Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема любви в романе Стендаля «Красное и черное».
Подумайте, какое место занимает в романе Стендаля любовная интрига. Сопоставьте отношения Жюльена с госпожой де Реналь и с Матильдой де Ла Моль. Вспомните другие любовные сюжеты в мировой литературе, сравните с ними любовный сюжет в романе Стендаля.Подумайте о позиции автора и принципах психологизма романа. Прокомментируйте фрагмент из главы VII первой части: Но даже после стольких лет г-жа де Реналь все-таки не могла привыкнутьк этим толстосумам, в среде которых ей приходилось жить. Это-то и было причиной успеха юного крестьянина Жюльена. В симпатии кэтой благородной и гордой душе она познала какую-то живую радость, сиявшуюпрелестью новизны. Госпожа де Реналь очень скоро простила ему и его незнание самых простыхвещей, которое скорей даже умиляло ее, и грубость манер, которую ейудавалось понемногу сглаживать. Она находила, что его стоило послушать, дажекогда он говорил о чем-нибудь обыкновенном, ну хотя бы когда он рассказывало несчастной собаке, которая, перебегая улицу, попала под быстро катившуюсякрестьянскую телегу. Зрелище такого несчастья вызвало бы грубый хохот у еесупруга, а тут она видела, как страдальчески сдвигаются тонкие, черные и таккрасиво изогнутые брови Жюльена. Мало-помалу ей стало казаться, чтовеликодушие, душевное благородство, человечность - все это присуще толькоодному этому молоденькому аббату. И все то сочувствие и даже восхищение,которые пробуждаются в благородной душе этими высокими добродетелями, онатеперь питала только к нему одному. В Париже отношения Жюльена с г-жой де Реналь не замедлили быразрешиться очень просто, но ведь в Париже любовь - это дитя романов. Юныйгувернер и его робкая госпожа, прочитав три-четыре романа или послушавпесенки в театре Жимназ, не преминули бы выяснить свои взаимоотношения.Романы научили бы их, каковы должны быть их роли, показали бы им примеры,коим надлежит подражать, и рано или поздно, возможно, даже без всякойрадости, может быть, даже нехотя, но имея перед собой такой пример, Жюльениз тщеславия невольно последовал бы ему. В каком-нибудь маленьком городке в Авейроне или в Пиренеях любаяслучайность могла бы ускорить развязку - таково действие знойного климата. Апод нашим более сумрачным небом юноша-бедняк становится честолюбцем толькопотому, что его возвышенная натура заставляет его стремиться к такимрадостям, которые стоят денег; он видит изо дня в день тридцатилетнююженщину, искренне целомудренную, поглощенную заботами о детях и отнюдь несклонную искать в романах образцы для своего поведения. Все идет потихоньку,все в провинции совершается мало-помалу и более естественно. Нередко, задумываясь о бедности юного гувернера, г-жа де Ренальспособна была растрогаться до слез. И вот как-то раз Жюльен застал ее, когдаона плакала. - Ах, сударыня, уж не приключилось ли с вами какой беды? - Нет, мой друг, - отвечала она ему. - Позовите детей и пойдемтегулять. Она взяла его под руку и оперлась на него, что показалось Жюльену оченьстранным. Это было впервые, что она назвала его "мой друг".
Литература Андрие Р. Стендаль, или бал-маскарад. М., 1985. Виноградов А.К. Стендаль. М., 1960. Вольперт Л.И. Тема игры с судьбой в творчестве Пушкина и Стендаля («Дубровский» и «Красное и черное») // Болдинские чтения. Горький, 1985. Забабурова Н.В. Стендаль и проблемы психологического анализа. Ростов- на-Д., 1982. Забабурова Н.В. Французский психологический роман (Эпоха Просвещения и Романтизм). Ростов-на-Дону, 1992. Карельский А. В. Метаморфозы Орфея. Вып. 1. М., 1998. Прево Ж. Стендаль / Пер. с франц. Л., 1960. Реизов Б.Г. Стендаль: Годы ученья. Л., 1968. Реизов Б.Г. Стендаль: Художественное творчество. Л., 1978. Реизов Б.Г. Стендаль. Философия истории. Политика. Эстетика. Л., 1974. Фрид Я.В. Стендаль: Очерк жизни и творчества. М., 1967.
Тема 9. Чарльз Диккенс (1812 – 1870), Большие надежды, 1860.
Образы героев романа Диккенса «Большие надежды». Охарактеризуйте приемы, с помощью которых Диккенс создает образы своих героев. Использует ли он иронию, гротеск, гиперболу? Есть ли различия в характеристиках положительных и отрицательных героев? Часто Диккенс выделяет какую-то деталь в облике героя и упоминает ее при каждом новом его появлении: например, мистер Джеггерс распространяет вокруг себя запах душистого мыла. Приведите другие подобные примеры и подумайте, зачем он это делает. Охарактеризуйте юмор Диккенса. Определите, обладают ли герои способностью к развитию, или их характеры лишь раскрываются в ходе действия. Внимательно перечитайте описание рождественского обеда в доме Гарджери в главах IV и V. Обратите внимание, как накладываются друг на друга восприятия и оценки Пипа – участника сцены и взрослого Пипа, рассказывающего свою историю. Эстелла, жестокая девочка (Диккенс, «Большие надежды») Подумайте над образом Эстеллы. Вспомните других «жестоких девочек» в литературе и в кино. Как объясняет Диккенс характер героини? Не связана ли с жестокостью Эстеллы ее притягательность? Прокомментируйте фрагмент из гл. XI (перевод Марии Лорие): Мы быстро шли со свечой по темному коридору, но вдруг Эстелла остановилась и, круто повернувшись, так что лицо ее оказалось вплотную к моему, сказала задорно: – Ну что? – Ничего, мисс, – отвечал я, чуть не налетев на нее с разбегу. Она стояла и смотрела на меня, а я, естественно, смотрел на нее. – Так я красивая? – Да, по-моему, очень красивая. – И злая? – Не такая, как в тот раз. – Не такая? – Нет. Задавая последний вопрос, она вспыхнула, а услышав мой ответ, изо всей силы ударила меня по лицу. – Ну? - сказала она. – Что ты теперь обо мне думаешь, заморыш несчастный? – Не скажу. – Потому что хочешь нажаловаться там, наверху. Так? – Нет, не так. – Почему ты сегодня не плачешь, гаденыш? – Потому что я никогда больше не буду из-за вас плакать, – сказал я. И бессовестно солгал: уже тогда я горько плакал в душе, а сколько мне пришлось выстрадать из-за нее в позднейшие годы, о том знаю я один. После этой задержки мы пошли дальше и, поднимаясь по лестнице, чуть не столкнулись с каким-то джентльменом, который ощупью спускался нам навстречу. – Это кто же у нас тут? – спросил джентльмен, останавливаясь и глядя на меня. – Один мальчик, – сказала Эстелла. Передо мной стоял плотный мужчина, необычайно смуглый, с необычайно крупной головой и такими же руками. Он взял меня своей большой рукой за подбородок и повернул лицом к свету, падавшему от свечи. У него была лысая, не по годам, макушка, черные мохнатые брови упрямо топорщились. Глаза, очень глубоко посаженные, глядели недоверчиво и проницательно, словно видели меня насквозь. Из кармашка у него свисала массивная цепочка от часов, а лицо, там, где росли бы усы и борода, если бы он их не брил, было усеяно черными точками. Это был посторонний для меня человек, я не мог предвидеть тогда, что он будет что-то для меня значить, но случайно мне представилась возможность как следует разглядеть его. – Деревенский мальчик, да? – сказал он. – Да, сэр, – сказал я. – Как же ты здесь очутился? – Мисс Хэвишем за мной послала, сэр, – объяснил я. – Ну, веди себя хорошо. Я кое-что знаю о мальчиках и могу сказать – народец вы неважный. Так помни! – повторил он, строго глядя на меня и покусывая свой длинный указательный палец. – Веди себя хорошо!
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 347. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |