукол и т. д.


ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

«Отражение»

Задачи.Продолжать знакомить детей со свойствами разных пред­метов. Выяснить, какие предметы способны давать отражение. Учить детей наблюдать, сравнивать, делать простые выводы.

Предварительная работа.Чтение сказки Н. Абрамцевой «Котенок истеклышко».

Материалы, инструменты, оборудование.Небольшое зеркальце, кусочки упаковочной фольги для цветов, белой бумаги, металличес­кая и деревянная тарелки (или блюдо), фарфоровое блюдце.

Содержание образовательной деятельности.Воспитатель предла­гает детям послушать стихотворение, которое называется «Зайчик» ' (автор — Роман Сеф).

Педагог спрашивает детей, о каком зайчике говорится в стихот­ворении, видели ли они когда-нибудь солнечных зайчиков. С по­мощью зеркала пускает солнечного зайчика, показывает, как он прыгает по стенам и потолку. (Если погода пасмурная, можно ис­пользовать свет яркой лампы.) Просит детей описать, какой он (ма­ленький, быстрый, легко «перепрыгивает» с места на место). Спра­шивает их, почему солнечный зайчик так называется. Может ли по­явиться солнечный зайчик, если не будет света солнца или лампы, что еще нужно для того, чтобы запускать солнечных зайчиков. (Зер­кальце.) Воспитатель обобщает ответы детей и делает вывод: «Сол­нечный зайчик появляется тогда, когда есть солнце, поэтому его на­зывают солнечным. А зайчиком его прозвали потому, что он скачет, прыгает также быстро и легко, как настоящий зайчик». Предлагает детям при помощи зеркальца делать солнечных зайчиков и обво­дить ими предметы, показывать определенные вещи в комнате.

Воспитатель спрашивает детей, чем еще можно пускать солнеч­ных зайчиков, показывает кусочки фольги, металлическую тарелку и другие предметы и предлагает попробовать запустить солнечных зайчиков с их помощью. (Раздает детям кусочки фольги, бумаги, де­ревянные предметы, с бьющимися предметами взрослый показывает опыт сам.)

Педагог обсуждает с детьми, в каком случае получается лучше, а когда зайчик не появляется совсем. Откладывает в сторону те пред­меты, с помощью которых удалось запустить солнечных зайчиков, спрашивает, чем они похожи (металлические, гладкие, блестящие). Выясняет, какие предметы матовые, а какие блестящие.

Р. Сеф. Избранное. Том 1. Стихи для детей. НУ и НУ! - М.: ВАГРИУС, 2004.




























































C.I


 


460


461


Вспоминает с детьми сказку Н. Абрамцевой «Стеклышко», напо­минает, как получались у стеклышка солнечные зайчики — оно лови­ло луч солнца и отбрасывало его в другую сторону, то есть отражало солнечный лучик.

Затем воспитатель предлагает детям посмотреть на кусочки фольги, поднести их к лицу, спрашивает, что они там увидели, получилось ли у них увидеть свое отражение, проделывает аналогичный опыт с метал­лической тарелкой. Рассказывает детям, что такие зеркала, какие мы используем сейчас, люди научились делать не сразу, а до этого в качестве зеркала использовали очень гладкие металлические круги. Спрашивает детей, а где еще, кроме зеркала, можно увидеть свое отражение (в окне дома или машины, если за окном темно, в стеклянной витрине магази­на, в воде реки или озера, если поверхность воды спокойная, гладкая, в елочном шарике — но там оно смешное, растянутое или сплющенное). Рассказывает, что именно весной на улицах появляется еще одно «зер­кало», в котором можно увидеть разные отражения. Предлагает детям послушать стихотворение и сказать, что это за необычное зеркало. Чи­тает стихотворение Валентина Берестова «Картинки в лужах»:

В лужах картинки! На первой — дом, Как настоящий, Только вверх дном.

Вторая картинка. Небо на ней, Как настоящее. Даже синей.

Третья картинка. Ветка на ней, Как настоящая, Но зеленей. А на четвертой Картинке Я промочил Ботинки'.

