Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Развитие слухового восприятия неречевыми звучаниями




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ

 

Программа коррекционных занятий

«РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ»

учебного плана специального дошкольного учреждения

для детей с нарушением слуха

(для детей раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантом)

 

Минск, 2016



Программа коррекционных занятий для детей с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантом,

Раннего и дошкольного возраста

«Развитие слухового восприятия»

 

Пояснительная записка

Кохлеарная имплантация в настоящее время рассматривается, с одной стороны, как наиболее эффективный способ слухопротезирования, а с другой стороны — как система мероприятий по обеспечению слухоречевого развития детей с тяжелым нарушением слуха.

Известно, что операция кохлеарной имплантации обеспечиваетчеловеку с тяжелым нарушением слуха физическую возможность слышать. Однако для того чтобы ребенок с кохлеарным имплантом овладел пониманием речи и начал самостоятельно говорить, необходима длительная педагогическая работа.

Доказано, что в процессе коррекционной работы изменяется статус ребенка снарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантом. Общую схему слухоречевого развития этой категории детей можно представить следующим образом:

· до операции кохлеарной имплантации это ребенок с тяжелым нарушением слуха (глухотой или тяжелой тугоухостью), низким уровнем речевого развития;

· на начальных этапах коррекционной работы при адекватных настройках речевого процессора состояние слуха ребенка соответствует I степени тугоухости (26—40 дБ), однако уровень речевого развития соответствует глухому ребенку;

· при правильной организации коррекционно-развивающей работы ребенок сближается по уровню развития слуха и речи с возрастной нормой.

Развитие слухового восприятия является приоритетным направ­лением коррекционной работы с детьми с нарушением слуха, ком­пенсированным кохлеарным имплантом. Это значит, что от успешности решения задач в этой области будут напрямую зависеть результатыработы по другим направлениям. Развитие слухового восприятия выступает необходимым условием, базой овладения детьми с кохлеарными имплантами раннего и дошкольного возраста речью (также, как это происходит у детей с типичным развитием).

Цель работы по развитию слухового восприятия— формирование умениядетей с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантом, дифференцированновоспринимать окружающие звуки, понимать их значение и использовать этот опыт для развития речи.

Основные задачи работы:

- определить уровень слухоречевого развития детей с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантом, на момент начала коррекционной работы;

- оценивать динамику развития слухового восприятия в процессе коррекционной работы[1];

- вызывать интерес к окружающим звукам (неречевым и речевым);

- обогащать представления детей о мире неречевых звуков;

- формировать и уточнять слуховые образы различных речевых единиц (слов, фраз);

- развивать умение воспринимать, различать, опознавать и распознавать различные речевые единицы слухо-зрительно и на слух;

- развивать слуховое внимание;

- формировать слуховой самоконтроль за качеством собственной речи.

Работа по развитию слухового восприятия детей с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантом, имеет свою спецификув сравнении с детьми, нарушение слуха которых компенсировано слуховым аппаратом.Прежде всего, это связано с особыми возможностями, которые предоставляет ребенку кохлеарный имплант, а также особенностями в развитии, связанными с его использованием.

Так, учителю-дефектологу необходимо учитывать следующие особенности развития детей с кохлеарными имплантами:

1) кохлеарный имплант не восстанавливает слух полностью. Пороги слуха составляют 26—40дБ, что соответствует I степени тугоухости. Это может вызывать затруднения в восприятии шепотной речи и плохо слышимых звуков на расстоянии;

2) искажение неречевых и речевых звуков кохлеарным имплантом. Особенно важно это учитывать в работе с детьми, имевшими ранее «слуховой опыт». Необходимо время для того, чтобы ребенок адаптировался к новому средству слухопротезирования, и в памяти ребенка сохранились новые слуховые образы;

3) увеличен латентный период реакции на звуки (нарушена скорость обработки речи), поэтому после подачи звука надо оставить паузу и дать время для ответной реакции, при ее отсутствии повторить сигнал;

4) трудности локализации звука в пространстве у детей с односторонней имплантацией;

5) быстрая утомляемость при слуховой нагрузке;

6) выраженные особенности долговременной памяти (ребенок быстро забывает любую информацию);

7) нарушения концентрации и переключения внимания.

