Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Перечень основных учебных модулей (дисциплин, разделов), выносимых на вступительный экзамен




Программа

ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ В МАГИСТРАТУРУ

ВГПУ В 2015 ГОДУ

 

НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ

Психолого-педагогическое образование»

 

«ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»

Квалификация «магистр»

ВОРОНЕЖ

 2014

Содержание

Введение

1. Требования к вступительному экзамену

2. Перечень основных учебных модулей (разделов), выносимых на вступительный экзамен

2.1. Содержание модуля «Общая, социальная и возрастная психология »

2.2. Содержание модуля «Педагогическая психология и педагогика»

2.3. Содержание модуля «Основы профессиональной деятельности»

3. Вопросы для подготовки к вступительному экзамену

4. Проведение вступительного испытания.

4.1. Правила и процедуры проведения вступительного испытания в магистратуру

4.2. Оценивание абитуриента на вступительном испытании в магистратуру

 

 

 

 

Введение

Настоящая программа составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 050400.68 «Психолого-педагогическое образование» (квалификация (степень) «магистр»), утверждённого Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.04.2010 г. № 376.

Вступительное испытание в магистратуру предназначено для определения теоретической и практической подготовленности поступающего к выполнению профессиональных задач, установленных федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400.62 «Психолого-педагогическое образование» (квалификация (степень) «бакалавр»), утверждённого Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.03.2010 г. № 200.

Требования к вступительному испытанию

На вступительном испытании поступающий в магистратуру должен подтвердить знания в области общих профессиональных и специальных дисциплин направления 050400.62 «Психолого-педагогическое образование», достаточных для обучения по магистерской программе.

Поступающий должен иметь сформированное научное мировоззрение и продемонстрировать на вступительном междисциплинарном испытании знание и владение:

- системой научных психологических и педагогических понятий;

- фактами психологических теорий;

- методами и процедурами профессиональной деятельности психолога.

Перечень основных учебных модулей (дисциплин, разделов), выносимых на вступительный экзамен

К поступающим на программу подготовки магистров по направлению 050400.68 «Психолого-педагогическое образование» предъявляются требования к освоению в полном объёме программ следующих учебных дисциплин федерального государственного образовательного стандарта подготовки бакалавра психологии по направлению 050400.62 «Психолого-педагогическое образование»:

- «Общая, социальная и возрастная психология»

- «Педагогическая психология и педагогика»

- «Основы профессиональной деятельности»

 

2.1. Содержание модуля «Общая, социальная и возрастная психология»

Общая психология. Психология как наука. Этапы становления психологии. В.Вундт как основатель научной экспериментальной психологии. Методология и методы психологии: наблюдение, опрос, анализ продуктов человеческой деятельности, эксперимент и др. Развитие психики в филогенезе. Стадии развития психики по А.Н. Леонтьеву.

Характеристика познавательных процессов. Ощущение и восприятие: общая характеристика. Проблема соотношения ощущений и восприятия. Основные свойства ощущений. Классификации ощущений. Основные свойства перцептивного образа. Виды образных явлений. Теории восприятия.

Внимание: понятие, теории. Общее представление о внимании. Проявление внимания и избирательность восприятия. Внимание и сознание. Основные теории внимания (У. Джемс, Т. Рибо, П.Я. Гальперин). Когнитивные модели внимания: модель фильтра Д. Бродбента, модель распределения ресурсов Д. Канемана, модель делителя Э. Трейсман. Виды и свойства внимания. Роль внимания в деятельности и обучении. Развитие внимания как высшей психической функции. Методы изучения и диагностики внимания.

Понятие памяти. Ее значение в жизни человека. Память и деятельность. Роль памяти в обучении. Общие подходы к классификации памяти. Ее виды. Процессы памяти (кодирование, сохранение, извлечение), основные закономерности их функционирования. Явления реминисценции. Развитие и тренировка памяти. Основные теории памяти (психологические, физиологические, биохимические). Когнитивные модели памяти И. Во и Д. Нормана, Р. Аткинсона и Р. Шифрина, теория глубины/уровней обработки информации (Ф. Крэйк, Р. Локхарт, Э. Тулвинг). Методы исследования и диагностики памяти.

Понятие мышления в психологии. Роль и место мышления в человеческом познании. Предмет психологии мышления. Определения мышления в широком и узком смыслах. Мышление как решение задач, этапы этого процесса. Мышление как процесс переработки информации. Мышление как высшая психическая функция. Понятийное мышление как предмет психологического исследования. Формирование понятий (Л.С. Выготский). Мышление и его исследование в основных психологических школах. Виды мышления в различных классификациях. Различие разумно-теоретического и рассудочно-эмпирического мышления (В.В.Давыдов)

Понятие и виды речи. Речь и язык. Внешняя и внутренняя речь. Функции речи. Дискуссия между Л.С. Выготским и Ж. Пиаже о происхождении и функциях эгоцентрической речи. Взаимосвязь развития мышления и речи в онтогенезе. Проблема соотношения мышления и речи.

Воображение и творчество. Общее представление о воображении. Понятие креативности. Их взаимосвязь. Воображение и творческое мышление, их взаимосвязь. Виды воображения. Его функции. Механизмы воображения. Методы диагностики и развития воображения.

Основные подходы к определению структуры личности в зарубежной психологии. Понятие психологической защиты личности. Основные зарубежные теории личности и их анализ. Классический бихевиоризм о психологии личности (Дж. Уотсон, Б.Ф. Скиннер). Необихевиоральные теории личности: теория фрустрации – агрессии Миллера–Долларда, теория социального научения А. Бандуры. Представления о личности, ее структуре и ее развитии в глубинной психологии З. Фрейда. Индивидуальная психология А. Адлера: представления о жизненном стиле личности и его типах. Аналитическая психология К.Г. Юнга: «Персона» и «Тень» как структурные компоненты личности; категории «архетип», «комплекс», «самость». Диспозиционная теория личности Г. Олпорта. Развитие самости и характеристики зрелой личности, по Г. Олпорту. Теория личности К. Роджерса. Категория «самоактуализация» и признаки самоактуализирующейся личности в теории А. Маслоу. Теория личности К. Левина. Теории черт и типов личности (Г. Айзенк, Р. Кеттелл).

Разработка теории личности в отечественной психологии (А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, Б.В. Зейгарник, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, А.В. Петровский, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн и др.).

Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности. Категория «потребность» в психологии. Природа и виды потребностей. Анализ классификаций потребностей в отечественной и зарубежной психологии. Мотив как результат опредмечивания потребности. Мотивация как состояние. Понятие мотивационной сферы личности, ее структура. Мотивация и деятельность. Взгляды П.К. Анохина, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и других российских психологов на мотивы. Динамическая теория мотивации К. Левина. Теория мотивации достижения (Дж. Аткинсон). Обобщающая модель мотивации Х. Хекхаузена.

Эмоциональная сфера личности. Основные классы эмоциональных явлений. Их роль в регуляции деятельности. Функции эмоций и чувств (В.К. Вилюнас, А.Н. Леонтьев): коммуникативная, регулятивная, сигнальная, мотивационная, оценочная, стимулирующая, защитная. Компоненты эмоциональных явлений. Биологические и психологические теории эмоций. Эмоции и личность.

Сознание и воля. Понятие сознания, функции сознания, структура сознания. Развитие сознания в онтогенезе. Воля как высший уровень сознательной регуляции жизнедеятельности. Ее значение в жизни человека, в организации его деятельности, познания, общения. Разновидности волевых проявлений личности: волевое усилие, уровни волевой активности, волевые качества. Воля как выражение произвольности. Развитие произвольности и воли в онтогенезе.

Индивидуально-психологические характеристики личности: темперамент, характер, способности. Темперамент: определение, общая характеристика. Психологическая характеристика основных типов темперамента. Проблема устойчивости и изменчивости темперамента в ходе психического развитии. Характер: определение, общая характеристика. Структура характера. Типологии характера в отечественной и зарубежной психологии. Способности: определение, общая характеристика. Задатки, склонности, способности: соотношение понятий. Виды способностей: общие и специальные. Структура способностей.

Социальная психология. Формирование и развитие социально-психологических идей в античной философии и философии нового времени. Выделение социальной психологии в самостоятельную науку. «Психология народов» М. Лазаруса и Г. Штейнгаля, подход В Вундта. «Психология масс»: Г. Тард, С. Сигеле, Г. Лебон. «Теория инстинктов социального поведения» У.Мак Дауголла. Экспериментальный этап в развитии социальной психологии на Западе. Работы В. Меде и Ф.Олпорта. Основные теоретические концепции социальной психологии на Западе. История отечественной социальной психологии.

Специфика исследования социально-психологических явлений. Проблема качества социально-психологической информации. Надежность и обоснованность данных. Проблема репрезентативности. Основные методы социально-психологических исследований. Методы обработки эмпирических данных. Особенности методов исследования и методов воздействия в социальной психологии.

Функции и виды общения. Деятельность и общение. Структура общения (Г.М. Андреева). Модели коммуникации. Виды коммуникации. Особенности невербальной коммуникации. Интеракция как деятельностная сторона общения.  Основные понятия трансактного анализа Э.Берна. Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Проблема конфликта в социальной психологии (Н.В. Гришина, А.И.Донцов). Понятие «социальная перцепция» (Дж.Брунер). Место и роль межличностного восприятия в процессе общения. Механизмы межличностного восприятия (идентификация, эмпатия, рефлексия, атрибуция, стереотипизация). Межличностная обратная связь в процессе общения.

Понятие группы в социальной психологии. Классификация групп. Виды больших социальных групп. Психологические особенности этнических групп. Характеристика малой группы. Классификация малых групп. Структура малой группы. Феномен группового давления. Эксперименты С. Аша по исследованию конформности. Характеристика динамических процессов в малой группе. «Школа групповой динамики» К. Левина. Понятие групповой сплоченности. Лидерство и руководство в малых группах. Теоретические подходы к изучению лидерства. Стили лидерства. Исследование развития группы в отечественной психологии (А.В. Петровский, Л.И. Уманский).

Понятие социализации. Содержание процесса социализации в сфере деятельности, общения, самосознания. Социализация как адаптация к социуму. Институты социализации. Понятие социальной установки. Структура аттитюда: когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Современные тенденции развития социальной психологии. Области практической социальной психологии.

Психология развития. Объект и предмет психологии развития и возрастной психологии. История развития и актуальные проблемы. Теоретические и прикладные задачи психологии развития и возрастной психологии. Структура современной возрастной психологии. Ее взаимосвязь с другими науками. Основные понятия психологии развития и возрастной психологии: «онтогенез», «психическое развитие», «возраст», «возрастная периодизация». Методологические принципы исследований в психологии развития и возрастной психологии. Формы использования исследовательских методов: продольные (лонгитюдные) и поперечные (возрастные) срезы. Методы исследования в психологии развития и возрастной психологии.

Основные подходы в исследовании психического развития в онтогенезе. Биологический подход: теория рекапитуляции С. Холла, теория созревания А. Газелла, теория трех ступеней детского развития К. Бюлера. Поведенческий подход: проблема психического развития в бихевиоризме (Дж. Уотсон, Б. Скиннер), теории социального научения (А. Бандура, Р. Сирс). Когнитивно-генетический подход: концепция развития интеллекта Ж. Пиаже. Теоретическая и экспериментальная критика теории Ж. Пиаже в отечественной и зарубежной психологии.

Культурно – исторический подход к пониманию психического развития: Л.С. Выготский и его школа. Проблема специфики психического развития человека. Проблема возраста и периодизации детского развития в работах Л.С. Выготского. Стабильные и критические возрасты, механизм их смены. Понятия «социальная ситуация развития», «новообразование». Проблема соотношения обучения и развития в трудах Л.С. Выготского. Проблема ведущей деятельности в отечественной психологии развития и возрастной психологии. Разработка Д.Б. Элькониным возрастной периодизации психического развития. Возрастная периодизация Э.Эриксона.

Психологические новообразования в младенческом и раннем возрастах.

Психологические новообразования в дошкольном и младшем школьном возрастах. Особенности психического развития в подростковом и юношеском возрасте. Социальная ситуация развития в подростковом возрасте. Проблема выделения ведущей деятельности в этом возрасте. Проблема подросткового кризиса: варианты развития. Основные новообразования подросткового возраста. Проблема профессионального самоопределения и формирования жизненных планов у юношей. Основные новообразования юношеского возраста.

      Литература

Основная литература

1. Анастази А. Психологическое тестирование / А.Анастази. – М.:Директ-Медиа, 2008. (ЭБС)

2. Андреева Г.М. Социальная психология. / Г.М. Андреева – М.: Аспект-пресс, 2009. (ЭБС)

3. Асмолов А.Г. Психология личности. / А.Г. Асмолов – М.: Смысл, 2008.

4. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. Учебник для ВУЗов. – ­ СПб.: Питер, 2008. 

5. Бурлачук, Л.Ф. Психотерапия: психол. модели : учебник для вузов / Л.Ф. Бурлачук, А.С. Кочарян, М. Е. Жидко. — СПб.: Питер, 2009.

6. Гиппенрейтер Ю. Б.  Введение в общую психологию: курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: АСТ, Астрель, 2008.

7. Общая психология: учебник / ред. А.В.Карпов. - М.: Гардарики, 2004. - 232 с.

8. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. Учебник Издание/ Л.Ф. Обухова. - 4-е. - М.: Педагогическое общество России, 2004.

9. Тугушева Р.Х., Гальбер Е.И. Общая психология: учебник (Образовательный стандарт XXI). - М., Эксмо, 2007. - 559 с.

10. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). – М.: «Гардарики», 2004.

Дополнительная литература

1. Айсмонтас Б.Б. Общая психология: Схемы, М.: Владос Пресс, 2002.

2. Маклаков А.Г. Общая психология, СПб, ПИТЕР, 2008.

3. Петровский А.В. Психология, М.: Академия, 2002

4. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000. С. 7-21.

5. Психология подростка. Хрестоматия / Сост. Ю.И.Фролов. М., 1997.

6. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1999.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 190.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...