Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Развитие слухового восприятия речью




Развивать интерес к речевым звукам (желание узнать значение новых, неизвестных по звучанию слов).

Развивать умение различать и опознавать на слух слова, разные по длине и частотной характеристике, при выборе из 8—12.

Развивать умение различать на слух слова различной длины и частотной характеристики, воспроизведенные шепотом, при постепенном увеличении расстояния.

Развивать умение воспринимать и различать слухо-зрительно и на слух при выборе из 2—3 односложные слова, имеющие одинаковый контур (дом — дым; стол — стул; суп — зуб — дуб; том — дом — ком и т.д.).

Развивать умение воспринимать и различать при парном сравнении двухсложные и трехсложные слова, сходные по звуковому составу (рука — река; мышка — мишка; крыша — крыса).

Развивать умение распознавать на слух слова.

Развивать умение различать и опознавать на слух словосочетания.

Формировать умение распознавать незнакомые по звучанию слова в составе словосочетаний.

Развивать умение воспринимать и различать на слух простые двухсловные и трехсловные фразы в ситуации закрытого выбора (выбор постепенно увеличивается с 3 до 6 единиц).

Развивать умение воспринимать и различать слухо-зрительно и на слух распространенные фразы («Мальчик играет с мячом, с самолетом», «Тетя моет морковь, яблоко, грушу»).

Развивать умение воспринимать и различать слухо-зрительно и на слух словосочетания, простые фразы с инверсией («Мяч под столом».—«Под столом мяч»).

Развивать умение выполнять двухсоставные поручения—«Возьми на столе книгу и дай маме»— на основе восприятия на слух.

Развивать умение воспринимать и различать на слух фразы из текстов.

Развивать умение опознавать изолированные звуки на слух.

 

Четвертыйгод использования кохлеарного импланта

Развитие слухового восприятия неречевыми звучаниями

Стимулировать интерес к неречевым звукам разной характеристики (сила, высота, длительность).

Развивать умение различать и опознавать на слух неречевые звуки, воспроизведенные с разной интенсивностью:

- бытовые шумы;

- звуки природы;

- голоса животных и птиц;

- звуки улицы;

- неречевые звуки, издаваемые человеком.

Развитие слухового восприятия речью

Развивать умение различать и опознавать на слух слова, близкие по звучанию (банан — диван, лимон — вагон, мушка — мышка — мишка, суп — зуб — дуб, рак — мак — лак, дом — сом — том, бочка — почка — точка — дочка — кочка и др.).

Развивать умение оценивать с опорой на слуховое восприятие адекватность звучания слов (собака — бабака — кабака и т.д.).

Развивать умение различать на слух окончания слов (стол — столы; тетя — тети и т.д.).

Развивать умение различать на слух слова, отличающиеся суффиксами (мяч — мячик).

Формировать умение определять на слух наличие/отсутствие звука в слове.

Развивать умение различать и опознавать на слух знакомые по звучанию слова, воспроизведенные шепотом, на различном расстоянии.

Развивать умение различать на слух фразы различной длины при постепенном увеличении выбора.

Развивать умение воспринимать и различать слухо-зрительно и на слух предложения-инверсии («В лесу растут грибы».—«Грибы растут в лесу»).

Формировать умение воспринимать на слух фразы с постепенным наращиванием и воспроизводить их («Мальчики играют»—«Мальчики играют на улице».—«Мальчики играют на улице с машинками»).

Формировать умение воспринимать на слух неправдоподобные фразы и давать им оценку: «Собака мяукает», «Рыба живет в лесу» и др.

Формировать умение воспринимать и дифференцировать на слух интонацию («Мама пришла», «Мама пришла?»).

Формировать умение воспринимать на слух логическое ударение во фразах.

Развивать умение выполнять сложные поручения («Нарисуй дом, сбоку— дерево, на дереве яблоки»).

Формировать умение воспринимать и различать речевые стимулы на фоне шума (шорох бумаги, шуршание пакета, работающий телевизор и др.).

 

Пятый год использования кохлеарного импланта

Характерно: ребенок пользуется фразовой речью, дает сведения о себе и об окружающем, отмечаются некоторые аграмматизмы в речи, недостаточность словарного запаса. Работа над слуховым восприятием тесно переплетается с работой над развитием речи: уточнением звукопроизношения (развитием фонематического восприятия), грамматического строя речи, расширением словарного запаса (развитием слуховой памяти), развитием связной речи. Активно используем в работе не только слушание ребенка и понимание речевого высказывания, но и самостоятельное составление фразы.

Развитие слухового восприятия неречевыми звучаниями

Стимулировать интерес к неречевым звукам.

Обогащать представления детей о неречевых звуках.

Развивать умение различать и опознавать на слух неречевые звуки всех групп на разном расстоянии, воспроизведенные с разной интенсивностью.

Развитие слухового восприятия с помощью речи

Развивать умение различать и опознавать на слух различные слова.

Развивать умение распознавать на слух слова.

Развивать умение воспринимать и различать наречия(справа, слева, вверху, внизу).

Развивать умение воспринимать и различать предлоги(под, над, за, у, к, около). Составлять речевые высказывания, употребляя предлоги, правильно согласовывая слова в предложении.

Развивать умение воспринимать текст с опорой на серию сюжетных картинок. Составлять связный рассказ по серии сюжетных картинок.

Развивать умение воспринимать на слух прочитанный рассказ, осуществлять пересказ.

Развивать умение различать речь на фоне шума (шуршание бумаги, пакета и т.д.).

 

Основные достижения воспитанников:

1) ребенок реагирует на внезапно возникающие окружающие звуки без специального побуждения;

2) ребенок узнает неречевые звуки разных групп (в пределах изученного):

- бытовые;

- звуки природы;

- голоса животных и птиц;

- звуки улицы;

- неречевые звуки, издаваемые человеком;

3) ребенок узнает голоса знакомых людей (учитель-дефектолог, воспитатель, мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра и др.);

4) ребенок опознает на слух слова различной длины и частотной характеристики (способен повторить за взрослым без опоры на наглядность);

5) ребенок опознает на слух слова, близкие по звучанию;

6) ребенок опознает речевой материал, воспроизведенный шепотом;

7) ребенок опознает на слух фразы;

8) ребенок выполняет простые и сложные поручения при их восприятии на слух;

9) ребенок различает на слух слоги (согласный — гласный);

10)  ребенок дифференцирует на слух изолированные звуки.



Рекомендуемая литература

1. Королева, И.В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых / И.В. Королева. — СПб. : КАРО, 2012. — 752 с.

2. Обухова, Т.И. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушением слуха / Т.И. Обухова. — Минск: Адукацыя i выхаванне, 2011. — 184 с.

3. Обухова, Т.И. Дидактические и подвижные игры в коррекционной работе с детьми с нарушением слуха / Т.И. Обухова. — Минск: Адукацыя i выхаванне, 2014. — 112 с.

4. Психолого-педагогическая помощь после кохлеарной имплантации. Реализация новых возможностей ребенка. Монография. — М.: Полиграф сервис, 2014. — 192 с.

5. Феклистова, С.Н. Методика коррекционно-развивающей работы при нарушении слуха / С.Н. Феклистова, Т.И. Обухова, Л.В. Михайловская. — Минск: БГПУ, 2011. — 216 с.

6. Феклистова, С.Н.Электронный дневник как средство взаимодействия учителя-дефектолога и родителей ребенка с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантом / С.Н. Феклистова,
Е.В. Мельникова // Сб. науч. работ Каменец-Подольского национального университета имени Ивана Огиенка / под ред. О.В.Гаврилова,
В.И.Спивака. — Вып. XXIII : в 2 ч.— Серия: соц.-пед. — Каменец-Подольский: Медобори-2006, 2013. —Ч. 2. — С. 361—368.

 

 


[1]Динамика слухоречевого развития детей с кохлеарным имплантом оценивается на основе рекомендаций И. В. Королевой (Королева, И. В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых. — СПб. : Каро, 2012. Глава 10).

[2]Методика определения слухового возраста ребенка с кохлеарным имплантом представлена в пособии Королевой И. В. «Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых».

[3] Феклистова, С.Н. Методика коррекционно-развивающей работы при нарушении слуха /
С.Н. Феклистова, Т.И. Обухова, Л.В. Михайловская. — Минск: БГПУ, 2011. — 216 с.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 436.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...