Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Использование игровой деятельности на уроке





 

Выполнила: студентка 2 курса факультета истории, политических наук и культурологи группы ПОДб-2202-58-00 очной формы обучения Козлова Юлия Дмитриевна _________________________/подпись/

Научный руководитель: канд. педагог. наук, доцент кафедры педагогики  Конышева Алия Вазиховна

_________________________/подпись/


 


 

Оглавление

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы использования игровой деятельности на уроке. 7

1.1. Исторический аспект использования игровой деятельности в педагогической науке и практике. 7

1.2 Педагогические условия использования и этапы проведения игровой деятельности на уроке. 16

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по использованию игровой деятельности на уроке. 27

2.1. Разработка и проведение урока с применением игровой деятельности. 27

2.2. Анализ эффективности педагогических условий использования игровой деятельности на уроке. 33

Заключение. 38

Библиографический список. 39

Приложения


Введение

В современном обществе наблюдается тенденция быстрого развития науки и техники, увеличивается объем информации, скорость ее поступления и обработки. Происходят кардинальные изменения всех сфер общественной жизни, не является исключением и образование.

В настоящее время образование нацелено на формирование сильной и конкурентоспособной личности, готовой к самостоятельному решению жизненно важных задач. Немалое внимание уделяется развитию творческих способностей и социальной активности. Для этого ребенок должен усвоить ряд ключевых компетенций, таких как способность к исследованию, самореализации, критике и осмыслению собственного продукта деятельности, эффективной коммуникации и так далее.

Как известно, активизация данных способностей и их формирование происходит непосредственного на уроке с участием педагога. И здесь возникает проблема - как заинтересовать ребенка во время образовательного процесса, как привить ему необходимые знания, умения и навыки и раскрыть его потенциал.

 Учение является основным видом деятельности школьника. Несмотря на то, что учение - это серьезный труд по усвоению необходимой информации и компетенций, не исключено введение в него игровых технологий, в частности дидактических игр. Феномен игры с давних пор исследовался психологией, педагогикой и методикой обучения. Е. И. Приблуда указывает следующих деятелей, разрабатывающих данную проблему в отечественной педагогике и психологии: П.П. Блонский, К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин, в зарубежной - Ж. Пиаже, 3. Фрейд, Й. Хейзинг и другие. В их трудах исследована и обоснована роль игры в процессе развития личности, её основных психических функций, а также в процессах социализации, т.е. в усвоении и использовании человеком общественного опыта [15].

Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Игра – универсальная форма взаимодействия учителя с учеником и один из эффективных способов активизации деятельности школьника. Она многофункциональна: через нее передается социальный опыт; в ней ребенок получает возможность проявить свою активность, взаимодействуя с окружающим миром; в ней высвобождаются творческие силы, невостребованные в учебной работе [14].

Но основной задачей игры в современном образовательном процессе является повышение интереса учащегося к исследуемому предмету, дополнительная мотивация школьника. Кроме того, игровые формы обучения перспективны не только как средство оживления урока, но и как метод, с помощью которого педагог ускоряет, уплотняет и оживляет процесс практического усвоения знаний и навыков учащихся. Согласно ФГОС общего образования, одним из условий реализации данной программы является как раз таки использование современных образовательных технологий деятельностного типа, позволяющих повышать эффективность усвоения обучающимися знаний и учебных действий[1].

Игра – весьма неоднозначное явление. С одной стороны, она делает процесс усвоения материала более интересным, задачи предстают в форме игровых условий и ребенок решает их с удовольствием. С другой стороны, чрезмерное применение игровых технологий грозит постепенным отказом от традиционных форм урока. Процесс превращения любого предметного материала в игровой уже получил название «геймификации»[6].

Таким образом, весьма актуальной становится проблема применения игровых технологий в учебном процессе.

Тема исследования - использование игровой деятельности на уроке.

Цель исследования - разработать и апробировать педагогические условия использования игровой деятельности на уроке.

Объект исследования - процесс использования игровой деятельности;

Предмет исследования - педагогические условия использования игровой деятельности на уроке

Гипотеза исследования заключается в предположении, что использование игровой деятельности в образовательном процессе повысит понимание и запоминание пройденного на уроке материала.

Задачи исследования:

1. Проанализировать историческое развитие использования игровых технологий на уроке в педагогической науке и практике.

2. Определить педагогические условия использования игровой деятельности на уроке.

3. Разработать урок с применением игровой деятельности.

4. Провести анализ эффективности педагогических условий применения игровой деятельности на уроке.

