![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Формирование игровых умений и поддержка сюжетно-ролевой игры.
Прочитанная сказка о трех поросятах может быть привлекательна детям для постановки кукольного театра или инсценировки по ее мотивам. Большую помощь в формировании у детей умений придумывать игру оказывают литературные произведения. Подходят произведения, в которых четко обозначены события, ситуации, действия, которые можно легко преобразовать в несложный сюжет игры. Для построения сюжета достаточно 1—2 фрагментов, описывающих события с персонажами. Прочитав сказку, воспитатель предлагает детям подумать, как можно поиграть в нее, кто кем хочет быть, кто что будет делать, что понадобится для игры (обозначение пространства, подбор игрушек и предметов-заместителей). Если дети захотят в это поиграть, не нужно требовать от них точного воспроизведения текста. Дети могут вносить свои коррективы, добавлять события, действия, персонажей. Задача педагога — стимулировать творческую активность детей. Нередко дети объединяют в игре фрагменты не одной, а нескольких сказок или мультфильмов. Тогда на помощь трем поросятам могут прийти другие персонажи, из других сказок, а герои мультфильмов «вмешиваются» в игру со своими атрибутами и сюжетными 467
действиями. Объединить разнородных героев в одной игре легче всего удается в русле хорошо известных бытовых сюжетов (прием гостей, посещение больницы и т. д.). Для обогащения предметно-игровой среды педагог может внести ширму, героев — перчаточных кукол, элементы костюмов для разыгрывания. Одни дети могут быть «артистами», а другие — «зрителями», пришедшими вместе со своими «детьми»-куклами посмотреть спектакль. Игры-драматизации обязательно требуют активного участия педагога. Дома, изготовленные детьми на занятии по конструированию, могут занять место в предметно-игровой среде, побуждая детей к созданию новых игровых замыслов. Может возникнуть «улица города» или «стройка». Могут быть использованы мягкие модули, из которых дети сами сооружают дома, мебель, транспорт и пр., дополняя обстановку образными игрушками и неоформленным материалом. РАЗВИТИЕ РЕЧИ «Заюшкина избушка» Задачи.Обогащать опыт внеситуативного содержательного общения. Стимулировать словообразование имен существительных и прилагательных. Вовлекать в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками. Побуждать составлять короткие тексты-описания. Уточнять и закреплять правильное произношение звуков «л», «ль». Материалы, инструменты, оборудование.Игрушки: домик, лиса, заяц, петух. Содержание образовательной деятельности.Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение. Зачитывает стихотворение И. Токмаковой «Где спит рыбка». Ночью темень. Ночью тишь. Рыбка, рыбка, где ты спишь? Лисий след ведет к норе, След собачий к конуре, Белкин след ведет к дуплу, Мышкин — к дырочке в полу. Жаль, что в речке, на воде, Нет следов твоих нигде. Только темень, только тишь. Рыбка, рыбка, где ты спишь? ' После чтения стихотворения воспитатель напоминает детям, что животные живут в разных домиках: птичка — в гнезде, лисичка — ... (в норе — добавляют дети); собачка — ... (в конуре), белочка — ... (в дупле). Спрашивает детей: «А где спит ежик? Мышка?» Педагог рассказывает детям, что у домашних животных тоже есть свои домики: у коровки — ... (ко-ров-ник), у курочки — ... (ку-рят-ник), У свинки — (сви-нар-ник). Интонацией незавершенности педагог побуждает детей к словообразованию. Затем воспитатель говорит детям, что у одного поросенка из сказки «Три поросенка» домик был из соломы — соломенный. Спрашивает их: «А как называется домик из дерева? Из камня? Из кирпича? Как называется сказочный домик, в котором живет Баба-Яга?» Педагог предлагает детям прочитать скороговорку о Бабе-Яге: На лесной опушке Жила Яга в избушке. Чистоговорку произносят 3—4 раза негромко, в умеренном темпе, помогая себе пальцами рук. Затем дети разбиваются на 3—4 команды и соревнуются, чья команда лучше прочтет чистоговорку. Победители награждаются аплодисментами. Далее воспитатель напоминает детям: «Есть такая сказка Заюшкина избушка. Помните, мы с вами ее читали». Спрашивает их, кто помнит, о чем эта сказка, и выслушивает высказывания детей. Обобщает, что эта сказка о том, как лиса прогнала зайку из его избушки, а петушок помог зайке ее выгнать. Воспитатель рассказывает отрывок из сказки, сопровождая рассказ действиями с игрушками. Сидит зайка и плачет. Идет мимо петушок. —О чем зайка плачешь ? —Как мне не плакать. Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ле — Не горюй, заинька, я тебе лису выгоню. Иду на ногах В красных сапогах, Несу косу на плечах: Хочу лесу посечи. Пошла, лиса, с печи! Лиса испугалась и убежала. А зайка с петушком стали жить да поживать в избушке'.