Следует учитывать специфику использования различных форм речи на коррекционных занятиях с детьми с кохлеарными имплантами. Поскольку суть кохлеарной имплантации состоит в использовании естественного пути развития слуха и речи у детей, не рекомендуется использование письменной и дактильной речи в работе с детьми с кохлеарными имплантами раннего возраста. Указанные средства учитель-дефектолог может использовать в тех случаях, если ребенок до операции овладел этими формами речи. Детей,прооперированных в возрасте старше двух лет, целесообразно обучать аналитическому чтению.

Содержание работы по развитию слухового восприятия детей с нарушением слуха представлено двумя разделами:

- развитие слухового восприятия неречевыми звучаниями (источники звука — музыкальные инструменты, звуки природы, бытовые шумы, голоса животных, неречевые звуки, издаваемые человеком);

- развитие слухового восприятия речью (стимулы — звуки, слоги, слова, фразы).

Используя различный речевой звуковой материал, учитель-дефектолог должен иметь четкое представление о его частотной характеристике, об интенсивности воспроизведения речевого материала.

Звуки речи характеризуются разной частотой:

- к низкочастотным относятся звуки а, о, у, м, н, л, р, в(к низкочастотным словам можно отнести: волк, мыло, рыба, ухо, окно и т.д.);

- к высокочастотным относятся шипящие, свистящие и гласные э, и(высокочастотными словами можно считать: мишка, чай, чашка и др.).

Изменяя силу голоса при воспроизведении речевого материала, учитель-дефектолог обеспечивает разную его интенсивность:

- шепотная речь — 20—30 дБ;

- речь разговорной громкости — около 60 дБ;

- речь повышенной громкости — 89—90 дБ.

Можно выделить специфические особенности в содержании работы по сравнению с детьми с нарушением слуха, компенсированным слуховым аппаратом:

- значительно расширен спектр неречевых звучаний;

- предусматривается восприятие речи в шумных условиях;

- вводится работа по различению на слух фонем;

- специфически реализуется работа по локализации звука в пространстве;

- работа над звуками разной частоты осуществляется с учетом особенностей проведения операции (учитывается наличие/отсутствие кальцинации улитки; наличие / отсутствие «выплывших» электродов и т.д.);

- предусматривается использование более сложного по лексике и грамматической структуре речевого материала.

Специфически представлено содержание работы.Материал программы структурирован не по годам обучения, а поэтапно. Такой подход связан со спецификой целевой категории детей с кохлеарным имплантом.
В учреждения дошкольного образования приходят дети с нарушением слуха, компенсированнымкохлеарным имплантом:

- разного возраста;

- имеющие разный «стаж» нарушения слуха;

- прооперированные в разном возрасте;

- имеющие различный период использования кохлеарного импланта и т.д.

Следует учитывать, что одним из основных критериев при определении содержания работы с ребенком является его «слуховой возраст»[2]. Дети одного возраста могут иметь разный «слуховой возраст» и наоборот, дети разного возраста могут иметь одинаковый «слуховой возраст». Поэтому предъявление единых требований к детям с кохлеарным имплантом одного возраста не допускается. Задача учителя-дефектолога — определить уровень слухоречевого развития ребенка на момент начала дошкольного образования и в соответствии с этим определить этап обучения.

Реализация содержания обучения осуществляется внесколько этапов.

Нулевой этап рассчитан для работы по развитию слухового восприятия детей до операции кохлеарной имплантации и в первые месяцы после подключения речевого процессора кохлеарного импланта. Главная задача этапа — сформировать у малыша представление о том, что с помощью слуха можно получать разную информацию (ранее этот канал приема информации не работал). На этом этапепроисходит формирование у ребенка определенных слуховых образов.У малыша формируется понимание необходимости и потребность в опоре на остаточный слух.

Первый этап(с первых месяцев после подключения речевого процессора кохлеарного импланта до 1 года пользования системой кохлеарного импланта) направлен на формирование у ребенка способности воспринимать и интерпретировать звуки окружающей среды (неречевые и речевые) с речевым процессором кохлеарного импланта. В этот период уточняются настойки кохлеарного импланта, происходит адаптация ребенка к новому средству слухопротезирования. Длительность этого периода может быть различной и зависит как от наличия опыта занятий с сурдопедагогом до операции, так и от качества настроек процессора кохлеарного импланта, индивидуальных особенностей малыша.

Второй этап охватывает последующие несколько лет обучения. Решаются задачи формирования и уточнения слуховых образов, дифференцированного восприятия звуков окружающего мира, использования развивающегося слухового восприятия для развития речи ребенка с кохлеарным имплантом. В этот период активно расширяется пассивный словарь, ребенок выполняет простые бытовые поручения, понимает и соотносит бытовые шумы, проявляет активный интерес к речи, отраженно повторяет контур малознакомых и незнакомых слов. Поэтому большая часть работы направлена на расширение словарного запаса (как активного, так и пассивного), развитие слуховой памяти, развитие фонематического восприятия.

Важно понимать, что эффективность этой работы будет определяться в первую очередь согласованной работой учителя-дефектолога и родителей. Именно от степени включенности родителей в процесс реабилитации маленького ребенка с кохлеарным имплантом будет зависеть результат работы учителя-дефектолога.

При планировании коррекционно-развивающей работы можно варьировать задания с учетом индивидуальных особенностей ребенка. На каждом занятии предлагаетсясерия заданий по развитию слухового восприятия на неречевом и речевом материале. Частотный спектр звукового материала определяется учителем-дефектологом на основе анализа данных об особенностях протезирования ребенка.

Звуковой материал (неречевой и речевой) предлагается сначала слухо-зрительно, а затем на слуховой основе.

Особого внимания требует участие сурдопедагога в уточнениинастроек речевого процессора кохлеарного импланта, поскольку от качества настроек напрямую зависит результативность работы. Так, учитель-дефектолог должен знать:

1) нет ли отключенных электродов;

2) наличие оссификации/аномалии улитки;

3) различия в настройке разных программ;

4) какая программа рекомендуется для использования.

Учителю-дефектологу вместе с родителями ребенка следует:

- осуществлять оценку непроизвольных и произвольных реакций на стук, голос;

- определять максимальное расстояние, с которого ребенок обнаруживает низко-, средне- и высокочастотные звуки [па], [ш], [с] при разном уровне усиления (на разных программах);

- выявлять наличие негативных реакций на громкие звуки;

- информировать аудиолога:

1) о реакциях ребенка на звуки разной частоты;

2) реакциях на звуки разной силы;

3) развитии у ребенка слухового восприятия и устной речи с КИ;

4) разборчивости речи на разных программах.

При развитии слухового восприятия детей раннего и дошкольного возраста с кохлеарным имплантом могут использоваться те же методы и приемы, что и при работе с малышами со слуховыми аппаратами. Используется поэтапный подход к формированию слуховых представлений: восприятие — различение — опознавание — распознавание. Следует учитывать, что каждый из названных этапов имеет четкие задачи и специфическую методику предъявления материала[3]. Работа осуществляется на слухо-зрительной и слуховой основе.

Следует учитывать, что одним из важных требований к работе по развитию слухового восприятия детей со слуховой депривацией выступает доступность речевого материала по содержанию и грамматическому оформлению. Это значит, что ребенку должно быть понятно значение используемых учителем-дефектологом слов и их сочетаний во фразах. При необходимости лексическое значение слова уточняется на коррекционном занятии. В противном случае работа по развитию слухового восприятия будет носить механический характер и не будет связанной с речевым и познавательным развитием детей с кохлеарным имплантом.

Требованиями программы предусмотрено постепенное усложнение акустических условий предъявления звукового материала: расстояния, громкостизвукового стимула, пространственного расположения источника звука и т.д.

Необходимо соблюдать следующие правила развития слухового восприятия у детей после кохлеарной имплантации:

- перед предъявлением сигнала надо обязательно привлечь слуховое и зрительное внимание ребенка (так как часто нарушено слуховое внимание);

- в первое время до достижения достаточного уровня настройки процессора кохлеарного импланта дети не слышат тихие звуки и надо использовать звуки достаточной громкости, чтобы вызвать реакцию;

- лучше использовать длительное звучание, так как дети с кохлеарным имплантом лучше воспринимают его;

- нередко быстрее вырабатывается реакция на время подачи стимула, чем реакция на звук, поэтому при выработке двигательной реакции на звук надо менять длительность интервала между сигналами, иногда пропускать их;

- важно показывать, что звука нет.

Следует учитывать двустороннюю связь процессов развития слухового восприятия и речи детей со слуховой депривацией.

Программа по развитию слухового восприятия рассчитана на 4—5 лет обучения.


Нулевой этап

(период до операции кохлеарной имплантации—первыемесяцы

После подключения речевого процессора кохлеаного импланта)

 

Развитие слухового восприятия неречевыми звучаниями

Вызывать и поддерживать интерес к звукам окружающего мира.

Формировать понимание связи наличия звуков с кохлеарным имплантом: показывать ребенку, что он не слышит, когда мы отводим магнит от головы.

Формировать умение соотносить звук с источником, запоминать связь между звуком и предметом (объектом, явлением).

Вырабатывать сначала на слухо-зрительной, а затем на слуховой основе условную двигательную реакцию на неречевые звучания разной частоты (в ответ на звук ребенок выполняет какое-либо игровое действие: снимает/надевает кольцо пирамидки, складывает кубики в грузовичок, бросает шарики в баночку и др.). Усложнение работы осуществляется за счет:

- постепенного увеличения расстояния;

- изменения положения источника звука в пространстве: слева, справа, сзади, впереди. Изменение места источника звука осуществляется на основе зрительного контроля (используются указательные жесты в сторону места расположения источника звука).

Вырабатывать голосовые реакции в ответ на восприятие звука.

Формировать умение различать на слух неречевые звуки разной частоты при выборе из двух с опорой на наглядность (картинки). Сигналыдля восприятия подаются при постоянном увеличении расстояния.

Формировать умение определять наличие/отсутствие звука. Взрослый имитирует удары по барабану, дутье в дудку, артикуляцию какого-либо звука, привлекая внимание ребенка к слушанию: указательный палец поднимаем к уху, когда звука нет — разводим руками в стороны, машем отрицательно головой, если звук есть — показываем на ухо, эмоционально-положительно утверждаем: «Я слышу».

Формировать умение на слухо-зрительной и слуховой основе реагировать на начало и конец звучания музыкальных инструментов (мишка топает, пока барабан стучит, останавливается, когда звука нет).

Формировать умение различать на слух силу неречевых звучаний (источник звука — музыкальные инструменты). Соотносить с различными по размеру игрушками: громкие удары барабана — большая игрушка (мишкатопает), тихие удары барабана — маленькая игрушка (медвежонок топает).

Формировать умение различать на слух высоту неречевых звучаний (источник звука — музыкальные инструменты).Ребенок реагирует на звук, демонстрируя действия с игрушками: низкий звук — идет медведь, высокий звук — летит птичка.

Формировать умение различать на слух длительность неречевых звучаний (долгий звук — краткий звук). Ребенок реагирует на звук, демонстрируя действия с игрушками: самолет летит, машинка едет, собачка бежит по длиннойили короткойдорожке.Можно рисовать короткие или длинные дорожки к дому, лучики солнышка и др.

Формировать умение различать на слух слитные и прерывистые звучания. Ребенок реагирует на звук, выполняя игровое действие: слитный звук — зайка бежит по дорожке, прерывистый звук — лягушка прыгает с кочки на кочку).

Формировать умение различать слухо-зрительно и на слух количество звучаний музыкальных инструментов (один — много, один — два — много). Ребенок реагирует, указывая на соответствующее обозначение. При наличии умения отраженно проговаривать — ребенок повторяет слоги, слогосочетания.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 478.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...