Теоретическая база:

Проблема применения игровой деятельности в образовательном процессе как способа активизации деятельности учащихся, методологические аспекты использования игровой деятельности на уроке изучали в своих работах А.Ф.Абуков [2], А.П.Панфилова [13], И.С.Сергеева [19], Н.К.Янковский [26]; игровая теория культуры была рассмотрена И.Хейзингом [23], теория духовного развития ребенка и его воспитания в игре - Н.П.Аникеева [3], А.С.Макаренко [10], К.Д.Ушинский [22]. Педагогические концепции, раскрывающие содержание игровой деятельности как одной из современных образовательных технологий представлены в работах Т.М.Михайленко [12], Е.Л.Репринцевой [17], Г.К.Селевко [18] и др.

Методы исследования:

¾ теоретического уровня: анализ, обобщение, сравнение;

¾ эмпирического уровня: тестирование;

¾ математические: регистрация данных и шкалирование результатов.

Научная новизна исследования заключается в обобщении накопленного материала по данной теме и построению на его основе урока с применением игровой деятельности, позволяющего ученикам лучше запомнить данный на уроке материал.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработаны конспекты уроков; выделены и апробированы педагогические условия использования игровой деятельности на уроке.

База исследования – МКОУ СОШ с УИОП №2 им. А. Жаркова г. Яранска, Яранский район, Кировская область. В исследовании принимали участие учащиеся 8 «А» и 8 «Г» классов, в количестве 42 человек.

 


Глава 1. Теоретические основы использования игровой деятельности на уроке.

1.1. Исторический аспект использования игровой деятельности в педагогической науке и практике

Игра - одно из замечательных явлений жизни, деятельность как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Именно игра на протяжении всей истории человечества, с самых незапамятных времен существенно влияла на развитие способностей индивида, заложенных самой природой, помогала выработать в себе определённые физические навыки и волевые качества, формировала лучшие черты характера и даже отношение к жизни.

К изучению и толкованию феномена игры обращались представители разных научных школ и направлений, начиная с древних философов. Каждая из отраслей научного знания усматривала в игре что-то свое. Так, в философских исследованиях 90-ых годов обнаруживается тенденция рассмотрения игры как «формы действительности», как «выражения определенного отношения», как «модуса действительности» (а не деятельности, несущей целенаправленно воспитательный и формирующий характер). В педагогике и психологии игра рассматривается как главный вид деятельности детей дошкольного возраста и сопутствующий - детей школьного возраста, эффективно выполняющий функции социализации личности, адаптации ребенка в окружающей среде, развивает коммуникативные навыки ребенка. Изучению этих сторон игры посвящены работы отечественных психологов Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна и др. С точки зрения социологии игра представляет собой спонтанный творческий акт, ведущий человека к полной и абсолютной самореализации [17].

Голландский философ и культуролог И. Хейзинга в своём труде «Homo Ludens» («Человек играющий») описал значение игры в развитии человеческой культуры. Он полагал, что культура является формой игры, и порождена не трудом, а игрой радующегося и наслаждающегося человека. «Потребность играть становится настоятельной лишь постольку, поскольку она вытекает из доставляемого игрой удовольствия». С точки зрения Хейзинги, игра - есть основа культуры [23].

Игровые технологии изучал также психолог Д.Б. Эльконин. Он считал игру проявлением потребности ребенка быть взрослым и действовать как взрослые и выделял четыре основные линии влияния игры на психическое развитие ребёнка: развитие мотивационно-потребностной сферы ребёнка; преодоление познавательного «эгоцентризма» ребёнка; развитие умственных действий; развитие произвольности действий (произвольных движений). Другой известный психолог - В.С.Мухина, - считает, что с помощью игры можно эффективно развивать произвольное внимание и произвольную память ребенка [2].

Но что же такое «игра» в педагогике? В «Педагогическом словаре» дается следующее понятие: «Игра – это форма организации деятельности, которая осуществляется в условных ситуациях и направлена на освоение социального опыта. Игра многофункциональна: через нее передается социальный опыт, в ней ребенок получает возможность проявить свою активность, взаимодействуя с окружающим миром; <…> в ней высвобождаются творческие силы, невостребованные в учебной работе». Кроме того, игра облегчает педагогам психологическую диагностику ребенка, позволяет определить его эмоциональное состояние, особенности темперамента, характера, интересы, также помогает регулировать и корректировать отношения между детьми и т.д. [14].

Один из самых знаменитых педагогов СССР А. С. Макаренко так писал о явлении игры: « Есть еще один важный метод - игра. Я думаю, что несколько ошибочно считать игру одним из занятий ребенка. В детском возрасте игра - это норма, и ребенок должен всегда играть, даже когда делает серьезное дело. …У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь - это игра…»[10].

Г.К. Селевко дает следующее определение игры: «Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением» [18].

Дидактическая игра, т.е. та, которая непосредственно включается в процесс обучения, в целом имеет схожее понятие, за исключением лишь того, что целью применения дидактических игр становится формирование необходимых качеств, умений, навыков и улучшение усвоения знаний.

Сам термин «дидактические игры», под которым понимались специально создаваемые или приспособленные для целей обучения
игры, впервые ввели М. Монтессори и Ф. Фребель. Игры,
которые они предлагали, были предназначены для детей дошкольного возраста. Но постепенно они стали проникать и в начальную школу, принимая сначала форму игровых приемов в обучении. В России только в 1960-е гг. начала распространяться формула «учение с увлечением», пропагандируемая C.JI. Соловейчиком. Она раскрывала и другие стороны
учения, которое есть труд, но труд по своей сути радостный, потому что приобщает к новому, неизведанному, интересному. Последователи Соловейчика доказывали, что обучение может быть по-настоящему развивающим, трудным, но при этом увлекательным, что оно может сочетать и рациональное, и эмоциональное [5.].

Большим поклонником игры являлся К. Д. Ушинский. Он утверждал, что для ребенка игра - это «действительность и действительность гораздо более интересная, чем та, которая окружает. Интересна она для ребенка потому, что понятнее, а понятнее потому, что отчасти есть его собственное создание. В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов. В действительной жизни дитя не более как дитя, существо, не имеющее еще никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни; в игре же дитя - уже зрелый человек. Оно пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями» [22].

А. С. Спиваковская в своем труде «Воспитание игрой» так же говорит о большом влиянии игры на становление и развитие зрелой личности. « В игре», - отмечает Спиваковская, - «дети овладевают навыками и умениями, знаниями. Только в игре осваиваются правила человеческого общения. Вне игры не может быть достигнуто полноценное нравственное и волевое развитие ребенка, вне игры нет воспитания личности. Вот почему даже самые простые вопросы: почему дети играют; когда впервые возникла игра; как игра влияет на развитие ребенка - стали предметом серьезных исследований в педагогике и психологии» [21].

В последние годы проводились и до сих пор проводятся исследования игры, связанные с ее педагогическим использованием как эффективной технологии на уроке. Авторами данных исследований являются: Т.М. Михайленко [12], Е.И. Приблуда [15], И. С. Сергеева [19], С.А. Шмаков [25] и др.

По мнению многих исследователей, игра имеет большое значение в воспитании, обучении и психическом развитии детей. Она дает возможность робким, неуверенным в себе детям преодолеть свои комплексы и нерешительность. Игру можно использовать для обучения абсолютно всему, и результаты часто бывают выше, чем при других видах учебной работы [19]

Педагоги - практики обращаются к игре, как методу дополнительной активизации учащихся во время образовательного процесса. Подтверждение применению игровой деятельности на уроке можно увидеть как на учебно-методических сайтах для педагогов, так и в печатных изданиях – журналах «Педагогическая копилка», «Педагогика» и др.

О применении игр на уроке и их роли в процессе обучения пишет Л.Р. Шайхетдинова: «В процессе игры интеллектуально пассивный ребенок способен выполнить такой объем работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации. Игра создает особые условия, при которых может развиваться творчество.<…> Для обучения важно, что игра является классическим способом обучения действием. В игре органично заложена познавательная задача» [24].

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

• в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

• как элемент более общей технологии;

• в качестве урока или его части (введение, контроль);

• как технология внеклассной работы [6].

Актуальность применения дидактической игры также отмечает Н.Е. Бархинцева: «Важной задачей школы становится развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Развить подобные умения поможет дидактическая игра, которая служит своеобразной практикой для использования знаний, полученных на уроке и во внеурочное время» [4].

Дидактическая игра может способствовать изменению эмоциональной обстановки и атмосферы на уроке, оживляя работу класса, снимая напряжение, влияя на настрой учащихся на работу и усвоение информации. Но нельзя забывать, что дидактическая игра - это не развлечение, а учебный процесс. В последнее время игра  превратилась в весьма распространенную форму деятельности. Мы видим масштабную кампанию по внедрению игровых технологий в учебный процесс. Но так ли это хорошо? А.В. Боровских резонно замечает, что в последнее время игру стали применять повсеместно и бездумно, речь идет о «фальсификации игры» как об искажении материала, преподаваемого ученикам и излишнего применения игровых технологий (так называемый процесс «геймификации») [6].

Для того, чтобы правильно использовать игровые технологии в образовательном процессе, необходимо знать, что такое игра, ее компоненты, виды, а также каковы ее цель и задачи в педагогическом процессе.

Для начала выясним, каковы наиболее значимые ее составляющие компоненты. Л.П. Борзова определяет два компонента игры:

· деятельность, понимаемая как важнейшая форма проявления жизни человека, его активного отношения к окружающей действительности; в этой деятельности развиваются психические процессы, формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер;

· условность, которая понимается как признак отражения действительности, указывающий на нетождественность образа и его объекта. В нашем случае, имеется в виду такая деятельность, которая осознается как «невзаправду», «понарошку»[5].

Необходимым условием применения игровой деятельности на уроке является определение цели того или иного игрового урока. Г.К. Селевко выделяет целый спектр целевых ориентаций:

· дидактические – расширение кругозора, познавательная деятельность, формирование определенных навыков, умений, компетенций и т.д.;

· воспитывающие – воспитание самостоятельности, воли, эстетических позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма;

· развивающие – развитие памяти, внимания, речи, мышления, развитие мотивации к учебной деятельности и т.д.;

· социализирующие – приобщение к нормам и ценностям общества; стрессовый контроль и саморегуляция; обучение общению [18].

Таким образом, задачи игровой деятельности, осуществляемой педагогом, могут быть следующими:

· развитие коммуникативных качеств у детей в игре;

· развитие воображения как основы творческой деятельности;

· развитие у детей образного внимания, памяти и т.п.;

· организация индивидуальных и коллективных игр в процессе занятий, упражнений, творческих игровых заданий и так далее [19].

Кроме того, важной задачей игровых технологий является включение обучаемых в поиск решения социально-психологических и управленческих проблем, типичных для реальной профессиональной деятельности. Обучаемые, проигрывая разнообразные должностные и личностные роли (руководителя, педагога, методиста, маркетолога, оппонента, клиента и пр.), осваивают их, осознают целесообразность их поведения в той или иной ситуации. Во время игры или тренинга принимаются управленческие решения в соответствии с заданной ролью. А поскольку интересы для разных ролей не совпадают, то игрокам зачастую приходится принимать решения в конфликтной ситуации, следовательно, происходит освоение функции управления конфликтом [13].

В современной педагогической литературе изложен достаточно широкий спектр подходов к классификации игр. Особый подход в классификации педагогических игр был сделан Г.К. Селевко. Он классифицировал игры по следующим параметрам:

· по области деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные психологические);

· по характеру педагогического процесса(обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие, воспитательные, развивающие, репродуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические и иные);

· игровой методике (предметные, сюжетные, деловые, ролевые, имитационные, драматизации);

· предметной области(математические, химические, исторические и т.д.);

· игровой среде (уличные, на местности, с применением компьютерных технологий, настольные и др.).

С.А. Шмаков предлагает иную классификацию, он выделяет три группы игр:

1) предметные игры детей-дошкольников, как манипуляция с игрушками и предметами. Через игрушки-предметы дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, людей и т. д.

2) игры творческие, сюжетно-ролевые в которых сюжет- форма интеллектуальной деятельности. Более показательны в этом плане «игры-путешествия».

3) игры, которые используются как средство развития познавательной активности детей и подростков,- это игры с готовыми правилами и обычно называемые дидактическими [25].

Исходя из исследования литературных источников по данной теме, мы можем сказать, что использование игровой деятельности рекомендуется многими учеными и педагогами-практиками.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Однако возникшая в средневековье
авторитарная и рассудочная система образования стала опираться исключительно на рациональную дидактику.
Игра в такой школе была редчайшим исключением. Постепенно утвердилось мнение, что учение - это тяжелый труд, предполагающий естественное принуждение, без которого невозможно продвижение в познании. Во всем мире такая картина просуществовала до конца XIX столетия [5].

Игровые технологии, специально приспособленные для целей обучения, впервые были введены Ф.Фребелем и М.Монтессори. Со временем, дидактическая игра, сначала применяемая лишь в случаях с детьми дошкольного возраста, стала проникать и в начальную школу.  "Учение с увлечением" стало распространяться и в России, всерьез этим явлением занялись Н.П.Аникеева, К.Д.Ушинский и др.

На данный момент, применение игровой деятельности на уроках продолжает оставаться одним из актуальных вопросов педагогики. Игра является упражнением по формированию самостоятельности, инициативности, коммуникативного общения, она создает равные, конкурентные условия деятельности ребенка, позволяя ему наиболее полно раскрыть свой потенциал. Кроме того, применение игровых технологий предполагает высокую заинтересованность школьников в процессе обучения, повышает их мотивацию.


 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 301.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...