Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Право природопользования. Принципы.




Система норм контролирующих отношения по использованию природных богатств, называется правом природопользования. Право природопользования распределяется на виды право: землепользования; недропользования; водопользования; пользования атмосферным воздухом; лесопользования; пользования растительным миром вне лесов; пользования животным миром.

 

Процедура ОВОС.

Под оценкой воздействия на окружающую среду (ОВОС) понимается деятельность, направленная на определение характера и степени потенциального воздействия намечаемого проекта на окружающую природную среду, ожидаемых экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий в процессе и после реализации такого проекта и выработку мер по обеспечению рационального использования природных ресурсов и охрану окружающей природной среды от вредных воздействий в соответствии с требованиями действующего экологического законодательства.

ОВОС осуществляется заказчиком (инициатором) экологически вредной деятельности, начиная с самых ранних стадий ее планирования. Главная задача ОВОС – обеспечить выполнение заказчиком, планируемой деятельности, требований экологического законодательства.

Поэтому ОВОС не позволяет допустить появление хозяйствующих субъектов, которые во время осуществления своей деятельности могут негативно влиять на окружающую среду.

Регулируется положение ОВОС Положением об оценке воздействия на окружающую природную среду в РФ от 18 июля 1994 года.

В этом положении дан перечень объектов хозяйственной и иной деятельности при подготовке обосновывающей документации которых необходимо проведение ОВОС. В случаях когда деятельность не указана в перечне, то целесообразность проведения ОВОС может быть установлена и органом исполнительной власти на территории которой планируется эта деятельность.

 

 

. Понятие и роль экономического механизма охраны окружающей среды
Противостояние экономики и экологии - одна из узловых проблем охраны окружающей природной среды. До сих пор ее пытались решить в основном путем применения административно-правовых методов воздействия на основе запретов, ограничений, мер уголовного и административного наказания.
Если метод административно-правового воздействия исходит из отношений власти и подчинения, то экономический механизм опирается на материальную заинтересованность исполнителя в достижении реальной цели. В состав экономического механизма входят как постоянно действующие институты, без которых он не может нормально функционировать, так и новые, возникшие на базе переходных отношений к рыночным отношениям.
К институтам первой группы относятся природные кадастры, меры материально- технического и финансового обеспечения, платность за использование природных ресурсов, платежи за загрязнение окружающей среды; льготы по кредитованию, налогообложению, освобождению от обложения налогами. Появляются новые экономические стимулы:
экологическое страхование, установление повышенных норм амортизации основных природоохранительных производственных фондов; введение поощрительных цен на экологически чистую продукцию и, наоборот, снижение цен на экологически неблагоприятную продукцию; формируется банк экологических услуг; совершенствование договорные отношения, где видное место занимает экономический механизм регулирования - договоры на комплексные природопользование, аренды, передачи в постоянное пользование объектов, охрана памятников природы.

Задачи экономического механизма охраны окружающей природной среды
Экономический механизм охраны окружающей природной среды имеет своими задачами:
–планирование и финансирование природоохранных мероприятий;
установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую –природную среду и размещение отходов;
–установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия;
–предоставление предприятиям, учреждениям и организациям, а также гражданам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей природной среды;
–возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека.
Учет и социально-экономическая оценка природных ресурсов
1. Государственные природоохранительные органы Российской Федерации совместно с органами государственной статистики, природопользователями ведут количественный и качественный учет природных ресурсов и вторичного
сырья, определяют их социально-экономическую оценку.
2. На государственные природоохранительные органы возлагается ведение государственного земельного, водного, лесного кадастров, государственных кадастров недр, животного мира, особо охраняемых природных территорий и
объектов.

