Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Развитие слухового восприятия речью
Вырабатывать условную двигательную реакцию на речевые стимулы: под трехкратный речевой сигнал(«ПА-ПА-ПА», «ТУ-ТУ-ТУ», «ПИ-ПИ-ПИ») выполнять определенное действие (нанизывать кольцо пирамидки, бросать камешки, пуговицы, ракушки в банку, в коробку и др.). Вырабатывать реакцию ребенка на собственное имя. Формировать умение различать на слух силу речевых звучаний (тихо — громко). Соотносить с различными по размеру игрушками, выполняя игровые действия: «ТОП-ТОП-ТОП» (громкий звук) — большой мишкатопает, «топ-топ» (тихий звук) — маленький мишка топает. Формировать умение различать на слух длительность речевых звучаний (А_______ —долгий звук;А —краткий звук). Ребенок реагирует на звук, демонстрируя действия с игрушками: самолет летит, машинка едет, собачка бежит по длиннойили короткойдорожке.Можно рисовать короткие или длинные дорожки к дому, тесемки к машинкам, воздушным шарам, длинные и короткие лучики солнышка и др. Формировать умение различать на слух высоту голоса (высокий звук— низкий звук). Ребенок реагирует на звук, указывая на игрушку, по возможности произносит слогосочетание, услышанное и характерное для данной игрушки (мишка«ТОП-ТОП-ТОП», птичка «пи-пи-пи»; поезд «ТУ-ТУ-ТУ», машина «би-би-би» и др.). Формировать умение различать на слух при выборе из двух (при усложнении — из трех) резко различные по звуковому составу звукоподражания: «ав-ав» (собака), «му_» (корова), «пи-пи-пи» (птичка), «ко-ко-ко» (курица), «ква-ква-ква» (лягушка), «мяу_» (кот), «би-би» (машина), «ту-ту» (поезд), «в-в-в» (самолет), «топ-топ-топ» (мишка), «оп-оп-оп» (мяч), «бам-бам» (барабан), «ляля» (кукла) и др. Первый этап (с первых месяцев после подключения речевого процессора кохлеарного импланта до одного года пользования системой кохлеарного импланта) Развитие слухового восприятия неречевыми звуками Вырабатывать умение определять наличие/отсутствие звука. Примерные источники звука: - коробочки из-под киндер-сюрприза (3 заполненные на 1/3 горохом, гречкой, манкой и 1 пустая); - игрушки-»пищалки» и игрушки-»молчалки»; - пластиковые баночки, пустые и заполненные камешками; - музыкальные игрушки; - музыкальные инструменты. Лучше, если будет использоваться 2 идентичных набора, чтобы у ребенка была возможность издавать звук самостоятельно. Развивать умение воспринимать и различать слухо-зрительно и на слух при парном сравнении и с постепенным увеличением выбора до 6—8 бытовые шумы. Примерные источники звуков: звонок (будильника, телефона), дверной звонок, звон ключей, звук падающего предмета, капающей и текущей воды,звон посуды,стук ложки о край чашки,стук ножа о разделочную доску, звук работающего телевизора, чайника, микроволновой печи и других бытовых приборов). Развивать умение воспринимать и различать слухо-зрительно и на слух при парном сравнении с постепенным увеличением выбора до 6—8 звуки улицы: гул самолета (вертолета), шум работающего мотора, двигающейся машины, звук сирены скорой помощи, пожарной и милицейской машин, гудок паровоза, шум двигающегося поезда, трамвая и т.д. Источники звука должны быть знакомы ребенку. Развивать умение воспринимать и различать слухо-зрительно и на слух при парном сравнении с постепенным увеличением выбора до 4—6 звуки природы. Примерные источники звуков: шум ветра и дождя, шорох листьев, раскаты грома и т.д. Развивать умение воспринимать и различать слухо-зрительно и на слух при парном сравнении и с постепенным увеличением выбора до 6—8 голоса животных и птиц. Примерные источники звуков: лай собаки, мяуканье и мурлыканье кошки, мычание коровы, пение и щебетание птиц, карканье вороны, стук дятла, цокот копыт и ржанье лошади и т.д. Перечень звучаний на начальных этапах работы определяется личным опытом ребенка. Развивать умение воспринимать и различать слухо-зрительно и на слух при парном сравнении с постепенным увеличением выбора до 4неречевые звуки, издаваемые человеком. Примерные звуковые стимулы: кашель, чихание, смех, храп, свист, шаги разной интенсивности. Вырабатывать ответные слуховые реакции наналичие и отсутствиезвуков разного содержания («есть», «нет», «слышу», «не слышу», «тут слышу» и т.д.). Формировать умения определять: 1) источник звучания; 2) местоположение звука: - на улице, дома; - в ванной, кухне, детской и др.; 3) силу звучания; 4) длительность звучания. Развитие слухового восприятия речью Вырабатывать дифференцированную условную двигательную реакциюна речевые стимулы разной частотной характеристики: слогосочетание «па-па-па», звуки: «ш-ш-ш», «с-с-с» и др. Данное умение важно для последующей корректировки программы настройки речевого процессора кохлеарного импланта. Каждое звучание соотносится с определенным действием (например: «па-па-па»— мишка идет по синей дорожке, «ш-ш-ш»—по красной, «с-с-с»— по зеленой; или «па-па-па»— идет мишка, «ш-ш-ш»— бежит мышка; «с-с-с»— летит самолет). Работа осуществляется слухо-зрительно и на слух. Постепенно увеличивается расстояние. Развивать умение различать наличие/отсутствиеречевого звучания. Педагог артикулирует без голоса, обращая внимание на то, что звука нет (показывает на ухо и разводит руками). И произносит слогосочетание: «па-па-па», обращая внимание ребенка указательным жестом на ухо, проговаривая: «Я слышу». Формироватьумение отзываться на свое имя («Я» или «Я тут»). Развивать умение различатьсилу звука, длительность, количество, высоту, слитность звучаний речи (на материале слогосочетаний). Развивать умение воспринимать и различать слухо-зрительно и на слухзвукоподражания и лепетныеслова, соотноситьих с полным словом. Развивать умение воспринимать и различать слухо-зрительно и на слух слова при парном сравнении: - односложные — трехсложные (дом — машина; мяч — собака и т.д.); - односложные — двухсложные (дом — рыба). Развивать умение различать слова разной длины (одно — двух — трехсложные) при постепенноувеличивающемся выборе (от 3 до 6 слов). Формировать умение воспринимать, различать и опознавать часто используемые вопросительные фразы, понимать их значение и отвечать на них (например:«Где мама?»). Развивать умение различать инструкции типа«Где БОЛЬШОЙ (мишка)?»,«Где маленький (мишка)?».Учитель-дефектолог меняет громкость произнесения, чтобы ребенку было легче соотнести слуховой образ с предметом. Развивать умение выполнять инструкции типа«Дай собаку», «Лети, как самолет», «Нарисуй круг», «Принеси мяч», «Покажи у мишки хвост»и др. Второйэтап (последующие годы обучения) Программа второго этапа разделена на годы обучения условно
Второй год использованиякохлеарного импланта |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 423. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |