Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Государственный мониторинг окружающей среды




Еще одной из основных государственных функций в области охраны окружающей среды, осуществляемой по единой государственной системе в РФ, является экологический мониторинг. Государственный учет, ведение кадастровых сведений и осуществление мониторинга тесно связаны между собой. Федеральный закон "Об охране окружающей среды" в ст. 1 определяет мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг) как комплексную систему наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов, а государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг) - как мониторинг окружающей среды, осуществляемый органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

Как видно из определения, не без помощи мониторинга осуществляется как ведение государственных кадастров, так и учет негативного воздействия соответствующих источников.

В свое время было принято Постановление Правительства РФ N 1229 от 24 ноября 1993 г. "О создании Единой государственной системы экологического мониторинга". Сегодня оно признано утратившим силу в связи с утверждением Положения об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга) Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2003 г. N 177.

Видами государственного мониторинга являются: фоновый, социально-гигиенический, мониторинг водных объектов, экологический мониторинг состояния внутренних морских вод и территориального моря, мониторинг состояния исключительной экономической зоны, мониторинг атмосферного воздуха, мониторинг состояния недр, мониторинг экологической системы озера Байкал, мониторинг земель, мониторинг мелиорированных земель, мониторинг лесов, мониторинг объектов животного мира, мониторинг радиационно опасных объектов и территорий и ряд других.

Согласно утвержденному Положению об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга) 2003 г. экологический мониторинг включает в себя мониторинг атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, объектов животного мира, уникальной экологической системы озера Байкал, континентального шельфа Российской Федерации, состояния недр, исключительной экономической зоны Российской Федерации, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации.

В зависимости от масштабов системы мониторинг делится на глобальный, региональный, локальный; от уровня измененности человеком окружающей среды - на фоновый и импактный. При этом фоновым является мониторинг при наблюдении за явлениями и процессами, происходящими в окружающей среде, минимально затронутой вмешательством человека, и осуществляется станциями, расположенными в биосферных заповедниках. Импактный - разновидность системы наблюдения за источниками антропогенного воздействия на окружающую среду в специально выделенных зонах, где осуществляется деятельность, связанная с повышенными экологическими рисками (Дубовик О.Л. Экологическое право: Учебник. М.: ТК Велби, Проспект, 2003. С. 227 - 229).

Одними из главных задач, которые решает единая государственная система экологического мониторинга, являются разработка прогнозов социально-экономического развития и принятие соответствующих решений, разработка федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации, целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации и мероприятий по охране окружающей среды в целях наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и за воздействием этих источников на окружающую среду, а также в целях обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды, что предусмотрено, например, ст. 63 Федерального закона "Об охране окружающей среды". Результаты мониторинга хранятся в специальных банках данных.

Мониторинг окружающей среды: правовое регулирование и содержание
Общегосударственную службу мониторинга окружающей среды возглавляет Роскомгидромет России. Согласно положению о нем он осуществляет наблюдение за состоянием атмосферного воздуха, поверхностных вод суши, морской среды, почв, околоземного космического пространства. Роскомгидромет собирает, обобщает, оценивает
информацию и обеспечивает ею государственные органы: министерства и ведомства, население, составляет прогнозы возможных изменений окружающей природной среды и вероятные последствия таких изменений. Информацию заинтересованным организациям Роскомгидромет передает в двух формах: текущей и оперативной.
Служба государственного мониторинга работает на трех уровнях: посты и станции наблюдения по различным регионам страны, где происходит сбор и первичная обработка информации; территориальные, региональные, ведомственные центры обработки информации. Обобщенная информация передается по назначению.
Общегосударственная служба мониторинга окружающей среды входит в систему глобального мониторинга окружающей среды. (ГСМОС)
Общегосударственная служба мониторинга дополняется службами мониторинга по отдельным природным объектам и комплексам. Эта система не имеет организационного единства, однако сведения передаются в Роскомгидромет.
Мониторинг определяется отраслевым природноресурсовым законодательством. Согласно Основам земельного законодательства, мониторинг земель - система наблюдения за состоянием земель с целью выявления их изменения, оценки этих изменений и предупреждения вредных последствий. Мониторинг земель ведется органами Роскомзема.
Лесной мониторинг - представляет собой наблюдение, оценку и прогноз состояния и динамики лесного фонда. Своевременное использование данных лесного кадастра позволяет рационально использовать лес.
Наблюдение за состоянием подземных вод ведется органами Комитета по геологии и использованию недр (Роскомнедра). За поверхностными водами - Росгидромет (головной орган), Роскомводхоз - в части состояния, паспортизации рек и других водных объектов. Гскомсанэпиднадзор - в части охраны здоровья и профилактики возможных заболеваний.
Мониторинг животного мира выполняется органами охоты и охотничьего хозяйства, а в части рыб - Комитетом по рыболовству (Роскомрыболовства).
Основная задача санитарно - экологического мониторинга - наблюдение и контроль Среды обитания человека с целью установления, предупреждения, устранения вредных последствий. Его проводит Госкомсанэпиднадзор РФ.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 256.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...