 


 

 

. Экологическое право и управление зарубежных государств
В мире насчитывается около 200 государств, из которых185 являются членами Организации Объединенных Наций. Их принято группировать по географическому положению, по уровню и характеру социально-экономического развития: западные и восточные (евроазиатские), северные (развитые) и южные (развивающиеся) страны. Разумеется, такая классификация довольно приблизительна, но она используется в политической жизни, в определении общих интересов и приоритетов групп стран, а также в организации международного сотрудничества.
В каждом государстве сформировалась своя правовая система в ходе исторического процесса в соответствии с потребностями регулирования общественных отношений, в том числе и регламентирующая отношения в сфере экологии. В некоторых странах экологическое право достигло высокого уровня своего развития и уже признается частью национальной правовой системы - новой отраслью наряду с традиционными отраслями права.
Со времени Стокгольмской конференции ООН по окружающей человека среде (1972 г. ) наблюдается поистине стремительное увеличение числа национальных законов и подзаконных нормативных актов, посвященных охране окружающей среды и регулированию природопользования, а также сохранению особо ценных экологических систем и природных объектов. Более 100 государств - членов ООН приняли заглавные комплексные законы об охране окружающей среды, регламентирующие политику и принципиальные юридические положения в экологической сфере. Появились законы и подзаконные нормативные акты, определяющие порядок планирования охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, нормирования, лицензирования, стандартизации, экономического регулирования в данной области практики, а также порядок учета, контроля состояния (мониторинга) природной среды, экологической экспертизы, инспектирования в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта и иных сферах человеческой жизнедеятельности, влияющей на природную среду. В некоторых странах - Колумбия, Сенегал, Филиппины — появились даже кодексы об охране окружающей среды - экологические кодексы (в России такой кодекс
приняла Республика Башкортостан).
Более 100 государств образовали и развивают административные системы экологического управления, возглавляемые министерствами или аналогичными государственными органами по окружающей среде и регулированию природопользования. Развивается взаимодействие между центральными и местными государственными органами по вопросам охраны окружающей среды и регулирования природопользования.
К числу развитых стран принято относить государства Западной Европы, США, Канаду и Японию.
США - одна из наиболее экономически развитых стран мира. Особенность американской правовой системы в области экологии заключается в том, что она основывается на сочетании нескольких категорий источников права, главное место среди которых занимают нормы общего права. Они сочетаются с законами, именуемыми в американской терминологии статутами, и подзаконными нормативными актами.
Экологическое законодательство США состоит из законов - статутов, принимаемых конгрессом США и законодательными собраниями штатов, а также из дополняющих- детализирующих их подзаконных нормативных актов министерств и ведомств и органов местных властей. Вначале были приняты Закон об охране федеральных вод от загрязнения от 30 июня 1948 г. и Закон о чистом воздухе от 14 июля 1955 г. Центральное место в системе современного экологического законодательства США занимает Закон о национальной политике в области охраны окружающей среды, принятый конгрессом в 1969 г. и вступивший в силу 1 января 1970 г. Он преследует 2 основные цели: возложить на федеральные ведомства обязанность по охране окружающей среды, выполнение которой должно сочетаться с их основными полномочиями, и предусмотреть механизм реализации этой обязанности - экологические стандарты, лицензирование, предварительную оценку воздействия на окружающую среду, долгосрочное программирование природоохранной деятельности. Закон регламентирует создание Совета по качеству окружающей среды в рамках исполнительного аппарата Президента на правах вспомогательного и совещательного органа. Совет занимает центральное место в разработке экологической политики и контроле за ее реализацией.
