Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с нормативными документами:
· Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. с последующими изменениями;
· Федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования по истории (приказ Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004 г.);
· Примерная программа среднего (полного) общего образования по истории. Базовый уровень// Вестник образования 2004, № 17
· Авторская программа Алексашкиной Л.Н. «Всеобщая История, История России » для общеобразовательных учреждений 10-11 классы М.: Мнемозина 2013
· Региональный компонент общего образования Архангельской области. История. Архангельск 2006 г. Департамент образовании и науки администрации Архангельской области, АО ИППК РО
· Методическое письмо АО ИППК «О преподавании истории и обществознания в 2010 - 2011 учебном году»
Место предмета
Программа по изучению истории в 10 классе рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).Основные содержательные линии рабочей программы реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их синхронно-параллельное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Изучение каждого из этих курсов основывается на проблемно-хронологическом подходе с приоритетом учебного материала, связанного с воспитательными и развивающими задачами, важного с точки зрения социализации школьника, приобретения им общественно значимых знаний, умений, навыков.
Цели и задачи изучения курса истории:
Цели изучения и содержание курсов истории в современной школе определяются государственными образовательными стандартами как совокупность достижений, наиболее значимых для образования, воспитания и личностного развития школьников. В стандартах конца XX — первого десятилетия XXI в. эти достижения обозначались с помощью различных категорий: знаний и умений, ценностных приоритетов, личностных качеств, компетентностей учащихся и др. В соответствии с названными нормативными документами в настоящей программе комплексно излагаются задачи изучения и базовое содержание курсов истории, а также требования к подготовке старшеклассников.
Задачи изучения курса.Встарших классах общеобразовательной школы предполагается изучение истории на более высоком уровне, чем в основной школе. При этом приоритетное значение имеют следующие задачи:
— формирование у старшеклассников целостных представлений о мировой истории, роли в ней России и населяющих ее народов; знакомство с элементами философско-исторических и методологических знаний;
— осознание учащимися своей социальной идентичности, принадлежности к определенной государственной, культурной, этнонациональной общности; воспитание гражданственности; активное восприятие молодыми людьми демократических и гуманистических ценностей современного общества;
— развитие способностей анализировать и оценивать события прошлого и настоящего с позиций историзма, определять и аргументировать свое отношение к ним;
— овладение навыками работы с разнообразными источниками исторической информации, поиска и обобщения информации для решения познавательных, исследовательских задач;
— социализация учащихся в современном мире на основе понимания его исторически сложившегося многообразия и необходимости конструктивного диалога между представителями различных социальных групп и культур;
— подготовка старшеклассников к дальнейшему продолжению образования в высших учебных заведениях гуманитарного профиля и привитие им навыков самообразования.
Объектом изучения на старшей ступени, так же как и в основной школе, являются основные вехи исторического развития
России и других стран мира. Однако характер работы с материалом меняется. Предполагается более систематизированное и углубленное, чем на предшествующей ступени, рассмотрение исторических эпох, их ключевых процессов и явлений. Курсы 10— 11-го классов строятся в соответствии с проблемно-хронологическим или проблемным принципом. При этом предусматривается широкое привлечение исторической литературы и источников. Школьники знакомятся с существующими в исторической науке версиями и оценками, анализируют документы, учатся определять и аргументировать свое отношение к событиям прошлого и современности и их участникам. Так они осваивают методы исторического познания.
Более высокий по сравнению с основной школой уровень анализа истории в 10—11-м классах предполагает сопоставительное рассмотрение процессов и явлений всеобщей и отечественной истории. В их числе социально-экономические и политические отношения в странах Европы и на Руси в раннем Средневековье, политическая раздробленность и формирование централизованных государств, отношения светской и церковной власти, история сословно-представительных органов, становление абсолютизма, индустриализация и др. Особое значение имеет характеристика нашей страны в контексте всемирной истории XX — начала XXI века.
Основное содержание
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ
ВведениеИстория как знание и наука. История в системе гуманитарного знания. Предмет и функции исторической науки. Источники сведений о прошлом человечества. Методы исторического познания.
Историческое время и пространство. Периодизация исторического процесса, ее основания. Концепции истории человечества. Место отечественной истории в контексте всемирной истории.
Раздел I. Древнейшая и древняя история
Тема 1. Первобытный мир изарождение цивилизаций
Периодизация древнейшей истории. Первобытность. Теории происхождения человека. Природное и социальное в человеке. Материальная культура первобытного общества. Духовный мир первобытного человека. Неолитическая революция. Присваивающее и производящее хозяйство. Переход от первобытности к цивилизации.
Тема 2. Древний Восток
Цивилизации Древнего Востока (Египет, Междуречье, Восточное Средиземноморье, Индия, Китай): историческая карта, периодизация. Общинное и государственное хозяйство. Социальные группы и сословия в древних обществах, статус личности, рабство. Власть, государство. Восточные деспотии. Представления древних людей об окружающем мире. Возникновение и распространение религиозных и этических учений (буддизм, конфуцианство, иудаизм). Культурное наследие древневосточных обществ.
Те ма 3. Древняя Греция. Древний Рим
Древняя Греция и Древний Рим: карта, этапы развития. Города как экономические, политические и культурные центры. Древнегреческие полисы. Государство, общество и личность в странах античного мира. Античная демократия. От республик к империям. Держава Александра Македонского. Эллинизм. Римская империя. Римский мир и варвары. Падение Западной Римской империи.
Религиозные верования и мифология в античных обществах. От язычества к монотеизму. Возникновение и начало распространения христианства. Культурное наследие античного мира, его значение для современности.
Раздел II. История Средних веков
Тема 1. Раннее Средневековье
Средние века: понятие, хронологические рамки, периодизация.
Великое переселение народов. Германские и славянские племена в Европе. Синтез позднеримских и варварских начал в европейском обществе раннего Средневековья. Становление
христианской цивилизации: Западная Европа, Византия, Русь. Раннесредневековые государства в Европе.
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 210.
stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...