Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Конспект урока истории, 8 «А»  класс




«Культура России второй половине XIX века»

Цели урока:

Предметные:

1) углубить знания обучающихся о вкладе деятелей русской культуры в мировую культуру;

2) сформировать представление обучающихся об особенностях русской культуры второй половины XIX века;

Метапредметные:

 А) коммуникативные:

1) умение обучающихся работать в парах;

2) умение излагать свое мнение и аргументировать его;

3) создавать устные и письменные ответы (заполнение таблиц)

Б) познавательные:

1) находить информацию в различных источниках (текст учебника);

2) обобщать, делать выводы;

Тип урока: урок изучения нового материала

Формы работы обучающихся: самостоятельная работа, беседа;

Необходимое техническое оборудование:

проектор,

интерактивная доска

Ход урока

Организационный момент:

Учитель: Прозвенел звонок, и мы начинаем наш урок. Здравствуйте, садитесь. Сегодня мы с вами рассмотрим культуру XIX века, а именно литературу, музыку, изобразительное творчество и архитектуру.

Я желаю вам рабочего настроения, уважительного отношения к ответам одноклассников. Я уверена, у нас всё получится.

Постановка цели, мотивация:

Учитель: Для начала вспомним, что такое «культура» и от каких факторов зависит это явление?

Примерные ответы: «Культура – это совокупность духовных и материальных ценностей, созданных человеком в определенные эпохи» или «Культура, это явление, которое несет отпечаток исторической эпохи» и т.д.

 (учащиеся высказывают свою точку зрения, аргументируют ее и приходят выводам о влиянии экономических и политических реформ 60-70-х годов, событиях общественной жизни на духовное развитие российского общества).

Учитель: А теперь давайте сформулируем тему сегодняшнего урока

Примерные ответы: «узнать основные направления в творчестве художников, писателей», «понять, чем отличается культура второй половины XIX века», «какие жанры живописи, архитектурные стили присущи культуре второй половины XIX века, какой вклад в культуру внесли писатели» и т.п.

Учитель (формулирует проблему урока):

· сформировать представления о роли литературы в общественной жизни России;

· дать характеристику творчеству писателей;

· выяснить основные направления в русском изобразительном искусстве.

· ознакомиться с новыми явлениями в архитектуре и музыке, театре и т.п.

Актуализация знаний:

Учитель: ребята, давайте вспомним основных деятелей культуры начала XIX века и направления их деятельности, обратите внимание на экран

(Работа со слайдом, ученики вспоминают основных деятелей культуры по блокам «музыка», «литература», «живопись», «театр», обсуждают)

Изучение нового материала:

Учитель: Молодцы! А теперь приступим к изучению нового для нас материала.

Открываем учебники на стр. … . Ваша задача – заполнить данную таблицу «Русская литература второй половины XIX века» (слайд)

Проверка самостоятельной работы. Учитель организует беседу

Учитель: Вы хорошо поработали, умницы. Итак, мы с вами разобрали основных представителей литературы конца XIX века, выяснили, какие нравственные проблемы они задевают в своем творчестве и как оно влияет на общественную жизнь в России во второй половине XIX века.

А сейчас давайте ознакомимся с изобразительным творчеством и таким замечательным явлением как театр. Послушайте…

Учитель рассказывает необходимый материал по данной теме, а именно по изобразительному искусству и театру второй половины XIX века.

Учитель: Попрошу вас ответить на следующие вопросы

Какие новые представления о целях и задачах живописи, ее роли в общественной жизни сложились в России во второй половине XIX века?

С чем связано появление объединения художников передвижников. Что их объединяло? Кто входил в состав Товарищества?

Обобщение и систематизация знаний, закрепление материала:

Учитель: А сейчас мы с вами проверим, насколько хорошо вы поняли пройденный материал. Вам предлагается решить тест.

Решение теста «Культура во второй половине XIX века»

Учитель: Меняемся бланками и проверяем

Проверка контрольного тестирования

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Учитель: Вы большие молодцы, очень хорошо поработали на сегодняшнем уроке. Открываем дневники и записываем домашнее задание.