Система государственного экологического управления в США также является довольно сложной. На федеральном уровне в структуре органов исполнительной власти существует Агентство по охране окружающей среды, отвечающее главным образом за предотвращением и устранение загрязнения водных об"ьектов, атмосферного воздуха и земной поверхности. Оно состоит из центрального аппарата и 10 региональных отделов (в городах Бостон, Нью-Йорк, Филадельфия, Атланта, Чикаго, Даллас, Канзас-Сити, Денвер, Сан-Франциско и Сиэтл), действующих независимо от штатных властей и местных органов. В каждом из пятидесяти штатов действуют свои агентства по охране окружающей среды или эквивалентные им органы, подчиняющиеся только губернатору штата.
Помимо этих органов существуют Бюро управления земель. Службы национальных парков, Служба охраны рыб и диких животных. Геологическое наблюдение, Бюро рекламации (водохозяйственной мелиорации) - в структуре Министерства внутренних дел; Служба охраны почв, Служба леса - в структуре Министерства сельского хозяйства; Национальная океаническая н атмосферная администрация(НОДА) в Министерстве торговли, включающая Службу морских рыбных ресурсов и Отдел управления береговой зоной; Береговая охрана Министерства транспорта; Атомная регулирующая комиссия, Управление земель н природных ресурсов в системе Министерства юстиции США. Все эти органы действуют помимо Совета по качеству окружающей среды Администрации Президента США и Агентства по охране
окружающей среды. Таким образом, в Соединенных Штатах Америки пока что не существует консолидированной системы государственного экологического управления, которая бы наилучшим образом отвечала принципу единства природы.
Правовая охрана окружающей среды в Японии в сравнении с США представляет собой другой тип организации. После Второй мировой войны в Японии были принята программа развития экономики «любой ценой», что привело к разнообразным вредным последствиям. С введением в мае 1947 г. новой конституции Японии ответственность за принятие мер по защите окружающей среды была возложена на местные органы управления. В 1967 г. был принят закон об ООС, в котором вопросам борьбы с загрязнениями уделялось большое внимание. В конце 60-70 гг. суды Японии удовлетворили несколько исков граждан о возмещении вреда, причинного в результате повреждения здоровья. Эти события подтолкнули развитие экологического законодательства. В 1970 г. были приняты сразу 14 экологических законов. Позднее принимались и другие законы. Сложилась система законодательства и управления, которая и по настоящее время позволяет эффективно решать задачи охраны окружающей среды в условиях интенсивного развития экономики.
Страны Европы продолжают участвовать в процессе европейской интеграции. В законодательстве Союза доминирует стремление обеспечить гармоничное сочетание национальных и многосторонних усилий в решении задач экологического характера и согласовать компетенцию отдельных стран и Союза, исходя из того, что совместная деятельность по ООС должна концентрироваться на проблемах, решение которых на уровне всего Союза. В рамках Союза идет работа по гармонизации экологического законодательства стран-членов в сочетании с прямым регулирующим воздействием законодательства ЕС.
Великобритания является примером страны, где установилась сравнительно мягкое правовое регулирование охраны окружающей среды и использования природных ресурсов. В Великобритании нет писаной конституции, нет конфиденциального права охраны окружающей среды или даже нормативного акта, который мог бы быть положен в его основу. Экологическое законодательство этой страны состоит из большого числа законов и подзаконных актов, которые посвящены охране отдельных элементов природной среды или регулированию конкретных видов человеческого воздействия на природную среду.
В Соединенном Королевстве действует система государственных органов, уполномоченных управлять охраной окружающей среды и использованием природных ресурсов, во главе с министерством окружающей среды. Министерство, в основном, выполняет координационные функции и обеспечивает общее политическое руководство, не
