Структура и содержание практики
Рабочая программа
Б2.П.2. Производственная педагогическая практика
3 курс 6 семестр
Вид образования:
| Профессиональное образование
| Уровень образования:
| Высшее образование (бакалавриат)
| Квалификация выпускника:
| Бакалавр
| Направление подготовки:
| 44.03.01 Педагогическое образование
| Направленность (профиль) образовательной программы:
| Начальное образование
| Тип образовательной программы:
| Программа академического бакалавриата
| Форма обучения:
| очная
| Срок освоения образовательной программы
| 4 года
| Номер внутривузовской регистрации образовательной программы:
| 44.03.01.(155)-15-О
|
Нижневартовск
2015 г.
Цели практики
Становление общепрофессиональной компетентности студентов в процессе решения профессионально-педагогических задач в условиях непосредственного взаимодействия с обучающимися в начальной школе.
2. Задачи практики:
Задачами производственной педагогической практики являются
1. Совершенствование умений наблюдения за учебно-воспитательным процессом и анализ его результатов.
2. Углубление психолого-педагогических знаний студентов, овладение умениями, формирование у них системы профессиональных навыков работы с учащимися младшего школьного возраста.
3. Развитие умений по проектированию современного урока, его методическому обеспечению и выявление уровня сформированности системы знаний, умений учащихся.
4. Реализация творческого подхода к самостоятельной профессиональной деятельности.
5. Продолжение работы по формированию у студентов социальных и профессионально-значимых свойств личности, необходимых для успешного осуществления педагогической деятельности и внеклассной работы с младшими школьниками.
Место практики в структуре ОП
Производственная педагогическая практика проводится на 3 курсе в 6 семестре на базе муниципальных бюджетных образовательных учреждений средних школ г. Нижневартовска и Нижневартовского района.
Производственная практика является обязательным видом учебной работы бакалавра, входит в раздел «Б2. Практики» ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профиль «Начальное образование». Производственная педагогическая практика базируется на дисциплинах базовой и вариативной части, изучаемых студентами на первом–четвертом курсах. Содержание заданий, включенных в программу практики, актуализирует знания, умения и навыки, сформированные в ходе изучения следующих дисциплин: Б1.Б.6 Педагогика, Б1.Б.7 Психология, Б1.В.ОД.4 Методика обучения и воспитания младших школьников, Б1.В.ОД.7 Теоретические основы и технологии начального языкового образования, Б1.В.ОД.9 Теоретические основы и технологии начального литературного образования, Б1.В.ОД.8 Теоретические основы и технологии начального математического образования.
Базовые знания, умения студента, приобретенные в результате освоения предшествующих частей ООП и необходимые при освоении производственной практики:
Знает:
- основы законодательства Российской Федерации
- основы педагогики и психологии;
- особенности возрастного развития младших школьников:
- особенности построения процесса обучения в учреждениях общего образования
- теории и технологии начального образования
- особенности формирования детского коллектива
- основы взаимодействия образовательного учреждения с семьей и государственными и общественными организациями, осуществляющими функции образования
Умеет:
- планировать и осуществлять образовательно-воспитательный процесс с младшими школьниками;
- осуществлять взаимодействие с обучающимися;
- подбирать адекватные методы, формы и средства обучения;
- осуществлять педагогический контроль за ходом учебно-воспитательного процесса;
- использовать современные технологии обучения и воспитания младших школьников
Владеет:
- навыками осуществления образовательно-воспитательного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся
- навыками осуществления взаимодействия между субъектами образовательного процесса.
Прохождение производственной практики является необходимой основой для последующего изучения ряда дисциплин вариативной части и курсов по выбору, подготовки выпускной квалификационной работы.
4. Вид практики:производственная
Тип практики:педагогическая
5. Способы и формы проведения практики:стационарная
Место и время проведения практики
Практика проводится на базе муниципальных бюджетных образовательных учреждений средних школ г. Нижневартовска и Нижневартовского района по месту работы и месту жительства студентов. Производственная практика проходит на 3 курсе в 6 семестре.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения практики. Перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики
В результате прохождения данной производственной практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки, умения, универсальные и профессиональные компетенции:
Компетенция
| Компонентный состав компетенций
| способностью осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся (ОПК-2)
| Знает:
- основы педагогики и психологии (З1).;
- особенности возрастного развития младших школьников (З2):
- особенности построения процесса обучения в учреждениях общего образования. (З3).
Умеет:
- планировать и осуществлять образовательно-воспитательный процесс с младшими школьниками (У1);
- учитывать особенности возрастного и индивидуального развития обучающихся (У2).
Владеет:
- навыками осуществления образовательно-воспитательного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (В1).
| готовностью к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса (ОПК-3)
| Знает:
- основы педагогики и психологии (З1);
- особенности педагогической коммуникации с участниками образовательного процесса (З2);
- основы педагогической деятельности в сфере начального основного образования (З3).
Умеет:
- осуществлять взаимодействие с обучающимися (У1);
- подбирать адекватные методы, формы и средства обучения (У2);
- осуществлять педагогический контроль за ходом учебно-воспитательного процесса (У3).
Владеет:
- навыками построения учебно-воспитательного процесса в начальном общем образовании (В1).
| готовностью к профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми актами сферы образования (ОПК-4)
| Знает:
- основы законодательства Российской Федерации (З1);
- содержание ФГОС НОО, программ НОО (З2)
Умеет:
- анализировать основные нормативно-правовые документы (У1);
- осуществлять организацию, планирование и учет деятельности учителя (У2);
- проводить уроки и мероприятия в рамках учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения (У3)
Владеет:
- навыками организации и проведения уроков и мероприятий в начальном общем образовании (В1)
| владением основами профессиональной этики и речевой культуры (ОПК-5)
| Знает:
- основы устной и письменной речи (З1).
- основные средства и приемы педагогического общения (З2):
- основы конфликтологии (З3).
Умеет:
- правильно строить речевые клише для осуществления педагогического взаимодействия (У1);
- проводить беседы, диспуты, дискуссии (У2);
- находить рациональные способы разрешения конфликтных ситуаций (У3).
Владеет:
- навыками эффективного речевого общения (В1).;
- основными педагогическими техниками (речь, мимика, жесты) (В2).
| готовностью реализовывать образовательные программы по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ПК-1)
| Знает:
- основы законодательства Российской Федерации (З1);
- содержание ФГОС НОО, программ НОО (З2)
- основы возрастной педагогики и психологии (З3)
- теории и технологии начального образования (З4)
Умеет:
- разрабатывать конспекты уроков по дисциплинам начального общего образования (У1);
- анализировать педагогический процесс в НОО (У2);
Владеет:
- навыками разработки и осуществления учебно-воспитательного процесса в системе начального общего образования (В1).
| способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2)
| Знает:
- современные методы обучения и воспитания, теории и технологии начального общего образования (З1)
- современные методы психолого-педагогической диагностики (З2)
Умеет:
- использовать современные методы диагностики, контроля и коррекции состояния обучающихся (У1);
- использовать современные технологии обучения и воспитания младших школьников (У2)
Владеет:
- способами выбора технологии обучения младших школьников (В1)
| способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности (ПК-3)
| Знает:
- содержание и особенности организации педагогического процесса НОО (З1);
- особенности формирования детского коллектива (З2).
Умеет:
- осуществлять воспитательный процесс в начальном общем образовании (У1);
- осуществлять планирование и реализацию воспитательного процесса в учебной и внеучебной деятельности (У2);
- уметь эффективно использовать методы воспитания при построении педагогического процесса с младшими школьниками (У3).
Владеет:
- навыками осуществления образовательно-воспитательного процесса с младшими школьниками (В1).
| готовностью к взаимодействию с участниками образовательного процесса (ПК-6)
| Знает:
- особенности педагогической коммуникации (З1);
- основы взаимодействия образовательного учреждения с семьей и государственными и общественными организациями, осуществляющими функции образования (З2);
- основы разрешения конфликтных ситуаций. (З3);
Умеет:
- осуществлять взаимодействие между участниками образовательного процесса (У1);
- эффективно разрешать конфликтные ситуации (У2);
- использовать средства и методы обучения и воспитания для осуществления эффективного взаимодействия между участниками образовательного процесса (У3).
Владеет:
- навыками осуществления взаимодействия между субъектами образовательного процесса (В1).
|
Структура и содержание практики
Общая трудоемкость производственной педагогической практики составляет 6 зачетных единицы, 216 часов.
№
п/п
| Разделы (этапы) практики
| Виды учебной работы, на практике включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость(в часах)
| Формы текущего контроля
| 1
| Организационный
| Распределение по базовым организациям / 2
| Изучение программы практики / 4
| Посещение установочной конференции в вузе /2
| Посещение установочной конференции в базовой организации, ознакомление с ТБ / 2
| Заполнение дневника практики
| 2
| Решение профессионально-педагогических задач
| Изучение программ, учебников, методических пособий, рабочих программ учителя /18
| Практическая работа с детьми и родителями /20
| Педагогический и методический анализ уроков учителя / 40
| Подготовка и самостоятельное проведение уроков: математика - 3 урока, русский язык - 3 урока, литературное чтение – 2 урока /40.
| Ежедневное посещение базовой организации
Заполнение дневника практики Проверка документации
| Методический самоанализ уроков / 16
| Составление психологической характеристики личности обучающегося/30
| Подготовка, проведение и анализ внеклассного мероприятия по предмету и его методический анализ/ 6
|
| 3
| Итоговый
| Участие в итоговом педсовете в школе /2
| Оформление отчетной документации /30
| Подготовка и участие в итоговой конференции в вузе /4
|
| Проверка отчетной документации по практике
Выступление на итоговой конференции
|
|