Записывают домашнее задание, разбирают сообщения.

Рефлексия

Учитель: Ребята, ответьте мне на вопрос – что нового вы узнали сегодня, с какими деятелями культуры познакомились?

Понравилось ли вам сегодняшнее занятие?

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Для урока-игры

Проспект Литераторов

Текст (на карточках)

Для лит-ры т. врем. характ. дух облич-ва, прист. интер. к жизни прост. чел., стремление найти пути и ср-ва борьбы с порок. общ-ва. Наиб. ярк. прим. обличит. лит-ры явл. творч-во Мих.Евграф. Салт.-Щедр.. Смешн., но одноврем. страшн. предстает Рос. в произвед. велик. сатирика (Губерн. очерки , «Истор. 1 города », «Господа Головл.»,   «Помпадуры и -дурши») . Худ. прием, котор. польз писатель, - гротеск.

Произвед Фед. Мих. Дост-ого (« Бедн. люди », «Преступл-е и наказ.», «Братья Карам-вы», «Идиот », «Униж. и оскорб-ые») раскрыв. мир чел. страд., трагедию бесправн. и униж. личн.

Ко 2/2 XIX в. относ. расцвет творч-ва Льва Ник-ча Толст. Его ген. ром. «Война и мир», «А. Карен.», «Воскр-ие », повести, рассказы, драм. nроизв. с потряс.худ. силой раскр. сложн. движ-я челов души, вынос. беспощ. пригов. морали, нравам,  устоям, цар. в выс. общ-ве.

С кон. 70-х гг. начин. литерат. деят-ть Ант. Пал. Чех. (авт «Вишн с.», «Толст. и тонк.», «Чайки» и др.). Чех. герои - мелк. чин-ки, разор. двор., провинц интел-ия, студенты, задавл. жизненными пробл, глубоко страд-ие от равнодушия и непон. окруж-их.

Рус. лит-ра 2/2 XIX в. пыталась дать обобщ. портр. героя своего врем., чел. действ., не жел. мир-ся с сущ. действит-ю. В лит-ре появ. нов. герои - интеллигенты, нигилисты, профес.  революц-ры. 

 

Восстановленный текст

Для литературы того времени были характерны дух обличительства, пристальный интерес к жизни простого человека, стремление найти пути и средства борьбы с пороками общества. Наиболее ярким примерам обличительной литературы является творчество Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Смешной, но одновременно страшной предстает Россия в произведениях великого сатирика (Губернские очерки , «История одного города », «Господа Головлевы», «Помпадуры и помпадурши») . Художественный прием, которым пользуется писатель, - гротеск.

Произведения Федора Михайловича Достоевского («Бедные люди», «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Идиот», «Униженные и оскорбленные») раскрывают мир человеческих страданий, трагедию бесправной и униженной личности. 

Ко второй половине XIX в. относится расцвет творчества Льва Николаевича Толстого. Его гениальные романы «Война и мир», «Анна Каренина» , «Воскресение », повести, рассказы, драматические произведения с потрясающей художественной силой раскрывают сложнейшие движения человеческой души, выносят беспощадный приговор морали, нравам, устоям, царившим в высшем обществе.

С конца 70-х гг. начинается литературная деятельность Антона Павловича Чехова (автора «Вишневого сада», «Толстого и тонкого», «Чайки» и др.).  Чеховские герои - мелкие чиновники, разорившиеся дворяне, провинциальная интеллигенция, студенты, задавленные жизненными проблемами, глубоко страдающие от равнодушия и непонимания окружающих.

Русская литература второй половины XIX в. пыталась дать обобщенный портрет героя своего времени, человека действия, не желающего мириться с существующей действительностью. В литературе  появились новые герои - интеллигенты, нигилисты, профессиональные революционеры. 

 

 

Картинная Галерея

Карточки с репродукциями

1. Перов «Тройка»

2. Суриков «Боярыня Морозова»

3. Васнецов «Богатыри

4. Репин «Бурлаки на Волге»

Музыкальный переулок










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 220.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...