прибегая к прямому администрированию. С 1970 г. действует Комиссия по охране окружающей среды от загрязнения, имеющая статус независимой неправительственной организации, которая ведет наблюдение за эффективностью всей природоохранной деятельности в стране и разрабатывает стратегические предложения в этой области.
Другой тип правового регулирования и управления в области социальной экологии и управления представляет Германия. Правовое регулирование в области охраны окружающей среды и использовании природных ресурсов сосредоточено на уровне федеральных земель и местных органов власти. Этим Германия существенно отличается от других континентальных стран Западной Европы. Широкие правотворческие и административные права и полномочия
законодательных органов федеральных земель определены Конституцией ФРГ от 1949 г.
На федеральном уровне двухпалатный парламент, канцлер, правительство, министерства и ведомства обладают такими законодательными и административными полномочиями, которые необходимы для решения общенациональных задач. Сфера полномочий федеральных органов в области охраны окружающей среды и регулирования использования природных ресурсов ограничивается следующими основными функциями: разработка и реализация федеральной экологической политики; федеральное правотворчество и нормативно-правовое регулирование, в особенности стандартизация всех видов потребительской продукции с целью обеспечения экологической безопасности потребителей; координация всей природоохранной работы в стране, включая научно-технические исследования, воспитание и обучение населения; экологический мониторинг и статистика; международное сотрудничество, включая работу с Европейским союзом; регулирование производства, хранения, транспортировки, потребления и утилизации всех видов химических и биологических продуктов, включая медицинские препараты; регулирование и контроль всех манипуляций с опасными отходами; регулирование производства и использования всех видов радиоактивных веществ и атомной энергии.
Одним из общих законов экологического характера является федеральный закон об охране природы и ландшафтном планировании от 20 декабря 1976 г., который продолжает действовать с многочисленными изменениями и дополнениями. До этого закона и после него издано огромное число актов конкретной экологической направленности. Среди них законы об эмиссиях 1974 г., о защите от авиашума от 30 марта 1971 г., о химикалиях 1990 г., о генной технике от 22 декабря 1993 г.. о включении во все планы экономического развития вопросов охраны окружающей среды от 31 июля 1981 г., о рециркуляции в производственной сфере от 27 сентября 1994 г. и т.д. Особенностью германской правовой практики является особое отношение к экологическому обучению производственного персонала. По действующему законодательству ни один специалист не может быть допущен к должности инженера или мастера производства, если он не сдал экзамен по экологии.
С присущим германским государственным служащим педантичностью работники Федерального ведомства по охране окружающей среды ведут тщательный учет источников экологического права. И по состоянию на 1 января 1995 г. в соответствующем банке данных насчитывалось 12 тысяч наименований законодательных и других правовых нормативных актов федерации и федеральных земель по экологическим вопросам, 2 тысячи наименований правовых актов Европейского союза, действующих на территории Германии, около 340 наименований международных соглашений и договоров, в которых Германия является стороной, а также 5 тысяч решений немецких судов и суда ЕС в области охраны окружающей среды. Кроме того, Центральная специализированная библиотека Федерального ведомства насчитывает 178 тысяч томов главным образом юридической и иной научной литературы с экологической ориентировкой и 1158 наименований журналов по экологически существенным областям знания.
Наряду с Федеральным ведомством по охране окружающей среды в Германии действует Федеральное министерство по окружающей среде и радиационной безопасности. В большинстве федеральных земель также действуют министерства по окружающей среде.


