Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема: Философия об обществе и его историческом развитии.




(занятие в диалоговом режиме с элементами дискуссии)

1.  Философский анализ общества как самоорганизующейся системы.

 

2. Формационная и цивилизационная модели исторического развития.

3. Основные характеристики информационного общества.

4. Футурология о будущем человечества (Дискуссия: «Какой мир человечество способно создать: однополярный или многополярный?).

Рекомендации по подготовке к семинарскому занятию

При подготовке ответа на первый вопрос следует использовать как текст лекции и разделов учебных пособий по теме, так и сделать некоторые выписки из рекомендуемых к изучению первоисточников для усиления его аргументации.

Второй и третий воспросы занятия предполагают обращение также и к тексту лекции, соответствующим разделам учебных пособий, но и создание таблицы, содержащей сравнительную характеристику ключевых черт неклассических философско-исторических концепций. Это предполагает подготовку выписок из ряда рекомендованных для изучения этих концепций публикаций. В частности, для получения оценок «хорошо» и «отлично» при обсуждении второго вопроса нужно воспользоваться текстами источников – работой К.Маркса и Ф. Энгельса, в которой излагаются основы формационного подхода, и трудами Н.Я. Данилевского или Н.А. Бердяева, равно как иных представителей цивилизационной школы. На основе их текстов необходимо выявить примеры отличий этих двух концепций по следующим позициям: 1) закономерности исторического процесса; 2) движущие силы истории; 3) схема исторического развития; 4) субъект исторического движения; 5) направленность и смысл истории.

Ответ на четвертый вопрос занятия предусматривает подготовку небольших тезисов выступления по проблеме футурологической дискуссии, опираясь как на текст лекции и разделы учебников по данной теме, так и на выписки из ряда рекомендованных для изучения публикаций.

Базовые публикации:

Бердяев Н.А. Смысл истории. – М.: Мысль, 1990. – 175 с.

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М.: Книга, 1991. – Гл. 4, 5.

Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения в 3-х тт.; Т. 3. Немецкая идеология. – М.: Политиздат, 1955. – С.18–78; URL: http://filosof.historic.ru.

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. – URL: http://filosof.historic.ru.

 

Дополнительная литература

Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. – М., 1994.

Антюшин С.С. Основы философии. – М.: РИОР: ИНФРА-М: РАП, 2010. – 411 с.

Артановский С.Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур. – Л., 1967.

Белл Д. Грядущее информационное общество. – М., 1999.

Бранский В.П., Пожарский С.Л. Глобализация и синергетическая философия истории //Общественные науки и современность. – 2006. – № 1. – С. 109-120.

Васильева Л.Н. Философия развития цивилизаций //Социально-гуманитарные знания. – 2005. – № 1. – С.108-119.

Воронина Т.П. Информационное общество: сущность, черты, проблемы. – М., 1995.

Горелов А.А. Основы философии: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. – М.: Academia, 2012. – 320с.

Гречко П.К. Концептуальные модели истории. – М., 1995.

Гуревич А.Я. Теория формаций и реальность истории //Вопросы философии. – 1990. – № 11.

Дергачева  Е.А. Философия техногенного общества. – М.: ЛЕНАНД, 2011. – 214 с.

Емелин В.А. Технологические соблазны информационного общества; предел внешних расширений человека //Вопросы философии. – 2010. – № 5. – С. 84-90.

Ерасов Б.С. Проблемы теории цивилизации //Новая и новейшая история. – 1995. – № 6. – С. 181-185.

Иноземцев В.Л. Вестернизация как глобализация и "глобализация" как американизация // Вопросы философии. – 2004. – № 4. – С. 58-69.

Оруджев З.М., Кузнецова Т.В. Культура и цивилизация //Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. – 2005. – № 2. – С. 82-102.

Основы философии. Учебник для студентов средних специальных учебных заведений / Л.В. Жаров, Т.П. Матящ, Е.Е. Несмеянов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. – 320 с.

Попкова, Н.В. Глобальные проблемы современности и технологическое развитие // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. – 2005. – № 1. – С. 96-106.

Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М.: Политиздат, 1992. – 543 с.

Социальная философия: Хрестоматия /Сост. Г.С. Арефьева и др. – М.: Высшая школа, 1994.

Тойнби А.Дж. Цивилизация перед судом истории. – М., 1995.

Торгашев Г.А. Основы философии: Курс лекций. – М.: РАП, 2007. – 377 с.

Тоффлер Э. Третья волна – URL: http://royallib.ru/book/toffler_elvin/tretya_volna.html.

Уткин А.И. Американская стратегия для 21 века. – М., 2000.

Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее: Последствия биотехнологической революции /Пер. с англ. М.Б. Левина. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2008. – 349 с.

Шефель С.В. Личность постиндустриальной эпохи как феномен социокультурного синтеза (Социально-философское исследование). Монография. – М.: Соц.-гуманит. знания, 2002. – 280 с.

Шпенглер О. Закат Европы. Всемирно-исторические перспективы. Т. 2. – М., 1998.

Ясперс К. Смысл и назначение истории /Пер. с нем. – М., 1994.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 486.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...