Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Группы давления как способ воздействия на государственную политики.
Группа давления — общественное объединение, активно добивающеесяудовлетворения собственных интересов с помощью целенаправленноговоздействия на структуры политической власти.Понятие “группа давления” раскрывает динамику превращения социально-групповых интересов, возникающих в гражданском обществе, в политическийфактор. Группы давления — формальные объединения граждан с четковыраженной организационной структурой, устоявшимися функциями ипрофессиональным кадровым аппаратом (профсоюзы, церкви и т.д.).Группы давления в связи с их относительно жесткой организационнойструктурой могут оказывать большое воздействие на политическую жизньстраны, которое по силе нередко превосходит влияние политическихпартий. Известны случаи, когда могущественныепрофсоюзы или объединения предпринимателей заставляли правительствоотступать перед своими требованиями. С этой целью они применялиразличные формы и методы политического давления:пропагандистские кампании в средствах массовой информации, забастовки,пикеты, шествия, митинги и т.п.Типичные способы воздействия групп давления на государственные органы:— непосредственное выдвижение своих членов в состав представительных иисполнительных органов власти, а также в качестве функционеровуправленческого аппарата;— участие членов группы в работе парламентских комиссий и подкомиссий,в межведомственных комитетах и службах;— поддержание личных контактов с членами парламента, правительства,прочими чиновниками и т.д.Эффективность деятельности группы давления во многом зависит отресурсов, которыми она располагает (собственность, информация,квалификация и опыт, культурное влияние, национальные и религиозныесвязи и пр.).В отличие от политических партий, цель которых — завоевание власти,назначение групп давления заключается в оказании влияния на политику, встремлении поддержать или помешать принятию конкретных решенийгосударственными органами.Профессиональные союзы, ассоциации предпринимателей, союзыкооператоров, потребителей, добровольные общества и другие общественныеобъединения представляют собой разновидность групп давления. Группамидавления можно считать и традиционно присутствующие в политике иполитической деятельности тайные общества и организации (напримермасоны, и т.п.).Присутствие групп давления в политической жизни, с одной стороны,умножает число косвенных субъектов политики, является своеобразнымдополнением к многопартийности, расширяя плюрализм, а с другой стороны,создает условия для сращивания наиболее мощных групп давления сбюрократическими и партийными группировками, усиливает корпоративныетенденции в политической системе общества.
Становление и развитие политических партий, организаций и движений в современной Украине.
Становление политических партий и общественных движений в Украине происходит очень сложно. Длительный экономический кризис, крах предыдущих общественных идеалов, которые разделяла значительная часть населения нашего государства, приводят к стремительному росту социальной напряженности в обществе, дискредитируют в глазах определенной категории граждан политические ценности.
В настоящее время в Украине сложилась достаточно парадоксальная ситуация, когда только зарегистрированной политической партии насчитывается уже сверх 100, но ни одна из их нет достаточного влияния в общегосударственном масштабе.
Одна из причины этого – негативный образ партий в массовом сознании.
В настоящее время в политической жизни Украины условно можно выделить пять главных направлений дифференциации деятельности политических объединений, исходя из их отношения к:
1) идеи государственной независимости.
2) исторического пери ода перестройки Украины в составе России и СССР
3)самой нынешней России
4)формы гос-го устройства, организации власти и политического режима
5)целей, форм и методов проведения рыночных реформ;
В развитой стране партии уже давно перестали быть выразителями интересов определенных классов или социальной группы. Вообще постиндустриальные общества отмечаются послаблением социальной конфликтности, упадком интереса к классовой ценности и ростом, – к ценности общечеловеческой.
можно сделать такие выводы, что анализ программных положений партии, организации и движений, свидетельствует, что большинства из их еще не имеют серьезную концепцию, направленную на стабилизацию общества, выход его, из кризиса, не говоря уже о перспективе продвижения по пути прогресса. Важным элементом развития политических процессов в Украине должно стать завершение правового оформления многопартийности. Принят Верховной Радой Закон Украины “Об объединении граждан” является лишь первым шагом на этом пути.
Основные научные подходы изучения и характеристики политических систем.
Институциональный подход ориентирован на изучение политических институтов: государства, его органов, правительственных программ и других средств регулирования политической деятельности, политических партий и иных общественных организаций. Сравнительный подход направлен на сравнительный анализ различных политических систем (разных стран), а также элементов этих систем: парламентов, партийных и избирательных систем, форм правления и политических режимов. Исторический подход основан на изучении политических явлений в их развитии. Социологический подход направлен на выяснение зависимости политических процессов от развития общества в целом, от его социальной структуры, от системы экономических отношений, от идеологии и политической культуры общества. Нормативно-ценностный подход - выяснение значения для общества тех или иных политических процессов, их роли в повышении благосостояния общества, в реализации свободы и справедливости. Системный подход - политическая система рассматривается в своей организации как целостная и саморегулирующаяся. Функциональный подход - анализируются те конкретные механизмы, которые позволяют политической системе достигать самосохранения и приспособления к окружающей общественной среде. Функционально-структурный анализ исходит из рассмотрения политической системы общества в качестве целостной системы с взаимосвязанными элементами. Бихевиористский подход основывается на рассмотрении политической системы, как организма, функционирующего по своим законам, имеющего свою внутреннюю логику развития. Антропологический подход базируется на обосновании политики природой человека. Также в политологии широко используются эмпирические приемы анализа: анкетирование, наблюдение, анализ статистического материала. Существуют и два общих концептуальных методологических подхода - диалектика и синергетика (предполагает, что каждая частная ситуация создает свои собственные причинно-образующие факторы, которые не всегда вписываются в известные закономерности).
|