468 1 Полная хрестоматия для дошкольников с методическими подсказками для педагогов и родителей: В 2 кн. Кн. 1. / Сост. С.Д. Томилова. — Екатеринбург: У-Фактория, 2007. С. 152. 469 Педагог предлагает детям поиграть в сказку. Дети разыгрывают сказку парами, держа в руках игрушки. Ведут диалог от лица зайчика и петушка. Выслушивают 3-4 пары. Очередность определяют дети. Далее организуется игра «Угадай по описанию». Педагог описывает персонажей сказки, которые хотели выгнать лису из заячьей избушки: —Он серый. Живет в лесу. Гнал из домика лису. Воет: у-у-у. (Волк.) —Он большой, косолапый. Любит малину и мед. (Медведь.) —Она сторожит дом. Дружит с человеком, ходит с ним на охоту. Аналогичные загадки-описания составляют дети самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя. Загадки могут быть о разных животных и предметах, в том числе и традиционные. Выслушивают всех желающих. АППЛИКАЦИЯ «Избушка лубяная и ледяная» Задачи.Учить детей создавать на одной аппликативной основе (квадрат) образы разных сказочных избушек — лубяную для зайчика и ледяную для лисы, ориентируясь на цвет, как средство художественной выразительности. Закреплять способ разрезания квадрата по диагонали с целью получения двух треугольников. Направлять на самостоятельный выбор художественных материалов и средств образной выразительности. Развивать творческое мышление и воображение.
Предварительная работа.Чтение сказки рассматривание иллюстраций к ней. Материалы, инструменты, оборудование.Листы бумаги голубого цвета для фона, готовые детали для аппликаци и из расчета по одному экземпляру на каждого ребенка: —бумажные квадраты размером 7x7 - 10x10 см для стен лубяных —бумажные квадраты размером 7x7 — 10x10 см для стен ледяных —бумажные квадраты белого цвета для разрезания на треугольни —бумажные квадраты размером 2x2 — 3x3 см для окошек разного —дополнительный материал — фольга, конфетти, бумага белого — цветные карандаши, фломастеры, ножницы, клей, клеевые карандаши, салфетки бумажные и матерчатые. Персонажи кукольного или настольного театров — лиса и заяц, новогодние маски лисы и зайца. Содержание образовательной деятельности.Воспитатель напоминает детям сказку «Заюшкина избушка», в которой у лисы была ледяная избушка, а у зайца — лубяная. Поясняет, что лубяная — значит, сделанная из луба, т. е. из дерева. Предлагает детям сделать избушки из бумаги: «лубяную» для зайчика и «ледяную» для лисы, чтобы они жили дружно и мирно беседовали, глядя друг на друга из окошек. Воспитатель показывает иллюстрации сказочных домиков, уточняет представления детей о том, как выглядят избушки лисы и зайца. Выставляет на мольберте основу для композиции, рисует мелом на доске контурную схему постройки: стена — большой квадрат, крыша — треугольник, окошко — маленький квадрат. На основе этой схемы начинает моделировать варианты избушек и включает детей в подбор материалов. Например, показывает большой квадрат одного из теплых тонов и спрашивает, для какой части постройки он подойдет (для стены), и для чьей избушки (для заячьей). Обсуждает с детьми, почему для ледяной избушки лучше выбрать бумагу голубого цвета, а для лубяной — коричневого. Спрашивает, как можно показать, что стены избушек сделаны из деревянных бревен или ледяных кирпичиков. Предлагает нарисовать цветными карандашами, мелками или фломастерами бревнышки на домике зайца и ледяные кирпичики на домике лисы. Выкладывает и приклеивает стену заячьей избушки на композиционную основу. Показывает варианты оформления.
