Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Развитие слухового восприятия речью




Вырабатывать условную двигательную реакцию на речевые стимулы: под трехкратный речевой сигнал(«ПА-ПА-ПА», «ТУ-ТУ-ТУ», «ПИ-ПИ-ПИ») выполнять определенное действие (нанизывать кольцо пирамидки, бросать камешки, пуговицы, ракушки в банку, в коробку и др.).

Вырабатывать реакцию ребенка на собственное имя.

Формировать умение различать на слух силу речевых звучаний (тихо — громко). Соотносить с различными по размеру игрушками, выполняя игровые действия: «ТОП-ТОП-ТОП» (громкий звук) — большой мишкатопает, «топ-топ» (тихий звук) — маленький мишка топает.

Формировать умение различать на слух длительность речевых звучаний (А_______ —долгий звук;А —краткий звук). Ребенок реагирует на звук, демонстрируя действия с игрушками: самолет летит, машинка едет, собачка бежит по длиннойили короткойдорожке.Можно рисовать короткие или длинные дорожки к дому, тесемки к машинкам, воздушным шарам, длинные и короткие лучики солнышка и др.

Формировать умение различать на слух высоту голоса (высокий звук— низкий звук). Ребенок реагирует на звук, указывая на игрушку, по возможности произносит слогосочетание, услышанное и характерное для данной игрушки (мишка«ТОП-ТОП-ТОП», птичка «пи-пи-пи»; поезд «ТУ-ТУ-ТУ», машина «би-би-би» и др.).

Формировать умение различать на слух при выборе из двух (при усложнении — из трех) резко различные по звуковому составу звукоподражания: «ав-ав» (собака), «му_» (корова), «пи-пи-пи» (птичка), «ко-ко-ко» (курица), «ква-ква-ква» (лягушка), «мяу_» (кот), «би-би» (машина), «ту-ту» (поезд), «в-в-в» (самолет), «топ-топ-топ» (мишка), «оп-оп-оп» (мяч), «бам-бам» (барабан), «ляля» (кукла) и др.

Первый этап

(с первых месяцев после подключения речевого процессора кохлеарного импланта до одного года пользования системой кохлеарного импланта)

Развитие слухового восприятия неречевыми звуками

Вырабатывать умение определять наличие/отсутствие звука. Примерные источники звука:

- коробочки из-под киндер-сюрприза (3 заполненные на 1/3 горохом, гречкой, манкой и 1 пустая);

- игрушки-»пищалки» и игрушки-»молчалки»;

- пластиковые баночки, пустые и заполненные камешками;

- музыкальные игрушки;

- музыкальные инструменты.

Лучше, если будет использоваться 2 идентичных набора, чтобы у ребенка была возможность издавать звук самостоятельно.

Развивать умение воспринимать и различать слухо-зрительно и на слух при парном сравнении и с постепенным увеличением выбора до 6—8 бытовые шумы. Примерные источники звуков: звонок (будильника, телефона), дверной звонок, звон ключей, звук падающего предмета, капающей и текущей воды,звон посуды,стук ложки о край чашки,стук ножа о разделочную доску, звук работающего телевизора, чайника, микроволновой печи и других бытовых приборов).

Развивать умение воспринимать и различать слухо-зрительно и на слух при парном сравнении с постепенным увеличением выбора до 6—8 звуки улицы: гул самолета (вертолета), шум работающего мотора, двигающейся машины, звук сирены скорой помощи, пожарной и милицейской машин, гудок паровоза, шум двигающегося поезда, трамвая и т.д. Источники звука должны быть знакомы ребенку.

Развивать умение воспринимать и различать слухо-зрительно и на слух при парном сравнении с постепенным увеличением выбора до 4—6 звуки природы. Примерные источники звуков: шум ветра и дождя, шорох листьев, раскаты грома и т.д.

Развивать умение воспринимать и различать слухо-зрительно и на слух при парном сравнении и с постепенным увеличением выбора до 6—8 голоса животных и птиц. Примерные источники звуков: лай собаки, мяуканье и мурлыканье кошки, мычание коровы, пение и щебетание птиц, карканье вороны, стук дятла, цокот копыт и ржанье лошади и т.д. Перечень звучаний на начальных этапах работы определяется личным опытом ребенка.

Развивать умение воспринимать и различать слухо-зрительно и на слух при парном сравнении с постепенным увеличением выбора до 4неречевые звуки, издаваемые человеком. Примерные звуковые стимулы: кашель, чихание, смех, храп, свист, шаги разной интенсивности.

Вырабатывать ответные слуховые реакции наналичие и отсутствиезвуков разного содержания («есть», «нет», «слышу», «не слышу», «тут слышу» и т.д.).

Формировать умения определять:

1) источник звучания;

2) местоположение звука:

- на улице, дома;

- в ванной, кухне, детской и др.;

3) силу звучания;

4) длительность звучания.

Развитие слухового восприятия речью

Вырабатывать дифференцированную условную двигательную реакциюна речевые стимулы разной частотной характеристики: слогосочетание «па-па-па», звуки: «ш-ш-ш», «с-с-с» и др. Данное умение важно для последующей корректировки программы настройки речевого процессора кохлеарного импланта. Каждое звучание соотносится с определенным действием (например: «па-па-па»— мишка идет по синей дорожке, «ш-ш-ш»—по красной, «с-с-с»— по зеленой; или «па-па-па»— идет мишка, «ш-ш-ш»— бежит мышка; «с-с-с»— летит самолет). Работа осуществляется слухо-зрительно и на слух. Постепенно увеличивается расстояние.

Развивать умение различать наличие/отсутствиеречевого звучания. Педагог артикулирует без голоса, обращая внимание на то, что звука нет (показывает на ухо и разводит руками). И произносит слогосочетание: «па-па-па», обращая внимание ребенка указательным жестом на ухо, проговаривая: «Я слышу».

Формироватьумение отзываться на свое имя («Я» или «Я тут»).

Развивать умение различатьсилу звука, длительность, количество, высоту, слитность звучаний речи (на материале слогосочетаний).

Развивать умение воспринимать и различать слухо-зрительно и на слухзвукоподражания и лепетныеслова, соотноситьих с полным словом.

Развивать умение воспринимать и различать слухо-зрительно и на слух слова при парном сравнении:

- односложные — трехсложные (дом — машина; мяч — собака и т.д.);

- односложные — двухсложные (дом — рыба).

Развивать умение различать слова разной длины (одно — двух — трехсложные) при постепенноувеличивающемся выборе (от 3 до 6 слов).

Формировать умение воспринимать, различать и опознавать часто используемые вопросительные фразы, понимать их значение и отвечать на них (например:«Где мама?»).

Развивать умение различать инструкции типа«Где БОЛЬШОЙ (мишка)?»,«Где маленький (мишка)?».Учитель-дефектолог меняет громкость произнесения, чтобы ребенку было легче соотнести слуховой образ с предметом.

Развивать умение выполнять инструкции типа«Дай собаку», «Лети, как самолет», «Нарисуй круг», «Принеси мяч», «Покажи у мишки хвост»и др.

Второйэтап (последующие годы обучения)

Программа второго этапа разделена на годы обучения условно

 

Второй год использованиякохлеарного импланта










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 423.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...