Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Содержание модуля « Педагогическая психология и педагогика»




       Основы общей педагогики. Сущность педагогической деятельности. Структурные элементы педагогической деятельности. Ценностные основания педагогической деятельности. Понятие «система образования». Характеристика системы образования по ФЗ РФ «Об образовании». Структура системы образования России. Стратегия развития системы образования России.

Категориальный аппарат педагогики: воспитание, образование, обучение, самовоспитание, социализация, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогический процесс. Сущность и методы педагогического исследования.

Сущность и направления интеграционных процессов. Единое образовательное пространство. Роль международных организаций в интеграционных процессах в образовании. Болонский процесс.

Детство как социокультурная реальность. Современные проблемы детства. Факторы неблагополучия современного детства.

Национальное своеобразие воспитания. Интернационализация и национализация воспитания. Понятие и роль традиций в воспитании. Воспитание культуры межнационального общения. Познавательный, эмоциональный и поведенческий компоненты культуры межнационального общения. Сущность глобального образования.

Сущность индивидуализации обучения и воспитания. Примеры индивидуализации обучения и воспитания. Понятие «воспитательная система». Целесообразность создания воспитательных систем. Характеристика основных компонентов воспитательной системы. Этапы развитие воспитательных систем.

Коллектив как объект и субъект воспитания. Теории коллектива. Этапы развития коллектива. Методика формирования коллектива. Коллективно-творческая деятельность. Методика КТД.

Социальное проектирование.

Классный руководитель как непосредственный и основной организатор учебно-воспитательной работы в школе, официальное лицо, назначаемое директором школы для осуществления воспитательной работы в классе. Цель и задачи деятельности классного руководителя. Функции классного руководителя: организационно-координирующие, коммуникативные, аналитико-прогностические, контрольные. Этапы и формы работы классного руководителя с классом.

Дополнительное образование детей. Специфика дополнительного образования на базе школы: опора на содержание основного образования, воспитательная доминанта, тесная связь с внеурочной работой, психотерапевтическая направленность, эмоциональная насыщенность, расширение культурного пространства школы. Формы реализации дополнительного образования в общеобразовательных организациях.

Основы профориентологии. Цели и задачи профориентационной работы. Возрастные особенности профессионального самоопределения. Психологическое сопротивление на стадии оптации, профильного образования, на стадии профессиональной адаптации, на стадии профессионализации, на этапе прекращении профессиональной деятельности. Пять типов профессий в соответствии с объектом труда; три класса профессий по признаку целей; четыре отдела профессий по признаку основных средств труда в рамках каждого класса; четыре группы профессий по условиям труда. Планирование и организация профориентационной работы в школе. Принципы организации профконсультации и профотбора. Критерии продуктивности профессиональной деятельности. Классификация профессий. Профессиография. Психофизиологические основы способностей. Типы профессиональных планов и предпочтений. Условия эффективного профессионального самоопределения. Этапы профессионализации.

Интернатная педагогика.Социально-педагогическая работа в интернатных учреждениях. Понятие, задачи, основные направления социально-педагогической работы с воспитанниками интернатных учреждений. Создание социокультурной воспитательно-образовательной среды (пространства) и ее значение для развития, воспитания и социализации воспитанников интернатных учреждений.

Социальная педагогика. Становление социальной педагогики в России: I этап институционализация (н. XX в.–1921 гг.), «гуситский» этап (1921–1931 гг.), этап «возрождения» (60–80-е гг. XX века), современный этап (н.80-х гг. XX века – наше время). Три направления развития социальной педагогики в России на современном этапе как науки, как учебного предмета, как практики.

Практика социального воспитания в 20-е годы XX века. I опытная станция НКП РСФСР (1919–1932 гг.). С.Т. Шацкий. Три этапа деятельности 1919–1921 гг. – становление структуры станции; 1921–1928 гг. - школа как центр социального воспитания в среде;1928–1932 гг. взаимодействие школы с окружающей средой, с задачами социалистического строительства. Принципы социального воспитания: связь с жизнью, связь общественно-полезной работы с обучением, самоуправление, физическое, эстетическое воспитание.

Социальная педагогика как отрасль знания, исследующая социализацию в контексте воспитания и социальное воспитание в контексте социализации. Функции социальной педагогики (А.В. Мудрик): теоретико-познавательная, прикладная, гуманистическая. Интегративный характер социальной педагогики. Связь социальной педагогики с отраслями человекознания, обществоведения, другими отраслями педагогического знания. Структура социальной педагогики.

Социализация: стадии, факторы, агенты, средства, механизмы. Человек как объект, субъект и жертва социализации. Социализация как развитие человека в процессе стихийного, относительно направляемого и социально-контролируемого взаимодействия с обществом и самоизменения.

Мега-, макро-, мезо- и микрофакторы социализации.

Специальная педагогика и психология. Типы нарушения психического развития: недоразвитие, задержанное развитие, поврежденное развитие, искаженное развитие, дисгармоничное развитие. Понятие «аномальный ребенок». Особенности аномального развития. Специфика обучения, воспитания, социализации в данных типах учреждений. Специфика адаптации детей с отклонениями в развитии к условиям обучения и воспитания в системе образования.

Система учреждений для детей с нарушениями в развитии. Специализированные интернатные учреждения. Центр социальной помощи семье и детям. Центры реабилитации. Центры медико-психолого-педагогической помощи и сопровождения.

Сущность адаптации и дезадаптации. Виды дезадаптации. Причины дезадаптации. Закономерности психического развития детей и подростков и возможные деформации, определяющие дезадаптацию и девиацию. Особенности темперамента и характера «трудных подростков»: недостатки характера; ленивые дети; дети и подростки с пассивным поведением; неорганизованные школьники; ненастойчивые школьники; эгоистичные школьники; недисциплинированные, упрямые, грубые и лживые дети. «Трудные» школьники с акцентуацией темперамента и характера.

Сущность аддиктивного поведения. Виды аддиктивного поведения.

Сущность девиантного поведения. Я.И. Глинский. Виды норм и особенности отклоняющегося от данных норм поведения. Варианты отклоняющегося поведения по В.В. Ковалеву. Девиантное поведение как аномия. Социальная природа девиации. Особенности девиации у несовершеннолетних. Девиантные несовершеннолетние как дети «группы риска». «Трудные» школьники из неформальных групп общения.

 

Педагогическая психология. Предмет и задачи педагогической психологии, концепции педагогического процесса и их психологические основания.

Государственные документы, определяющие перспективы развития системы общего и профессионального образования в Российской Федерации (Федеральные государственные образовательные стандарты общего и высшего профессионального образования, Профессиональные стандарты педагога педагога-психолога).

Роль обучения и воспитания в психическом развитии человека. Основные проблемы педпсихологии. Личностно-деятельностный подход как психологическая основа организации образовательного процесса. Учебная деятельность. Соотношение понятий учебная деятельность, учение, обучение и научение. Предмет и средства учебной деятельности. Способы учебной деятельности. Умственные действия и двигательные навыки. Теория формирования умственных действий П.Я.Гальперина. Усвоение – основной продукт учебной деятельности.

Культурно – исторический подход к пониманию соотношения обучения и психического развития: Л.С.Выготский и его школа. Понятия «социальная ситуация развития», «психические новообразование». Особенности обучения и развития в дидактических системах Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, Л.В.Занкова, В.С.Библера. Психологические основы теории учебной деятельности В.В.Давыдова.

Зарубежные психолого-педагогические теории обучения и воспитания: бихевиоризм (Дж. Уотсон, Б. Скиннер), психоанализ (З.Фрейд, А.Адлер), система Вальдорфской педагогики, система М.Монтессори.

Психология обучения. Двустороннее единство обучения-учения в образовательном процессе. Деятельность обучения и ее основные психологические вопросы. Обучение и развитие. Развивающее обучение. Мотивы учения. Формирование учебной мотивации, ее виды. Успешная учебная мотивация и определенная мотивационная ориентация. Колебания устойчивости учебной мотивации учащихся.

 Концепции обучения и их психологические основания: непосредственность, сознательность, наличие управления, взаимосвязь образования и культуры. Связь обучения будущей деятельности, способы организации обучения. Традиционное обучение. Контекстное обучение. Проблемное обучение.

Психология воспитания. Общее понятие о воспитании и его отличия от обучения. Цели воспитания. Процесс воспитания. Психологические принципы воспитывающего воздействия. Средства и методы воспитания.

Соотношение обучения и воспитания.

Профессиональная подготовка и личностное развитие учителя. Педагог как субъект педагогической деятельности. Психологические требования к личности педагога. Профессиональные способности педагога их виды.

Педагогическая деятельность: мотивы, структура, стили и способности. Мотивация педагогической деятельности и их структура. Внешние и внутренние мотивы. Педагогические умения. Общие понятия о стиле педагогической деятельности. Классификация стилей педагогической деятельности в зависимости от ее характера (по А.К.Марковой).

Психология педагогического коллектива. Психология педагогического воздействия. Педагогическое воздействие и коммуникативная задача. Коммуникативный акт и взаимодействие субъектов педагогического общение.

Приемы и техника управления учащимися на уроке. Познавательная деятельность ученика на уроке и управление ею. Обеспечение условий для продуктивной работы мышления и воображения. Организация деятельности мышления. Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной форм уячебных занятий в зависимости от уровня обучаемости учащихся.

Особенности обучения и психического развития в дошкольном, младшем школьном, подростковом и юношеском возрастах. Социальная ситуация развития современных детей и проблемы их воспитания в разные возрастные периоды. Психические новообразования и содержание ведущей деятельности современных детей в разные возрастные периоды.

Литература

Основная литература

1. Психология и педагогика: учебник для вузов/ под ред. П.И Пидкасного. – М.: Изд-во Юрайт, 2010.

2. Педагогическая психология: учебник для бакалавров/ под ред. В.А.Гуружапова. М.: Изд-во Юрайт, 2013.

 

Дополнительная литература:

1. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика. Учебное пособие. – М., 2007.

2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебное пособие. – Спб: Питер, 2007.

3. Введение в психологический анализ учебно-воспитательного процесса. Хрестоматия. – М.: АНО «Психологическая электронная библиотека»., 2008, - 333 с.

4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М. 2006.

5. Педагогическая психология. Хрестоматия. Учебное пособие для студентов.- М.: МГППУ, 2004.

6. Проект Профессионального стандарта педагога-психолога. МОН РФ. М., 2013.

7. Профессиональный стандарт педагога. МОН РФ. М., 2013

8. Психолого-педагогические основы современных отечественных дидактических систем. Хрестоматия. М.: АНО «Психологическая электронная библиотека»., 2008, - 360 с.

9. Теория и практика современных зарубежных образовательных систем. М.: АНО «Психологическая электронная библиотека»., 2008, - 304 с.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению «Психолого-педагогическое образование» (050400), МОН РФ. М., 2010.

11. Федеральный государственный образовательный стандарт общего (начального) образования, МОН РФ. М., 2009.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 179.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...