Гос. экологический контроль: понятие, органы, полномочия должностных пиц
Государственный контроль - один из видов государственной административно- правленческой деятельности. Его непосредственные задачи - обеспечение всеми хозяйственными субъектами, гражданами экологических требований законодательства. Контрольная деятельность надведомственна, т. е. ее указания, требования, предписания обязательны независимо от форм собственности и подчиненного хозяйственного субъекта. Функции государственного контроля разделены , использование природных ресурсов осуществляется в рамках единого органа. По закону РФ об охране окружающей природной среды государственный экологический контроль осуществляется правительствами субъектов,
областей, краев, местными органами самоуправления, а также специально уполномоченными на то органами государства в области ООС, сан.-эпидем. надзора.
Нынешняя система специально уполномоченных органов гос. контроля состоит из головного органа (Гос. Ком. Экологии), выполняющего координирующие и контролирующие функции и отраслевых специально уполномоченных органов государственного экологического контроля, ведающих контролем в области охраны промышленных объектов, либо отбельных элементов, входящих в этот объект.
Список полномочий органов г. э. к. Подразделяется на 6 групп:
1. право посещать подконтрольные объекты и знакомиться с документами;
2. требовать устранения отмеченных недостатков и проведения природоохранительных мер в установл. Форме;
3. выдавать разрешение на природопользование. Устанавливать лимиты и нормативы, назначать гос. эк. экспертизу;
4. принимать решение об ограничении, приостановлении, прекращении деятельности экологически вредных объектов, о возбуждении ходатайства о прекрацении их финансирования банками;
5. налагать административн. штрафы в установленн. размере за нарушение природоохранительного законодательства;
6. преъявлять иски о возмещении вреда, причиненного прирдной среде и направлять материалы для привлечения виновных к уголовной ответственности. Контроль - необходимое звено в адм. методах регулирования эколог, отношений. Цель - охрана ОПС путем предупреждения и устранения правонарушений. Формы - информационный (сбор и обобщение информации для передачи ее соотв. органам государства с целью принятия предупредит, или
карательных мер; предупредительный (направлено на предотвращение наступления вредных последствий).
Наряду с контролем используется термин «Надзор». Вопрос о разграничении: в класс. виде надзор выступает как
самост. вид конституционной деятельности, представленной в виде прокурорского надзора. Прокуратура занимается проверкой соответствия воедения граждан юридическим нормам закона. Другие органы контроля (сан-эп. надзор, ветеринарный) помимо контрольных функций наделены правом выдачи разрешений, устанавливающие нормативы , правила, что ничем не отличает их от аналогичн. органов контроля.
Государственная служба наблюдения (мониториг) непосредственными объектами - природной средой, ее состоянием и степенью изменения, гос. контроль направлен на проверку соблюдения законодательства. Гос. контроль проводится от имени государств, а не от имени ведомства.
Производственный контроль - правила выполнения предприятиями общих мероприятий по ООС и ее отд. компонентов. Общий контроль относится к сфере государственного и к области производственного.
Закон об экологической экспертизе. Петров.
Контроль осуществляют уполномоченные государством органы: Минприроды, Госсанэпиднадзор, и т.д.
Закон "Об эпидемиологическом благополучии населения"
Постановление СМ РФ от 24 ноября 1993 г. М 1229 "О создании единой государственной системы экологического мониторинга"
Совет Министров - Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Принять предложение Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, согласованное с заинтересованными министерствами и ведомствами Российской Федерации, о создании Единой государственной системы экологического мониторинга (далее именуется - ЕГСМ).
2. Возложить на Министерство окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации общее руководство деятельностью ЕГСЭМ.
3. Утвердить распределение функций в ЕГСЭМ между центральными органами федеральной исполнительной власти согласно приложению.
4. Министерству охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации совместно с Государственными комитетами Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Государственным комитетом Российской Федерации по социально-экономическому развитию Севера, Комитетом Российской Федерации по геологии и использованию недр, Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству. Комитетом Российской Федерации по рыболовству,
Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей Среды, Федеральной службой лесного хозяйства России, Федеральной службой геодезии и картографии России, Федеральным горным и промышленным надзором России, Комитетом по проведению подводных работ особого назначения при Совете Министров - Правительстве Российской Федерации, Комитетом по водному хозяйству при Совете Министров - Правительстве Российской Федерации, органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга:
разработать и утвердить в 1 квартале 1994 г. основные нормативные документы, определяющие порядок функционирования и развития ЕГСЭМ в целом;
разработать во II квартале 1994 г. комплекс первоочередных мер по совершенствованию деятельности подведомственных служб наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды с учетом требований ЕГСЭМ;
разработать и представить в III квартале 1994 г. на утверждение Совета Министров - Правительства Российской Федерации проект Положения о Единой государственной системе экологического мониторинга.
5. Министерству охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации как государственному заказчику обеспечить разработку во II квартале 1994 г. проекта федеральной целевой программы "Создание
Единой государственной системы экологического мониторинга" с учетом работ по государственной программе 'Экологическая безопасность России" и представить его в Министерство экономики Российской Федерации и Министерство
финансов Российской Федерации.
6. Министерству Российской Федерации по атомной энергии. Министерству обороны Российской Федерации, Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, Министерству топлива и энергетики Российской Федерации, Государственному комитету Российской Федерации по оборонным отраслям промышленности. Комитету
Российской Федерации по машиностроению. Комитету Российской Федерации по металлургии. Комитету Российской Федерации по химической и нефтехимической промышленности в 1994-1996 годах обеспечить внедрение на подведомственных им предприятиях, в организациях и объединениях систем наблюдения и контроля за выбросами и сбросами загрязняющих веществ в окружающую природную среду, а также другими источниками антропогенных
воздействий.
Министерству охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации оказать перечисленным министерствам и ведомствам Российской Федерации методическую помощь при проведении указанных работ.
7. Министерству обороны Российской Федерации, Государственному комитету Российской Федерации по оборонным отраслям промышленности совместно с Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации в целях развития ЕГСЭМ разработать и осуществить в 1994-1996 годах мероприятия по применению средств и систем военной техники для наблюдения за состоянием окружающей природной среды, а также для обеспечения ЕГСЭМ средствами связи.
Председатель Совета Министров -
Правительства Российской Федерации В.Черномырдин.

 

Ответственность за экологические. правонарушения
Виды ответственности за экологические правонарушения
За экологические правонарушения, то есть виновные, противоправные деяния, нарушающие природоохранительное законодательство и причиняющие вред окружающей природной среде и здоровью человека, должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную либо уголовную, гражданско-правовую, материальную, а предприятия, учреждения, организации - административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с настоящим Законом, иными законодательными актами РФ и республик в её составе.
Дисциплинарная ответственность за экологические проступки
1. Должностные лица и иные виновные работники предприятий, учреждений, организаций в соответствии с положениями, уставами, правилами внутреннего распорядка и другими нормативными актами несут дисциплинарную
ответственность за невыполнение планов и мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, за нарушение нормативов качества окружающей природной среды и требований природоохранительного законодательства, с учетом их трудовой функции или должностного положения.
2. Руководители предприятий, учреждений, организаций и иные виновные работники могут быть полностью или частично лишены премий или иных средств поощрения за невыполнение планов и мероприятий по охране природы,
нарушения нормативов качества окружающей природной среды и природоохранительного законодательства.
Материальная ответственность должностных лиц и иных работников, виновных в причинении вреда экологическим правонарушением
Должностные лица и иные работники, по вине которых предприятие, учреждение, организация понесли расходы по возмещению вреда, причиненного экологическим правонарушением, несут материальную ответственность перед
предприятиями, учреждениями, организациями в соответствии с трудовым законодательством.
Юридическая ответственность - один из видов социальной ответственности. Каждому из ее видов , применяемых в сфере ООПС, присущи свои черты. Вместе с тем все виды являются частью общего понятия. Не существует однозначного понятия юридической ответственности, а, следовательно, не существует и однозначного понятия ответственности за экологические правонарушения.
Что касается классификации ответственности, то наибольшее распространение получило деление на виды по ее отраслевой принадлежности: уголовная, административная, гражданско-правовая, материальная, дисциплинарная.
С другой стороны, все виды ответственности в области ООС по основаниям возникновения можно разделить на объективную и субъективную.
К объективной относятся гражданско-правовая ответственность, возникающая по факту причинения вреда при использовании источника повышенной опасности независимо от вины его владельца. Здесь факт причинения вреда - объективное основание ответственности, а норма закона, ее предусматривающая - формальное основание.
Субъективной будет считаться ответственность, возникающая только при наличии у субъекта правонарушения вины как обязательного признака состава правонарушения. С этих позиций вину можно считать субъективным основанием ответственности.
По способам воздействия выделяют ответственность: компенсационную, направленную на возмещение вреда, и репрессивную, реализующуюся в применении наказания.
К компенсационной относится обязанность возместит причиненный вред, предусмотренная нормами гражданского и административного права.
К репрессивным видам относится, в частности, административная, уголовная, дисциплинарная.
Задачами юридической ответственности за экологические правонарушения являются:
–защита общественных отношений в сфере экологии;
–наказание правонарушителя;
–предупреждение совершения новых правонарушений и правонарушений со стороны других граждан;
–воспитание населения в духе уважения к закону и сложившемуся экологическому правопорядку.


 

Проблемы финансирования охраны окружающей среды
В СССР централизованное финансирование природоохранительной деятельности проводилось на уровне 9 - II млрд. руб. за пятилетие. Это значительно ниже тех потребностей, которые необходимо было удовлетворить для решения задачи гармонизации отношений человека и природы.
После суверенизации России строка на охрану окружающей природной среды в федеральном бюджете исчезла. По федеральному бюджету на 1994 г. для нужд охраны окружающей среды государством выделено отдельной строкой 1083 625,9 млн. рублей, что составляет около 1% всех федеральных расходов. Этого, бесспорно, недостаточно, ибо такая сумма не компенсирует ущерб, причиняемый загрязнением окружающей среды, снижением производительности труда в результате отрицательного воздействия окружающей среды.
Закон РФ об охране окружающей природной среды (ст. 17, п. 2) называет несколько источников финансирования охраны природной среды: государственный бюджет, внебюджетные экологические фонды, средства предприятий, учреждений, организаций. С принятием вышеназванного закона местные и республиканские внебюджетные экологические фонды стали рассматриваться существенным источником финансирования экологических затрат. Основную массу денежных отчислений этих фондов по закону должны иметь города и районы, т. е. те поселения, которые в первую очередь испытывают на себе все пагубные последствия загрязнения и разрушения окружающей природы.
Вместе с тем двухлетний (1992 —1993 гг.) опыт использования этих внебюджетных экологических фондов вскрыл и много злоупотреблений и нецелевом расходовании средств. Это снизило материальную заинтересованность предприятий в охране окружающей среды, породило стремление избежать отчислений в эти фонды и в то же время под видом затрат на отчисления в экологические фонды заполучить больше средств из бюджета.
С целью консолидации в республиканском бюджете России всех средств внебюджетных (в том числе и экологических) фондов Указом Президента РФ от 22 декабря все внебюджетные фонды ликвидированы. Поступавшие в них внебюджетные средства перечисляются в государственный бюджет с сохранением их целевой направленности.

 Принципы, объекты, порядок проведения государственной экологическое экспертизы
Экологическая экспертиза основывается на принципах :
1. презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности
2. обязательности проведения экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы.
3. комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной деятельности и последствия.
4. обязательности учета требований экологической безопасности.
5. достоверности и полноты информации, представляемой на экспертизу
6. независимости экспертов.
7. научной обоснованности и объективности заключений экологической экспертизы.
8. гласности, участия общественных объединений, учета общественного мнения.
9. ответственности участников экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.
Объекты государственной экологической экспертизы:
1. проекты нормативно-правовых актов субъектов РФ, реализация которых может привести к негативному воздействию на окружающую природную среду.
2. материалы, предшествующие разработке прогнозов, развития и размещения производительных сил на территории РФ.
3. материалы комплексного экологического обследования участков территорий, для последующего придания им правового статуса особо охраняемых природных территорий РФ.
4. договоры, предусматривающие использование природных ресурсов.
5. все виды градостроительной документации.
6. проекты рекультивации земель
7. проекты схем охраны и использования водных, лесных, земельных и других природныхресурсов, находящихся в ведении субъектов РФ
8. материалы, обосновывающие получение лицензий на осуществление деятельности, способной оказать влияние на окружающую природную среду.
Порядок проведения государственной экологической экспертизы.
Государственная экологическая экспертиза проводится при условии соответствия формы и содержания представляемых заказчиком материалов требованиям настоящего Федерального закона .установленному порядку проведения государственной экологической экспертизы и при наличии в составе предоставляемых материалов.
1.1 Документации, подлежащей экспертизе.
1.2 положительных заключений и (или) согласований органов Федерального надзора иконтроля.
1.3 заключений федеральных органов исполнительной власти по объекту государственной экологической экспертизы.
2.1 Экспертиза проводится при условии ее предварительной оплаты заказчиком документации, подлежащей экспертизе, в полном объеме и в порядке, устанавливаемых специально уполномоченным государственным органом
3.1 Начало срока проведения экспертизы устанавливается не позднее чем через один месяц после ее оплаты.
4.1 Сроки проведения определяются в зависимости от сложности объекта, но не должен превышать 6 месяцев
Экспертиза проводится экспертной комиссией образованной специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы для проведения экспертизы конкретного объекта.


Понятие и виры экологической экспертизы. Место в правовом механизме охраны окружающей среды
Закон "Об экологической экспертизе" 15.11.95
Экологическая экспертиза - установление соответствия намечаемой хозяйственной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду, и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.
Ст. З. Экологическая экспертиза основывается на принципах:
1. презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности
2. обязательности проведения экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы.

3. комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной деятельности и последствия.
4. обязательности учета требований экологической безопасности.
5. достоверности и полноты информации, представляемой на экспертизу
6. независимости экспертов.
7. научной обоснованности и объективности заключений экологической экспертизы.
8. гласности, участия общественных объединений, учета общественного мнения.
9. ответственности участников экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.
Место экологической экспертизы в правовом механизме охраны окружающей среды.
Практика показала, что среди действующих в настоящее время форм контроля за состоянием окружающей природной среды экологическая экспертиза является наиболее эффективной. Ведь она носит предупредительный характер и проводится в подавляющем большинстве до реализации хозяйственных и иных законопроектов. Поэтому рекомендации, сформулированные в заключениях экспертных комиссий, можно выполнить путем внесения соответствующих изменений в проектные решения и плановые задания. Это требует неизмеримо меньше средств, чем в том случае, когда необходимо реконструировать объекты, уже осуществленные в натуре.

Законодательство в области экологической экспертизы.
1. Закон "Об экологической экспертизе" 15.11..95
2. Статья Закона "об охране". Общественная экологическая экспертиза 11.12.91
3. «Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы». Постановление правительства от 11.06.96
4. Акты правительства и Президента. Контроль осуществляет Минприроды РФ и территориальные управления.

Виды экологической экспертизы.
1. Государственная экологическая экспертиза назначается специально уполномоченным органом государства в области охраны окружающей природной среды. Ее выводы обладают силой надведомственного характера, обязательного к исполнению.
• Ведомственная экологическая экспертиза проводится по приказу соответствующего министерства, ведомства. Ее результаты сохраняют силу внутри соответствующей ведомственной структуры, если не противоречат выводам госэкоэкспертизы.
2. Общественная экологическая экспертиза организуется по инициативе общественных объединений и проводится негосударственными органами. Ее заключения носят рекомендательный характер.
• Научная экологическая экспертиза проводится по инициативе научных учреждений, высших учебных заведений или по инициативе научных коллективов и отдельных ученых.

.
36. Понятие юридической ответственности в охране окружающей среды
Экологическая ответственность - экономико-правовой комплекс, соединяющий в себе нормы и соответствующие им отношения по возмещению вреда окружающей природной среде. Сущность состоит в поддержании баланса экономических и экологических интересов в процессе хозяйственной деятельности на основе предупреждения, сокращения и восстановления потерь в природной среде.
Сущность экологической ответственности проявляется в трех функциях:
1. Стимулирующей - наличие правовых и экономических стимулов, понуждающих к охране экологических интересов.
2. Компенсационной - направлена на восстановление потерь природной среды в форме натуральной или денежной компенсации.
3. Превентивной - предупредительно воздействует на поведение контрагента путем применения мер наказания и взыскания ущерба.
Юридическая ответственность наступает по факту правонарушения
1. Эколого-правовая ответственность возникает по факту правонарушения, тем самым вызывая природоохранительные правоотношения.
2. Каждому из правоотношений должна соответствовать санкция (уголовные, административные, гражданские, трудовые и т.д.)
Эти две части должны существовать по принципу синхронности.
Обязательно соблюдение принципа адекватности. Он определяется:
а) характером совершенного;
б) размером причиненного вреда;
в) формой вины причинителя вреда;


 Оценка воздействия на окружающую среду
Понятие и содержание, соотношение государственной экологической экспертизы.
Оценка воздействия на окружающую природную среду проводится в соответствии с действующим законодательством, может проводиться общественными объединениями и организациями, данные оценки воздействия на окружающую природную среду могут быть использованы при проведении государственной экологической экспертизы или же быть использованы как материалы и основания для проведения государственной экологической экспертизы.
Оценкой воздействия на окружающую природную среду, проводимую государственной экологической экспертизой является - заключение государственной экологической экспертизы.
Заключение, ст.18. закона - документ, подготовленный экспертной комиссией содержащий обоснованные выводы о допустимости воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экспертизе.
Оценка воздействия на окружающую природную среду может быть дана вне зависимости от того, будет или нет вестись та или иная хозяйственная деятельность, а заключение государственной экологической экспертизы обязательно.











Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 275.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...