Последующая работа. Всвободное время из разноцветной фоль­ги дети вместе с педагогом делают солнечных зайчиков, составляют аппликации из блестящих фантиков. На прогулке, запуская с детьми солнечных зайчиков, воспитатель читает стихотворение А. Бродско­го «Солнечные зайчики»2:


Скачут побегайчики —

Солнечные зайчики.

Мы зовем их —

Не идут.

Были тут —

И нет их тут.

Были там —

И нет их там.

Где же зайчики?

Ушли.

Вы нигде их не нашли?


1 Берестов В.Д. Веселые науки. Избранные произведения. — М.: Астрель, ACT,
ХРАНИТЕЛЬ, 2006. С.61

2 Читаем детям. Книга для чтения в национальных детских садах РСФСР. Пособие
для воспитателя. Авт.-сост. З.Г. Сахипова, А.Ш. Асадуллин и др. — Л.:Просвещение,
1987. С. 19.

462


АПРЕЛЬ. 28 НЕДЕЛЯ Планирование работы

Направленность педагогической работы.На этой неделе, разгова­ривая с детьми о том, где живут животные, педагог продолжить фор­мировать и уточнять их представления о вымышленном и реальном, сравнивая сказочные домики зверей с реальными местами обитания разных животных. Дети узнают о том, как животные приспособле­ны к жизни в воде, на земле и под землей, будут знакомиться с их «домами», которые можно увидеть в ближайшем окружении (птичье гнездо, дупло, скворечник, муравейник, аквариум и др.)- В процессе рисования детьми птенчиков в гнездышках, воспитатель будет учить их передавать движения птиц (летают, сидят, клюют) с помощью про­стых форм.

На занятии по развитию речи словарный запас детей будет обога­щаться существительными, обозначающими «дома» животных, ребя­та будут учиться образовывать разными способами новые слова.

Воспитатель продолжит знакомство детей с занятиями взрослых на примере строительных профессий, поговорит с ними о том, как строятся современные дома, из каких материалов их делают. В про­цессе конструирования домов из строительного материала педагог будет учить детей обследовать конструкцию постройки, видоизме­нять ее, закрепляя представления о величине (высокий — низкий, длинный — короткий).

Чтение природоведческих рассказов Н. Сладкова, Г. Снегирева и В. Зотова познакомит детей с животными — «строителями» и будет способствовать развитию у них умения придумывать сюжеты само­деятельных игр.

 

 

 

День недели Временные отрезки дня Содержание образовательной работы

1 день

Утро Игры по инициативе детей.
После завтрака 1. Развитие речи. «Заюшкина избуш­ка». 2. Физкультура № 28.1. Повторение тех­ники ползания по наклонной поверхнос­ти. Совершенствование умения отбивать мяч одной рукой (на месте, с продвиже­нием вперед, в сочетании с другим дейс­твием). Развитие силы: комплекс ОРУ с резиновым жгутом.
Прогулка Наблюдения в природе. Подвижные игры: «Кольцеброс». Игры по инициативе детей.

464


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

День недели Временные отрезки дня Содержание образовательной работы

 

После сна Чтение стихотворения Л.Зубковой «Чей дом лучше?»
Вечер Игры по инициативе детей.

2 день

Утро Игры по инициативе детей.
После завтрака 1. Аппликация. «Избушка лубяная и ле­дяная». 2. Музыка № 28.1. Игра на детских му­зыкальных инструментах: Р. Лещинская, «Лошадки», Д. Шостакович, «Шарман­ка». Музыкальное движение: этюд «Здравс­твуй, весна» (В. Дьяченко, «Шествие»), игра «Игра в домики» (В. Витлин, «Игра в домики»), пляска парами «Спляшем!» («Спляшем!», муз. Т. Назаровой-Метнер, ел. народные.)
Прогулка Наблюдения в природе. Подвижные игры: «Вороны». Игры по инициативе детей.
После сна Чтение рассказов Н. Сладкова «Гнездо» и «Пылесос».
Вечер Игры по инициативе детей.

3 день

Утро Разные виды детских игр.
После завтрака 1. Природа. «Кто где живет». 2. Рисование. «Птички в гнездышках».
Прогулка Наблюдения в природе. Динамическая прогулка: подвижные игры «Вороны», «Попади в цель», «Коль­цеброс». Игры по инициативе детей.
После сна Чтение рассказов Г. Снегирева «Боб­ренок» и «Бобровая хатка», В.Зотова «Бобр».
Вечер Игры по инициативе детей.

4 день

Утро Игры по инициативе детей.
После завтрака 1. Конструирование из строительного материала. «Домики». 2. Музыка № 28.2. Пение: распевка «Сол­нышко, встань» (венг. нар. песня в обр. Б. Бартока) (повтор, мл. гр.), «Выйди,

465


 

 

 

 

 

 

 

Деньнедели Временные отрезки дня Содержание образовательной работы

 

  солнышко» муз. Р. Паулса, ел. И. Мазни-на; «Про водичку» (муз. В. Жубинской, ел. И. Михайловой). Музыкальное движе­ние: этюд «Здравствуй, весна» (В. Дьячен­ко «Шествие»); этюд «Солнечные лучи» (Ю. Наймушин, «Солнышко»), игра «Игра в домики» (В. Витлин «Игра в до­мики»).
Прогулка Наблюдения в природе. Подвижные игры: «Попади в цель». Игры по инициативе детей.
После сна Чтение сказки «Три поросенка» в обр. С. Михалкова.
Вечер Игры по инициативе детей.

5 день

Утро Игры по инициативе детей.
После завтрака 1. Познание окружающего мира. «Стро­ители». 2. Физкультура № 28.2. Закрепление умения прыгать через короткую скакал­ку различными способами. Закрепления умения бегать по кругу парами. Развитие ловкости: подвижная игра «Котята и ре­бята».
Прогулка Наблюдения в природе. Подвижные игры по выбору детей. Игры по инициативе детей.
После сна Просмотр мультфильма «Какой чудес­ный день».
Вечер Игры по инициативе детей.













Наблюдения в природе.

Наблюдения на прогулке. Если погодные условия уже позволяют, воспитатель в течение недели обращает внимание детей на живот­ных, которые встречаются на участке, обсуждает с ними, кто, где живет. Дети наблюдают за птицами, насекомыми, ищут их «дома». Воспитатель подчеркивает, что скворечник — это дом для птиц, ко­торый построили люди, и спрашивает, где птицы могут найти дом в лесу. Воспитатель находит дупло на дереве и объясняет, что многие лесные животные обитают в больших и маленьких дуплах, например, дупло — дом для белок.

466


Дети наблюдают за тем, как птицы строят гнезда на деревьях, под крышами домов. Ищут муравейники в земле. Если после дождя на дорожки выползают дождевые черви, воспитатель рассказывает, что у этих животных дом находится под землей, его можно назвать под­земным домом, а на тропинки дождевые черви выползают тогда, ког­да их домики затапливаются после дождя. Можно поискать выбросы крота и рассказать, что крот строит свой дом под землей, а лишнюю землю выбрасывает на поверхность.

Дети ищут на растениях разных насекомых, а воспитатель рас­сказывает о том, что эти животные могут жить, прятаться, питаться под корой деревьев. При этом необходимо подчеркнуть, что любое дерево — это дом для многих животных, поэтому нужно бережно от­носиться к деревьям.

Проводя такие прогулки, воспитатель не забывает обсуждать с де­тьми сезонные изменения в природе (стало гораздо теплее, ярче све­тит солнце, появились первоцветы, трава и т. п.).

Наблюдения в уголке природы, зимнем саду, экологической комнате. Воспитатель расспрашивает детей о домах обитателей уголка приро­ды:

— Как называется дом для рыбок? Аквариум. А какой дом у ры­бок, которые живут в природе? У речных рыбок дом (ответы детей) — река, у озерных (ответы детей) — озеро, у морских (ответы детей) — море. Дом для птичек в уголке природы — это клетка, а на воле — дупла, гнезда, заросли кустарников и трав.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 303.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...