470 471 Спрашивает детей, как можно сделать крыши для избушек. После их ответов показывает квадрат белого цвета и уточняет, как можно сделать из него заснеженные крыши для избушек. Показывает, как разрезать квадрат по диагонали на два треугольника. Поясняет, что из одного квадрата получилось сразу две крыши белого цвета, которые подходят и к ледяной, и к лубяной избушке. Затем педагог показывает маленькие бумажные квадраты и поясняет, что окошки в избушках могут быть разного цвета (желтого, розового, голубого и даже зеленого), это зависит от цвета занавесок на окнах. Предлагает изготовить стены и крыши избушек из одного квадрата, разрезав его по диагонали. Советует сделать снежные сугробы на земле и крышах из обрывков бумаги. Последующая работа.Воспитатель может помочь детям дорисовать или вклеить в окошки их домиков мордочки зайца и лисы: как они смотрят друг на друга и разговаривают (см. рисунок). ПРИРОДА «Кто где живет» Задачи.Формировать представления о взаимосвязях в природе, о приспособленности животных к разным местообитаниям. Материалы, инструменты и оборудование.Картинки с изображением разных животных и их домов — мест обитания. Содержание образовательной деятельности.Воспитатель беседует с детьми: — Куда вы уходите вечером из детского сада? (Домой.) А что такое — «дом»? Для чего он нам нужен? (В доме можно спрятаться от плохой погоды, поспать, погреться, поиграть и т. п.). Когда мы замерзаем на улице или когда идет дождь, мы убегаем домой. Дома приятно, уютно, безопасно, хорошо. А как вы думаете, есть ли дома у животных? Какие дома животных вы знаете? Вспомните, какие из них мы видели на прогулках. (Ответы детей воспитатель иллюстрирует фотографиями или рисунками.) Затем воспитатель раскладывает на одной стороне стола изображения животных, а на другой — изображения мест, где они живут. Педагог берет одну из картинок и спрашивает, как называется эта птица или зверь и где они живут. Вначале воспитатель выбирает «неправильную» карточку, например изображение белки и лисьей норы, и говорит: «Может быть, белочка живет в норе? (Ответы детей.) Нет? Тогда где же она живет? Давайте найдем, где». Дети помогают белочке найти свое дупло. Таким же образом подбираются другие пары карточек: лягушка, рыба — река, озеро; крот, дождевой червь — земля; лиса, барсук — нора; бурый медведь — лес, берлога. Воспитатель обращает внимание детей на то, что в избушках и других домиках животные живут только в сказках. Рассказывает, что настоящие зайцы не строят себе никаких домов, не живут в норах, а прячутся в лесу под кустами. Проводится игра «Кто где живет». Дети выбирают и надевают бумажные ободки с изображением разных птиц, зверей, насекомых, рыб, земноводных и т. п. Воспитатель кладет на пол пластмассовые обручи разного цвета (если игра проводится на улице, можно нарисовать круги мелками разного цвета), символизирующие разные местообитания животных. Например, синий — это река или озеро, коричневый — дупло на дереве, черный — подземное жилище и т. п. По команде воспитателя каждый участник игры должен занять свой дом. Воспитатель помогает вопросами, напоминаниями об образе жизни того или иного животного. Игру можно усложнить. Например, ведущий называет только одно местообитание — озеро. В синий круг должны прибежать только те дети, которые изображают водных обитателей. Если в синий круг прибежал ребенок, изображающий другого животного, воспитатель спрашивает, кто здесь заблудился, пришел не в свой домик. Другие дети подсказывают, в какой домик должно перейти «заблудившееся животное». В следующий раз ведущий называет дупло и т. д. В заключение воспитатель подчеркивает, что у каждого животного на земле есть свой дом, каждое животное может жить только в нем. Меняться домами животные не любят, да и не могут. Поэтому очень важно охранять не только самих зверей, птиц, насекомых, но и их дома. РИСОВАНИЕ «Птички в гнездышках» Задачи.Учить детей рисовать птенчиков в гнездышках и взрослых птиц на ветке или над гнездом. Закрепить освоенный способ изображения птицы: туловище и голова в форме овалов, крылья и хвосты — по желанию (в форме треугольников, трапеций, свободных линий). Показать варианты движения птиц (выглядывают из гнезда, вылетают, раскрыли клювики). Инициировать самостоятельный поиск способов изображений гнезда. Воспитывать интерес к природе и желание отражать представление о ней доступными изобразительно-выразительными средствами. Материалы, инструменты, оборудование.Листы бумаги белого цвета или тонированные, кисти № 3, 5; гуашевые краски, цветные карандаши или фломастеры для прорисовки мелких деталей; салфетки;
472 473
два овала разной величины для моделирования вариантов движения птиц. Предварительная работа.Рассматривание муляжей птичьих гнезд, их изображение на картинках. |
|||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 912. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |