Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Раздел II. Россия в XVII-XVIII вв.




Те м а 1. Смутное время

Понятие «Смута» (мнения историков). Причины, участники, основные этапы, последствия Смуты. Соотношение внутренних и внешних составляющих Смуты.

Тема 2. XVII век: созидательный и «бунташный»

Экономическое развитие: освоение новых территорий, начало формирования всероссийского рынка, развертывание мануфак­турного и мелкотоварного производства.

Государственное строительство при первых Романовых. Становление абсолютизма. Соборное уложение 1649 г. Сословная структура российского общества. Правовое положение, жизнь и быт сословий. Социальные движения в XVII в. Государство и церковь. Церковный раскол. Ереси.

Внешняя политика России в XVII в.: на западных и южных рубежах, Дальнем Востоке. Расширение территории российского государства в XVII в.

Культура России в XVI—XVII вв. Сословный характер куль­туры. Развитие литературных жанров (публицистика, эписто­лярный жанр, сатира). Начало книгопечатания. Образование. Архитектура: традиции и европейские веяния; московское ба­рокко. Начало секуляризации культуры в XVII в.

Тема 3. Россия в XVIII в.: становление империи

Реформы Петра I: предпосылки, мероприятия, методы прове­дения. Северная война и ее итоги.

Административные • реформы. Укрепление абсолютизма. Подчинение церкви светской власти. Социальная политика. Про­возглашение империи.

Перемены в культурной жизни. Реформы и общество. Народные выступления в первой четверти XVIII в. Оценки пет­ровских преобразований современниками и историками.

В середине века. Дворцовые перевороты: причины, события, последствия. Социальная политика власти (расширение привиле­гий дворянства, усиление крепостничества, поддержка торговли). Россия в системе международных отношений в 1725—1762 гг.

Россия во второй половине XVIII в. Екатерина II: правитель­ница и личность. Просвещенный абсолютизм: идеи и политиче­ская практика. Уложенная комиссия. Административные рефор­мы. Экономическая и социальная политика; «золотой век» дво-

рянства. Народные движения; восстание под предводительством Е. И. Пугачева.

Правление Павла I (оценки историков).

Внешняя политика России в 1761—1801 гг. Завоевание выхо­да к Черному морю, присоединение Крыма. Участие в разделах Польши. Походы в составе антифранцузской коалиции (1799).

Культура России во второй половине XVIII в. Развитие науки и образования. Идеи Просвещения в литературе и искус­стве. Становление национального театра. Стили в художествен­ной культуре: от барокко к классицизму. Деятели культуры.

Раздел III. Россия в XIX в.

Тема 1. Россия в первой половине XIX в.

Внутренняя и внешняя политика Александра I в начале века. Попытки проведения реформ. Отечественная война 1812 г.: ос­новные события, итоги. Воздействие Отечественной войны и за­граничного похода 1813—1814гг. на развитие национального и общественного самосознания. Выступление декабристов: цели, главные события и их участники, итоги.

Ужесточение политического курса при Николае I. Кодифи­кация законов империи. Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в. Начало промышленного пере­ворота. Крестьянский вопрос и попытки его решения.

Власть, общество, личность в России в николаевскую эпо­ху. Теория официальной народности. Взгляды на пути развития страны: охранители, славянофилы и западники, сторонники со­циалистических учений.

Внешняя политика в царствование Николая I: подавление освободительных движений в Европе; войны против Персии и Турции, Кавказская война. Крымская война (1853—1856).

Культура России в первой половине XIX в. Развитие образо­вания. Научные открытия и достижения. Литература: художест­венные течения, писатели и их творчество. Театр, его обществен­ное звучание. Стили в изобразительном искусстве, архитектуре. Художники и их творчество. Отражение роста национального са­мосознания в художественной культуре.

Тема 2. Пореформенная Россия (1860—1890-е гг.)

Реформы 1860—1870-х гг.: предпосылки, подготовка, основ­ные преобразования (крестьянская, судебная, земская, военная, городская реформы). Значение реформ (оценки современников и историков).

Экономическое развитие страны в пореформенный период, изменения в социальной структуре общества. Особенности рос­сийской модернизации. Реформы СЮ. Витте.

Консерваторы, либералы и радикалы в пореформенный пери­од. Начало рабочего движения. Контрреформы.

Народы Российской империи в XIX в. Присоединение Казах­стана и Средней Азии. Национальная политика самодержавия.

Внешняя политика России во второй половине XIX в. Балканский кризис и русско-турецкая война 1877—1878гг. Россия в системе военно-политических союзов в конце XIX в.

Развитие культуры во второй половине XIX в. Распространение образования, демократизация культуры в пореформенные деся­тилетия. Открытия российских ученых и их вклад в развитие мировой науки и техники. Достижения литературы и искусства. Академизм и передвижники. Ужесточение государственной по­литики в сфере образования в конце века.

Итоговое обобщение

 

Региональный компонент государственного стандарта среднего общего образования Архангельской области

Базовый уровень.

Изучение истории направлено на реализацию следующих целей:


1)освоение знаний о важнейших событиях, явлениях и процессах в истории родного края в их взаимосвязи с историей страны;
2)развитие способности понимать историческую действительность, определять своё отношение к фактам реальной истории края;
3)овладение методами научного познания (конспект, систематический анализ исторической информации), формирование умения работать с различными источни­ками информации регионального содержания;
4)применение знаний и представлений о социальных нормах и ценностях, ис­торически сложившихся на территории Архангельского Севера (края), Поморья, для жизни в поликультурном, полиэтническом, многоконфессиональном обществе, толе­рантного отношения к представителям других наций, народов, культур.





Содержание.

Древний Север
Северные территории в конце эпохи оледенения. Ледник и последствия его отсту­пления. Периодизация истории Русского Севера. Известные археологические п мятники Архангельского Севера. Названия племен и их расселение по территории области.
Основные занятия (охота, собирательство, рыболовство, морской промысел, начало обработки металла). Орудия труда. Техника и приемы обработки каменных орудий труда. Жилище. Зарождение первобытного искусства и религиозных верова­ний (святилища, могильники, лабиринты, дольмены, сейды, тотемы и их изображе­ния). Археологи Севера.

Архангельский Север в период Средневековья XII-XV вв.
Коренные народы Севера. Территориальное деление северных территорий. За- волочье, Подвинье, Двинская земля, Терский берег, Югра. Колонизация Северных территорий. Волны колонизации.
История борьбы за Двинскую землю (Новгород - Москва) и ее финал в 1478 г. Холмогоры - административный центр края. Роль монастырей в освоении Севера.
Ушкуйники, ушкуй, волок, «рыбий зуб», «мягкая рухлядь», ясак, фактории.
Дмитрий Донской, Иван Калита, Марфа Борецкая, Василий Дмитриевич.

Архангельский Север в составе Российского государства XVI - XVII вв.
Административно-территориальное деление Севера. Складывание пяти природ­но-экономических зон. Управление и самоуправление на Севере. Первые переписи.
Сельское хозяйство на территории Поморья: общее и особенное. Основные формы землевладения на Севере. Начала хозяйственной специализации отдельных регионов. Основные центры хозяйственной специализации. Промысловая деятель­ность северян, виды промыслов. Хозяйственный уклад поморской семьи.
Архангельск. Возникновение северного форпоста государства. Первые воево­ды. Крупнейшие посады, крепости, остроги северного края и их значение: Каргополь, Сольвычегодск и другие.
Крупнейшие монастыри Севера и их роль в экономической и культурной жиз­ни. Северная иконопись и летописи. Церковный раскол и его проявления на Севере. Старообрядчество. Соловецкое восстание (сидение).
Торговые связи с европейскими государствами. Миграционные процессы. Исход.
Северяне в освоении Сибири и Дальнего Востока. Роль северян в освоении Си­бири и Дальнего Востока. Север в эпоху Смуты. Иноземная опасность и оборона По­морья на рубеже XVI - XVII вв.
Иван Грозный, Ричард Ченслер, Зосима и Савватий, Волохов-Залешанин, Деж­нев, Хабаров, Атласов, А. Никитин.

Волость, уезд, деревня, погост.

Архангельский Север в составе Российской империи XVIII - нач. XX вв.
Царь - реформатор и его воля. Роль Петра I в развитии Севера. Первые верфи («Новоманерные» суда). Губернское управление. Северная война. Новодвинское сра­жение. Иван Рябов. «Государева дорога».
Экономическое развитие. Неравное соперничество.
М.В. Ломоносов - становление гения. М.В. Ломоносов в памяти потомков.
Северяне в войне 1812 г. Бородинское сражение. Багратионовы флеши (Архан­гельский и Двинской пехотные полки. Пожертвования).
Декабристы и Русский Север (Север как место ссылки декабристов).
Реформа Киселева и ее значение для Севера. Крестьянская реформа 1861 г., по­ложение крестьянского населения в дореформенный период.
Малоземелье, отходничество. Изменения в структуре производства (лесопиле­ние - ведущая отрасль). Рост роли иностранного капитала. Расслоение крестьянства. Формирование промышленной буржуазии и пролетариата. Рост торговли. Первые предприниматели. Акционерные компании.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 228.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...